рейтинг
3
Добавлено 14.02.14
Индига 2014Экспедиция «Индига»: Спасти Дефендер04.01.14 - 01.02.14
|
экстремальная экспедиция
Россия, Астраханская, Мезень
E-mail: alexey_mochalov@livejournal.com
Сайт: http://www.mochalov.ru
|
Контактное лицо: Алексей Мочалов
Север не отпускает людей просто так. Особенно, если где-то в его плену стоит твой автомобиль в ожидании счастливого спасения или...
Именно оставленный в апреле 2013 года в Нарья-Маре Land Rover Defender стал поводом замутить спасательную экспедицию, но не стандартными способами, а как водится с приключениями, по маршруту Мезень — Нарьян-Мар по берегу Баренцева моря.
Вся затея откровенно смахивала на авантюру, ведь предстояло пройти там, где до этого колесная техника если и оказывалась, то только от безысходности. Более того, экипажи отправились в путь еще и на автомобилях по принципу «что есть, на том и едем».
В итоге курс на север взяли Алексей Мочалов на Ford Ranger «Полуторка» и экипаж из Челябинска в составе Евгения Шаталова и Алексея Братенева на дизельном УАЗ Патриот Пикап.
Подготовка
Знающие люди уже почесывают затылок — и есть с чего. Что Форд, что УАЗ не отличаются шикарным сочетанием малого веса с мощным и тяговитым мотором. А ведь именно моторам предстояло проворачивать в снегу 32-е колесики и проворачивать их так, чтобы подминать снег и не срываться в пробуксовку.
В условиях севера пробуксовка моментально грозит закапыванием, а значит необходимостью расчехлять тросы и лопаты.
УАЗ Патриот Пикап вышел на шинах BF Goodrich M/T KM2, впереди силовой бампер и лебедка T-Max, сзади силовик с двумя запасками, в салоне — отопитель Eberspacher и туча различных приспособлений для путешествий. Ни в одном мосту места для межколесных блокировок не нашлось и только автомобильные цепи в кузове — на всякий случай.
Форду достались ошипованные шины Michelin Latitude X-ICE North 2. Специально для поездки для Рейнжера был разработан и изготовлен передний бампер из труб и алюминиевых листов, радиатор интеркулера перенесли наверх и установили лебедку Superwinch. На все автомобили установили светодиодные фары дополнительного света.
Мезень — Несь: колея
Для любителей северных путешествий названия Мезень, Несь и другие известны лучше, чем названия улиц их родных городов. Крупные, по меркам Архангельской области и Ненецкого АО, населенные пункты, между которыми оказалось неплохое зимнее сообщение.
Неплохое... для гусеничных вездеходов и снегоходов, но совершенно не предназначенное для колесных транспортных средств. Как бы хорошо не получилось пройти первые километры маршрута, дальше автомобили начали проваливаться в снег. Наст не выдерживал и стравленные до 1 атмосферы колеса не спасали.
В самом начале путешествия выяснилась одна существенная разница в автомобилях, которая будет преследовать экипажи в течение всего путешествия и не раз напомнит о себе. УАЗ Патриот имеет более широкую колею и там, где Форд как-то полз вперед вразрез оставленной гусеничным вездеходом ГТС колеи, УАЗ соскальзывал в нее и уверенно «садился на мосты».
Немного спасало то, что для путешествия было выбрано начало января в надежде, что снежный покров будет не настолько глубоким и в местах, где нет зимников получится пройти по целине. Частично надежды оправдались...
Несь — Ома — Нижняя Пеша: смекалка и опыт
Начало «авантюры» проходило относительно спокойно. Как прокомментировал Алексей Мочалов в своем блоге: «Вся экспедиция шла до определенного момента под лозунгом: «Парни! Вам очень крупно повезло что...» и дальше следовало перечисление благодатей, таких как «мало снега», «нет пурги», «прошла оттепель и вдарил мороз», «прошел вездеход» и так далее, и тому подобное. И правда, каждый наш шаг так или иначе озарялся каким-то везением или удачей».
Как только почувствовали, что прочный наст держит машины, расслабились. Результат не заставил себя ждать — въехавшие параллельно в перемет автомобили моментально оказываются в снежном плену без возможности закрепить друг за друга лебедки. Результат ошибки — два часа работы лопатой и поиска точек, за которые хоть как-то можно закрепить трос лебедки.
Опыт и уверенность в своих силах бывалых путешественников из Челябинска стали еще одним краеугольным камнем. Ребята просили о помощи тогда, когда Форд уже порядком уходил вперед, до этого времени стараясь выйти из положения своими силами. Только со временем экипажи пошли слаженно и не стеснялись сразу просить «руку помощи».
Так добрались до ручья Елугей. Обледенелые склоны берега, а единственный переезд раскатан гусеничной техникой. Выйти на берег без лебедки не представлялось возможным, а Superwinch на Форде отказался выполнять свои обязанности. Первым пошел УАЗ.
Зацепиться тросом на берегу можно было только за торчащую около самого склона часть полуоси, используемую гусеничной техникой. Для лебежения автомобиля она совсем не подходит из-за близкого расположения и, в итоге, УАЗ лебедился через закрепленный за фаркоп блок с пропущенным под днище тросом. Смекалка и опыт в действии.
Стоит ли говорит, что молва о «безумцах» в тундре пронеслась быстрее радиосвязи и проезжающие снегоходы уже все знали. Знал и приехавший на переправу через Елугей полностью экпированный райдер на новеньком Lynx, что для северных земель довольно редкое явление: «Привет вам от Макса! Сейчас здесь *** (тяжело), потом еще километров двадцать пройдете и *** (будет еще тяжелее), пойдут бугры. Не пролезете. Если до Пеши дойдете — заходите в гости».
Заехать в гости быстро не получилось. После выхода на берег приводной ремень УАЗа приказал долго жить. Замена ремня, которую никто и никогда из присутствующих не делал, заняла четыре часа и звонок на «большую землю».
За неисправностью ремня снова началось везение — приехавшие на переправу две ГАЗушки или по нашему ГТС, оказались едущими в Нижнюю Пешу, а значит ушли вперед, протаптывая для автомобилей колею.
Но радоваться было рано — в овраге на УАЗе разбортировалось колесо и участники еще не знали, что в будущем менять колеса станет нормальным делом. В добавок ко всему на ходу открылась крышка кузова и духи тайги забрали свою дань в виде двух пластиковых сенд-траков, за которыми было решено не возвращаться.
Ночевали в селе Ома. Двигатели не глушили. В УАЗе есть автономная печка, но завести утром дизель могло стать проблемой. Тронувшись в путь утром, потеряли след вездеходчиков и только позже выяснили, что вездеходчики также ночевали в Оме и попросту отстали.
Добравшись до Н. Пеши путешественники почувствовали себя, как минимум, победителями. Впереди была ночевка в доме председателя Михаила, теплая постель и вкусная еда...
Нижняя Пеша — Волонга: вдоль моря
Из Пеши на Волонгу уходит лишь слабый снегоходный след. Первым сел УАЗ и снова из-за широкой колеи. Вытащили. Сели. Снова вытащили. Снова сели. И тут в какой-то момент встает Форд — и ни вперед, ни назад. Оказалось — оторвало защиту картера переднего дифференциала, которая вгрызлась в снег словно плуг. Избавились от лишней детали, отправив ее в кузов, чтобы не мусорить в тайге.
Дальше была дорога вдоль моря, которая оказалась совершенно не похожей на весь предыдущий маршрут. Больше снега, больше оврагов. Каждый холм — головоломка, в которой только одно верное решение и от него зависит едешь ты дальше или достаешь лопаты. Скорость упала практически до нуля.
До Волонги не получилось доехать около 10 километров. Двигаться дальше не было никакой возможности. Автомобили постоянно вязли и отказывались ехать вперед. Наст совершенно не держал вес и решено было остановиться на ночлег.
С утра снег стал лучше и удалось хоть как-то двинуться вперед. Но не всем. Приключения не оставили УАЗ и грустной новостью стала полуось заднего моста. Запасная есть в комплекте, но ремонт при пурге и морозе ниже —30 не лучшее занятие и не совсем безопасное для здоровья.
Звонок по спутниковому телефону тому самому председателю Михаилу у которого ночевали вчера с просьбой помочь с вездеходом. Ценник на гусеничную технику и буксировку УАЗа 10 километров до Волонги озвучен в 25 000 рублей. Ждать до следующего дня...
Чтобы чем-то заняться откопали рыбацкую избушку, а потом три часа пытались растопить буржуйку. Не получилось. Отогревшись в машинах, попробовали растопить печку, привезенную с собой под шатром — и снова холод взял верх. Дым отказывался подниматься и участники разбрелись спать по машинам в ожидании вездехода.
Гусеничный транспорт пришел лишь к обеду следующего дня. Зацепив оба автомобиля, потащил их в сторону Волонги. Форд был на ходу, но учитывая обстоятельства, отказываться от помощь не стоило.
В Волонге УАЗ ждал ремонт...
Волонга: ремонт
Единственным подходящим помещением в Волонге стала конюшня, но даже в нее УАЗ никак не захотел поместиться и ремонт все равно пришлось проводить на морозе. На все про все целых три дня с постоянными набегами в сельский клуб отогреться.
Помещение клуба протопить оказалось сложно и расход угля составлял безумные два ведра в час, а Алексей Мочалов успешно приобретал новую профессию кочегара, пока челябинский экипаж занимался восстановлением хода УАЗа.
Трехдневная стоянка не обошла стороной и Форд. Завести Рейнжера удалось только после тщательного прогрева паяльной лампой и прикурив от УАЗа. После экстремального запуска двигатель еще в течение двух дней упорно выдавал ошибку на панель приборов.
Волонга — Индига: тотализатор в тундре
На Индигу «дорога» представляла собой одинокую колею ушедшего два дня назад вездехода. Первого за сезон. Для перемещавшихся с трудом даже в деревне автомобилей это не судило ничего хорошего.
Шины Форда стравили до 0,5 передние и 0,4 задние. Для пущей уверенности на колеса были надеты цепи. С УАЗом оказалось сложнее — постоянно разбортировавшиеся покрышки не позволяли сильно снижать давление, а использование цепей решили отложить — боялись срывать наст из-за отказывающегося ехать внатяг двигателя.
Испытать цепи получилось уже недалеко от Волонги при переезде через ручей. Форд взобрался на берег, но тащить за собой УАЗ не смог. Пока собирались цеплять лебедочный трос, к переправе подтянулся возвращавшийся вездеход. Подъем ульяновского пикапа затянулся из-за закопавшейся в снегу ГТС-ки, которую пришлось саму доставать старым дедовским способом — с помощью бревна привязанного к гусеницам.
И снова потянулся унылый пейзаж тундры. В течение всей последующей ночи на горизонте еще виднелись огни Волонги и погасли они не потому, что путешественники ушли далеко вперед, а только из-за наступившего короткого дня.
На цепях Форд поехал увереннее и почти не нуждался в помощи УАЗа. Настройки двигателя позволяли Рейнжеру идти почти на холостых, хоть и 2,5-литровый турбодизель не отличается хорошими низами. УАЗ катастрофически не попадал в колею, а идти первым не мог, постоянно закапываясь под наст.
Вокруг пустота. Редкие кустики или рассветы с закатами радуют глаз, а каждая заправка превращалась в «пропихивание парафина сквозь уже давно прорезанную сетку воронки в баки». Разбавляли серость периодически догоняющие ГТС-ки, хоть после них и приходилось останавливаться, чтобы дать колее «застыть». Ехать сразу за вездеходами невозможно — рыхлый снег совершенно не пригоден для движения автомобилей.
Проехали Тиманский кряж — древнюю горную систему. После ровного листа тундры даже небольшой рельеф в свете прожекторов казался удивительным, а утром снова превратился в обыденность.
Те самые кустики, которые пробивались из-под снега, серьезно усложняли движение автомобилей. Приходилось осторожнее работать сцеплением между шансом сжечь его и необходимостью долго и тяжело откапывать автомобили из «армированного» снега.
На третий день пути к экипажам доехал оленевод Алексей, который сообщил, что впереди его домик и пригласил в гости. Когда добрались до дома гостеприимного оленевода, встретились не только с хозяином, но и с возвращавшимися из Индиги вездеходчиками.
Вездеходчики сообщили, что дальше будет идти проще и даже бесплатно поделились топливом. Оказывается, на волне слухов о двух безумных автомобилях, местные водители устроили нечто наподобие тотализатора и сторонники удачного исхода решили помочь хотя бы соляркой.
Тронувшись с надеждой на облегчение пути, надели на УАЗ цепи, которые тут же стали причиной вывернутого силового бампера. Исправлять ситуацию пришлось реечным домкратом — воистину многоцелевым устройством джипера.
Почти весь остальной маршрут шли на постоянной сцепке Форд — УАЗ. Где подсаживался УАЗ — Форд дергал его и протаскивал вперед. Где подсаживался Форд — УАЗ подавал назад и вызволял пленника.
Если УАЗа постоянно испытывал проблему с недержанием покрышек на дисках, то резина Форда оказалась «зажеванной» от продолжительной езды на низком давлении и давление пришлось немного повысить. Два жгутика из ремкомплекта уверенно сдерживали воздух внутри в течение всего оставшегося времени.
Прыжки «дельфинчиком» по сугробам дали о себе знать — и снова для УАЗа. У отечественного вредорожника оторвало защиту рулевых тяг и выгнуло саму рулевую тягу. Защиту пришлось вытаскивать из-под автомобиля тросом. Скорее всего, проверить ее крепление перед выездом просто не дошли руки.
Уже перед Индигой появилась сотовая связь, а в поселке путешественников ждал ночлег, сон в тепле, еда и баня.
Если не забыли, то целью всего путешествия было вызволение Дефендера из плена. Но Индига стала лишь первым участком пути в Нарьян-Мар и участников еще ждали испытания, о которых OffRoadClub.Ru расскажет уже в следующей части.
Продолжение следует...
Предварительный эпилог
Не знаю, было ли правильным отправляться в такое путешествие без серьезной подготовки, но, как говорится, победителей не судят. В любом случае, половина читателей схватится за голову и бросится искать номер знакомого психиатра, чтобы порекомендовать его участникам, а вторая половина тайком достанет карту России и начнет поглядывать на стоящий во дворе УАЗ или Форд.
Не верите? Зря! Эпопея УАЗ Патриот vs Ford Ranger в снегах Севера продолжится уже в ближайшее время, когда УАЗ Алексея Тулупова и Форд Алексея Климова отправятся в Тикси.
А мы будем следить. Делайте ставки, господа!
На основе записей блога Алексея Мочалова
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)