рейтинг
4
17.07.13
Volvo Bandvagn 202 1963-1981Транспортер Volvo Bandvagn 202 – 50 лет истории |
Автор OffRoadClub.Ru побывал в музее Munktell в шведском городе Эскильстуна, где, гуляя среди тракторов и экскаваторов Volvo Construction, наткнулся на один чрезвычайно интересный вездеход — сочлененный гусеничный транспортер шведской армии 1960-70-х годов.
История
В 1950-х годах вооруженные силы Швеции остро нуждались в транспорте, который был способен передвигаться по глубокому снегу. Зимы в Скандинавии снежные, и снабжать удаленные военные базы и погранзаставы было весьма непросто.
В армии использовали американский транспортер Studebaker M29 Weasel («ласка») образца 1942 года — своего рода гусеничный «Виллис». Weasel был максимально простой и дешевой машиной, массово выпускавшейся в военные годы.
В 1950-х годах армия Швеции использовала американский транспортер M29 Weasel.
Отсутствие какой-либо кабины (зимой использовался брезентовый тент), скромная проходимость, неуправляемость на воде не устраивали шведских военных.
Однако ничего лучше «Ласки» в тот момент не выпускалось.
Шведы решили создавать новую машину сами. Конструкцию для транспортера подсмотрели у гражданских: в лесной промышленности применялись связки из гусеничного трактора и прицепа, гусеницы которого приводились от двигателя трактора, а поворот осуществлялся изгибанием рамы. Решено было конструировать военный транспортер по такой же схеме.
В 1958 году были готовы два прототипа. Испытания показали — сочлененный транспортер обладает великолепной проходимостью! Весной 1961-го был проведен тендер на постройку машин для Министерства обороны, который выиграл концерн Volvo.
Решено было конструировать военный транспортер по такой же схеме. В 1963 году началось производство Bandvagn 202 (Bv 202).
Ничего подобного в многочисленных подразделениях компании до сих пор не выпускали, и не будут выпускать в дальнейшем. Однако в модельном ряду Volvo была и гусеничная техника (экскаваторы и тракторы), и сочлененная (грейдеры и самосвалы), плюс широкий выбор моторов. Так что все компоненты были уже готовы.
В 1963 году на заводе Bolinder-Munktell в городе Арвика началось производство машины, которая получила название Bandvagn 202 (Bv 202).
Конструкция
Bv202 представляет собой сочлененный вездеход. Подобная схема позволяет радикально увеличивать проходимость большой вместительной машины — изгибаясь подобно змее, вездеход переползает через препятствия, до последнего сохраняя сцепление с поверхностью.
Общая длина транспортера позволяет преодолевать достаточно большие трещины и взбираться на высокие вертикальные преграды. Достаточно сказать, что лучшие в мире вездеходы — советские «Витязи» — построены ровно по такой же схеме.
Bv202 состоит из двух частей — тягача и прицепа, соединенных шарниром.
Bandvagn 202 состоит из двух частей — тягача и прицепа, соединенных шарниром. В передней расположены двигатель и КПП. Двигатель — Volvo B18B (83 л.с. на первых машинах, 91 л.с. при 5300 об/мин на последующих, с двумя карбюраторами), коробка передач — Volvo M42, четырехступенчатая, механическая, все передачи синхронизированы. Есть и демультипликатор.
Из раздаточной коробки выходят два кардана. Первый приводит гусеницы тягача, второй же через шарнирное соединение приводит гусеницы прицепа.
Как и у полноприводной машины, у Bv202 есть три дифференциала. Транспортер перемещается благодаря так называемым движителям Кегресса, то есть гусеницам, сделанным из толстой армированной резины.
Управление сочлененным вездеходом отличается от управления любой другой гусеничной техникой.
Гусеничные модули тягача и прицепа одинаковы — пять опорных катков с толстыми резиновыми ободами, один поддерживающий, и один ведущий в передней части.
Управление сочлененным вездеходом отличается от управления любой другой гусеничной техникой. Обычно для поворота используется тормоз на одной из гусениц, здесь же поворот осуществляется ломанием рамы в горизонтальной плоскости, то есть изменением положения прицепа относительно тягача.
Гусеничные модули тягача и прицепа одинаковы.
В современной сочлененной технике (вездеходы, самосвалы, скреперы) используются два гидроцилиндра. Водитель изгибает машину, управляя давлением в цилиндрах. На Bv202 управление сочленением попроще — обычное механическое, но с гидравлическим усилителем. Желательно не пытаться управлять сочленением на машине, стоящей без движения на твердой поверхности — нагрузка на гидравлику будет чрезмерной.
В прицепе с тентом на деревянных скамеечках могут помещаться до 10 бойцов, в кабине же тягача два места — водителя и командира. Для багажа предусмотрен вместительный багажник на крыше прицепа, на тягаче есть специальные места для шанцевого инструмента и канистр с горючим.
В прицепе с тентом на деревянных скамеечках могут помещаться до 10 бойцов. Для багажа предусмотрен вместительный багажник на крыше прицепа, есть специальные места для шанцевого инструмента и канистр с горючим.
Вездеход Volvo Bandvagn 202 1962. | |
Управление вездеходом — автомобильного типа. Здесь есть три педали, руль, рычаг переключения КПП, даже привычный ручник на месте! Обучение бойцы занимало минимум времени. Заметное отличие от автомобиля — руль никогда не возвращается на место сам, рама останется сложенной, пока водитель не повернет баранку обратно.
Два рычага на центральном туннеле предназначены для включения пониженной передачи и для блокировки сочленения в горизонтальной плоскости — при ее включении артикуляция тягача и прицепа становится невозможной.
В кабине два места — водителя и командира. Управление вездеходом — автомобильного типа. Есть три педали, руль, рычаг переключения КПП, даже привычный ручник на месте!
Ленты гусениц с грунтозацепами позволяют уверенно цепляться за снег и грязь на любых подъемах — хватало бы мощности моторчика. А ширина гусениц такова, что давление, которое Bv202 оказывает на грунт, сравнимо с давлением лыжника — всего 0,085 килограмм на квадратный сантиметр.
Сочлененная конструкция позволяла брать вертикальные преграды высотой до 110 сантиметров. Благодаря ей же радиус разворота длинной машины — лишь 14 метров, то есть маневренностью транспортер не уступает легковушкам.
Общие габариты вездехода — 620 см длины, 180 см ширины и 220 см высоты. Сухая масса — 3200 килограмм.
Общие габариты вездехода — 620 см длины, 180 см ширины и 220 см высоты.
Машина брала на борт 1000 килограмм груза (800 в условиях бездорожья). Спидометр Bv202 смело размечен до 105 км/ч, однако максимальная скорость транспортера равнялась 39 км/ч. Зато зимой он мог ехать по снегу любой глубины, а летом использовался для перемещения по торфяникам и болотам, а также по грунту и по дорогам.
Кроме того, Bandvagn 202 являлся амфибией — на плаву транспортер удерживался благодаря высоким бортам тягача и прицепа, а вращение гусениц позволяла ему плыть со скоростью до 5 км/ч. Автономность вездехода — 200 километров.
Одним из недостатков вездехода была капотная компоновка тягача — это ограничивало обзорность с места водителя и съедало пространство.
Капотная компоновка тягача ограничивала обзорность с места водителя и съедала пространство.
Моторный отсек занял половину длины тягача, хотя сам двигатель Volvo — весьма компактный.
С 1963 по 1980 годы (с перерывом в 70-76-м) было выпущено 5177 вездеходов Bv202. Большая их часть поступила на вооружение шведской армии.
Были также поставки в норвежские, датские и британские вооруженные силы. Небольшое количество транспортеров досталось другим государственным структурам, и совсем немного «Бандвагенов» попало в частные руки.
Bv202, стоящий в музее Мунктелль, который вы видите на фотках, предсерийный, он имеет номер кузова 0003, был произведен в конце 1962 года и много лет использовался в армии, перенеся несколько модернизаций.
С 1980 года выпускался Bandvagn 206.Bv206 отличался вагонной компоновкой тягача, мощными моторами Mercedes.Но основной принцип вездехода остался тот же — две гусеничные секции, соединенные управляемым сочленением.
А с 1980 года начал выпускаться преемник — Bandvagn 206. Производила его уже другая компания — Hägglunds, сейчас являющаяся частью оборонного концерна BAE Systems.
Bv206 отличался вагонной компоновкой тягача и, соответственно, его вместимостью, а также мощными моторами Mercedes. Но основной принцип вездехода остался тот же — две гусеничные секции, соединенные управляемым сочленением. 11 тысяч Bv206 используются в 37 странах.
Ну а Bv202, уйдя со службы, продолжают пользоваться популярностью у охотников и любителей бездорожья, в том числе в России. Сегодня цена такого вездехода — около 10 000 евро.
Bv202, уйдя со службы, продолжают пользоваться популярностью у охотников и любителей бездорожья, в том числе в России.
СправкаBolinder-Munktell — компания, образованная в 1932 году слиянием мастерских Мунктелля и фирмы Болиндера, выпускавшей 80% всех морских двигателей и полудизельных двигателей в 20-х годах.
В 1950-м компания была куплена группой Volvo, и в 1973 сменила название на Volvo BM, а с 1995 года стала частью Volvo Construction Equipment.
|
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)