рейтинг
20
17.01.13
Турбодизель ЗМЗ-51432Есть или не есть, новый дизель для УАЗа |
УАЗ Патриот пережил две «пересадки сердца» в поисках дизельного двигателя, способного составить конкуренцию бензиновому ЗМЗ-409.
Первый блин, в соответствии с известной поговоркой, оказался комом — ЗМЗ-514 предыдущего поколения был слишком слаб для тяжелого «Патрика» и практически не пользовался спросом у покупателей, получив славу ненадежного агрегата.
Вторая попытка была более удачна — Патриот стал комплектоваться итальянским турбодизелем Iveco F1A. Однако «развод» компании Соллерс с итальянским Фиат поставил крест на проделанной работе по организации производства двигателей Iveco на Заволжском заводе и вернул актуальность вопроса о необходимости собственной разработки.
Новый дизель ЗМЗ ждали с нетерпением. Все тот же 514-й, но на этот раз доработанный силами инженеров Заволжского завода в сотрудничестве с Bosch и укомплектованный системой Common Rail немецкой компании. Получивший индекс ЗМЗ-51432 турбодизель, успешно прошел сертификацию в Германии на заводе Bosch и наконец дошел до наших рук для полноценного теста.
Первый блин, в соответствии с известной поговоркой, оказался комом — ЗМЗ-514 предыдущего поколения был слишком слаб для тяжелого «Патрика» и практически не пользовался спросом у покупателей, получив славу ненадежного агрегата.
Вторая попытка была более удачна — Патриот стал комплектоваться итальянским турбодизелем Iveco F1A. Однако «развод» компании Соллерс с итальянским Фиат поставил крест на проделанной работе по организации производства двигателей Iveco на Заволжском заводе и вернул актуальность вопроса о необходимости собственной разработки.
Новый дизель ЗМЗ ждали с нетерпением. Все тот же 514-й, но на этот раз доработанный силами инженеров Заволжского завода в сотрудничестве с Bosch и укомплектованный системой Common Rail немецкой компании. Получивший индекс ЗМЗ-51432 турбодизель, успешно прошел сертификацию в Германии на заводе Bosch и наконец дошел до наших рук для полноценного теста.
Характеристики
Первый ЗМЗ-514 выдавал скромные 98 л.с. и 216 Н*м крутящего момента, что мало отличалось от бензинового агрегата ЗМЗ-409, способного предложить 128 л.с. и 209 Н*м. Однако неудачей первого поколения 514-го принято считать недостаточную надежность агрегата, а не его скромные показатели.
Iveco F1A оснащался системой Common Rail фирмы Bosch и имел на вооружении уже 116 л.с. и 270 Н*м крутящего момента. Вес автомобиля с установленным двигателем Iveco был на целых 100 кг. больше, в связи с чем, для сохранения грузоподъемности была усилена передняя подвеска. При этом все параметры КПП Dymos оставались неизменными.
ЗМЗ-51432 сохранил рабочий объем предшественника в 2,2 литра, заметно подтянув остальные характеристики. Установленная система непосредственного впрыска и новые настройки двигателя позволили снять с агрегата чуть больше 113 л.с., а крутящий момент поднять до 270 Н*м в диапазоне с 1800 до 2800 об/мин.
ЗМЗ-51432 сохранил рабочий объем предшественника в 2,2 литра, заметно подтянув остальные характеристики.
В сравнении с современными дизельными двигателями, характеристики Заволжской новинки далеки от идеала, но в сравнении со старым мотором, они существенно улучшены и достойны внимания.
Завод-изготовитель указывает, что расход солярки на УАЗ Патриот и УАЗ Патриот Пикап составляет 10 литров на сотню при скорости 90 км/ч, и возрастает до 12,6 литров на скорости 120 км/ч.
Проверить показатели расхода топлива на практике у нас не получилось в связи с коротким временем предоставленным на тест. Однозначно можно сказать, что по ощущениям, топливо утекает из баков гораздо медленнее, особенно в условиях бездорожья.
Укомплектованный дизелем УАЗ Патриот набирает вес на лишние 40 килограмм, сохранив грузоподъемность в 525 кг. УАЗ Патриот Пикап с двигателем на «тяжелом» топливе становится тяжелее на целых 80 кг, при этом теряя в грузоподъемности с 755 до 725 кг.
Совершенно непонятно, почему установка одного и того же двигателя на разные модели Патриота дает такую разницу в приросте снаряженной массы автомобиля. Стоит предположить, что для сохранения грузоподъемности пикапа на приемлемом уровне УАЗ Патриот Пикап получил более тяжелую усиленную подвеску по аналогии с двигателем Iveco, но подтвердить или опровергнуть эту информацию пока не представляется возможным.
Укомплектованный дизелем УАЗ Патриот набирает вес на лишние 40 килограмм, сохранив грузоподъемность в 525 кг. УАЗ Патриот Пикап с двигателем на «тяжелом» топливе становится тяжелее на целых 80 кг, при этом теряя в грузоподъемности с 755 до 725 кг.
Увеличение веса модели Пикап негативно скажется на общей развесовке автомобиля, которая и без этого имеет присущие для пикапов не самые лучшие показатели, учитывая проводимое в разгруженном состоянии время. Добавить желание некоторых покупателей установить силовой бампер и лебедку, и необходимости установки усиленного лифт-комплекта, например от компании Ironman, не избежать.
Запуск и работа
Утренний морозец в —12 градусов принес неожиданный результат — подозревая, что все не будет так просто, прогреваю свечи накаливания несколько раз и включаю стартер — результат ноль. С первого раза двигатель даже не «схватил». Две последующие попытки запуска, также не увенчались успехом. Лишь на четвертый раз двигатель затарахтел, но очень неровно и был заглушен. С пятого раза раздался рокот дизеля и двигатель заработал как надо.
Сделав поправку на качество залитого топлива отправляюсь на колонку и заливаю в бак солярку, к качеству которой никогда не было претензий. Следующим утром температура поднялась до —9, но прогрев несколько раз свечи накаливания, двигатель с первого раза так и не запустился. Повторный старт удался при увеличенном времени работы стартера и начался с неровной работы, вышедшей на нормальную после небольшой подгазовки.
Как себя покажет новый силовой агрегат ЗМЗ-51432 в регионах с холодным климатом можно будет судить по прошествии некоторого времени, ведь УАЗ используется не только в центральной полосе России, но и в Якутии, например, где сильные морозы такая-же норма, как и грязь на московских дорогах. Если запуск двигателя будет аналогичным описанному, независимо от температуры окружающего воздуха, значит это можно будет списать на характер агрегата и принять как должное.
С первого раза двигатель даже не «схватил». Две последующие попытки запуска, также не увенчались успехом. Лишь на четвертый раз двигатель затарахтел, но очень неровно и был заглушен.
При прогреве двигателя, блок управления поднимает обороты примерно до 1100 об/мин, снижая их до 900 об/мин при достижении температуры охлаждающей жидкости 40 градусов. Ждать дальнейшего прироста температуры на холостых оборотах абсолютно бессмысленное занятие, а при сильном морозе и 40 градусов на холостых покажутся счастьем.
Обороты полностью прогретого двигателя не падают ниже района 900 об/мин, несмотря на то, что для предыдущего поколения 514-го, да и вообще для дизельных двигателей, нормой считается работа в диапазоне 750-800 об/мин. Участвовавший в тесте второй дизельный пикап держал обороты примерно 800-850 об/мин.
На дороге
Тронуться на асфальте со второй передачи не составило труда — это явный прогресс. Недавнее путешествие на бензиновом УАЗ Патриот Пикап в переживающий чрезвычайное происшествие Крымск показало, что трогаться со второй передачи без лишней нервотрепки и насилия над автомобилем невозможно. Новый дизель исправил положение. Вероятнее всего, полностью загруженный кузов не позволит также легко стартовать со второй, но это от него и не требуется.
Если обращать внимание на усиленный шум и вибрации, приемистость автомобиля и его разгон на дороге ничем не уступает бензиновому агрегату, а по некоторым ощущениям превосходит его, позволяя без проблем двигаться на пятой передаче в диапазоне от 60 до 120 км/ч.
Дизельный патриот спокойно разгоняется до заявленных 135 км/ч, но ехать на столь высокой скорости не стоит не только по причине нарушения ПДД, но и в силу не самой лучшей управляемости Патриота и настойчивым «требованием» двигателя включить шестую передачу, которая, как вы понимаете, отсутствует в предлагаемой КПП Dymos.
Приемистость автомобиля и его разгон на дороге ничем не уступает бензиновому агрегату, а по некоторым ощущениям превосходит его.
Современные дизели, чаще всего уже комплектуются шестиступенчатыми КПП, что позволяет ехать со скоростью 130-140 км/ч, поддерживая около 3000 об/мин, на УАЗ Патриот с ЗМЗ-51432 это невозможно. Автомобиль разгонится выше обозначенного заводом предела, это факт, но при этом значительно возрастет нагрузка на двигатель, а шум и вибрации быстро избавят от желания прохватить по автомагистрали.
Обороты двигателя, при движении на скорости 90 км/ч по спидометру, находятся в районе 2500 об/мин и повышаются примерно до 3000 об/мин при ускорении до 110 км/ч.
Независимо от скорости, при оборотах двигателя больше 1500 об/мин, Патриот спокойно позволяет совершать обгон, при этом не отменяя необходимости заранее просчитывать его. Дизель не умеет «выстреливать» на обгоне, но ускоряется достаточно прогнозируемо.
Отдельно стоит отметить, что новый дизель показывает неплохую эластичность, при этом практически отсутствует эффект «турбоямы». Недовольство быстрее вызовут недостаточно «длинные» передачи коробки Dymos, шум и не исчезнувшие шум и удары в трансмиссии, чем работа двигателя при разгоне и переключении передач.
Обороты двигателя, при движении на скорости 90 км/ч по спидометру, находятся в районе 2500 об/мин и повышаются примерно до 3000 об/мин при ускорении до 110 км/ч.
При движении на крейсерской скорости в диапазоне 80-110 км/ч, полностью прогретый двигатель работает мягко и не доставляет излишних проблем. Могу смело утверждать, что проведя 500-600 километров за рулем дизельного Патриота на загородном шоссе, неудобств возникнуть не должно.
Здесь опять кроется компромисс и готовность простить УАЗу некоторую излишнюю шумность. На практике, дизельные двигатели при наборе оборотов значительно стихают и почти не напоминают о себе, но с ЗМЗ-51432 все не так — набор оборотов и скорости значительно снижает шум двигателя, но он остается довольно назойливым.
На бездорожье
Не так давно мне удалось побывать на тесте этого же пикапа в одном из песчаных карьеров Московской Области, где дизельный Патриот уверено забрался на вершину карьера, тогда как бензиновому аналогу пришлось немного потрудиться и поработать педалью акселератора.
Помня «песчаные» впечатления, первый тест дизеля было решено провести на заснеженной горке, по укатанному другими автомобилями и местными снегоходами снежному покрову. Первая пониженная передача позволила взобраться на вершину на холостых оборотах, не прикасаясь к педали газа, хотя и рискуя пару раз заглохнуть. Летом, в эту же горку, бензиновый Хантер взобраться на холостых оборотах не смог — это уже неплохой показатель характеристик нового двигателя.
Снег, засыпавший поле по ступицы колес, помог определить «предел мечтаний» для нового силового агрегата. Устоявшаяся корочка на снежном покрове и штатная всесезонка не позволяли уверено двигаться внатяг на второй пониженной передаче — двигатель требовал увеличения оборотов или внезапно глох в безобидных условиях.
Заехав в заснеженную колею нашли, что вторая пониженная передача оказалась почти бесполезной для попыток проехать вперед, для чего пришлось несколько раз сдавать назад и пробовать пробиваться, поднимая обороты двигателя до 1200-1500 об/мин. В итоге, конечно, колею не прошли, но виной тому стала не только тяга двигателя, но и плотная снежная корка, и недостаточный клиренс.
Снег, засыпавший поле по ступицы колес, помог определить «предел мечтаний» для нового силового агрегата.
Бензиновый мотор в этих же условиях, с большой долей вероятности, не показал бы лучших результатов и не смог бы повторить «выступление» дизеля, но ведь мы испытываем именно дизель, от которого все ожидали чуда.
Попытка проехать на первой пониженной выявила знакомую по бензиновому Патрику тенденцию к закапыванию, так как колеса начинали пробуксовывать. Именно в этот момент понимаешь, что автомобилю чуть-чуть не хватает тяги на низах, чтобы иметь достаточно сил для движения на второй пониженной внатяг.
Снова возвращаясь к увеличенным холостым оборотам замечу, что ювелирно тронуться на скользкой поверхности, например на льду, очень сложно. Как бы плавно не отпускалось сцепление, колеса все равно совершали небольшую пробуксовку, возникающую, скорее всего, из-за этих самых пресловутых повышенных оборотов.
Более глубокий снег еще больше подтвердил первую оценку возможностей нового двигателя — дизель позволяет двигаться внатяг больше, чем его бензиновый аналог, но он остался довольно далек от совершенства.
Дизель позволяет двигаться внатяг больше, чем его бензиновый аналог, но он остался довольно далек от совершенства.
Второй дизельный пикап на резине BF Goodrich M/T KM2 в размерности 265/75R16 внатяг ехал немного лучше, ломая снежную корку более злым протектором, но все равно периодически требовал увеличения оборотов.
Ни для кого не секрет, что устанавливаемые на Патриот штатные колеса, не оптимальный вариант для данного автомобиля и желание установить колеса увеличенного диаметра возникает у владельца с завидной периодичностью. Установка колес чуть большего размера к серьезным изменениям в поведении автомобиля не приведет, в отличие от серьезного увеличения их диаметра, которое как и прежде потребует вмешательства в трансмиссию.
С другой стороны, увеличив диаметр колес и, тем самым, немного снизив тяговые возможности, владелец дизельного Патриота получит сравнимый с бензиновым аналогом характер, выиграв в размерности колес и, соответственно, во внедорожных возможностях автомобиля.
Второй дизельный пикап на резине BF Goodrich внатяг ехал немного лучше, ломая снежную корку более злым протектором.
Комфорт
Обращать внимание на шум в салоне УАЗ владельцы не привыкли, если это не механический шум, намекающий на неисправность, но объективно — шум и вибрации 514-го достаточно велики для относительно современного двигателя и доставляют некоторые неудобства. На Хантере и Буханке еще можно мириться с кучей эргономических и антикомфортных особенностей, но перспективный для российского рынка Патриот с обновленным дизелем, все равно добавил поводов на некоторую критику новинки.
Новая климатическая система работает хорошо, особенно в сравнении со своей предшественницей, однако дизельный двигатель, который в городском движении с трудом прогревался до 60 градусов при —10 за бортом, делал ее работу невнятной. При этом в салоне было комфортно, но понижение температуры явно заставит одеться теплее.
Выбравшись на загородное шоссе, с увеличением скорости движения окончательно прогрелся и двигатель, набрав рабочую температуру. Климатическая система начала гнать в салон по-настоящему теплый воздух, который заметно остывал после 10-15 минут езды по населенному пункту.
Когда-то давно, отключившийся на LR Discovery 2 автономный догреватель привел к тому, что поведение дизеля Td5 очень сильно походило на ЗМЗ-51432, сильно остывая при движении в населенном пункте. Технологическая необходимость хорошего охлаждения имеющих высокий КПД дизельных двигателей, на высоких оборотах работающих «на износ», заставляет разработчиков идти на компромиссы.
Новая климатическая система работает хорошо, однако дизельный двигатель делал ее работу невнятной.
Надо учесть, что новый дизель является модифицированным «старичком» и его поведение вполне предсказуемо и объяснимо. Естественно, установка дополнительного автономного отопителя стала бы лучшим из имеющихся решений, но это поднимет ценник на Патриот еще на 40-50 тысяч рублей, с чем готовы согласиться не все.
Холодный двигатель передает на кузов Патриота сильные вибрации и настойчивый стук в салон. Достигнув температуры охлаждающей жидкости 60-70 градусов, вибрации и шум существенно снижаются до относительно комфортного уровня. Конечно, его не сравнить с бензиновым вариантом, но сделав поправку на разницу агрегатов, с этой данностью можно спокойно мириться.
Цена
Комплектации с дизельным двигателем предлагаются на 90 тысяч рублей дороже, чем с бензиновым. УАЗ Патриот Пикап с дизелем ЗМЗ продается по цене 548 тысяч рублей за комплектацию Классик и 700 тысяч рублей за комплектацию Комфорт.
УАЗ Патриот с дизелем, в отличие от пикапа, предлагается только в комплектациях Комфорт и Лимитед, по цене 706 и 740 тысяч рублей соответственно, сохраняя разницу с бензиновыми комплектациями в размере 90 тысяч российских.
Мне лично непонятна такая разница в ценах на бензиновые и дизельные модели Патриота для бюджетного автомобиля в своем классе. При том, что до этого времени увеличение цены на комплектации с дизелем, было оправдано установкой двигателя импортного производства.
Стоит ли платить почти на сотню тысяч больше за дизель, решать покупателю. Мы лишь можем оценить плюсы и минусы нового двигателя.
После трех дней испытаний нового двигателя на заснеженных полях и холмах, вскинуть руки вверх и выкрикнуть ВАУ я не могу.
В плюсах:
— Увеличенный крутящий момент.
— Экономия топлива (не слишком большая, но реальная).
— Увеличенный запас хода за счет меньшего расхода топлива.
— Отсутствие лишней «электрики», чем всегда славились дизели.
— Увеличенный крутящий момент.
— Экономия топлива (не слишком большая, но реальная).
— Увеличенный запас хода за счет меньшего расхода топлива.
— Отсутствие лишней «электрики», чем всегда славились дизели.
В минусах:
— Недостаточный прогрев ОЖ при сильных минусовых температурах.
— Полноразмерный УАЗ Патриот скорее всего потребует установки автономного догревателя, особенно в регионах с холодным климатом.
— Повышенные требования к качеству масла и обращению с двигателем, как следствие установленной турбины.
— Повышенный шум и вибрации.
— Недостаточный прогрев ОЖ при сильных минусовых температурах.
— Полноразмерный УАЗ Патриот скорее всего потребует установки автономного догревателя, особенно в регионах с холодным климатом.
— Повышенные требования к качеству масла и обращению с двигателем, как следствие установленной турбины.
— Повышенный шум и вибрации.
Выводы
После трех дней испытаний нового двигателя на заснеженных полях и холмах, вскинуть руки вверх и выкрикнуть ВАУ я не могу. На дворе 2013 год, а новый двигатель для УАЗ очень напоминает своих собратьев конца 80-х годов выпуска, хоть и доставляет немного больше положительных эмоций. Остается еще надеяться, что новинка не пойдет по стопам предшественника в части надежности, а заслужит достойное ее уважение.
В последнее время УАЗ Патриот получает уже вторую серьезную модернизацию. Напомним, что совсем недавно, автомобиль обрел совершенно новый интерьер, заслуживший высокую оценку, о котором мы писали в предыдущих материалах. Теперь обновился и список доступных силовых агрегатов.
Остается дело за малым — убрать детские болезни, которые все еще досаждают «взрослеющему» на глазах Патриоту. Надо бы немного поколдовать с настройками двигателя, а также пересмотреть его «подвеску» на предмет снижения вибраций, поменять наконец шумную раздатку и начать штатно устанавливать колеса чуть большего диаметра.
На дворе 2013 год, а новый двигатель для УАЗ очень напоминает своих собратьев конца 80-х годов выпуска.
В итоге УАЗ Патриот станет великолепным автомобилем, которому и сейчас нет адекватной альтернативы, но не стоит забывать, что «китайцы» наступают семимильными шагами и отечественный внедорожник рискует не угнаться за «восточными товарищами».
В качестве окончательного вердикта мы сошлись на том, что УАЗ Патриот наконец получил очень неплохой дизельный двигатель и отличную альтернативу бензиновому агрегату, хоть и оставил необходимость идти на определенные компромиссы и прощать ему некоторые недостатки.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (26)