рейтинг
8
19.08.11
CAFE: новые стандарты экономичностиНовые стандарты экономичности CAFE изменят мир |
Американские власти наконец-то ввели в силу новые стандарты топливной экономичности (CAFE). Это важно не только для США. CAFE изменит весь автомобильный мир.
История вопроса
Красивая аббревиатура CAFE расшифровывается как «Corporate Average Fuel Economy», то есть «средняя по компании топливная экономичность». Стандарты на экономичность машин появились в США впервые в 1975 году. После введения странами ОПЕК нефтяного эмбарго и последовавшего затем тяжелого топливного кризиса власти задумались над зависимостью США от импортной нефти.
Для снижения этой зависимости и ввели стандарты — 18 mpg (15,7 л/100 км) в 1978 году. До 1985 года показатель ежегодно увеличивался (т.е., ужесточался), причем автопром пролоббировал введение отдельных стандартов для пикапов, заднеприводных и полноприводных — ведь в США «trucks» не относятся к «cars».
Стандарты на экономичность машин появились в США впервые в 1975 году для снижения зависимости от импортной нефти.
Затем, однако, вместе с понижением цены на нефть понизился и стандарт CAFE (!), но лишь на несколько лет. В 1990-м году показатель снова подняли до 27,5 mpg (10,2 л/100 км) и... благополучно про него забыли на целых двадцать лет! CAFE для пикапов равнялся 20,7 mpg (13,8 л на 100 км).
CAFE высчитывается для каждого автопроизводителя отдельно и говорит о том, сколько в среднем топлива тратят все машины, которые компания продала на территории США за истекший год. То есть, чтобы соответствовать стандарту, концерны должны создавать более экономичные автомобили и стараться продавать больше малолитражек и меньше прожорливых внедорожников и спорткаров.
CAFE высчитывается для каждого автопроизводителя отдельно и говорит о том, сколько в среднем топлива тратят все машины, которые компания продала на территории США за истекший год.
Если же уместиться в стандарты не получилось, до за каждый mpg превышения производитель платит штраф в американский бюджет, равный 55 долларам на каждый проданный автомобиль.
К концу 2000-х стало очевидно, что стандарт 1990-го года сильно устарел и нужно вводить новый. Но какой именно? Между властями и автопроизводителями началась настоящая война.
Увеличиваем экономичность — ухудшаем остальные параметры.
Выбери два
Сенат и президент борются за то, чтобы Америка меньше зависела от капризов шейхов. А заодно — об экологии. А за что бьются производители? Разумеется, за прибыль.
Дело в том, что в отношении конструирования автомобиля прекрасно работает все тот же принцип «выбери два из трех — не больше». Работа может быть сделана быстро/качественно/недорого. Женская грудь может быть большой/красивой/натуральной. Автомобиль может быть экономичным/безопасным/недорогим. Увеличиваем экономичность — ухудшаем остальные параметры.
Автомобиль с низкими mpg – это, в первую очередь, маленький и легкий, а значит — либо опасный, либо дорогой.
Автомобиль с низкими mpg – это, в первую очередь, маленький и легкий. А значит — либо опасный, и тогда его не продать (ведь институты Euro NCAP и IIHS не поставят своих звезд), либо дорогой, и тогда его опять же не продать, ведь кто захочет платить много денег за маленькую машину?
Повышение стандарта CAFE на 1 mpg приводит к 250-500 дополнительным смертям в дорожных авариях в год — такие данные приводил институт IIHS в 2007 году.
Большее количество людей может себе позволить купить экономичные машины, в итоге общее потребление топлива возрастает, ухудшается транспортная ситуация.
Кроме того, есть и парадокс Джевона — «чем лучше, тем хуже». Как только производители начинают делать экономичные машины, большее количество людей может себе позволить их купить, водители перестают «think green» (думать «по-зеленому»), легко пускаются в дальние поездки, а в итоге общее потребление топлива только возрастает, да еще и ухудшается транспортная ситуация.
Стандарты будущего
Однако сопротивление детройтского лобби в конце-концов было продавлено и новые стандарты увидели свет. Причем президент Обама в итоге утвердил один из самых жестких сценариев. 54,5 mpg (5,2 литра на 100 км) — столько в среднем должны будут тратить все автомобили, продающиеся в США в 2025 году. Уже на 2011 год показатель повысили до 30,2 и дальше он будет ежегодно расти на 2-3 mpg.
Стандарт на пикапы чуть отстает. У тяжелых (больше 3,8 тонн) внедорожников и пикапов стандарты свои и война своя, поэтому мы их в этой статье не затрагиваем.
54,5 mpg (5,2 литра на 100 км) — столько в среднем должны будут тратить все автомобили, продающиеся в США в 2025 году.
Первоначальные комментарии говорили о том, что это решение устроило абсолютно всех. Власти довольны тем, что зависимость страны от ОПЕК к 2025 году сократится в два раза, цитируем президента Обаму: «Соглашение по топливным стандартам — это единый мощный шаг, который мы, как нация, делаем для снижения зависимости от импортной нефти». Простые американцы рады тому, что к этому году они сэкономят в среднем 8000 долларов на бензине благодаря новым стандартам.
Простые американцы рады тому, что к этому году они сэкономят в среднем 8000 долларов на бензине благодаря новым стандартам.
Экономия в масштабах страны составит 2 триллиона долларов. Автопроизводители счастливы, ведь тяжелые SUV&Trucks, видимо, не кошмарят еще 6-9 лет — власти дают время автопрому внедрить гибридные технологии в большие машины (а заодно заработать немного больше денег).
Кроме того, стандарты CAFE двигают вперед технический прогресс, причем за счет потребителей. Это опять же сулит производителям больше прибыли. Вместе с Бараком Обамой на трибуне стояли 13 боссов: Ford, GM, Chrysler, BMW, Volvo, Jaguar, Honda, Hyundai, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan и Toyota. Отсутствовали представители Daimler и Volkswagen.
Недовольны, видимо, только шейхи. Но так ли это на самом деле?
Кто против?
Недовольные, разумеется, тоже есть. Так, Ассоциация дорожных строителей ARTBA уже заявила, что новые стандарты CAFE несут убыток в 65 миллиардов долларов для отрасли — ведь дорожные фонды станут получать все меньше налогов от продавцов бензина. Соответственно это ухудшит качество дорог, если только власти не изменят всю схему финансирования отрасли.
Дорожные фонды станут получать все меньше налогов от продавцов бензина. Соответственно это ухудшит качество дорог.
Недовольны автомобильные инженеры. Ресурс WardAuto провел опрос 1100 специалистов, работающих сейчас в автомобильных концернах, и только 25% из них сказали, что введенные стандарты CAFE можно будет достигнуть с помощью известных сейчас технологий. И только 5% из них определили свою реакцию на введение стандартов как «очень довольны».
Из 1100 специалистов автомобильных концернов только 25% сказали, что введенные стандарты CAFE можно будет достигнуть с помощью известных сейчас технологий.
Высказываниям инженеров можно посвятить отдельную статью: «потребители не понимают, во что это им обойдется, а «зеленым» наплевать», «скажите привет аэродинамически обтекаемым пузырям», «С-класс колоссально разовьется, но попрощайтесь с внедорожниками, пикапами и D-классом», «машинка с 65 mpg понравится радикальным защитникам экологии, но попробуйте пересадить в нее вашу бабушку с джипа», «проблемы — это то, что мы видим на горизонте 2025 года».
Специалисты предвкушают проблемы разного рода. Мотористам нужно заставить малолитражные высокофорсированные двигатели работать долго. Дизайнерам нужно придумать, как сделать красивыми «обтекаемые пузыри». Специалисты по батареям будут решать, как заставить электромобили работать в холодном климате. Конструкторы учатся оптимально сочетать высокопрочные стали, алюминий и пластик.
«Скажите привет аэродинамически обтекаемым пузырям».
Технологии
Окей, проблемы американских дорожных рабочих нам мало интересны. Но CAFE – это то, что изменит и нашу жизнь тоже. Многие специалисты называют стандарты-2025 второй революцией автомобильного бизнеса. Первая, напомним, произошла 90 лет назад, когда Генри Форд смог снизить цену машин в несколько раз благодаря конвейерному производству и превратить автомобиль из роскоши для богатых в обычное средство производство (NB: эй, а почему никто не проделает то же самое с яхтами и вертолетами?!).
Стандарты CAFE, однако, не сулят нам снижения цен на машины. Показатель в 54,5 mpg говорит о том, что на рынке должно продаваться множество машин с расходом топлива 3 литра на 100 км и меньше. Сейчас таких практически нет. Так откуда они появятся за оставшиеся 14 лет?
Многие специалисты называют стандарты-2025 второй революцией автомобильного бизнеса.
Конструкция ДВС прниципиально не менялась с XIX века, но компоненты прошли колоссальную эволюцию. Изменяемые фазы газораспределения, прямой впрыск высокого давления, послойное сгорание, ступенчатый турбонаддув довели экономичность бензиновых и дизельных поршневых двигателей почти до теоретического предела. Отключаемые цилиндры, системы старт-стоп, рекуперация тормозной энергии (так называемые «микрогибриды»), турбонаддув — это мы будем видеть почти на каждой машине к 2025 году. Но и этого мало! Что тогда?
До серийного производства технологии должны отрабатываться и совершенствоваться годами, а это дополнительные расходы, которые оплачивает покупатель.
Мотористы начинают вспоминать про экзотические двигатели: роторно-поршневые, роторно-лопастные, свободно-поршневые, шеститактные с встречным ходом поршней и так далее. Они были отброшены вековой эволюцией двигателестроения как слишком сложные, но сегодняшняя погоня за КПД может сделать производство таких моторов рентабельным.
Но в любом случае, до серийного производства такие технологии должны отрабатываться и совершенствоваться годами, а это дополнительные расходы, которые оплачивает, конечно, покупатель.
Станут ли автомобили меньше и легче — да, обязательно. Станут ли они опаснее — нет, этого производителям никто не позволит. Вывод прост — автомобили станут дороже.
Станут ли автомобили меньше и легче — да, обязательно. Станут ли они опаснее — нет, этого производителям никто не позволит. Вывод прост — автомобили станут дороже. Пару десятков подушек безопасности, карбоновый кузов, высокофорсированный мотор — вот вам автомобиль будущего. Микролитражка по цене суперкара.
Ложка дегтя, или «Мерседесу» всё равно
Интересно посмотреть на то, как стандарты выполняются сегодня. Самые плохие показатели у концерна Daimler. Самые хорошие — у Lotus, благодаря тому, что у основной продукции — Elise и Exige — показатели в районе 7 литров на 100 км.
Из европейских производителей выполняют стандарты все французы, Fiat, Skoda, Opel. А вот большая немецкая тройка, Porsche, Ferrari и так далее — все пролетают далеко мимо кассы.
Показатель в 54,5 mpg говорит о том, что на рынке должно продаваться множество машин с расходом топлива 3 литра на 100 км и меньше. Сейчас таких практически нет.
Интересно, что стандарты CAFE позволяют торговать неиспользованными mpg. То есть если производитель перевыполняет стандарты, то «лишние» mpg он может продать тем, кто в них не укладывается. Так вот Ford имеет всего 0,18 лишних mpg, General Motors – всего 0,09 mpg и так далее. «Богаче» всех Hyundai – у них 1,01 mpg превышения над стандартами.
Вот еще одна цифра: с 1983 по 2008 года Mercedes выполнял нормы CAFE всего 4 раза. А не выполнял и платил штрафы — 21 раз. BMW платили 20 раз. Возьмем 2006 год. Mercedes-Benz со своими 6-литровыми битурбомоторами, AMG, большой гаммой внедорожников превысил стандарты на 2,22 mpg и в итоге заплатил 30 300 000 долларов за 248 тысяч проданых в США машин. То есть в среднем $122 на каждый автомобиль.
Mercedes все-таки предлагает альтернативы.
Вопрос — заметит ли эти 122 доллара покупатель Mercedes-Benz ML550 4MATIC? Ответ очевиден. И это ответ на вопрос — будет ли переживать по поводу CAFE Mercedes, а с ними Land Rover, Maserati, Rolls-Royce и так далее.
Впрочем, можно подсчитать затраты покупателя именно этого внедорожника. Показатель ML550 — 18 mpg, это превышение стандартов-2010 на 9 mpg, то есть больше 500 долларов доплаты. А в 2025 году штраф повысится до 2000 долларов. Уже заметно, особенно, если учесть цену ML550 в США — 57590 долларов. Так что Mercedes все-таки предлагает альтернативы: ML450 Hybrid и ML350 BlueTec, у обоих — 25 mpg. Но стремиться к требуемым 54,5 mpg для всей большой премиум-тройки — все равно что российской футбольной сборной стремиться обыграть бразильцев в финале ЧМ-2014.
Как думаете, что нам сулят новые стандарты CAFE?
Как думаете, что нам сулят новые стандарты CAFE?
Справка
Mpg (miles per gallon) – единица измерения топливной экономичности в США и Великобритании. Говорит о том, сколько миль (1600 м) можно проехать на одном галлоне (3,79 л) топлива. Чем больше цифра, тем более экономична машина. В этом смысле mpg логичнее, чем привычные нам литры на 100 км.
Прямой формулы перевода mpg в л/100 км нет — показатели необходимо пересчитывать в несколько действий. 17 mpg = 17 л/100 км, но выше и ниже этой цифры показатели расходятся в разные стороны.
Стоит помнить также, что в Великобритании могут применяться не американские, а свои, имперские mpg.
|
|
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)