рейтинг
3
15.01.10
Как сэкономить бензин?Основы рационального вождения |
Причины
Итак, откуда берется расход топлива? Основную часть своей энергии двигатель автомобиля тратит на преодоление аэродинамического сопротивления воздуха и сопротивления качения шин. На силу обоих сопротивлений влияют не только форма кузова, тип шин и давление в них, но и просто погода! Падение температуры воздуха увеличивает расход топлива из-за возрастания плотности воздушной среды – мотору становится тяжелее «проталкивать» кузов через массу охлажденного воздуха. Влияет погода и на сопротивление качению. Расход горючего увеличивается при переходе с сухого асфальта на мокрый, и еще больше он возрастает при переходе с мокрого покрытия на снег или лед. На погоду не повлияешь, но стиль и методику вождения изменить можно, тем самым уменьшив расход топлива.
Принципы экономии
набор скорости
1. Рекомендации по экономичному вождению довольно просты и требуют немногого – лишь иногда обуздывать в себе «шумахера». Это касается, к примеру, начала движения. Не обязательно каждый раз уходить со старта так, словно вы ставите новый «дрэгстерный» рекорд на четверть мили. Не поленитесь тронуться плавно и без резких ускорений начать набор скорости.
Хитрость мягкого старта – в методике переключения передач. Ее суть в том, чтобы не выкручивать двигатель, а как можно быстрее переходить на повышенные передачи, чтобы снизить обороты коленвала.
Не обязательно каждый раз уходить со старта так, словно вы ставите новый «дрэгстерный» рекорд на четверть мили.
Хитрость мягкого старта – в методике переключения передач. Ее суть в том, чтобы не выкручивать двигатель, а как можно быстрее переходить на повышенные передачи, чтобы снизить обороты коленвала. Трогаемся, плавно разгоняемся до момента, когда двигатель еще не набрал слишком высоких оборотов, но уже устойчиво тянет для перехода на следующую передачу, и переключаемся на повышенную ступень. Эта рекомендация касается автомобилей с механической коробкой передач. Если же ваша машина оснащена автоматической или автоматизированной коробкой, то можно не ждать, пока автоматика сама переключит передачу: во время разгона быстро отпустите педаль акселератора, «автомат» поймет это как сигнал для перехода на следующую ступень, и переключение произойдет раньше и на меньших оборотах двигателя, чем обычно. Тонкость в том, чтобы поймать момент, когда соотношение оборотов и тяги двигателя достаточно для переключения на повышенную ступень, и мотор не начнет задыхаться, требуя вернуться на пониженную. Для большого числа автомобилей оптимальный диапазон оборотов для переключения – это примерно 2000–3000 об/мин. Но каждый автовладелец может сам точнее вычислить экономичный диапазон оборотов двигателя своего автомобиля.
скоростной режим
2. Отдельно стоит остановиться на скоростном режиме. Известно, что рост сопротивления качению пропорционален увеличению скорости, т.е. увеличение скорости на 2% означает, что сопротивление качению увеличится соответственно. При этом сопротивление воздуха и скорость демонстрируют экспоненциальную зависимость, то есть рост скорости на 2% означает увеличение сопротивления воздуха на 4%. Особенно сильно эта зависимость заметна на скоростных трассах. Поэтому на загородных дорогах поддерживайте постоянную скорость, избегая езды на максимуме и частых ускорений. Этим вы заметно снизите воздействие вышеуказанных сил на ваш автомобиль. Также стоит знать, что, увеличив скорость движения, вы вряд ли окажитесь в пункте назначения намного раньше! Например, увеличение крейсерской скорости с 80 до 90 км/час на дистанции в 100 км экономит вам только 8 минут, а повышение скорости со 100 до 110 км/час даст вам выигрыш всего лишь в 5 минут! Так ли вы реально торопитесь?
Увеличение крейсерской скорости с 80 до 90 км/час на дистанции в 100 км экономит вам только 8 минут, а повышение скорости со 100 до 110 км/час даст вам выигрыш всего лишь в 5 минут!
По возможности чаще пользуйтесь круиз-контролем, если он установлен на машине. Особенно это актуально при езде на дальние дистанции по скоростным загородным дорогам.
И еще один совет. По возможности чаще пользуйтесь круиз-контролем, если он установлен на машине. Особенно это актуально при езде на дальние дистанции по скоростным загородным дорогам. Круиз-контроль не только поддерживает постоянную скорость движения, но и оптимально регулирует подачу топлива в зависимости от рельефа местности и нагрузки на двигатель. Например, при равномерной езде по равнине или под уклон электроника сокращает подачу топлива в камеру сгорания до того минимума, которого как раз достаточно для поддержания заданной скорости.
движение накатом
3. Еще один способ экономии – известный всем еще с автошкол прием движения накатом. Как можно чаще старайтесь его использовать, не забывая при этом убирать ногу с акселератора, а передачу оставлять включенной! На современных бензиновых и дизельных моторах с электронным управлением при езде накатом с полностью отпущенной педалью газа и включенной передачей электроника минимизирует или полностью отключает подачу топлива в камеры сгорания, так как коленвал раскручивается колесами через трансмиссию.
Лучше ползти на холостых оборотах со скоростью улитки, чем остановиться, а потом снова трогаться.
Как можно чаще старайтесь использовать движение накатом, не забывая при этом убирать ногу с акселератора, а передачу оставлять включенной!
Если на вашей машине есть бортовой компьютер с функцией показа мгновенного расхода топлива, вы можете наглядно убедиться в действенности этого приема. Кстати, практически любой тип местности позволяет проехать накатом почти до трети от общей длины маршрута.
преодоление подъемов
4. Преодоление подъемов тоже имеет свои нюансы. Старайтесь проходить их как можно быстрее. Заранее набирайте скорость с таким расчетом, чтобы в идеале пройти весь подъем ходом, не переключаясь на пониженные передачи и не увеличивая обороты двигателя.
Набирайте скорость с таким расчетом, чтобы в идеале пройти весь подъем ходом.
Старайтесь проходить подъемы как можно быстрее.
Желательно поддерживать обороты на уровне, при котором тяга мотора позволяет сохранять набранную скорость в течение всего подъема практически без необходимости «газовать». Старайтесь перед окончанием подъема (если позволяет набранная скорость) отпускать педаль газа, чтобы автомобиль накатом переваливал через вершину подъема за счет инерции.
городской трафик
5. Еще один злейший враг экономии – это городской трафик с его «рваной» ездой, пробками и светофорами. Но и с ним можно сладить. При езде в городе по возможности старайтесь лишний раз не останавливаться. Лучше ползти на холостых оборотах со скоростью улитки, чем остановиться, а потом снова трогаться. Ускорение даже с пешеходных скоростей требует заметно меньше топлива, чем при разгоне с места, когда мгновенный расход топлива очень высок. В городе старайтесь ехать размеренно, максимально используя накат автомобиля для проезда светофоров, чтобы, минуя их, ускоряться с ходу. Заранее просчитывайте дорожную ситуацию и держите дистанцию для свободы маневра и движения накатом! Проехав один светофор, следите за сигналом светофора на следующем перекрестке. Подгадайте так, чтобы подкатить к нему как раз на зеленый сигнал.
техническое состояние
6. Техническое состояние автомобиля сказывается на экономии топлива не меньше, чем методика вождения. За автомобилем нужно следить. И первое, на что надо обращать внимание – это шины. Рабочее давление внутри шин напрямую влияет на сопротивление качению, которое преодолевается за счет немалой части энергии двигателя. Даже слегка приспущенное колесо не только хуже катится, но еще и сильнее греется из-за деформации боковин, что, вдобавок, сокращает срок службы покрышки. А насколько внимательно в повседневной жизни мы следим за этим давлением? Почти не интересуемся! С виду накачано – ну и ладно. А ведь завод-изготовитель не напрасно устанавливает значения давления воздуха в шинах!
За автомобилем нужно следить. И первое, на что надо обращать внимание – это шины.
Рабочее давление внутри шин напрямую влияет на сопротивление качению, которое преодолевается за счет немалой части энергии двигателя.
Эти цифры - экспериментально выведенный в бесчисленных полигонных испытаниях оптимальный баланс плавности хода, управляемости и экономичности. Не пренебрегайте трудом сотен инженеров! Поэтому, как минимум, проводите регулярную проверку шин и при необходимости подкачивайте их. Можно даже немного перекачать колесо, тогда сопротивление качению уменьшится, но главное не перестараться. На сильно перекачанном колесе износ центральных дорожек протектора увеличивается, да и плавность хода заметно страдает.
колеса
7. Колеса, диаметр и ширина которых больше, чем штатные параметры, также увеличивают аппетит автомобиля. Как известно, большое колесо крутить тяжелее, вдобавок возрастает сопротивление качению из-за увеличившегося пятна контакта. Вот двигатель и начинает затрачивать больше топлива на то, чтобы провернуть огромные «катки», особенно на бездорожье. А ведь чем слабее двигатель, тем тяжелее ему это делать, и тем сильнее его приходится «крутить», чтобы компенсировать недостаток тяги. Проблему можно решить путем установки более «тяговых» главных пар в редукторах ведущих мостов, но этому предшествует серьезная работа по подбору передаточных чисел, при которых достигается оптимальный баланс тяги и оборотов двигателя.
сход-развал колес
8. Не забудем и такой важный момент, как сход-развал колес. Если углы установки правильные – колесо катится легко. А вот перекос не только «ест» резину: покрышка сама, словно плуг, «нагребает» лишние литры расхода топлива. К такому же результату приводят перетянутые или «высохшие» подшипники ступиц – за их «здоровьем» тоже надо следить.
багажник
9. Хорошими аэродинамическими «граблями» для внедорожника также является габаритный багажник (особенно экспедиционный). Массивная конструкция, да еще и с «люстрой», выглядит, конечно, очень внушительно. Но на ходу в ней не только воет ветер. Она резко ухудшает обтекаемость автомобиля и тянет за собой лишние литры, которые двигатель тратит на преодоление дополнительного аэродинамического сопротивления. Если таким багажником вы пользуетесь максимум раз в год, будет экономичнее ставить его на машину лишь тогда, когда он реально нужен. Конечно, часть стиля теряется, но экономия, как и красота, тоже часто требует жертв…
Экономичнее ставить его на машину лишь тогда, когда он реально нужен.
Преодолевая собственную лень и привычку ездить, как Бог на душу положит, применяя все вышеописанное на практике, вы однажды вдруг заметите, что в баке после поездки осталось намного больше топлива, чем вы ожидали. Конечно, экономичная езда требует сдержанности и неспешности. Ездить размеренно или летать джигитом, экономить или нет – каждый решает сам. Можно поступить еще лучше: поставить машину в гараж и никуда не ездить – более эффективного способа экономии топлива пока еще никто не придумал.
экономичнее ставить его на машину лишь тогда, когда он реально нужен.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)