рейтинг
14
04.04.11
BARC (LARC LX ) 1952 — 2001LARC LX — амфибия размером с дом |
LARC LX – амфибия размером с дом
Как и многие другие невероятные транспортные средства (см. «Историю антарктического крейсера»), машина LARC LX обязана своим появлением увлеченному человеку. Лейтенант армии США Фрэнк Шаффер Бессон-младший (Frank Schaffer Besson, Jr.) к началу Второй мировой войны служил в инженерных войсках. При его участии создавались полевые трубопроводы, быстро возводимые мосты, разборные аэродромы – все, что помогало обеспечить быстродействие вооруженных сил.
Фрэнк Шаффер Бессон-младший. |
Во время войны Бессон занимался организацией железнодорожных перевозок техники, поставляемой в СССР по ленд-лизу через «Персидский коридор». Уже до конца войны он стал генералом – так командование высоко оценило организаторские способности Бессона.
В 50-х годах Фрэнк Бессон возглавил училище армейского транспорта в Вирджинии и быстро превратил его в полигон для разработки и испытания новых типов транспортных средств.
Понимая важность хорошо функционирующих перевозок в военное время, генерал Бессон инициировал масштабную реформу армейского транспорта. Благодаря ему развилась транспортная авиация, его же должны американцы благодарить за сеть качественных автострад, опутавших страну, т.к. сделано это было именно в военных целях.
|
Он же придумал десантные корабли, на которые машины могли заезжать своим ходом, без помощи портовых кранов. Он же наладил стандартизацию грузов – повсеместную упаковку их в контейнеры. Словом, Фрэнк Бессон не зря стал первым четырехзвездным генералом в истории Транспортного корпуса армии США.
Одной из проблем, которой занимался Бессон, стала выгрузка войск с десантных кораблей на необорудованное побережье.
Первым креативным решением Бессона стали канатные дороги – специальная баржа с 25-метровой вышкой соединялась с берегом тросами по принципу горнолыжных подъемников. Скорость выгрузки снаряжения оказывалась фантастической, но такая система все-таки была слишком сложна.
Более интересным предложением оказались быстровозводимые разборные причалы. Но, разумеется, и они не подходили для использования в военное время.
|
Армии нужны были амфибии, которые могли бы доставлять личный состав и вооружение с корабля прямо к линии фронта, преодолевая береговую линию.
Батальоны просят амфибий
Справиться с такой задачей могли транспортные средства на воздушной подушке либо плавающие автомобили. Конструкторское бюро училища транспорта, а также подразделения компаний-подрядчиков Минобороны работали в обоих направлениях, но наш сегодняшний рассказ – о колесных амфибиях.
Нужны были амфибии, способные доставлять людей и вооружение прямо к линии фронта.
Первые подобные машины появились у американцев еще в 1942 г.: в результате переделки обычного полноприводного грузовика GMC на вооружение встала амфибия DUKW, прозванная «уткой» (duck). Машина оказалась очень удачной и оставалась в строю десять лет, но грузоподъемности в 2,5 т становилось явно недостаточно для потребностей армии.
Компания GMC пыталась несколько раз предложить военным свои новые разработки, но удачными эти машины назвать было нельзя. Например, GMC Drake 1956 года имела колесную формулу 8х8, алюминиевый корпус, пневмоподвеску и АКПП.
GMC пыталась предложить военным свои разработки, но удачными эти машины назвать было нельзя.
Но грузоподъемность увеличилась всего в три раза, а проходимость осталась такой же, как у DUKW. Аналогичные проекты пытались готовить и другие компании, но в итоге Минобороны предпочло разработать техзадание для амфибий самостоятельно и поручить изготовление проверенным подрядчикам.
Минобороны разработало техзадание для амфибий и поручило изготовление проверенным подрядчикам.
Проект «амфибизации» войск предусматривал постройку трех типов машин грузоподъемностью 5, 15 и 50 т. Все они должны были быть четырехколесными, полноприводными, с алюминиевым кузовом, с гребными винтами, спрятанными внутрь тоннелей на днище.
Дом на колесах
Первой из серии, в 1952 г., была готова самая крупная машина. Амфибия BARC (Barge, amphibious, resupply, cargo, т.е. транспортно-грузовая амфибийная баржа) изготавливалась компанией Pacific Car & Foundry (Рентон, штат Вашингтон).
Проект предусматривал постройку трех типов машин грузоподъемностью 5, 15 и 50 т.
Для того чтобы выполнить требования военных по грузоподъемности и вместимости, конструкторы вынуждены были сделать корпус неописуемого размера: длина – 19,2 м, ширина – 8,2 м, высота – 5,9 м. Сравнить размеры BARC можно с двухэтажным двухподъездным домом. Номинальная грузоподъемность этого гиганта дошла до 60 т, т.е. он мог перевозить самый тяжелый танк, или любую другую бронетехнику, или роту солдат (125 человек в полном боевом снаряжении). Причем, не забывайте, не только по суше, но и по морю! Стоял BARC на гигантских трехметровых колесах с системой подкачки. Благодаря этому клиренс машины равнялся внушительным 90 см.
Первой из серии, в 1952 г., была готова самая крупная машина.Номинальная грузоподъемность BARC дошла до 60 тонн, т.е. он мог перевозить самый тяжелый танк, или любую другую бронетехнику, или роту солдат.
Чтобы техника и люди смогли загружаться своим ходом, переднюю часть корпуса сделали опускающейся. А для того, чтобы затаскивать в грузовой отсек контейнеры, в задней части грузового отсека была смонтирована лебедка тягой 12,7 т, а на полу – роликовые направляющие. BARC, таким образом, мог подъехать к железнодорожному вагону и затащить себе в кузов контейнер с платформы. А взять амфибия могла два 6-метровых или один 12-метровый контейнер.
Чтобы техника и люди смогли загружаться своим ходом, переднюю часть корпуса сделали опускающейся.
Место водителя на экспериментальных образцах находилось, что логично, в передней части корпуса. Однако оказалось, что такое расположение чрезмерно усложняет конструкцию, ведь спереди размещался и гидропривод подъемной аппарели. На серийных машинах кабину перенесли назад. Обслуживание машины облегчилось, чего не сказать об управлении. Гигантский корпус закрывал для водителя дорогу на сотню метров вперед.
Гигантский корпус закрывал для водителя дорогу на сотню метров вперед.При движении по суше в носовой части стоял впередсмотрящий, подававший знаки водителю.
Но с этим неудобством военные смирились, предложив экипажу руководствоваться принципом «у носорога плохое зрение, но это не его проблема». Теперь при движении по суше в носовой части стоял впередсмотрящий, подававший знаки водителю, ну а на воде корпус погружался, облегчая управление.
В руках у водителя плавающего дома было два рычага, как в танке.Они управляли гидравликой, которая поворачивала все четыре колеса на угол до 30 градусов.Благодаря этому BARC мог двигаться боком, а также разворачиваться практически на месте.Правда, в случае баржи «практически на месте» означало, что для ее разворота все равно нужна площадка диаметром в 40 м.
В руках у водителя плавающего дома было два рычага, как в танке. Они управляли гидравликой, которая поворачивала все четыре колеса на угол до 30 градусов. Благодаря этому BARC мог двигаться боком, а также разворачиваться практически на месте.
Для разворота нужна площадка диаметром в 40 м.
Правда, в случае баржи «практически на месте» означало, что для ее разворота все равно нужна площадка диаметром в 40 м.
Какой бывает трансмиссия
При грузоподъемности в 60 т собственный вес амфибии приближался к 100 т, ведь кузов сделали стальным, а не алюминиевым. Передвигалась эта махина с помощью четырех двигателей. Они были установлены попарно вдоль бортов.
Передвигалась эта махина с помощью четырех двигателей. Они были установлены попарно вдоль бортов.
Компания Detroit Diesel предоставила для BARC судовые дизели GMC-71. Эти 8-цилиндровые моторы были двухтактными (!) и выдавали 265 л.с. сил каждый. При сухопутном передвижении каждый дизель приводил в движение свое колесо через трехскоростной гидромеханический автомат, а на плаву пара моторов каждого борта вращала свой 1,2-метровый винт через суммирующие редукторы.
Detroit Diesel предоставила для BARC судовые дизели GMC-71.
Четыре двигателя, 12 коробок передач и редукторов управлялись пневматикой. Эта схема, которую сложно себе представить, функционировала на удивление гладко – отказ механики, если он происходил, обычно был вызван падением давления воздуха в пневмоконтуре.
Эти 8-цилиндровые моторы были двухтактными (!) и выдавали 265 л.с. сил каждый.
А вот подвески у амфибии не было в принципе, как и у двух ее младших братьев. Упругости огромных колес вполне хватало для амортизации дорожных неровностей. Более того, водителя «Барка» больше тревожили не канавы или лежачие полицейские, которые он по понятным причинам не видел и не ощущал, а езда по ровной дороге – боковины резины были даже слишком мягкими и кузов пугающе раскачивался в поворотах.
Мирные испытания
Чуть позже семейство военных амфибий пополнилось двумя машинами поменьше и всей серии присвоили единое имя – LARC (L от lichter, лихтер), дав каждой индекс, примерно обозначавший грузоподъемность в тоннах римскими цифрами.
Чуть позже семейство пополнилось двумя машинами поменьше и всей серии присвоили единое имя – LARC.
BARC, название которого солдаты поняли по-своему (Besson's ark, ковчег Бессона), таким образом, был переименован в LARC LX. Однако паспортная нагрузка в 60 т вояками постоянно превышалась. Рекордные показатели по грузоподъемности, достигнутые энтузиастами в погонах, составили 130 т, а по вместимости – 200 человек личного состава! При этом грузить 100 т считалось вполне нормальной практикой. Это называлось limited overload (т.е. ограниченная перегрузка).
Рекордные показатели по грузоподъемности, достигнутые энтузиастами в погонах, составили 130 т, а по вместимости – 200 человек личного состава!
Максимальная скорость LARC LX на суше равнялась 32 км/ч, на воде – 12 км/ч. При этом даже при сильной перегрузке максимальная скорость уменьшалась незначительно. Дальность автономного пробега «барка» – 240 км по суше или 120 км по воде. Для десантного судна показатель более чем достаточный.
Первые 10 лет испытаний доказали, что LARC LX наголову бьет суда на воздушных подушках. Во-первых, этот монстр оказался относительно экономичным: дизели расходовали всего 140 л солярки в час, в то время как судно на воздушной подушке LACV-30 тратило аж 990 л в час, причем авиационного керосина, а брать на борт могло в два раза меньший груз.
Монстр оказался относительно экономичным и мог взбираться на 60-градусный подъем, недоступный для судов на воздушной подушке (например, LACV-30).
Во-вторых, LARC LX мог взбираться на 60-градусный подъем, недоступный для LACV-30, маневренность и проходимость которого вообще была весьма ограничена. В-третьих, управлять колесной баржей мог любой тракторист-срочник после короткого тренинга, а для судна на воздушной подушке нужен был весьма опытный пилот. Наконец, сами эти суда стоили дороже, и обслуживать их было сложнее. Чего стоили одни пыльные бури, поднимаемые LACV при заезде на военную базу!
10 лет испытаний доказали, что LARC LX наголову бьет суда на воздушных подушках.
В итоге, по рекомендациям военных боссов и лично Бессонна, тремя разными компаниями было построено в общей сложности 60 «барков».
Проверка боем
В 1967 году, в самый тяжелый период боевых действий, четыре роты LARC LX прибыли во Вьетнам. Машины были распределены между несколькими военными подразделениями и начали помогать десантным кораблям осуществлять быструю высадку вооружения и морпехов на побережье.
Самая активная операция началась в июле 1968 г. LARC LX приняли участие в разгрузке пятого механизированного дивизиона на пляж Вандер Бич. На амфибиях был выгружен весь транспорт дивизиона: 750-килограммовые джипы, 2,5-тонные грузовики, 10-тонные бронетранспортеры M113, 46-тонные танки M60.
В 1967 году, в самый тяжелый период боевых действий, четыре роты LARC LX прибыли во Вьетнам.
C десантного корабля, подошедшего максимально близко к берегу, в грузовой отсек «Барка» спускали один танк или два бронетранспортера, амфибия доплывала до суши, опускала передний борт и техника выезжала на вьетнамскую землю своим ходом.
Для солдата управление барком было совсем несложным: при съезде с берега, как только форштевень коснулся воды, можно подключать винты. Как только колеса оторвались от почвы, можно их отключать. При причаливании — обратная последовательность. Навигацию по бухте водителям облегчили: на берегу организовали наблюдательную вышку, с которой диспетчеры координировали движение снующих туда-сюда амфибий.
LARC LX выгрузили весь транспорт дивизиона: 750-килограммовые джипы, 2,5-тонные грузовики, 10-тонные бронетранспортеры M113, 46-тонные танки M60.
В итоге рота LARC LX работала в круглосуточном режиме — машины лишь изредка останавливались для смены экипажей и техобслуживания. А оно заключалось в дозаправке соляркой и маслом. «Держи баки полными, а воздушные фильтры чистыми, и четыре 761-х будут работать как шелковые», – вспоминают участники событий. Операция прошла идеально.
До конца войны амфибии исправно несли службу. Выяснилось, что они абсолютно уверенно чувствуют себя и в азиатских болотах, и на сухом песке – пневматики не зарывались в грунт даже при полной загрузке грузового отсека.
Выяснилось, что амфибии абсолютно уверенно чувствуют себя и в азиатских болотах, и на сухом песке – пневматики не зарывались в грунт даже при полной загрузке грузового отсека.
На море машина могла работать даже при волнении в 4 балла, а высадку на берег осуществлять во время прибоя. По всей видимости, это вообще единственное транспортное средство в истории, которое могло совершать такой трюк.
Надежность машины также впечатляла: даже «потеряв» два двигателя, LARC LX мог добраться до базы самоходом. А на плаву подвижность гарантировал всего один исправный мотор из четырех.
Все потери, которые произошли, были техническими. Так, при поломке трансмиссии «в поле», машину приходилось просто бросать.
Непосредственно под огнем гиганты не воевали – все-таки слишком низкой была их скорость для военных действий. Все потери, которые произошли, были техническими. Так, при поломке трансмиссии «в поле», машину приходилось просто бросать, т.к. что-то отремонтировать в таких условиях невозможно, а буксировать 100-тонную махину банально нечем.
Соратники
Вместе с «Барком» воевали и два его младших «брата». Пятнадцатитонник LARC XV напоминал конструкцией BARC: отпускная аппарель на носу, кабина на корме, под кабиной два 270-сильных дизеля, каждый для колес своего борта. На море оба двигателя крутили один винт. Передний привод у этой амфибии был отключаемым, ради экономии топлива, все четыре колеса – поворотными.
Борта частично были брезентовыми, а корпус – алюминиевым, ради экономии веса. Из-за этого машина получилась слишком дорогой – лишь в два раза дешевле LARC LX.
Борта частично были брезентовыми, а корпус – алюминиевым, ради экономии веса. Из-за этого машина получилась слишком дорогой – лишь в два раза дешевле LARC LX.
Впрочем, и размерами средняя амфибия отличалась не сильно: 14 м длины на 4,5 м ширины. При собственной массе в 20 т грузоподъемность ее равнялась 13,6 т или 60 человек личного состава.
LARC XV имел кабину на корме, два 270-сильных дизеля; передний привод был отключаемым, все четыре колеса – поворотными.
Наконец, самый маленький из семейства – LARC V – мог въехать внутрь LARC LX, т.к. он обладал размерами туристического автобуса – «всего» 9,5 м на 3 м.
При массе 8,6 т LARC V мог перевозить 4,5 т груза или 20 морпехов.Конструктивно этот «малыш» отличался от старших.
При массе 8,6 т он мог перевозить 4,5 т груза или 20 морпехов. Конструктивно этот «малыш» отличался от старших. Кузов был сделан из алюминия, но отпускных бортов не имел, лишь боковые натяжные брезентовые, ради облегчения.
Привод был полным с возможностью отключения переднего, рулем управлялись только передние колеса.
|
Рубка водителя располагалась на носу, как у нормальных катеров, а единственный дизель – в корме. Компоненты трансмиссии были размещены под днищем, из-за чего машина получилась достаточно высокой, больше 3 м, а выезжать самоходом техника из амфибии могла только на специальный перрон.
LARC V мог въехать внутрь LARC LX, т.к. он обладал размерами туристического автобуса – «всего» 9,5 м на 3 м.
Привод был полным с возможностью отключения переднего, но рулем управлялись только передние колеса. Благодаря клиренсу в 40 см, 50-дюймовым колесам и наличию понижающей передачи машина получилась весьма проходимой, а благодаря низкому весу и 295-сильному двигателю Cummins она могла разгоняться до 48 км/ч по суше и 12 км/ч на воде.
Полвека в строю
Маневренный, проходимый, быстрый, универсальный, LARC V так понравился военным, что в общей сложности было построено почти 1000 амфибий. Маленькие «Ларки» принимали участие непосредственно в сражениях и боевые потери машин не были редкостью. Повреждения тонкого алюминиевого кузова или выход из строя единственного двигателя могли стать для машины фатальными. В конце концов в строю осталось не больше трехсот «Ларков»!
Маневренный, проходимый, быстрый, универсальный, LARC V так понравился военным, что в общей сложности было построено почти 1000 амфибий.
А вот LARC XV не снискал популярности – оказалось, что появившиеся транспортные вертолеты делают ту же самую работу быстрее, а стоили примерно так же. Было сделано менее 100 машин.
Все три модели несколько десятков лет оставались на вооружении. Боевого применения амфибий в американской армии больше не было. На смену «Ларкам» пришло новое поколение машин с бронированными корпусами, собственным вооружением, на гусеничном ходу, а старые амфибии использовались как транспорты. Многие машины были переданы союзникам по НАТО, списаны, ушли «на гражданку». LARC V принимали участие в военном конфликте Англии и Аргентины на Фолклендских островах, армия Сингапура воюет на них с пиратами, австралийская – посылает миротворцев в горячие точки региона.
«Мать всех амфибий», LARC LX, в основном стоят в музеях, а то и на заброшенных армейских базах.
LARC были сняты с вооружения армии США лишь в 2001 г., но до сих пор остаются в армиях стран победнее, а также работают по другому профилю: геологи, нефтяники, спасатели, туристы и даже киношники с удовольствием пользуются старыми, но надежными амфибиями. Например, в фильме «Лара Крофт – расхитительница гробниц» маленький LARC почему-то играет роль машины русских арктических войск.
«Мать всех амфибий», LARC LX, в основном стоят в музеях, а то и на заброшенных армейских базах, как, например, в английском Портсмуте. А иногда исправные «Барки» всплывают на аукционах. И тогда оказывается, что позволить себе купить такого гиганта может обычный человек, т.к. стоит он $100-250 тыс. в зависимости от состояния, т.е. как «банальный» Range Rover.
Геологи, нефтяники, спасатели, туристы и даже киношники с удовольствием пользуются старыми, но надежными амфибиями.
Разумеется, для управления LARC LX нужны тракторные «права», и движение по дорогам на нем запрещено. Хотя... хотели бы мы посмотреть, как 100-тонную машину будут останавливать полицейские на «десятках»...
Можно взять LARC LX и в аренду. В Америке и Азии есть пара контор, которые владеют такой техникой.
Ну а Френк Бессон прожил 75 лет, оставив после себя не только семейство гигантских амфибий, но и еще немало интересных творений, о которых мы расскажем позже. Сейчас имя Бессона носит огромный десантный корабль.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (15)