рейтинг
8
31.05.13
История развития квадроцикловСказки из архивов: От велосипеда до мотовездехода |
Вначале эволюция заставила людей слезть с деревьев, потом — подняться с четверенек на две ноги, затем — начать ходить, а после — и ездить. А уж как ездить, это каждый решал для себя в меру сообразительности и зажиточности.
Кто-то взгромоздился на слабого духом товарища, кто-то поймал и обуздал лошадку, а кто-то, устав плестись или свалившись с непокорной скотины, принялся чертить палочкой на пыльной обочине корявенькие чертежи, конструируя неведомую доселе технику. Что из этого получилось, можно увидеть, выглянув в окно. Но не будем забегать так далеко…
Кто-то взгромоздился на слабого духом товарища, кто-то поймал и обуздал лошадку, а кто-то, устав плестись или свалившись с непокорной скотины, принялся чертить палочкой на пыльной обочине корявенькие чертежи, конструируя неведомую доселе технику. Что из этого получилось, можно увидеть, выглянув в окно. Но не будем забегать так далеко…
Велосипеды и повозки
Когда двухколесные велосипеды только-только начали входить в моду в силу естественной человеческой лени — ведь лучше плохо ехать, чем хорошо идти, народные умельцы быстро додумались и до четырехколесных вариаций.
Помимо большей устойчивости они обладали еще одним неоспоримым преимуществом — на них можно было поместить дополнительное пассажирское сиденье, которое располагали рядом с водительским или прямо за ним.
Когда двухколесные велосипеды только-только начали входить в моду, народные умельцы быстро додумались и до четырехколесных вариаций.
Один из первых четырехколесных велосипедов, сильно смахивающий на дрезину, был сконструирован в 1819 году преподобным Эдмундом Картрайтом (Edmund Cartwright).
Другой же прародитель современного квадроцикла увидел свет в 1850 году — это была заднеприводная четырехколесная повозка с рулевым управлением. Сделана она была Дж. Уордом (J. Ward), мастером по автомобильным кузовам в Лондоне, для Ее Королевского Высочества супруги принца.
Одни из первых четырехколесных вариантов.
У четырехколесного велосипеда Уорда была цельная стальная рама и мягкое сиденье. Все колеса вращались на подшипниках. Задняя ось жестко крепились к раме. Передняя ось соединялась с рамой поворотной пластиной с центральным болтом. Задние колеса приводились в движения педалями посредством кривошипно-шатунного механизма, причем нога человека, закрепленная на педали с помощью ремешка, совершала возвратно-поступательные движения в диапазоне всего четырех дюймов.
Рулился велосипед длинным рычагом, закрепленным на передней оси. Деревянные колеса, обитые железом, были 40 дюймов в диаметре задние и 34 дюйма передние, и вес агрегата составлял всего около 115 фунтов (чуть меньше 52 кг).
Повозки Сойера и (моторизированная) Форда продолжили развитие инженерной мысли.
Примерно тогда же, правда, опять во Франции, от латинских слов velox — быстрый и pedis — ноги родилось название «велосипед» — «velocipede», или, не побоюсь этого слова, «pedomotive». Более или менее похожие конструкции люди придумывали в разных странах там и сям, но после появления «велосипеда» те сооружения отошли в небытие как дорогостоящие, неудобные и громоздкие.
Через некоторое время пронырливый англичанин Уиллард Сойер (Willard Sayer) из Дувра преобразовал сооружение Картрайта. Раму он сделал из легких стальных стержней, а все детали выточил с особой точностью и тщательностью, будучи плотником по профессии, но механиком по призванию. Его велосипед весил меньше 32 кг. Сойер представил свое детище народу в 1840 году и продолжал производить подобные ему изделия еще около 40 лет после.
Сойер представил свое детище народу в 1840 году и продолжал производить подобные ему изделия еще около 40 лет после.
Занимаясь улучшением конструкции Картрайта, Сойер обнаружил, что при крутом повороте передние колеса задевают ногу человека, что чревато не только рваными штанами, но и позорным низвержением на Лондонскую мостовую. И он переиначил всю конфигурацию наоборот, расположив большие ведущие колеса впереди, а меньшие, с рулевым управлением, сзади.
А затем он представил свое творение на Великой Лондонской Выставке в 1851 году и сразу завоевал немало поклонников. «… Прекраснейший шедевр с колесами из розового дерева более метра в диаметре и спицами не толще карандаша… » — написал один из почитателей.
А 4 июня 1896 года в маленьком гаражике на своем заднем дворе небезызвестный Генри Форд вздохнул с облегчением, и устало запустил гаечным ключом в сад миссис Форд, закрутив, наконец, последнюю гайку в спинку сиденья своего детища, — первого, по сути, в мире квадроцикла — Ford Quadricycle.
А 4 июня 1896 года в маленьком гаражике на своем заднем дворе небезызвестный Генри Форд вздохнул с облегчением, и устало запустил гаечным ключом в сад миссис Форд, закрутив, наконец, последнюю гайку в спинку сиденья своего детища, — первого, по сути, в мире квадроцикла — Ford Quadricycle.
4 июня 1896 года Генри Форд создал первый, по сути, в мире квадроцикл — Ford Quadricycle. Двухцилиндровый двигатель достигал мощности в две лошадиные силы. Это был фурор.
Сиденье, похожее на ящик для инструментов, крепилось на стальной раме, двигатель работал на этаноле, а передвигалось изобретение на четырех велосипедных колесах. Двухцилиндровый двигатель достигал мощности в две лошадиные силы. Это был фурор.
Время неумолимо ползло. В начале ХХ века француз Чарльз Моше (Charles Mochet), поддавшись на уговоры боязливой жены, сконструировал устойчивый четырехколесный велосипед для их сынишки, а к 1924 году идея прогрессировала во вполне полноразмерный агрегат для двух взрослых человек — один мог отдыхать в то время, как другой крутил педали.
В начале ХХ века француз Чарльз Моше создал устойчивый четырехколесный велосипед — Velocar, развивавший довольно приличную скорость.
Инженер Чарльз Моше (1880-1934 гг.) и его Велокар. | |
Velocar снискал немалую популярность среди слепых ветеранов войны: им понравилось крутить педали, в то время как супруга рулила транспортным средством. Помимо всего, Velocar развивал довольно приличную скорость. Он стал реальным шансом для тех, у кого не было средств на дорогостоящий автомобиль.
Молодой француз Альбер де Дион (Albert De Dion), — благородный граф по происхождению, но, подобно Сойеру, механик по призванию, — занялся автомобилестроением в 1883 году в компании сводных братьев Жоржа Бутона и Шарля-Армана Трепарду (Georges Bouton, Charles-Armand Trépardoux). Первый созданный ими паровой двигатель в 3 лошадиные силы загорелся во время первых же испытаний и спалил дотла тележку с велосипедной рамой, на которой был установлен.
Альбер де Дион в 1895 году для демонстрации своего двигателя собрал из трубок раму, подобную велосипедной, и сделал тележку с обычным велосипедным рулем, седлом и педальным приводом на два задних колеса.
Граф Альбер де Дион (1856-1946 гг.) и его изобретения — трицикл и машина, 1896 г. | |
Сам де Дион, управлявший коптящим и искрящимся монстром, не пострадал, но общественность эпатировал. А потом невозмутимо подстриг опаленные усы и продолжил экспериментировать и создавать автомобильные двигатели, сначала паровые, а затем и внутреннего сгорания.
Результатом его работы в 1895 году стал четырехтактный одноцилиндровый двигатель объемом 137 см³, преобразованный до 250 см³ в 1896 году. Он развивал мощность до 1¾ л.с. Для демонстрации творения граф собрал из трубок раму, подобную велосипедной, и сделал тележку с обычным велосипедным рулем, седлом и педальным приводом на два задних колеса.
Результатом его работы в 1895 году стал четырехтактный одноцилиндровый двигатель объемом 137 см³, преобразованный до 250 см³ в 1896 году. Он развивал мощность до 1¾ л.с. Для демонстрации творения граф собрал из трубок раму, подобную велосипедной, и сделал тележку с обычным велосипедным рулем, седлом и педальным приводом на два задних колеса.
Изобретение быстро стало популярным, оно было удобным и стоило гораздо дешевле автомобиля. Позднее Де Дион придумал и водяное охлаждение — цилиндрический бачок и радиатор он расположил за сиденьем водителя.
Мотор не имел системы охлаждения и находился на задней оси, вращая колеса посредством шестереночной передачи. Цилиндрический топливный бачок находился под сиденьем, и топливо в двигатель поступало самотеком, а чтобы завести двигатель, требовалось как следует покрутить педали. Графское изобретение быстро стало популярным, ведь оно было удобным и стоило гораздо дешевле автомобиля.
Позднее Де Дион придумал и водяное охлаждение — цилиндрический бачок и радиатор он расположил за сиденьем водителя. Это очень понравилось жителям холмистых регионов, потому что моторчик без охлаждения очень быстро перегревался на крутых подъемах.
Не так давно были обнаружены старые фото, на которых фигурировало трехколесное нечто, именуемое De Dion-Bouton Forecar.
Не так давно были обнаружены старые фото, на которых фигурировало трехколесное нечто с мягкой мебелью промеж двух передних колес, именуемое De Dion-Bouton Forecar.
Но в те времена несколько фирм занималось производством подобных машин, так что, возможно, это чудовище породил некто иной. Обратите внимание на рулевое колесо (даже не велосипедный руль!), которое при любом столкновении определенно заменит пассажиру подголовник. Мало кто в те времена задумывался об обеспечении безопасности живого груза.
Почти целый век народные умельцы не создавали ничего принципиально нового. Там и сям люди придумывали приблизительно аналогичные сооружения, эволюция топталась на месте.
Почти целый век народные умельцы не создавали ничего принципиально нового. Там и сям люди придумывали приблизительно аналогичные сооружения, эволюция топталась на месте.
Трициклы
Следующий трехколесный сюрприз возник там, где его никто не ждал в 1967 году. Он оказался дипломной работой некоего Джона Плессингера (John Plessinger), выпускника Академии Науки и Искусств Cranbrook, находившейся недалеко от Детройта. Его задачей было сконструировать трехколесный мотоцикл, способный передвигаться по бездорожью. Назывался сюрприз Sperry-Rand Tricart и имел посадочное место в виде удобной глубокой устойчивой «корзины».
Позже Плессингер продал свой патент и права на дизайн компании Sperry-Rand New Holland, которая и принялась изготавливать трикарты в коммерческих целях, вдохновив на подобное производство множество других мелких производителей, которые, правда, не выдержали конкуренции и разорились, когда большие компании, вроде Honda вышли на рынок в начале 1970-х годов.
В 1967 году Джон Плессингер запатентовал Sperry-Rand Tricart — трехколесный мотоцикл, способный передвигаться по бездорожью.
На трикарте творческая муза Плессингера не успокоилась, и позже он создал для себя Tricart Stretcher Dragster — чтобы участвовать в гонках и гонять по застывшему озеру.
На фоне нефтяного кризиса 70-х годов интерес к небольшим экономичным проходимым транспортным средствам обострился, инженеры принялись экспериментировать с объединением лучших свойств автомобилей и мотоциклов, и истиным детищем того времени явился бензиновый трицикл, трехколесный вездеход-амфибия.
Колыбелью его вполне предсказуемо оказалась маленькая Япония, где каждый клочок земли в труднодоступных скалистых горах требовалось осваивать, и желательно не на своих двоих. А папой технологической новинки с легкой руки американского правительства, заказавшего разработку «чего-нибудь эдакого», стал гениальный Осама Такеучи (Osamu Takeuchi) из компании Honda в 1970 году.
Осама Такеучи из компании Honda в 1970 году запатентовал трехколесный вездеход US90.
Трехколесный вездеход стал компромиссом между шестиколесным вездеходом и двухколесным мотоциклом. Первый показался слишком тяжелым и требовал мощного двигателя, а второй чересчур легко терял равновесие и ездоков на японских косогорах.
Первый созданный Такеучи трицикл был оснащен одноцилиндровым четырехтактным двигателем в 70 кубиков от мотоцикла Honda ST70. Мотоциклетная треугольная рама и два ведущих задних колеса показали себя хорошо, более важной проблемой стал поиск колес, подходящих для передвижения по глине и снегу. Такеучи перебрал кучу вариантов, включая садовые культиваторы, и обратил свой взор на изначального родственника — американский вездеход амфибию, который беспрепятственно ползал по грязям, снегам и болотам на шести пружинистых высокопрофильных шинах низкого давления.
Муза нашлась. Вдохновленный японец запатентовал свою собственную разработку — 22-дюймовые колеса с давлением всего в 2.2 psi. — украсил их гигантскими грунтозацепами и трицикл не только поехал, но и поплыл по воде, — ведь его удельный вес на таких колесах оказался ниже, чем давление на грунт стопы среднестатистического человека.
Американцы заплакали от восторга и сняли US90 в одной из частей Бондианы под названием Бриллианты Навсегда.
Кроме того, эти колеса неплохо амортизировали на неровных поверхностях, отлично справляясь с ролью подвески. Американцы заплакали от восторга и сняли US90 в одной из частей Бондианы под названием Бриллианты Навсегда (Diamonds Are Forever, 1971 г.).
Но не было покоя идеалисту Такеучи. Моторчик в 70 кубиков оказался слабым для поставленных задач, а замечательные колеса — склонными к повреждениям и проколам. Вновь подул ветер перемен и вскоре обновленный трицикл предстал перед общественностью, радуя глаз веселенькими яркими расцветками: желтой, голубой, зеленой и красной. Четырехцилиндровый двигатель в 90 кубиков развивал мощность в 7 лошадок, а улучшенные, более прочные колеса приводились в движение цепью и звездочкой (правда, из-за потяжелевших колес трицикл перестал быть «земноводным»). Цена на творение была озвучена в 595 долларов.
Позже объем двигателя был увеличен до 110 кубиков, а затем и до 250 у модели ATC 250R в 1981 г.
Позже объем двигателя был увеличен до 110 кубиков, а затем и до 250 у модели ATC 250R в 1981 году, на которую, кроме двухтактного двигателя в 248 кубика установили пятиступенчатую коробку передач с ручным сцеплением, регулируемую подвеску и дисковые тормоза.
Honda запатентовала каждый квадратный дюйм своего изобретения и первый же суд за плагиат против Yamaha Такеучи легко выиграл. Это, впрочем, не особо остудило пыл конкурентов, и в 1980 году Yamaha представила широкой публике Yamaha Tri-Moto (он же YT125) с двухтактным двигателем объемом 123 кубика, а Kawasaki в 1981 году — мотовездеход KLT 200.
В 1980 г. Yamaha представила модель Tri-Moto, а Kawasaki в 1981 г.— мотовездеход KLT 200.
Квадроциклы
Однако всего предусмотреть невозможно, что Осаме Такеучи и доказал его молодой коллега из вражеского стана Suzuki по имени Аки Гото (Aki Goto).
Аки в гору не пошел, Аки гору обошел — он не стал изменять подвеску хондовского трицикла или переделывать подножки, чтобы обойти патенты Такеучи. Он просто добавил на собственное изделие Suzuki ALT125 четвертое колесо и получил Suzuki QuadRunner LT125, положив трехколесного конкурента на лопатки.
Аки Гото добавил на собственное изделие Suzuki ALT125 четвертое колесо и получил Suzuki QuadRunner LT125, положив трехколесного конкурента на лопатки.
Не сразу, конечно, ведь поначалу к новинке отнеслись настороженно. Зачем, мол, городить огород, когда и так уже все здорово придумано. Однако крест на трициклах поставили сами пылкие поклонники, побив все ранние рекорды по авариям и ДТП.
На это обратила внимание американская комиссия по безопасности потребительских товаров, шокированная тем фактом, что львиная доля покатушек с участием ATV заканчивается паломничеством карет скорой помощи в местные отделения травматологии. Юркие и удобные «вездеходные мотоциклы», быстро завоевавшие всеобщее признание, нашли применение в сферах развлечения, туризма, сельском хозяйстве и в частных подсобных хозяйствах. Одно было плохо — люди не воспринимали их как серьезный транспорт и к технике безопасности относились спустя рукава, чем и поплатились.
Эра трехколесников, как менее устойчивых, на этом практически завершилась, а по отношению к четырехколесникам правила эксплуатации сильно ужесточили.
В 1985 году Honda выпустила первый в мире полноприводный квадроцикл Honda FourTrax TRX350 4x4, эра трехколесников, как менее устойчивых, на этом практически завершилась.
А в 1985 году Honda снова показала нос конкурентам, выпустив первый в мире полноприводный квадроцикл Honda FourTrax TRX350 4x4, с дифференциалом повышенного трения и двигателем с масляным радиатором.
Ответом Yamaha вскоре стал полноприводный Big Bear 350. Он имел 4-х тактный двигатель в 350 кубиков, пониженный и повышенный режимы трансмиссии, задний ход, карданный привод, гидравлические передние тормоза и блокировку переднего моста Torque Control Differential (TCD).
Включился в гонку полноприводников и американский концерн Polaris, выпустив Trail Boss 250 4х4 с автоматической коробкой передач.
Suzuki тоже не могла остаться в стороне и в 1991 году выпустила полноприводный Suzuki KingQuad с 4-х тактным, 1-цилиндровым двигателем в 280 кубиков, независимой подвеску, 5-ступенчатой коробкой передач с режимами High, Low и Super Low, задним ходом и блокировкой дифференциала.
Suzuki тоже не могла остаться в стороне и в 1991 году выпустила полноприводный Suzuki KingQuad с 4-х тактным, 1-цилиндровым двигателем в 280 кубиков, независимой подвеску, 5-ступенчатой коробкой передач с режимами High, Low и Super Low, задним ходом и блокировкой дифференциала.
Популярность квадроциклов сегодня трудно переоценить.
Популярность квадроциклов сегодня трудно переоценить. Их обожают взрослые, дети, профи, любители, туристы и охотники. Кто же откажется погонять наперегонки по песчаным дюнам или пробраться там, где буксуют внедорожники?
ВИДЕО
ATV, Ford, Kawasaki, Polaris, Suzuki, Yamaha, вездеходы, велосипеды, история, квадроциклы, мотовездеходы, ретро, трициклы
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)