рейтинг
7
30.03.10
Toyota Land Cruiser 70Предел мечтаний |
Как всегда, все началось с «уаза», причем не с самого плохого. Лютый «проходимец» на 36-ой резине с военными мостами и массой переделок верой и правдой служил своему хозяину больше пяти лет, ломался намного реже, чем «уазы» товарищей. Но человеку всегда хочется большего, а для джипера вершиной мечтаний часто является Toyota Land Cruiser 70, в просторечии – «короткая семидесятка».
История покупки
К мысли о покупке «семидесятки» Роман Стулов пришел около трех лет назад. «Уазик у меня был давно, я построил его сам с небольшой помощью товарищей. В принципе, он неплохо ездил, но, как и любой «уаз», бывало ломался в неподходящий момент, да и не машина это, а средство передвижения, хотя проходимостью я был доволен. И вот как-то предложил штурману поискать «Тойоту», - вспоминает Роман.
Искали долго. «Живые» «семидесятки» с нужным двигателем (хотели, конечно, KZ, но и 3L рассматривали как вариант) давно уже стали исчезающим видом. То цена заоблачная, то руль правый, то двигатель бензиновый. Наконец в Питере нашлась одна машина – с четырехскоростной коробкой, полностью барабанными тормозами, мостами на пружинах, без блокировок, с одним из искомых моторов (правда, 3L) и, что немаловажно, уже на «Гудричах» размерностью 33 дюйма с дисками размером 16 дюймов.
«Живые» «семидесятки» с нужным двигателем (хотели, конечно, KZ, но и 3L рассматривали как вариант) давно уже стали исчезающим видом.
Хозяин оказался не джипером, в соревнованиях машина не участвовала. Попросили друзей из северной столицы оценить аппарат, на их взгляд все было прилично, да и цена в 200 тыс. руб. (на тот момент $8 000) за немного подгнивший, но с живыми агрегатами автомобиль по джиперским понятиям показалась разумной. В один день собрались, поехали и купили.
Домой погнали своим ходом, несмотря на практически отсутствующие тормоза. На «Ленинградке» выяснилось, что амортизаторы давно живут «своей жизнью», но вопреки этому (дело было зимой) даже по снежной каше «семидесятка» шла уверенно, почти не сбиваясь с курса. В гараже устроили детальный осмотр.
Сначала ремонт
Роман Стулов: «Во время покупки всегда присутствует ажиотаж, на все детали внимания обратить не успеваешь, много чего не заметили. А разобрали – ё-моё! Машина абсолютно «дровяная»: кузов с дырами, арки под антикором гнилые, пороги под замену, но, слава богу, все дефекты по «жестянке».
Ремонтом, как всегда, занялись сами
Ремонтом, как всегда, занялись сами, вдвоем со штурманом. Полезли в мосты, поменяли и в переднем и в заднем болтавшиеся подшипники, а больше ничего делать не пришлось: коробка, раздатка – в порядке, движок работает, печка греет, и нет знакомого «уазовского» ощущения, что сейчас «все развалится».
Машина была без гидроусилителя, пришлось заказывать в магазине и искать на разборках кучу деталей. Когда покончили с «агрегатными» работами, взялись за сварку: сняли обивку салона, ободрали ржавчину и отдали мастерам. Процесс затянулся, а когда, наконец, машина была полностью проварена, у хозяина кончился «запал».
Салон оставили почти без изменений, только аккуратно восстановили проводку, внедрили СВ-радиостанцию и вывели на всякий случай на приборную панель кнопки для разных люстр-блокировок.
Роман Стулов: «Неаккуратно собрали после сварки, везде лоскуты торчат, потолочная обивка внутрь проваливается, салон расхристанный, стекол почти не осталось (что треснуло, что лопнуло) – в общем, такой вид у нее был, что подходить не хотелось, и стояла она довольно долго, однажды мелькнула мысль – а не продать ли?.. Я люблю, когда все аккуратно, даже если в грязь лезть на ней, а тут без слез не взглянешь».
Люблю, когда все аккуратно, даже если в грязь лезть...
Однако крамольные мысли были подавлены и принято волевое решение – будем доделывать несмотря ни на что. Нашли стекла, отдали машину в покраску, а потом взялись за остальное. На своем «уазе» Роман участвовал только в клубных покатушках.
Из-за переделок он попадал точнехонько в ТР-3, а там уже давно правили бал «котлеты», тягаться с которыми было очень сложно, да и болотные гонки на лебедках не очень привлекали. Хотелось драйва, чтобы можно было ехать, винчуясь как можно реже, что нынче возможно только в ТР-1 и то не всегда. В соответствии с требованиями этой группы и стали строить «Тойоту».
Подготовка для ТР-1
Поскольку решено было отказаться от больших колес, то объем работ существенно сократился. Полностью защитили днище: алюминием прикрыли поддон картера, коробку с раздаткой и бензобак.
Поскольку решено было отказаться от больших колес, то объем работ существенно сократился
Лифтовать проставками под кузов не стали, заменили подвеску, поставили длинные пружины и амортизаторы. Поставили 33-и «боггеры» (Super Swamper Bogger), главные пары менять не стали, т.к. согласно техническим требованиям РАФ (Российская Автомобильная Федерация) это запрещено. Не решились поначалу внедрять и блокировки, хотя даже «самоблока» в заднем мосту в этой машине нет – Роман решил поберечь полуоси, пусть даже в ущерб проходимости, но после трех выездов принудительные блокировки заняли свое законное место.
Передний силовой бампер фирмы «РИФ», предназначенный для «уаза», отлично подошел и к Toyota.
Передний силовой бампер фирмы «РИФ», предназначенный для «уаза», отлично подошел и к Toyota – машины почти одинаковые по ширине, только немного доработали крепление и усилили конструкцию откосами, чтобы не свернуть его, когда придется прорываться сквозь лес.
Установили дополнительные фары и лебедку с тяговым усилием 4,5 т.
Установили дополнительные фары и лебедку с тяговым усилием 4,5 т. Задний бампер – тоже «РИФ» – выбирали не только исходя из финансовых соображений: у него под «квадратом» сцепного устройства есть площадка, куда можно упереть хай-джек так, чтобы он не соскальзывал, а на калитке, по центру запасного колеса, еще один «квадрат», куда можно крепить «хай-джек» в транспортном положении.
Салон оставили почти без изменений, только аккуратно восстановили проводку, внедрили СВ-радиостанцию и вывели на всякий случай на приборную панель кнопки для разных люстр-блокировок. Штатные сиденья из кожзаменителя легко мыть, но задний диван съедает массу полезного пространства, вместо него поставили два отдельных кресла снятых с третьего ряда Mitsubishi Pajero II.
Салон оставили почти без изменений.
Они складываются и пристегиваются к боковинам кузова, не мешают размещению груза, и пасажировместимость можно регулировать в широких пределах.
С пола содрали постоянно мокнущую шумоизоляцию, вместо нее под передние сидения положили легкосъемное виниловое покрытие, к которому снизу приклеили «шумку» из полипропилена, а заднюю часть закрыли алюминиевым настилом. Сделали в задних дверях крепления для лопаты и топора.
Сделали в задних дверях крепления для лопаты и топора.
На крыше две обычные багажные перекладины, к которым симметрично прикручены сэнд-траки и хай-джек. В «походном» положении получившийся «квадрат» обладает достаточной жесткостью, чтобы обойтись без тяжеленного силового багажника.
Дальнейших переделок в обозримом будущем не планируется, Роман считает, что теперь «семидесятка» полностью отвечает его запросам.
На крыше две обычные багажные перекладины, к которым симметрично прикручены сэнд-траки и хай-джек.
Роман Стулов: «С новой подвеской я себя стал отлично чувствовать на ухабах. Вообще, пружины гораздо комфортнее рессор, а с этим комплектом можно ломиться на скорости через серьезный рельеф без каких-либо проблем, идет очень мягко, при этом не нужно машину отлавливать, все спокойно и уверенно едет.
Пружины гораздо комфортнее рессор, а с этим комплектом можно ломиться на скорости через серьезный рельеф без каких-либо проблем.
На трассе тоже нормальная управляемость, особенно учитывая, что подвеска полностью зависимая. Хорошая курсовая устойчивость, крены вполне разумные, можно держать крейсерскую скорость 90-100 км/ч и не уставать.
Для нее планировалась и общегородская эксплуатация, поэтому выбрали такой компромиссный вариант, который полностью вписывается в ТР-1».
Ну а как по сравнению с прежней машиной, с родным «уазом»?
Ну а как по сравнению с прежней машиной, с родным «уазом»?
В старые добрые времена, которые помнят бывалые джиперы, победа в любых соревнованиях практически всегда зависела от собственного умения ездить, но теперь все не так.
Роман Стулов: «Конечно, приходится привыкать к меньшим возможностям на бездорожье. «Уаз» был с большим лифтом, редукторными мостами, на 36-й резине, поэтому шансов выехать было больше, хоть ездил я вообще без блокировок. А здесь дорожный просвет поменьше, лебедиться приходится чаще.
Конечно, приходится привыкать к меньшим возможностям на бездорожье.
Как показывает практика, если уж «семидесятка» встала, то это намертво, надо выходить и разматывать трос. А вот дизель, хоть и атмосферный, с объемом 2,8 л отлично тянет – крутящего момента редко не хватает.
Еще обязательно установлю силовые пороги, хотя это довольно трудно сделать по уму – здесь глушитель проходит сбоку и нужно как-то мудрить, чтобы его обойти или переделать».
Как победить в соревнованиях?
В старые добрые времена, которые помнят бывалые джиперы, победа в любых соревнованиях практически всегда зависела от собственного умения ездить, но теперь все не так. Как и в «Формуле-1» или в «Дакаре», гонки выигрываются не только за счет профессионализма, но и благодаря толщине кошельков участников.
Команды-лидеры приезжают в базовый лагерь со своими техничками, механиками, обслуживающим персоналом, даже «разведчиками», заявляющимися на старт как самостоятельные экипажи только для того, чтобы обнаруживать точки и удобные траектории их взятия. «Простым смертным» вкладываться в прототипы, ТР-3 и даже ТР-2 все менее резонно.
«Простым смертным» вкладываться в прототипы, ТР-3 и даже ТР-2 все менее резонно.
Но что же делать, если есть огромное желание прикоснуться к большому внедорожному спорту, а «гонки на приз водокачки» зачастую выглядят как банальная пъянка на колесах и совсем не впечатляют? Остается ТР-1 – хоть чуть-чуть демократичный зачет, в котором тоже пока полно своих нюансов (он самый молодой), но ведь кто-то должен начинать.
И тут на первый план вновь выходит профессионализм пилота и штурмана. Яркий тому пример – третье место в чемпионате Москвы в 2009 году экипажа Роман Стулов / Михаил Якунин на Toyota, которой и посвящена данная статья.
В «походном» положении
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)