БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
  • ср
    23
  • чт
    24
  • пт
    25
  • сб
    26
  • вс
    27
  • пн
    28
  • вт
    29
  • ср
    30
  • чт
    31
  • пт
    01
  • сб
    02
  • вс
    03
  • пн
    04
  • вт
    05
  • ср
    06
  • чт
    07
  • пт
    08
  • сб
    09
  • вс
    10
  • пн
    11
  • вт
    12
  • ср
    13
  • чт
    14
  • пт
    15
  • сб
    16
  • вс
    17
  • пн
    18
  • вт
    19
  • ср
    20
  • чт
    21
  • пт
    22
  • 23
  • вс
    24
  • пн
    25
  • вт
    26
  • ср
    27
  • чт
    28
  • пт
    29
  • сб
    30
  • вс
    01
  • пн
    02
  • вт
    03
  • ср
    04
  • чт
    05
  • пт
    06
  • сб
    07
  • вс
    08
  • пн
    09
  • вт
    10
  • ср
    11
  • чт
    12
  • пт
    13
  • сб
    14
  • вс
    15
  • пн
    16
  • вт
    17
  • ср
    18
  • чт
    19
  • пт
    20
  • сб
    21
  • вс
    22
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
ОБЩЕНИЕ
 
Запомнить
мой рейтинг
2
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
Состоит в клубе:
Россия, Москва
Состою в сообществах (18)
Участников: 28
Сообщений: 6
Обновлено:
20.10.2014 15:21
Участников: 4
Сообщений: 0
Обновлено:
Участников: 3
Сообщений: 10
Обновлено:
21.02.2015 03:38
Участников: 9
Сообщений: 0
Обновлено:
Участников: 5
Сообщений: 1
Обновлено:
05.06.2014 09:19
Мои друзья (59)

автолимерики (83)

рейтинг
1
24.10.11 | 23:45

Автокомпрессия


МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕТАЛЛОЛОМА Когда скульптору Сезару предложили изваять французский аналог голливудского «Оскара», он ответил: «Лучше я вам сделаю «Сезара». Созданный им к церемонии 1976 года увесистый бронзовый брусок, вручаемый ежегодно в Париже лучшим кинематографистам, носит с тех пор его имя.
Кинотрофей выполнен в той же изобретенной Сезаром технике «направленной компрессии», что и прославившие его гигантские кубы из сплющенных каркасов автомобилей. Облеченные в геометрическую форму, сгустки искореженного железа выглядят как результат вселенской автокатастрофы или как зародыш неведомого механического существа, ждущего своего часа, чтобы проклюнуться к новой жизни. В своих «автокомпрессиях» Сезар словно спрессовывал энергию десятков лошадиных сил, мощь и скорость, достижения технологии и дизайна, тысячи километров пройденных дорог. На гранях скульптуры, где можно разглядеть собранное в гармошку цветное крыло или смятый обод колеса, оставался след от былой истории и красоты железного мустанга.

Автокомпрессия

Идея сооружать скульптуры из железного лома пришла Сезару, когда он увидел американский электрический пресс, крошивший автомашины со свалки. Свои первые «компрессии» весом в тонну Сезар выставил в парижском Весеннем Салоне 1960 г. Они вызвали скандал. Критики усмотрели в огромных автобрикетах провокацию в стиле неодадаизма и манию саморекламы. «Они думали, что я делал это ради того, чтобы обо мне заговорили», — вспоминал скульптор, признавая тем не менее: «Конечно, когда ты являешься в Салон с такими агрессивными экспонатами, это способ плюнуть всем в лицо, и, по правде говоря, мне этого хотелось».
Своими «компрессиями» Сезар откликнулся на манифест группы «Новых реалистов» (Арман, Кляйн, Тэнгли, Райсс, Вильгле, Кристо), которые, каждый на свой лад, старались придать художественный облик предметам повседневной жизни. Критик Пьер Рестани, основавший группу, окрестил Сезара «современным глашатаем индустриального фольклора».
Спрессованные скульптуры Сезара немедленно стали очередной парижской модой. Тогдашняя светская львица виконтесса де Ноай, гордившаяся своим, единственным на весь Париж, советским «ЗИЛом», пожертвовала его Сезару для «компрессии». Тот вернул ей лимузин в форме грандиозного «омлета», потерявшего девять десятых объема, зато ставшего в качестве произведения искусства в тридцать раз дороже. Даже Понтус Халтен, признанный гуру современного искусства и первый директор Центра Помпиду не колеблясь отправил под пресс Сезара свой новенький «вольво».
Сам Сезар с возмущением отказывался видеть в изобретенной им технике погоню за экстравагантностью: «В конце концов, я — скульптор в самом академическом смысле этого слова. Прессом пользуюсь для создания своих работ, как другие ваятели — резцом или молотком».
В самом деле, он обратился к «неблагородному» материалу — металлическому лому и к необычной технике — гидравлическому прессу не от хорошей жизни. В суровое послевоенное десятилетие вечная нехватка денег заставила его отказаться от традиционных мрамора и бронзы и искать вдохновение в груде железного лома — брошенных автомобилях, холодильниках и заводских отходах: «…их можно было найти где угодно и купить за гроши». В отправленных на свалку обыденных вещах он обнаружил своеобразную поэзию. Это уже потом критики найдут в его работах протест против общества потребления и выражение отчуждения индивидуума в индустриальную эпоху. Можно сказать, что причиной того, что Сезар стал «Микеланджело металлолома», была нужда.
Нужда стояла у его колыбели. Сезар Бальдаччини родился в Марселе 1 января 1921 года. Его дед, уроженец Тосканы, как многие итальянцы, в конце XIX в. отправился за счастьем во Францию, считавшуюся оазисом благополучия. Он держал маленькое бистро в портовом квартале Марселя, где торговал сигаретами поштучно. Отец Сезара стал бондарем. Детство мальчика прошло в нищем эмигрантском гетто. Он рано впрягся в работу: помогал отцу мастерить бочки и подрабатывал у мясника. Школу бросил в 12 лет, не получив никакого аттестата. «В сущности, я — абсолютный самоучка», — охотно признавался Сезар.
Однако человек с имперским именем Цезарь не мог не стремиться к иной участи. Когда его дядю, ретушера у фотографа, хозяин направил на вечерние курсы художественной школы, туда же привела 15-летнего Сезара его мать. «Первый скульптор, о котором я услышал, был Микеланджело. Родители знали о нем, потому что он был тосканцем, как и мы». Сезару повезло: его учителем на курсах оказался Корню, работавший в свое время в мастерской Родена.
В 1943 г., в разгар Второй мировой войны, Сезар перебрался в Париж, где поступил в Высшую школу изящных искусств, — тридцать лет спустя его пригласят туда уже в качестве преподавателя. Он нашел себе прибежище в здании бывшего борделя, который был передан в распоряжение студентов, — помещение располагалось над студией Альберто Джакометти, где Сезар встречался с Кокто, Сартром, Пикассо, ставшим его другом.
«Чтобы выжить, — вспоминал он, — я торговал на черном рынке и вообще перебивался, как мог. В то время все мое имущество состояло из куртки и чемодана. Меня выручали приятели, они приглашали меня на ужин, а я оставался ночевать». В художественной школе он провел более 10 лет во многом, по его словам, из-за дешевой студенческой столовой. В 32 года он был там самым старым студентом.

Сезар Бальдаччини со своими «Cезарами»

«В школе мы сооружали скульптуры с металлическим каркасом. Я очень быстро понял, что внутренняя железная конструкция привлекает меня гораздо больше, чем окружающая ее глина. Иногда я даже специально увеличивал размеры каркаса, из-за чего в скульптуре образовывались пустоты, как в работах Гаргалло, которые я видел на фотографиях». Кроме Пабло Гаргалло, Сезар испытал влияние Хулио Гонзалеса и, конечно, Пикассо — именно они показали, какой неожиданный метафорический потенциал можно найти в промышленных отходах.
Для своих первых скульптур в начале 1950-х гг. Сезар начал подбирать на свалках железный утиль: трубы, болты, металлические прутья. «У меня не было миллионов, чтобы заказывать отливки своих моделей в литейном цехе». Газовая сварка на заводе Вильтанез, где он договорился изготавливать свои работы, позволила ему соединять железную проволоку, куски рельсов и труб в фантастические фигуративные и полуабстрактные изваяния животных, птиц, насекомых. Из немыслимых железных обрезков он сооружал человеческие фигуры без рук и головы, с дырой вместо живота, облепленные сгустками, наподобие лавы. «Хотя я получил классическое академическое образование, мои представления изменились, когда я начал работать с железным ломом. Я погрузился в заводской мир, где научился говорить со вторичным металлом на его собственном языке».
На заводе Вильтанез Сезар трудился 12 лет начиная с 1952 г. В 1990 г. в память о том времени он поставит перед мэрией этого парижского предместья свою скульптуру «Венера Вильтанезская».

У Сезара к 1954 г. набралось уже достаточно работ для персональной выставки в парижской галерее, где он показал свой железный зверинец и был награжден призом за скульптуру «Рыба» длиной в 3 м. Спустя год его первая экспозиция в парижском Весеннем Салоне принесла неожиданный и ошеломляющий успех: все экспонаты были проданы, а его пригласили участвовать в Венецианской биеннале 1957 г., где отвели зал во французском павильоне.
С 1958 г. Сезар начал создавать прославившую его серию «направленных компрессий» из частей разбитых автомобилей и мотоциклов. Скульптор часто перемешивал детали разных кузовов, чтобы контролировать цветную поверхность своих работ и добиваться нужной композиции и колорита. Он использовал и другие материалы, пуская под пресс алюминиевые банки из-под сока и пива, картон, каталоги, деревянные корзинки, джутовые мешки, джинсы и ткани. В 1971 г. Сезар замахнулся на ювелирные изделия. К этому времени он стал уже так знаменит, что парижские дамы выстраивались в очередь, чтобы вручить для его «компрессий» свои фамильные драгоценности — он превращал их в крошечные спрессованные кубики, которые они с восторгом носили на шее.
Переход Сезара от академизма к абстракциям закономерен: этот стиль лучше отражал неустойчивый послевоенный мир, чем его прежние фигуративные изображения. Его интерес к новым технологиям, стремление понять логику новых материалов постоянно подталкивали к неожиданным экспериментам. Открыв для себя пантограф — прибор, дающий многократное увеличение, — Сезар занялся муляжами фрагментов человеческого тела, начав с собственного большого пальца, растиражированного во многих экземплярах.
В серии под названием «Отпечатки» скульптор увеличивал части тела на пантографе, а затем отливал их в бронзе. Гигантский запечатленный в бронзе палец Сезара возвышается на эспланаде Дефанс в престижном квартале парижского Сити. Такое же изваяние есть и на юге — не мог же уроженец Марселя не оставить своего отпечатка в родном городе. Его «Палец» воздвигнут в Сеуле, где по случаю Олимпийских игр 1988 г. Сезар поставил шестиметровый монумент.
В качестве следующего муляжа Сезар воспроизвел грудь танцовщицы из кабаре Crazy Horse диаметром в 5 м и высотой в 2,5 м. Получив заказ от Военной академии в Сент-Сире, Сезар решил, что духу армейского ведомства больше соответствует сжатый кулак, и соорудил его там в 1970 г. из нержавеющей стали весом в семь тонн. Эту серию Сезар завершил муляжами собственного лица, масками-автопортретами. На этом он остановился, хотя, реши он двинуться дальше, его ждала бы обширная программа.

Палец

Эпоху «Отпечатков» сменили изваяния из текучей смолы — полиуретана, материала, который имеет свойство расширяться. Поэтому Сезар назвал серию работ из полиуретановой пены «Экспансии». «Я как-то увидел, как приятель заделывает смолой пробоину в днище лодки. Застывая, она становилась прочнее дерева. Я понял, что такому материалу можно придать любую форму». С 1967 года Сезар начинает проводить серию «хэппенингов», сооружая на глазах у собравшейся публики свои «экспансии». Полиуретановая пена текла из-под его рук, как каша из постоянно варившего горшка, располагаясь причудливыми волнами и застывая в неожиданных формах. На эти представления собирались толпы почитателей не только во Франции, но и в Лондоне, Брюсселе, Риме. В Салоне 1967 г. он впервые выставил свою «Большую оранжевую экспансию» из цветного пластика, похожую на раскаленный вулканический поток. Последние работы из этой серии Сезар создавал из расплавленного стекла на фабрике в Нанси.
Слава скульптора стремительно росла. Он регулярно выставляется в музеях Европы, Америки, Японии, получает многочисленные премии и награды: серебряную медаль в Брюсселе, премию Карнеги в Америке, престижную премию Родена во Франции. Франсуа Миттеран вручает ему Орден Почетного Легиона, а японский император — эквивалент Нобелевской премии в области искусств «вместе с чеком на 60 тысяч, не облагаемых налогом, не считая официального лимузина с шофером и французским флажком на крыле».
В 1983 г. для парка Фонда Картье в Жуи-ан-Жозас Сезар создал скульптуру в память Эйфеля, там же спустя три года воздвиг одну из последних своих монументальных «компрессий» под названием «Чемпионы», спрессованную из четырех гоночных машин «пежо», потерпевших аварию во время ралли. Последний такой монумент — настоящая гора из разбитых автомашин весом в 520 тонн — десять лет спустя на биеннале в Венеции стала главным экспонатом французского павильона.

Кентавр

В 1985 г. по заказу парижской мэрии в память о Пикассо Сезар установил своего знаменитого «Кентавра» высотой почти в 5 м в квартале Сен-Жермен, отдав долг великому испанцу, под влиянием которого он находился многие годы. Бронзовый «Кентавр» с бородатой головой самого Сезара, несмотря на современную манеру исполнения, напоминает античную конную статую Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме.
Сваренные из металлического утиля скульптуры по выразительности остаются вершиной его творческой судьбы. Недаром он часто возвращался к ним, показав на коллективной выставке на Елисейских полях в 1996 г. гигантского «Рэмбо» — железного монстра на роликах с распахнутыми крыльями, покрытыми пластинами, наподобие черепицы, а затем в зале аэропорта Руасси — одну из необычных птиц на роликах («Смешная Фанни») из металлолома, которая демонстрировалась там вместе с работами других «новых реалистов». Скульптор предвосхитил повальное увлечение французов роликами, на которых вскоре покатили по улицам и млад и стар, и даже полицейские.

Смешная Фанни (Fanny Fanny)

Став знаменитым, Сезар приобрел вкус к светской жизни. Весь Париж знал этого невысокого человека, с библейской бородой, в неизменном черном бархатном пиджаке, появлявшегося на богемных сборищах под руку со своей молодой подружкой. Их разделяло 50 лет, и она оставалась музой скульптора до последних дней его жизни. Быть может, предчувствуя скорый конец, Сезар посетил в 1997 году Тоскану, землю своих предков.
Исполнилось уже десять лет со дня его смерти, но каждый год на церемонии вручения «Сезара» вся киношная рать приветствует его: «Аве Цезарь!»

автор текста Алла Грачева

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (0)
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры


Автопарк (0)
Наши города
Абакан (2) Алма-Ата (2) Альметьевск (7) Ангарск (2) Андреаполь (2) Апатиты (1) Армавир (2) Архангельск (1) Астрахань (7) Байконур (1) Балашиха (3) Барнаул (36) Белгород (7) Бийск (30) Бишкек (1) Благовещенск (1) Богородск (2) Бологое (16) Братск (1) Бронницы (5) Брянск (1) Валга (1) Великий Новгород (2) Вельск (1) Верхний Тагил (1) Витебск (1) Вичуга (6) Владивосток (2) Владикавказ (1) Владимир (5) Волгоград (3) Воронеж (7) Выборг (1) Вязники (1) Гаврилов Ям (1) Геленджик (6) Горно-Алтайск (2) Гродно (3) Детройт (9) Дмитров (6) Днепропетровск (1) Дубна (8) Егорьевск (11) Екатеринбург (15) Женева (12) Жуковский (1) Зеленоград (1) Златоуст (2) Иваново (2) Ижевск (3) Иркутск (19) Истра (2) Йошкар-Ола (15) Казань (34) Калининград (20) Калуга (13) Кандалакша (3) Катайск (2) Кашира (1) Кемерово (4) Кемь (1) Керчь (1) Киев (3) Киров (8) Клин (1) Коломна (7) Конаково (1) Кондопога (1) Копьяпо (1) Королев (1) Костомукша (4) Кострома (6) Красногорск (59) Краснодар (8) Красноярск (4) Курган (1) Курск (1) Кызыл (1) Кыштым (2) Лас-Вегас (25) Липецк (1) Лиски (1) Лос-Анджелес (9) Лотошино (1) Магадан (1) Магнитогорск (3) Майкоп (4) Мантурово (1) Мезень (2) Минеральные Воды (3) Минск (2) Минусинск (1) Можайск (7) Москва (121) Муравленко (2) Мурманск (4) Нальчик (1) Наро-Фоминск (3) Нарткала (1) Нарьян-Мар (1) Невьянск (1) Нижневартовск (9) Нижнеудинск (2) Нижний Новгород (26) Новокузнецк (4) Новоорск (2) Новороссийск (3) Новосибирск (33) Новый Уренгой (1) Норильск (3) Ноябрьск (2) Нью-Йорк (12) Обнинск (4) Омск (2) Орел (6) Оренбург (1) Орехово-Зуево (3) Осташков (1) Павловск (4) Павловский Посад (4) Пангоды (1) Париж (5) Партизанск (1) Пекин (2) Пенза (7) Переславль-Залесский (2) Пермь (8) Прокопьевск (1) Пушкино (7) Пушкино (3) Пыть-Ях (4) Пятигорск (5) Радужный (5) Рига (3) Рождество (1) Ростов Великий (2) Ростов-на-Дону (11) Рубцовск (1) Рязань (5) Сальск (4) Самара (10) Санкт-Петербург (19) Саранск (3) Саратов (2) Сатка (2) Севастополь (3) Серпухов (2) Симферополь (15) Смоленск (3) Снежинск (1) Сочи (5) Ставрополь (4) Старый Оскол (1) Суздаль (3) Сургут (16) Сызрань (2) Сыктывкар (8) Таганрог (2) Талдом (1) Тверь (41) Токио (5) Тольятти (14) Томск (13) Тула (11) Тюмень (9) Углегорск (2) Улан-Удэ (5) Ульяновск (10) Уппсала (1) Уральск (2) Уссурийск (3) Усть-Баргузин (1) Уфа (3) Феодосия (1) Ханты-Мансийск (7) Харьков (2) Чапаевск (3) Чебоксары (9) Челябинск (15) Черкассы (1) Черкесск (5) Черноголовка (11) Черняховск (1) Чикаго (6) Чита (3) Шанхай (5) Шахты (4) Щелково (1) Щёкино (2) Эссен (8) Южно-Сахалинск (13) Якутск (6) Ялта (1) Ярославль (8) Ясногорск (1)
Выбор редакции
УАЗ Байкал 2020
Одним из подтверждений живучести «ядерной легенды» советского автопрома стал запуск «официального» кемпера на базе УАЗ СГР. Доработка автомобиля осуществляется компанией Люкс Форм.
УАЗ Буханка 2018, Тюнинг-Центр 4х4
Основной изюминкой очередного проекта Тюнинг-Центра 4х4 стали шины низкого давления АвтоРос, которые отличаются своими внедорожными характеристиками и не обламывают возможность проехать по асфальту.
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2024, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл ФС77-62706