рейтинг
3
16.03.10
Диски для внедорожниковМеняем, подбираем |
Автомобильное колесо – это не только шина, от которой, конечно, зависит многое, но не все. Есть еще одна немаловажная составляющая – колесный диск. Вариантов диска существует много, но основных типов всего два: стальные штампованные и литые диски.
Строго говоря, во втором случае мы допустили неточность: литой диск не всегда действительно отливают в форму, но в среде автомобилистов так называют все диски, изготовленные не из стали, а из легкого сплава на основе алюминия. Об этом мы еще поговорим, но для начала сосредоточимся на дисках штампованных.
Строго говоря, во втором случае мы допустили неточность: литой диск не всегда действительно отливают в форму, но в среде автомобилистов так называют все диски, изготовленные не из стали, а из легкого сплава на основе алюминия. Об этом мы еще поговорим, но для начала сосредоточимся на дисках штампованных.
Штампованные диски
Их производство незамысловато: на мощном прессе из толстой стали (3-5 мм) штампуют два элемента – обод и тарелку. Затем второе вставляют в первое и сваривают между собой. Остается покрыть готовое изделие защитным составом, краской или хромом – и диск готов.
Такая технология и объясняет сравнительную дешевизну штампованных дисков. Ими, например, часто комплектуют автомобили на заводе, чтобы не удорожать продукцию. Сталь, как известно, материал прочный, но пластичный (до известных пределов).
Поэтому штампованный диск при неаккуратной езде можно помять. Но и выправить его не сложно: молотком в гараже при легких повреждениях, а в более серьезных случаях – на специальном оборудовании, имеющемся на хороших станциях шиномонтажа. Конечно, иногда восстановление диска невозможно.
Штампуют два элемента – обод и тарелку. Затем второе вставляют в первое и сваривают между собой.
Для внедорожника, используемого по прямому назначению, прочность и ремонтопригодность составляющих его частей, безусловно, важна. Кажется, стальные диски тут подходят как нельзя лучше, но по дорогам все больше колесит полноприводных авто с литыми дисками на колесах.
Все время растут скорости машин, их разработчики борются за высокие показатели динамики, управляемости и комфорта. И тут штампованные диски не comme il faut, как говорят французы. Они тяжелые.
Литые диски
На уроках физики мы учили: чем больше вес вращающегося тела, тем труднее изменить плоскость его вращения. Значит, чем легче управляемые колеса авто, тем легче управлять автомобилем. Легкие колеса проще раскрутить и затормозить. А чем меньше неподрессоренные массы транспортного средства (а колеса относятся именно к ним), тем лучше показатели плавности хода машины.
Есть еще один фактор, который с большой долей вероятности в наше время оказывается важнее всех перечисленных. Я имею в виду гламур! Литой диск красив, он всегда украшает автомобиль, делает его стильным, придает ему индивидуальность, и для многих это превыше всего, существеннее всех технических нюансов.
Итак, диски литые, или правильнее сказать – легкосплавные, нынче правят бал. Изготавливать их можно по-разному. Можно заполнить под давлением форму сплавом, затем механически обработать полученную отливку – и диск готов. Получится настоящий литой диск.
Меняется кристаллическая структура металла, и готовое изделие приобретает высокую прочность. Можно все элементы диска сделать тоньше.
А можно разогретую до определенной температуры заготовку поместить под пресс, и тогда мы получим диск кованый. При таком способе производства меняется кристаллическая структура металла, и готовое изделие приобретает высокую прочность. А раз так, то можно все элементы диска сделать тоньше, а это скажется на весе, чего мы и добивались.
Наконец, можно исхитриться и собрать диск из нескольких деталей, каждая их которых изготовлена из легкого сплава по той или иной технологии. Тогда мы получим так называемый составной диск, элементы которого скреплены между собой при помощи резьбового крепежа. Это высший пилотаж! Такой диск, как правило, необыкновенно красив, почти эксклюзивен, легок, но и цена у него соответствующая. Разумеется, он будет к месту, например, на Porsche Cayenne, но никак не на «уазике»…
Казалось, выбор предопределен – литье и только литье! Даже на утилитарные квадрики, которые вообще не ездят по дорогам, ставят теперь легкосплавные диски. Да, плюсов, безусловно, у них много, но есть и минусы.
Если как следует скакать на колесах с литыми дисками по камням, выбоинам (последние можно обнаружить и на МКАДе, что уж говорить о провинции), то диск может не выдержать – он просто треснет, а бывает, что он просекается до сквозных дыр. Существуют разрекламированные технологии ремонта таких повреждений, но это на любителя. Разубеждать, равно как и убеждать кого-то в пользу того или иного типа диска не станем. Лучше поговорим о том, как подобрать диск к автомобилю.
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (3)