рейтинг
3
21.05.13
Маркировка шинЭлементарная арифметика |
Европейский стандарт: 305/70 R16
Итак, предположим, что на боковине шины мы видим следующую надпись: 305/70 R16. Это метрическая маркировка, т.е. размеры шины, за исключением ее внутреннего (посадочного) диаметра, выражены в миллиметрах. 305 мм – это ширина шины. Строго говоря, она измеряется между наружными краями боковин, но с известной долей приближения можно считать, что речь идет о ширине протектора.
Не удивляйтесь, если вооружившись измерительным прибором, вы обнаружите, что измеренная вами ширина шины немного отличается от величины, сообщаемой производителем в маркировке. Это не дефект шины, просто производитель округляет ширину до «красивого» числа (оно всегда оканчивается на 5).
70 – это высота профиля шины или, говоря профессиональным языком, серия шины. Часто в каталогах шины делятся на группы как раз по сериям. Внимательный читатель, безусловно, заметил, что после числа 70 я не поставил аббревиатуру «мм». Дело в том, что это не прямое обозначение высоты в миллиметрах (ведь 70 мм – это ничто!), а относительное, выраженное в процентах от ширины: 70% от 305 составят 214 мм.
R – сокращение от английского слова «radial». Даже школьник сообразит, что перед нами радиальная шина, т.е. с радиальной конструкцией каркаса. Если буквы R (или полной надписи Radial) на боковине шины нет, то вы набрели на шину диагональную.
Например, для нашего «уазика» можно найти шину с обозначением 215-380. Первое число – ширина в миллиметрах. А второе? То же, что и число 16 в обозначении типоразмера, приведенном выше – посадочный диаметр шины. Итак, в обозначении радиальной шины число 16 – это посадочный диаметр в дюймах, а у диагональной шины, взятой нами в качестве примера, этот диаметр обозначен в миллиметрах. Поскольку 1 дюйм равен 25,4 мм, не трудно определить, какой понадобится диск (а все они маркируются в дюймах): 380/25,4=15. Заметим, что в обозначении диагональных шин информации о серии нет.
Заметим, что в обозначении диагональных шин информации о серии нет.
Американский стандарт: 33х12,5R16
Представим, что вооружившись приведенной информацией, вы отправились в магазин или принялись штудировать интернет в поисках новых шин для своего джипа. И вы в замешательстве! Вам предлагают какие-то 33-и колеса и интересуются, не подойдут ли вам 35-е. Явно оперируют какими-то иными обозначениями.
Да, шины для внедорожников часто подбирают, прибегая к так называемому «американскому» стандарту. Это дюймовая маркировка. Например, 33х12,5R16. 33 – уже не ширина, как в предыдущем примере, а внешний диаметр. Разумеется, в дюймах, и размер в привычных нам миллиметрах определить совсем не сложно: 33х25,4=838 мм.
А вот 12,5 – это как раз ширина шины, а не высота профиля. Тоже в дюймах. Параметр, определяемый последним числом в маркировке (16) не изменился – это посадочный диаметр.
Надо заметить, что все эти примеры призваны лишь проиллюстрировать взаимосвязь между разными вариантами обозначений типоразмеров шин, и не всегда возможно найти точную замену одной шины другой. Существующие в реальности размеры шин стоит искать, обратившись к каталогам, а не на основании собственных расчетов, хотя последние вам укажут, в какую часть каталога смотреть.
Индексы
Есть на боковине шины и кое-что еще помимо типоразмера. Наиболее важны для нас двух- или трехзначное число и буква латинского алфавита, которые обычно ставятся сразу после типоразмера. Например, 98V или 108L. Число – это индекс несущей способности шины, а буква – индекс скорости. Расшифровать индексы можно, обратившись к соответствующим таблицам.
Очевидно, что разделив полную массу вашего авто на 4 (машины с числом осей более 2 рассматривать не будем), вы получите нагрузку на каждое колесо. Она должна быть меньше нагрузки, определенной по индексу, причем, коэффициент запаса, как нетрудно заметить, не мал.
Расшифровать индексы можно, обратившись к соответствующим таблицам.
Иногда можно встретить дробный индекс нагрузки. Числитель – это индекс нагрузки, относящийся к одиночному колесу, знаменатель – к сдвоенному. Такие колеса все вы наверняка видели на задней оси микроавтобусов и легких грузовиков. Кстати, о грузовиках. На внедорожники иногда ставят колеса с шинами, имеющими индекс LT (Light Truck), т.е. предназначенными как раз для легких грузовиков.
Индекс скорости шины – очень важный показатель для современных скоростных внедорожников, на него обязательно нужно обращать внимание, если у вас кроссовер. Если вы поставите шину с индексом скорости в 160 км/ч, то не стоит переходить этот предел, иначе дело может закончиться ее разрушением.
Еще о буквах
Другие обозначения не столь важны, поэтому пройдемся по ним пунктиром. Надпись Steel (сталь) означает, что шина имеет металлокорд. Tubeless – шина бескамерная, а Tube Tyres – напротив, камерная. Надписи Inside и Outside обозначают, соответственно, внутреннюю и внешнюю стороны шины при ее монтаже на колесо, что важно для шин с ассиметричным рисунком протектора.
Также следует обращать внимание на совпадение стрелки, нанесенной на боковине, с направлением вращения колеса при движении автомобиля (значительное число ныне производимых шин имеют направленный рисунок протектора).
Зимние, летние или всесезонные шины отличаются друг от друга не только протектором, но и составом резины, из которой они изготовлены, ее мягкостью, степенью адгезии к дорожному полотну.
Назначение шины отображается в маркировке AT (All Terrain – вседорожная), МТ (Mud Terrain – грязевая), M + S (Mud + Snow, т.е. Грязь + Снег). Обозначается также время года, для которого годится шина (AS – All Saison – всесезонная, W – Winter –Зима).
Зимние, летние или всесезонные шины отличаются друг от друга не только протектором, но и составом резины, из которой они изготовлены, ее мягкостью, степенью адгезии к дорожному полотну. Все это оказывает существенное влияние на поведение автомобиля на дороге, поэтому к выбору шины по сезону надо подходить ответственно. Можно обнаружить на боковине и другие обозначения…
С основными деталями мы познакомились, а нюансы можно уточнить в каталоге шин соответствующей марки или в беседе с грамотным продавцом в магазине.
Узнайте об устройстве колеса
Узнайте об устройстве колеса
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)