БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
  • ср
    23
  • чт
    24
  • пт
    25
  • сб
    26
  • вс
    27
  • пн
    28
  • вт
    29
  • ср
    30
  • чт
    31
  • пт
    01
  • сб
    02
  • вс
    03
  • пн
    04
  • вт
    05
  • ср
    06
  • чт
    07
  • пт
    08
  • сб
    09
  • вс
    10
  • пн
    11
  • вт
    12
  • ср
    13
  • чт
    14
  • пт
    15
  • сб
    16
  • вс
    17
  • пн
    18
  • вт
    19
  • ср
    20
  • чт
    21
  • пт
    22
  • 23
  • вс
    24
  • пн
    25
  • вт
    26
  • ср
    27
  • чт
    28
  • пт
    29
  • сб
    30
  • вс
    01
  • пн
    02
  • вт
    03
  • ср
    04
  • чт
    05
  • пт
    06
  • сб
    07
  • вс
    08
  • пн
    09
  • вт
    10
  • ср
    11
  • чт
    12
  • пт
    13
  • сб
    14
  • вс
    15
  • пн
    16
  • вт
    17
  • ср
    18
  • чт
    19
  • пт
    20
  • сб
    21
  • вс
    22
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
ТЮНИНГ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
ОБСУЖДАЕМ
СКОРО
 
КАЛЕНДАРЬ
НОЯ - ДЕК 2024
пнвтсрчтптсбвс
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
присоединился 23.09.21 | 11:51


рейтинг
3
21.05.13

Маркировка диска

Меняем, подбираем

Колесный диск
Перед началом «игр» с вылетом и диаметром диска нужно проконсультироваться со спецами, если нет точной уверенности в том, что вы собрались «замутить». Нередко переход на другие диски связан с необходимостью изменения формы крыльев, бамперов, необходимостью установки дополнительных грязезащитных расширителей крыльев. Иногда диск просто невозможно поставить, так как он упирается в суппорт. В общем, как и в любом деле, подход должен быть разумным.

Как и шины, диски бывают разных размеров и конструкций – все это находит отражение в маркировке. Возьмем конкретный пример: 7,5Jx15 H2 5х100 ET40 d54.1 – такая надпись может быть выбита или отлита на диске.
   
   

Посадочная ширина

7,5 – это посадочная ширина диска в дюймах, расстояние между внутренними сторонами закраин обода. Этот параметр определяет ширину профиля шины, которую можно смонтировать на диск. Считается, что он должен быть примерно на 20% уже, чем ширина шины, заявленная в маркировке ее типоразмера. Однако следует оговориться: это правило до известной степени условно, а в случае с внедорожником условно вдвойне.
С определенностью ответить на вопрос, подходят ли диск и шина друг другу, сможет каталог, опыт, свой или чужой, и четкое понимание предполагаемой эксплуатации машины. Так, если машина предназначена исключительно для гряземесения, то некоторые владельцы ставят диск заведомо более узкий (в среднем на дюйм, но бывает и уже), чтобы снизить вероятность разбортирования покрышки при движении на низком давлении.
Когда для участия в соревнованиях требуется «вписаться» в определенные требования по ширине покрышки, с помощью откровенно узкого диска уменьшают реальную ширину накачанной покрышки, а затем перед съездом на бездорожье стравливают воздух и получают реальный каток.
Следует также помнить, что покрышка шириной, скажем, 265 мм, будучи высокопрофильной и предназначенной для внедорожника ставится на семидюймовый диск, а будучи низкопрофильной и предназначенной для скоростного кроссовера или паркетника – уже на восьмидюймовый.
Как и шины, диски бывают разных размеров и конструкций – все это находит отражение в маркировке.
Колесный диск. Маркировка колесного диска

Конструкция закраин обода

Латинская буква J сообщает о конструкции закраин обода, и, по большому счету, вникать в это покупателю не обязательно. В маркировке могут присутствовать и другие буквы или их сочетания. Расшифровать их можно, прибегнув к специальной литературе, но, повторяю, для нас с вами, как потребителей, это не самая важная информация. Чего никак нельзя сказать о следующей части рассматриваемого обозначения.

Диаметр диска

15 – это одна из основополагающих величин, по которой подбирают диск для авто. Вероятно, вы уже догадались, что речь, по аналогии с шинами, идет о диаметре диска. Только тут он называется не посадочный, а монтажный. Очевидно, что диск R15 годится только для шин, имеющих такую же цифру в своей маркировке (т.е. с посадочным диаметром в 15 дюймов). Очень часто приходится сталкиваться с убеждением, что чем больше диаметр диска, тем больше и диаметр всего колеса. Это справедливо далеко не всегда.
Диаметр колеса зависит не только от диска, но и от высоты боковины покрышки. Это две взаимодополняющие части. Очень часто на машины одной модели заводом ставятся разные диски – и 17, и 18, и 19 дюймов, но диаметр колеса остается неизменным. Просто с увеличением диаметра диска уменьшается высота боковины. Что это дает?
С одной стороны, дает более острое и точное рулевое управление, броский внешний вид, с другой – повышает вероятность повреждения диска, боковины покрышки, при совсем низком профиле (40-50%) не лучшим образом сказывается на плавности хода, курсовой устойчивости. Соответственно, для внедорожников, передвигающихся не только по асфальту, покрышки должны быть высокопрофильными, следовательно, увлекаться увеличением диаметра диска на таких машинах не очень правильно. Ну а на скоростных кроссоверах, наоборот, высокая боковина снижает удовольствие от вождения, поэтому диски на них большие.

Вылет диска

Позволим себе перескочить через несколько цифр (мы к ним еще обязательно вернемся) и поговорить о том, что означает ET40. Параметр, о котором пойдет речь, не менее важен, чем монтажный диаметр и посадочная ширина диска. ЕТ40 – это обозначение вылета диска. Вылет диска сообщает о том, как колесо будет сидеть на ступице. Например, оно может сидеть глубоко, как бы охватывать ступицу снаружи, а может, напротив, выпирать за габариты автомобиля. Понятно, что играя вылетом, можно в некоторых пределах изменять колею машины.
Владельцы легковушек увлекаются этим, чтобы повлиять на устойчивость авто, что, очевидно, особенно актуально для спорт-каров. Ну, и внешность машины, которую колеса, выступающие наружу, да с широкой резиной меняют разительно! Одним словом, очень гламурно!
Вылет диска сообщает о том, как колесо будет сидеть на ступице.
Колесный диск. Вылет колесного диска
Не страдающие нарциссизмом обладатели внедорожников, даже самых медлительных, тоже часто озадачены подбором вылета дисков. Чем больше диаметр колеса, тем лучше проходимость внедорожника, а чем выше колесо, тем, как правило, оно и шире. Ширина тоже в большинстве случаев (но не всегда) положительно сказывается на проходимости.
Ставить широкие колеса нужно на широкие диски, но при этом нужно, чтобы колесо не цепляло за раму или рычаг подвески. Для этого приходится ставить диски с отрицательным вылетом, то есть те, что смещают  колесо из арки наружу. В ряде случаев, например, на сильно лифтованных машинах, такое расширение колеи улучшает устойчивость к боковому опрокидыванию.
Как самому определить вылет? Это просто. Надо измерить общую ширину диска, его внешний габарит (назовем этот размер Н). Затем следует определить, как глубоко находится привалочная плоскость, т.е. часть диска, которая прижимается к тормозному диску или барабану. Для этого можно положить на внутреннюю сторону диска линейку (ровную рейку) и при помощи другой линейки или рулетки замерить расстояние от этого мостика до привалочной плоскости (назовем этот размер В).
Вылет рассчитаем по формуле: ЕТ = В - Н/2. Полученное число может быть как со знаком «+», так и со знаком «–». В первом случае вылет положительный, во втором – отрицательный. В первом случае колея узкая, во втором – широкая. Может оказаться, что ET = 0, т.е. диск имеет нулевой вылет – такое встречается нередко. Понятно, что при этом вертикальная плоскость симметрии шины проходит через привалочную плоскость тормозного диска или барабана.
Желание улучшить проходимость внедорожника путем установки на него широких колес понятно, но надо учитывать, что и тут действует известный философский закон: если где-то прибыло, то где-то убыло. Диски с большим отрицательным вылетом перегружают ступичные подшипники, кроме того, изменяется плечо обкатки передних колес, что не лучшим образом влияет на управляемость автомобиля – снижается острота рулевого управления, иногда курсовая устойчивость. Но внедорожник на огромных колесах стоит на пару ступеней ближе к трактору, поэтому на эти мелочи никто не обращает внимания.

Индекс конструкции хампов диска

Теперь обратим внимание на другие показатели. Н2 – это индекс конструкции хампов диска. Ранее, разбирая конструкцию шин, мы заметили, что диски для камерных и бескамерных шин отличаются. Понятно, что во втором случае в диск герметично вмонтирован ниппель, но кроме того у такого диска на посадочных полках есть специальные кольцевые выступы, удерживающие шину. Их-то и называют хампами. Индекс Н2 сообщает нам о том, что они двойные, но возможны и иные варианты: простые – Н, плоские – FH, ассиметричные – АН и т.д.

Крепежные отверстия диска

5/100 – это PSD, т.е. Pitch Circle Diameter – информация о крепежных отверстиях диска. В нашем случае их 5, и они расположены на окружности диаметром в 100 мм. Ошибиться при покупке диска с количеством отверстий трудно, а вот на втором числовом обозначении стоит остановиться более подробно.
Колесный диск
Может оказаться, что диск, не соответствующий ступице вашего авто по расположению крепежных отверстий, вы все же ухитритесь надеть и закрепить. Это возможно благодаря тому, что для облегчения монтажа отверстия в диске делаются немного большего диаметра, чем диаметр шпилек или болтов. Например, на одну и ту же ступицу наденутся диски с PSD 5/100 и с PSD 5/98, и на глаз их не отличить.
Однако один из дисков неизбежно будет закреплен плохо, поскольку лишь один болт (или гайка) из пяти своим конусом прижмет диск к плоскости. В результате крепеж будет самопроизвольно откручиваться при движении автомобиля, а колесо бить. Поэтому к подбору диска по PSD надо подходить ответственно.
Этот параметр можно рассчитать, вооружившись обычной линейкой. Надо измерить расстояние между центрами соседних крепежных отверстий, тогда для диска с четырьмя отверстиями PSD равно S/0,7071, с пятью – S/0,5878, с шестью – S/0,5, где S – измеренное расстояние.

Диаметр центрального отверстия

Наконец, последний параметр – d54,1. Это диаметр центрального отверстия диска. Он должен соответствовать ступице вашего авто, если он окажется меньше, то диск просто не наденется, а если больше, то опять же вопрос – какой диск и какой внедорожник. Если диск литой или кованый, а автомобиль быстрый, то все должно быть как по книжке, иначе возможно биение, самоотворачивание и прочие страсти. Если диск стальной, и машина – нормальный внедорожник, то допускается зазор в несколько миллиметров.
Алексей Фабин
Фото GM
Мне статья
понравилась
не понравилась

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (0)
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2024, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл ФС77-62706