рейтинг
15
05.09.11
Второй аккумуляторГде взять ток? |
Многие автолюбители поступают достаточно просто и предусмотрительно: возят с собой бустер. Это устройство позволяет завести автомобиль с севшим аккумулятором, по сути, тот же аккумулятор, только компактный и с мощным пусковым током. Но бустер нужно не забыть зарядить дома от розетки или в машине во время движения, а хорошая мысль, как известно, приходит с опозданием.
Принцип установки
Соответственно, логика подсказывает простое решение – или более мощный аккумулятор, который может встать на штатное место, или дополнительный аккумулятор, постоянно подключенный к бортовой сети. Некоторые машины уже с завода укомплектованы двумя АКБ. Ну а тем, кому не повезло, нужно искать свободное пространство. И лучше вне салона, т.к. обычные аккумуляторы в процессе работы выделяют испарения, дышать которыми вредно, особенно в замкнутом пространстве. Не портят воздух только гелевые аккумуляторы, но они недешевы.
Нужно искать свободное пространство, и лучше вне салона, т.к. обычные аккумуляторы в процессе работы выделяют испарения, дышать которыми вредно.
Про то «потянет» или нет два аккумулятора штатный генератор автомобиля, мы здесь не говорим, т.к. это зависит от очень многих факторов: от мощности генератора, от того, какие аккумуляторы стоят на машине, сколько тока потребляет машина, насколько сильно разряжены аккумуляторы и т.д. и т.п.
Остановимся на том, что аккумуляторы заряжаться от генератора будут, тем более что, как показывает практика, в большинстве случаев так и происходит. Но насколько быстро они восстанавливаются после сильной разрядки? Это уже зависит от способа установки.
Остановимся на том, что аккумуляторы заряжаться от генератора будут, тем более что, как показывает практика, в большинстве случаев так и происходит. Но насколько быстро они восстанавливаются после сильной разрядки? Это уже зависит от способа установки.
Способ 1: Параллельные АКБ
Самый простой и распространенный способ установки второй АКБ – воткнуть ее под капот и соединить проводами со штатной батареей (желательно, чтобы емкость у них была одинакова). В принципе, этот способ имеет право на жизнь. Только у него есть определенные «но».
Все электрооборудование машины «завязано» на один аккумулятор, а второй является неким дополнительным резервуаром, куда штатный аккумулятор обращается за электричеством в случае разрядки. Таким образом, параллельно подсоединенные АКБ работают по принципу сообщающихся сосудов: опустевшее пространство в первом резервуаре заполняется содержимым из второго резервуара.
Все электрооборудование машины «завязано» на один аккумулятор, а второй является неким дополнительным резервуаром, куда штатный аккумулятор обращается за электричеством в случае разрядки. Таким образом, параллельно подсоединенные АКБ работают по принципу сообщающихся сосудов: опустевшее пространство в первом резервуаре заполняется содержимым из второго резервуара.
Самый простой способ установки второй АКБ – воткнуть ее под капот и соединить проводами со штатной батареей.
Только в случае с АКБ нужно понимать, что «отверстие», сквозь которое «перетекает» электричество, очень узкое, поэтому необходимо некоторое время, чтобы первый аккумулятор взял у второго ток, и наоборот – при зарядке ток в первую очередь будет поступать в штатный аккумулятор, а дополнительный будет подпитываться от него.
Чем это плохо? Во-первых, неравномерно происходит разряд/заряд, что негативно сказывается на ресурсе батарей. Во-вторых, в случае быстрого разряда штатного аккумулятора (например, после применения электролебедки) он не успеет так же быстро получить энергию от дополнительного, но даже если это произошло в кратчайшие сроки, мы в итоге получим два наполовину разряженных аккумулятора.
Напрашивается вывод о необходимости управления аккумуляторами. Частенько дополнительный аккумулятор просто отключают после 100% зарядки и держат как резервный для запуска. Приемлемый вариант, но, возможно, вы уже сталкивались с «прикуриванием» машины с севшим аккумулятором просто от аккумулятора же, а не от работающей машины. Это не всегда удается, по крайней мере, сразу, потому что штатный аккумулятор должен сначала подзарядиться (об этом мы уже говорили выше). Такая же ситуация может сложиться и со вторым аккумулятором, подключенным к сети после «умирания» основного. Можно, конечно, АКБ местами поменять, и тогда авто заведется сразу. В любом случае проблема будет решена.
Чем это плохо? Во-первых, неравномерно происходит разряд/заряд, что негативно сказывается на ресурсе батарей. Во-вторых, в случае быстрого разряда штатного аккумулятора (например, после применения электролебедки) он не успеет так же быстро получить энергию от дополнительного, но даже если это произошло в кратчайшие сроки, мы в итоге получим два наполовину разряженных аккумулятора.
Напрашивается вывод о необходимости управления аккумуляторами. Частенько дополнительный аккумулятор просто отключают после 100% зарядки и держат как резервный для запуска. Приемлемый вариант, но, возможно, вы уже сталкивались с «прикуриванием» машины с севшим аккумулятором просто от аккумулятора же, а не от работающей машины. Это не всегда удается, по крайней мере, сразу, потому что штатный аккумулятор должен сначала подзарядиться (об этом мы уже говорили выше). Такая же ситуация может сложиться и со вторым аккумулятором, подключенным к сети после «умирания» основного. Можно, конечно, АКБ местами поменять, и тогда авто заведется сразу. В любом случае проблема будет решена.
Способ 2: Диодный изолятор
Можно пойти другим путем: поставить второй аккумулятор, повесить на него дополнительные мощные потребители энергии и подключить к бортовой сети через диодный изолятор, который позволяет соединить несколько аккумуляторов таким образом, что аккумулятор берет зарядку от генератора, но сам ток в общую бортовую сеть не отдает (только тем потребителям, которые к нему подключены). Цены на такие изоляторы начинаются от 3 тыс. руб. Существуют устройства на 3 аккумулятора и даже на 4, но 4 аккумулятора – это, наверное, чересчур.
Подключить к бортовой сети через диодный изолятор: второй аккумулятор берет зарядку от генератора, но сам ток в общую бортовую сеть не отдает.
У этой схемы есть свои достоинства и недостатки. Удобно подключать таким образом музыку, холодильник или автономную печку, которые работают долго при выключенном двигателе и при этом потребляют не очень мощный ток. Штатный аккумулятор в этом случае остается незадействованным, а потребители нормально функционируют. После запуска мотора дополнительная АКБ получает зарядку.
Но, например, в случае пользования электролебедкой такая схема не очень удобна, т.к. лебедка потребляет очень мощный ток за короткий промежуток времени, а при длительном ее использовании одного аккумулятора (а она в данном случае «висит» все равно на одном аккумуляторе) явно мало.
В ситуации одновременного длительного использования нескольких приборов, например, печки, холодильника и лампы подсветки в течение ночи, емкости одного аккумулятора на всю ночь может и не хватить, что создаст определенные неудобства, ведь эти приборы подключены только к одному аккумулятору, который уже нужно заряжать.
Но, например, в случае пользования электролебедкой такая схема не очень удобна, т.к. лебедка потребляет очень мощный ток за короткий промежуток времени, а при длительном ее использовании одного аккумулятора (а она в данном случае «висит» все равно на одном аккумуляторе) явно мало.
В ситуации одновременного длительного использования нескольких приборов, например, печки, холодильника и лампы подсветки в течение ночи, емкости одного аккумулятора на всю ночь может и не хватить, что создаст определенные неудобства, ведь эти приборы подключены только к одному аккумулятору, который уже нужно заряжать.
Способ 3: Общая цепь
На сегодняшний день существуют устройства, позволяющие соединить 2 или 3 аккумулятора в общую цепь, обеспечивая им нормальный заряд/разряд и возможность автоматически или вручную управлять ими. При работе в автоматическом режиме эти устройства забирают небольшое количество электроэнергии в бортовую сеть автомобиля от каждого аккумулятора. Упало напряжение на одном, устройство переключается на второй. Аналогичным образом осуществляется и зарядка.
Существуют устройства, позволяющие соединить 2 или 3 аккумулятора в общую цепь, обеспечивая им нормальный заряд/разряд и возможность автоматически или вручную управлять ими.
Некоторые устройства позволяют выбирать вручную, на каком аккумуляторе сейчас работать, а в каком оставить запас электричества. У некоторых есть функция предупреждения о том, что тока осталось только на запуск, или функция отключения потребителей при низком уровне заряда. У ряда устройств есть шкалы, по которым можно определить, сколько и в каком аккумуляторе осталось электричества (блок управления с индикацией монтируется в салоне, в удобном для водителя месте).
Производители и цены
В России в продаже можно найти такие устройства китайского (T-MAX) и швейцарского (IBS) производства. IBS также поставляет свою продукцию австралийской компании TJM, которая дальше реализует их через свою дилерскую сеть.
Стоимость устройств для подсоединения нескольких аккумуляторов сравнима со стоимостью самого аккумулятора, а в некоторых случаях превышает ее. Но эффект от их использования с лихвой покрывает затраты, особенно, если внедорожник эксплуатируется в малонаселенной местности, где помощи ждать можно долго.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (3)