рейтинг
5
10.05.11
Дисциплины мира off-road: BajaЧто такое Baja? |
Почему Baja
Вообще, де юре «баха» (не «бажа» и не «бая»; слово испанское, читается с буквой «х») не американская, а мексиканская. Появилась в регионе, который преимущественно населяют метисы испанского и индейского происхождения, — в южной части полуострова Калифорния.
Он и называется Baja California, т.е. Нижняя Калифорния в переводе с испанского. Оказывается, внедорожная гонка, в наших умах прочно связанная с США, проходит в Мексике.
Традиционно «бахи» подразумевают передвижение на автомобилях, но началось все с мотоциклов. Точнее, с одного мотоцикла, да еще и японского. Предтечей великого американского соревнования стал прообраз современных «эндуро» Honda CL72 Scrambler.
В марте 1962 года американское подразделение «Хонды» в рекламных целях (демонстрация надежности новой модели) организовало мотопробег из города Тихуана в город Ла-Пас.
|
Маршрут — почти 1000 миль грунтовок, горных дорожек, участков, проходящих по дну высохших озер и т.п. Мечта экстремала, в общем, на освоение которой мотоциклу понадобилось почти 40 часов. Сей факт — пробег ведь рекламный — через журналистов был предан широкой огласке.
В марте 1962 года американское подразделение «Хонды» в рекламных целях (демонстрация надежности новой модели) организовало мотопробег из города Тихуана в город Ла-Пас.
Пошумели, вроде бы, и ладно. Но через 5 лет об этом моторекорде вспомнил конструктор и продавец багги Брюс Мейерс (известная в свое время личность в офф-роуд мире США). В корыстных целях повышения продаж техники, производимой собственной компанией, Мейерс задумал пройти тот же маршрут на багги быстрее двухколесного конкурента. Удалось уложиться в 34 часа 45 мин, т.е. багги «уделал» мотоцикл на 5 с лишним часов.
Через 5 лет конструктор и продавец багги Брюс Мейерс задумал пройти тот же маршрут на багги быстрее двухколесного конкурента.
Это, надо сказать, действительно достижение весьма яркое, ибо и по сей день, если по окончании какого-нибудь ралли сравнить временные результаты машин и мотоциклов, последние почти всегда оказываются в выигрыше.
О новом рекорде тут же раструбили автомобильные издания и простые газеты. И тут, как говорится, «понеслась». Различные энтузиасты бросились доказывать, что не только мотоцикл или багги могут быстро покорять мексиканское бездорожье. Между Тихуаной и Ла Пас стали чуть ли не каждый день по одиночке и группами носиться «самопальные» транспортные средства, хозяйственные фермерские пикапы, универсалы.
О новом рекорде тут же раструбили автомобильные издания и простые газеты. И тут, как говорится, «понеслась».
А последним, вне рамок официально организованного соревнования, рекорд Мейерса побил обычный седан Rambler American несуществующей ныне компании American Motors Corporation — с результатом 31 час.
Последним, вне рамок официально организованного соревнования, рекорд Мейерса побил обычный седан Rambler American.
Участник одного из экипажей, пытавшихся побить очередной рекорд, — Эд Перлман — задумал придать хаотичным покатушкам официальный статус. Вместе с коллегами он организовал National Off Road Racing Association. 31 октября 1967 года состоялось NORRA Mexican 1000 Rally. С этой даты и принято отсчитывать историю «Бахи».
31 октября 1967 года состоялось NORRA Mexican 1000 Rally. С этой даты и принято отсчитывать историю «Бахи».
Вы, видимо, уже догадались, что цифра в названии (старом и современном) означает расстояние. Это мили. Указываются они, правда, всегда приблизительно. Протяженность маршрута гонки 67-го года, например, составила 850 миль. Интересно, что поначалу между собой соревновались любые транспортные средства, без деления на классы.
Уже в первом ралли приняло участие более 80 экипажей, и с каждым новым стартом их число лишь росло. Успех? Конечно! И с этим успехом, естественно, пришли проблемы.
В первом ралли приняло участие более 80 экипажей, и с каждым новым стартом их число лишь росло.
То ли Национальная офф-роуд Ассоциация о чем-то не договорилась с властями, то ли губернатор штата Баха Калифорния просто решил, что этот уже довольно известный продукт должен работать на улучшение имиджа администрации и под ее началом.
Так или иначе, в 1973 году была создана правительственная некоммерческая организация Baja Sports Committee (спорткомитет, по-русски говоря), под эгидой которой и стали проходить соревнования, переименованные в Baja Mil (Автомобильная Баха) или Baja 1000 – название, которое лучше прижилось.
В 1973 году соревнования переименовали в Baja Mil (Автомобильная Баха) или Baja 1000 – название, которое лучше прижилось.
Отстраненная от «Бахи» NORRA обиделась, но не растерялась, стала проводить подобное ралли в том же регионе и, к слову, здравствует поныне. А вот мексиканский «спорткомитет» сдулся очень быстро. Устраивать массовое ралли, оказывается, дело хлопотное и невыгодное. Решено было привлечь к мероприятию какую-нибудь другую (только не NORRA) профессиональную офф-роуд организацию.
Решено было привлечь к мероприятию какую-нибудь другую (только не NORRA) профессиональную офф-роуд организацию.
Этой организацией стало детище известного гонщика Микки Томпсона — Short Course Off-Road Enterprises (SCORE).
Для большинства из нас Mickey Thompson – просто марка резины. А ведь это имя реального человека, легендарной и знаковой личности в мире автоспорта. И далеко не только спорта, связанного с бездорожьем. Начинал карьеру Мэрион Ли «Микки» Томпсон (1928 — 1988) как гонщик на дрэгстерах. Причем он прославился в данной сфере и как водитель, и как механик-разработчик и даже как дизайнер.
Этой организацией стало детище известного гонщика Микки Томпсона — Short Course Off-Road Enterprises (SCORE).
Со временем интересы Томпсона, завоевавшего все мыслимые и немыслимые призы в соревнованиях по скоростному перемещению по прямой, «расползлись» по всему автоспорту: его можно было встретить и в автопробеге обычных, «стоковых» машин, и в жестком офф-роуде на технике собственной конструкции.
Обнаружились у Микки и таланты бизнесмена. Он стал успешным спорт-промоутером, организатором соревнований (компания Score), создал фирму по производству спортивных двигателей и спортивной резины (Mickey Thompson Performance Tires). Бизнес Томпсона в результате и погубил — 16 марта 1988 года он был расстрелян неизвестными у гаража собственного дома. Погибла и жена Труди, активно принимавшая участие в делах супруга. Ставшее резонансным преступление долгие годы оставалось нераскрытым. И лишь 13 лет спустя выяснилось, что это был «заказ» партнера по имени Майкл Фрэнк Гудвин.
Mickey Thompson продумал правила, деление на группы и классы. С 1975-го года и по сей день SCORE Baja проводится без сбоев и популярностью затмевает американскую икону автоспорта NASCAR.
Томпсон с командой решили очень тщательно и серьезно подготовить соревнования: продумать правила, деление на группы и классы. В результате административных перипетий с передачей «Бахи» новым «хозяевам» и проработкой структуры гонка 1974 года не состоялась. Но с 75-го года и по сей день SCORE Baja проводится без сбоев и популярностью затмевает американскую икону автоспорта NASCAR.
Для наглядной демонстрации сверхпопулярности «пустынных гонок» предлагаем посмотреть видео с участием известного экстрим-персонажа Джесси Джеймса, обладателя трофи-трака собственной конструкции.
Для наглядной демонстрации сверхпопулярности «пустынных гонок» предлагаем посмотреть видео.
Что сегодня называют «бахой»?
Самая известная и сложная Baja 1000 является апогеем ралли-чемпионата, длящегося весь год.
Проходит эта гонка в ноябре и бывает либо линейной — по историческому маршруту из Тихуаны в Ла-Пас, либо закольцовывается со стартом и финишем в одном из упомянутых городов.
В чемпионат также входят:
— проводимая в феврале или марте кольцевая San Felipe 250. Гонка считается относительно простой в сравнении с остальными событиями серии.
|
Место проведения и длина маршрута отражены в названии.
Кольцевая San Felipe 250 в феврале или марте.
— сентябрьская Primm 300, проходящая в американском штате Невада в городе Примм.
Сентябрьская Primm 300 проходит в американском штате Невада в городе Примм.
Тоже считается не самой тяжелой «бахой», состоит из четырех кругов по 69 миль, со стартом и финишем возле знаменитого отеля Buffalo Bills Resort. Поскольку трасса расположена не столь далеко от густонаселенных городов, искусственные препятствия (трамплины и ямы) конструируются не очень «страшными», в строго определенных местах, куда зрители допускаются ограниченным числом. На других гонках количество «засад» и места присутствия зрителей не регламентируются.
Primm 300 состоит из четырех кругов по 69 миль, со стартом и финишем возле знаменитого отеля Buffalo Bills Resort.
— июньская Baja 500, приближающаяся по сложности к Baja 1000. Кольцевая, старт и финиш – в городе Энсенада, на полуострове Баха Калифорния.
Июньская Baja 500, приближающаяся по сложности к Baja 1000.
Количество участников уже давно исчисляется сотнями и тысячами. Ну а сколько же их будет, если только для мотоциклов и квадриков предусмотрено с десяток категорий.
Количество участников уже давно исчисляется сотнями и тысячами.
Автомобильных классов насчитывается целых 25. Наиболее «модные» — трофи-траки, Багги, слегка переделанные серийные внедорожники.
Автомобильных классов насчитывается целых 25.
Есть и очень оригинальные категории. Например, отдельной группой между собой гоняются подготовленные фольксвагеновские «жуки». В свое время эта машина была популярна во всем мире, данный класс в «Бахе» существует с незапамятных времен.
Не будем также забывать, что Baja — очень демократичное соревнование, поэтому принимает в ней участие много машин в почти стандартной комплектации, также участвуют старые и редкие автомобили.
Много машин в почти стандартной комплектации, также участвуют старые и редкие автомобили.
Сейчас им уже, конечно, тяжело тягаться с подготовленными монстрами профессиональных команд, а вот в 70-х годах гонщик Эрик Карлссон умудрялся на обычном переднеприводном Saab 96 V4 занимать призовые места в абсолютном зачете.
Не всех и не всегда демократичность радует. На Baja 1000 зрители имеют возможность свободно перемещаться по трассе, смотреть гонку в любом месте. Мало того, что они без преувеличения лезут под колеса, так еще иногда группы особо «продвинутых» фанатов создают какое-нибудь препятствие для машин.
На Baja 1000 зрители имеют возможность свободно перемещаться по трассе, смотреть гонку в любом месте.
То яму с водой соорудят, то забросают мусором накатанную трассу, чем направят машины на ближайший холм, чтобы смотреть было интересней. Такие неожиданности бывают довольно опасными.
Надо, однако, понимать, что опасность и жесткость являются испокон веку отличительными особенностями «Бахи». Спортсмены 24 часа без перерыва несутся в грохоте и пыли. Часто едут вообще в памперсах, чтобы не делать лишних остановок.
Опасность и жесткость являются испокон веку отличительными особенностями «Бахи». Спортсмены 24 часа без перерыва несутся в грохоте и пыли. Часто едут вообще в памперсах, чтобы не делать лишних остановок.
Экономят время и на питстопах: вскипающее масло в коробке передач нажатием кнопки из салона сбрасывается на землю, из специальной емкости тут же заходит другое. Для любителей поглазеть — развлекуха, а для участников — та еще работенка. Но ведь именно «жесткачом» Baja и привлекает.
Для любителей поглазеть — развлекуха, а для участников — та еще работенка.
Baja 1000, Baja 500, Mickey Thompson, Primm 300, San Felipe 250, SCORE Baja, Trophy-Truck, баха, дисциплины off-road, трофи-трак
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (4)