рейтинг
1
Добавлено 21.06.13
МЛАЭ 2013Автомобильное сообщение между Россией и Канадой возможно!09.02.13 - 17.05.13
|
экстремальная экспедиция
Россия, Ямало-Ненецкий
190000, Россия, Санкт-Петербург, пер. Гривцова, дом 10, литера А
Телефон: +7 495 225 27 56
E-mail: mlae@yemelya.ru
|
Организатор: Василий Елагин, Русское географическое общество
Контактное лицо: Василий Елагин
Триумфально завершилась полярная экспедиция семерых россиян во главе с Василием Елагиным. На двух автомобилях «Емеля» путешественники пересекли Северный Ледовитый океан через Северный полюс и достигли американского континента, доказав тем самым — автомобильное сообщение между Россией и Канадой возможно!
Впрочем, добираться на самолете значительно быстрее, дешевле, и безопаснее — экспедиция не была легкой прогулкой. Сам Елагин смело называет свою поездку «одной из сложнейших экспедиций XXI века».
История
Василий Игоревич Елагин – известный российский экстремал. Родился в 1953 году в Москве. С юности занимался альпинизмом, взошел на многие восьмитысячники, покорил множество сложнейших маршрутов, работал инструктором, спускался с вершин на лыжах.
С 90-х начал заниматься путешествиями — по берегу Чукотского моря на снегоходах, через Австралию на внедорожниках (не заезжая на асфальт), 7000 км по пустыне Калахари, ралли-марафон Дакар в 1995 году.
В 2000-х годах Елагин увлекся полярными экспедициями. Сконструировав и изготовив два шестиколесных внедорожника на пневматиках, «Емеля-1» и «Емеля-2», он с командой в 2008 году проехал от Салехарда до Северной Земли и обратно, преодолев 6000 километров. Путешествие получило название МЛАЭ (Морская ледовая автомобильная экспедиция).
Во время следующей экспедиции, МЛАЭ-2009, был установлен мировой рекорд — стартовав с Северной Земли, автомобили доехали до Северного полюса. Машины пришлось оставить во льдах — в Москву полярники вернулись на самолетах.
На этом Елагин не остановился. Были построены «Емеля-3» и «Емеля-4». Во время МЛАЭ-2011 машины прошли от Нового Уренгоя по сибирской тайге и льду Енисея до Северного Ледовитого океана, а затем — по льдам Карского моря до островов Северная Земля.
Пройдено 2008 км, однако открытая вода вокруг архипелага не дала возможности продолжить путь к полюсу. Автомобили были законсервированы в гараже на местной погранзаставе.
МЛАЭ-2012 была спланирована, но так и не началась — команда провела месяц в Дудинке в ожидании вертолета до Северной Земли, но организовать доставку людей к месту старта так и не удалось. Стартовав Позднее Елагин признался, что неудача 2012-го года помогла ему тщательнее все спланировать при подготовке к следующей экспедиции — возможно, иначе МЛАЭ-2013 не увенчалась бы успехом.
Машины
Названные в честь экстремально ленивого героя русской народной сказки, поймавшего щуку в полынье и путешествовавшего на самоходной печи, Емели представляют собой трехосные автобусы на колесах сверхнизкого давления — пневматиках.
Кузов собран на заклепках из алюминиевых листов, утеплен пенополиуретаном. Пространственная рама из легкосплавных труб интегрирована в кузов. Внешние габариты: длина 5,2 метра, ширина — 2,45 м, высота — 2,7 м. База — 3,6 метра, клиренс — 600 миллиметров.
В базе установлен двухлитровый дизельный двигатель (75 л.с., 132 Н-м) и механическая пятиступенчатая КПП Toyota. Валы из КПП передают момент на дифференциалы переднего и среднего мостов. Задний мост приводится карданом от среднего. Передний дифференциал — самоблокирующийся, средний и задний заблокированы жестко, а для езды по твердому покрытию на среднем и заднем мостах стоят механические хабы.
Через отдельное сцепление приводится передняя механическая лебедка.
Подвеска — полностью независимая на всех шести колесах, пружинная с амортизаторами на двойных поперечных рычагах. Ход — 450 мм. Рулевое управление передних колес винтовое, задних — рычажно-тросовое, отключаемое.
При собственной массе в 1500 кг автомобиль способен взять на борт 600 кг полезной нагрузки. При этом возмещение шести пневматиков ОШ-1 высотой 1300 миллиметров составляет пять тонн. Таким образом, «Емели» являются амфибиями, причем кузов погружается в воду всего на 10 сантиметров, что позволяет плыть со скоростью 2-3 км/ч.
Двигатель, трансмиссия, электрика находятся внутри герметичного кузова — приводные валы выходят наружу через сальники.
В кабине машин — три сидячих места, в задней части — 6 спальных. Особого комфорта для путешественников здесь не предусмотрено — никаких душевых, туалетов, телевизоров и кофе-машин, как в некоторых кемперах. Специальные емкости у мотора для растопки снега, плитки для готовки еды, возможность сушить одежду на двигателе. Зато в машинах есть все необходимое для автономного ремонта, вплоть до аргоновой сварки.
МЛАЭ-2013
Экспедиция стартовала с базы на архипелаге Северная Земля, остров Средний. Семеро участников МЛАЭ в течении двадцати дней выводили автомобили из двухлетней консервации и готовили к длительному автономному маршруту.
Выйдя с базы 1 марта, 6 апреля экспедиция прибыла на Северный полюс, а затем продолжила путь в сторону канадского побережья. 1 мая машины добрались до суши — острова Элсмир, и 9 мая финишировали в базе на поселке Резольют на острове Корнвейла.
В общей сложности полярники преодолели свыше 4000 километров, и большая часть маршрута — 2430 километров — пришлось прокладывать по дрейфующим льдам. Отношение пройденного пути к расстоянию по прямой составил 1,4, то есть для того, чтобы преодолеть 1000 км пути к цели, путешественникам приходилось прокладывать маршрут в 1400 км длиной.
Средний расход топлива на маршруте составил 88,5 л/100км. Крейсерская скорость двух автомобилей, каждый из которых тащил за собой три одноосных прицепа с топливом, составляла 10-20 км/ч.
Маршрут составлялся командиром экспедиции по спутниковым снимкам местности, получаемым от ААНИИ (Арктическо-Антарктический НИИ в Санкт-Петербурге). Если экспедиция сталкивалась с непроходимыми торосами или широкими полыньями в выходной день, команда получала вынужденный отдых.
Целых три дня пришлось ждать снимков во время праздников 8 марта. Для «аэроразведки» при ветряной погоде использовался также воздушный змей с фотокамерой.
Основными препятствиями для машин были поля торосов и водные преграды. Путь для машин через торосы прорубался вручную — пешнями. Преграды из воды или ниласа преодолевались различными способами.
Несмотря на то, что «Емели» являются амфибиями, команда предпочитала не погружаться в воду — скорость машин на воде очень низкая, а парусность высоких кузовов — большая, из-за чего на заплыв уходило немало времени. А еще больше – на последующую очистку днища, подвески, приводов и колес от намерзшего льда.
В случаях, когда объехать «реку» не представлялось возможным, двое полярников на надувной лодке перевозили трос на противоположный берег, чтобы дать возможность перетаскивать машины и прицепы лебедкой. Тонкий лед преодолевали без прицепов и команды, разогнав автомобили до 40-45 км/ч, перевозя затем прицепы вручную.
Экипажи были вооружены, но встречи с белыми медведями и другими обитателями Арктики не были опасными. Экспедиция прошла без серьезных происшествий.
Что дальше?
В поселке Резольют машины отмыли от морской соли и законсервировали, поставив в два контейнера. Экипаж вернулся домой самолетами по маршруту Резольют — Икалиут — Оттава — Торонто — Варшава — Москва 17 мая.
«Емели» простоят в контейнерах 10 месяцев. В феврале 2014 года экипажи вернутся к машинам, чтобы начать новую экспедицию по маршруту Резольют — Северо-западные территории Канады — Аляска — Берингов пролив — Чукотка.
А Василий Елагин сообщил, что по приезду в Москву будет общаться с инвесторами, которые заинтересованы в серийном производстве «Емелей» — автомобили отлично показали себя в длительных полярных экспедициях, и могут пригодиться спасателям, нефтяникам и прочим труженикам российского Крайнего севера.
Бортовой журнал командира экспедиции. Избранное
19 февраля. Погода хорошая: -35 С, слабый ветер, небо ясное, сегодня первый раз за три месяца над горизонтом появился краешек солнечного диска. Да здравствует приближающийся полярный день!
27 февраля. Мороз — самый большой друг, холодная ясная погода даёт возможность, обозрев как следует окрестности, выбрать наилучший путь, ну и, разумеется, открытая вода затягивается льдом побыстрее. С другой стороны, при наших скоростях движения смазка в ступицах и редукторах главных передач не разогревается и на двигатели приходится дополнительная, совсем не маленькая нагрузка.
3 марта 2013 г. Третий день похода провели стоя на месте. Причин тому было две: в зелёной машине не запустились ни одна из печек; ни предпусковой подогреватель двигателя, ни отопитель салона. К тому же после вчерашнего северного сияния, невероятного по красоте, когда полыхало цветным пламенем полнеба, а контуры постоянно менялись от прожекторов гигантской дискотеки где-то на вершинах Северной Земли до сказочных контуров волшебных птиц исполинского размера с размахом крыльев в небосвод, погода ухудшилась, сделалась метель, а видимость упала до ста метров.
5 марта 2013 г. Весь день была сильная пурга, машины ехали против ветра на второй передаче. Средняя скорость движения — 8,5 км/час. За ходовой день проехали 60 км. Вышли на берег моря Лаптевых.
8 марта 2013 г. Как тренировка по отработке мостовых переходов и вытаскивания прицепов из воды сегодняшний день удался необычайно, чего, к сожалению, нельзя при всём желании сказать о продвижении на север. Результат — скромные двадцать километров и бесценный опыт.
9 марта 2013 г. В ближайшие сутки гиподинамия нам точно не угрожает — весь день кололи лёд. Строишь, строишь дорогу, а проехать по ней доведётся один только раз. Обидно...
13 марта 2013 г. Мороза не выдерживают пыльники ШРУС, это такие копеечные чехольчики из резины-полиуретана, но, во-первых, их в запасе немного, а во-вторых, чтобы его поменять, надо основательно повозиться. Механики — молодцы, меняют их в раллийном темпе.
22 марта 2013. Сегодня почти весь день ехали вдоль огромной полыньи шириной местами в несколько километров. Мы подъехали к ней вчера, из неё валил густой пар — свидетельство того, что лёд разорвало совсем недавно. Чуть-чуть опоздали. По машинам: разбиты сцепные устройства перегруженными караванами, не протянули вовремя крепления самых нагруженных узлов.
5 апреля. Заворожённо наблюдали, как льдину толщиной метра три выдавливало из воды наверх. Переезжали через ту гряду торосов по уходящей под воду льдине, через трещины в ней били фонтаны воды, второй машиной мы проскакивали уже по глубине около полуметра, обошлось, проскочили.
06 апреля. На полюс прибыли в 08:14 по красноярскому времени. N90°00,000' W42°45,879'. Мороз -25°C, ветер слабый, южный (а какой может быть ещё?). Дрейф 0.5 км/час, льдина хорошая, настроение тоже. Лёд мы уже давно воспринимаем как земную твердь, и трудно вообразить, сидя за столом в уютной кают-компании, что мы в середине океана, в нейтральных водах.
10 апреля. В каком часовом поясе и зимнем или летнем времени мы должны жить, окончательно запутались. Если даже Госдума не может решить эту проблему, то куда уж нам? Решили по-простому: для связи с Барнео одни часы у нас выставлены на среднеевропейское время, на другие мы смотрим, когда хотим узнать, сколько времени в точке прибытия, у канадских эскимосов в их стране Нунавут, а третье время, самое удобное нам для жизни, красноярское.
11 апреля. Береговые торосы, и вне зоны многолетних льдов достигающие весьма внушительных размеров, здесь могут быть попросту непроходимыми для наших караванов. В общем, в нашей Арктике свои хлопоты, к примеру больше воды, в канадской — свои: паковый лёд, и огромные торосы. Это только так кажется, что за границей всё лучше, а поглядишь вокруг, так всё одно и то же — лёд, трещины да торосы. Пишу эти строки, а по рации слышу переговоры мужчин, отправившихся на поиски дороги. Переговоры изобилуют эпитетами типа плохо, очень плохо или совсем …опа
15 апреля. Линия дрейфораздела упорно отжимает нас к востоку, совершенно игнорируя наши потребности и желания. Непреодолимый пока для нас канал, разделяющий две бескрайних ледовых поверхности, движущиеся в противоположных направлениях, тянется бесконечно. Канал этот плотно забит ледовыми «окатышами» от полуметра в диаметре до пяти- и более метровых блоков. Ширина его варьирует от 30 до 100 метров. Вся эта каша движется со скоростью примерно 0.5-1 км/час. Перебраться по этой каше на другую сторону человеку можно вполне, переправить машины, напротив, невозможно. Необходимо либо сужение до 2-3 метров, либо перерыв в работе океана на часок-другой.
22 апреля. До Канады 227 км. От полюса 537 км. Выехали в 10:00, встали на ночёвку 23:00. За день проехали 60 км, из них полезных 52.
26 апреля. За день проехали 44 км, полезных 36. С ночёвки выехали в 10:40, остановились в 22:22. До земли 94 км.
30 апреля. Океан позади, выехали на припай. Одометр 2632 км. По дрейфующему льду 2430 км. За сегодня одолели всего 18 км, из них полезных 11. Топлива осталось ровно 1000 литров. Истрачено 2200 литров. Готовимся к дороге в Резольют. Ставим хабы на задние мосты для экономии топлива.
4 мая. По припаю проехали 300 км на ЮЗ, до входа в пролив Нансена 30 км, скорее всего на юг двинем по нему, канадская ледовая служба рекомендовала этот путь, хоть он на 150 км длиннее. Начали рваться ленты на колёсах, 4000 км это их расчётный ресурс, запасные есть.
9 мая. Утром в 1:30 по московскому времени Морская ледовая автомобильная экспедиция-2013 достигла поселка Резольют. Поздравляем всех с Днем Победы!
Мы отнеслись к её Величеству Арктике в этом году с подобающим уважением и в ответ получили Высочайшую благосклонность. Всё теперь позади, но особая и, к счастью, не всем доступная красота этой величайшей пустыни мира посещает меня во снах регулярно, и я бесконечно благодарен судьбе, поднявшей меня до высот понимания её. Теперь я навечно Вам раб и слуга, Ваше Величество!
Ваш В. Елагин.
Ваш В. Елагин.
Ледяной словарь
Припай — неподвижный лед, образующийся у берега.
Нилас — только что появившийся лед, толщиной до 10 сантиметров. Учитывая то, что морской соленый лед, в отличие от пресного речного, пластичен, нилас имеет свойство повторять колебания воды, из-за чего иногда становится непросто отличить открытую воду от ниласа.
Пак — многолетний плотный лед, толщиной в несколько метров. Выдерживает тяжелую технику.
Торосы — нагромождение обломков льда. Образуются при столкновении двух ледяных полей. Проходящие вдоль берега торосы, опирающиеся на дно, называются стамуха.
Стадии образования морского льда: иглы — сало — снежура — шуга — нилас — молодой лед — однолетний лед — пак.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)