рейтинг
2
Добавлено 23.08.16
Шелковый путь 2016Шелковый Путь 2016: Что не расскажут на федеральных каналах08.07.16 - 24.07.16
|
ралли-рейд
Россия — Китай Москва — Пекин
423827, Россия, г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, 2
Телефон: +7 495 626 03 77
E-mail: russia@silkwayrally.com
|
Контактное лицо: Эрик Хайруллин
Я чувствовал, что эта статья будет. Организаторы обещали, что после моей первой статьи дальше все будет хорошо, а я обещал, что не буду искать грязь, но грязь нашлась сама. Если не напишу я, то не напишет никто и все будут думать, что Шелковый Путь 2016 был идеальным и крутым приключением. Так и получилось. Все молчат. А я выскажусь, чтобы потом не было упреков, что что-то не договорил.
Проехав восемь тысяч километров изнурительной гонки, спортсмены заканчивали её в помойке из брошенных в грязь флагов партнеров и скомканных банеров спонсоров. Таким мне запомнится финиш самого ожидаемого ралли-рейда Шелковый Путь 2016 и это еще не все, о чем хотелось бы рассказать.
Кто не в двадцатке, я не виноват!
Организаторы решили, что едущие не в первой двадцатке участники не достойны внимания, а значит встречать их нет никакого смысла. Лидеры приезжали в створ из разноцветных флагов, под камеры официального пресс-пула, в толпу любопытствующих зрителей и участников. Вертолеты поднимали пыль над последним финишем гонки. Эмоции, ощущение драйва, но недолго.
Потом в одно мгновение финиш опустел. Официалы уехали, надо было успеть к вечеринке у бара, а до нее еще 300 километров лиазона. Представители китайской стороны начали убирать символику, а по сути просто сняли ее и бросили на землю. Как попало. Как получилось. Видя это, разъехались и простые зрители.
В эту помойку, простите за грубость, приезжали те, для кого победой было само участие и сама возможность доехать до финиша. А тут вместо отмашки клетчатого флага их встречала жестокая реальность. Неужели вы ждали чего-то другого?
Именно в тот день, когда сильны эмоции и волнение, когда дрожь и напряжение не ушли, но уже можно выдохнуть. Было до слез обидно за тех, кто приезжал в этот бедлам. Кого посчитали второсортным количественным составляющим. Мол, завтра на официальном финише всех учтем. Покажетесь и радуйтесь.
Мы вырвали из рук «убиральщиков» флаг Silk Way и встречали им приезжающие экипажи, в том числе и китайские, которые так позорно финишировали в своей родной стране. Встречали, чтобы хоть как-то отметить, что гонка закончена и это долгожданный финиш. Но после нас их ждала пустота.
Что надо было делать? Не бросать все на самотёк и не спешить к раздаче еды, но еда и сон оказался важнее. Ответственными остались только французы, отмечающие прибытие. Казалос, их тоже просто бросили. Мы в лагерь, а вы тут сами.
Стоит вспомнить, что стартовало больше 100 автомобилей и большинство экипажей съели не один килограмм песка и пыли. Это не студенты и не туристы. Получается, что даже едущие сзади уважаемые и опытные участники были как бы за бортом.
Меня попытались успокоить, что так на всех ралли, что это нормально. Это не нормально, друзья, это — неуважение к тем, кто участвовал, кто бился, кто заплатил за свое участие, в конце-концов, и имел равные права. Это просто плюнули людям в лицо.
Лиазон на выживание
Лиазон Москва-Казань был больше политическим, чем спортивным. А вот кто придумал СУ «Пролог» вечером того же дня!? Этот человек когда-нибудь ездил по трассе «Урал» или просто посчитал, что ввалить 800 километров через пробки и ремонты, а потом проехать Пролог будет нормально?
Была возможность отправить автомобили на автовозе, а самим ехать на поезде. Хорошее решение, только не очень понятно, как быть пресс-экипажам, которые тоже должны успеть на Пролог? Или пресс-экипажи не участники и не заплатили за свое участие? Тоже второсортная составляющая как аутсайдеры гонки?
Естественно, что половину пути участники ехали по обочинам, нарушая скоростной режим и объезжая пробки всем правдами и неправдами — по грунтовкам, по полям. Иначе — поехавшим своим ходом спортсменам, пресс-экипажам и грузовикам успеть на Пролог было просто нельзя. Да и Пролог в итоге стартовал коряво — кто приехал, тот и становился в стартовый створ.
С адекватным распределением времени оказалось тяжело. Организаторы подписались устроить в Казани шоу и это было понятно — КАМАЗ же. Ну так делайте его не за счет безумных скачек на лиазонах. Хорошо, что еще без аварий. Что никто из грузовых боевых машин не снёс никого ненароком.
Пресса прессе рознь
В течение всей гонки складывалось впечатление, что неофициальный пресс-пул, то есть едущие автономно или с командами пресс-экипажи, — это не пресса, а какие-то туристы, присосавшиеся к каравану. Напомню, что взнос за участие одного журналиста вне официального пула составлял 3500 евро за человека и минимум 7000 евро за экипаж. Что входило?
Входило питание. Это когда ты приезжаешь не в общей толпе спешащей сбежать с финиша, а поздно вечером, дождавшись последние экипажи на точках, а в столовой, например, может уже не быть горячего. Вы бы еще ночью приехали, господа. Это снова о том, что едущие не в первых десятках — не в счет. Зачем их фотографировать? Зачем о них писать? Зачем их кормить?
Входил интернет. Это 250 мегабайт (ме-га-байт) в сутки. Ощущение, что связь была по модемам, которые делали в трубку так: пиииик-пшииииик-пиииик. Помните, в девяностых так было? Скорость официального интернета часто была очень похожа на скорость тех модемов из девяностых.
На одном из бивуаков пресс-центр вообще перенесли в отель. Это в 16 километрах от бивуаку. В лагере пыль и ветер сильные, а в отеле живут все организаторы и официалы. Так же удобнее. Остальные как-нибудь приедут, если надо будет. Автобус даже пустили. Это при том, что в такой гонке каждый час работы и отдыха на вес золота, а тут — автобус подождем, пресс-атташе попробуем поймать. Он то тут был, то там, но всё не там, где мы.
Входил бивуак. Бетон или асфальт стадионов был за счастье. Лучше ставить палатку на бетоне, чем на камнях, в пыли или в грязи. На одном из бивуаков до душа надо было идти 300-400 метров от дальних площадок по пыльной дороге. При мне возвращавшихся из душа людей окатил стеной пыли организаторский пикап, не знающий, что в бивуаке движение не быстрее 30 км/ч. А зачем люди в душ ходили, кто скажет? Ему надо было быстро. Видимо, тоже в столовую спешил.
Если кто-то знает, что такое бивуак в песках, то в песках было бы лучше и чище. Дальше от гостиниц, где очень хотелось жить некоторым товарищам, но было бы лучше тем, кто спит в палатке. Не на камнях. Не в грязи.
Отдельно стоит упомянуть день перехода китайской границы, когда нас отправили утром вперёд, пригрозив, что иначе границу мы не пройдем. В итоге мы потеряли съёмочный день в отличном месте и приехали в только начинающий строиться бивуак. Без нормального питания, без интернета, без возможности выехать в город.
Так нам предстояло провести сутки, пока не подтянутся основные силы. В город выехали благодаря обаянию Сергея Белостоцкого, добывшего у французов пропуск. Запрыгнув в машину Стаса Пилкевича, уехали в город погулять и нормально поесть.
Входил душ и туалет. На китайское стороне это был аттракцион «ударит кран током или нет», «закроется дверь в туалет или нет», «уйдет вода или будешь из душа выплывать как в Москве после дождя». В общем, «нормальные» условия крутого мероприятия.
Входила организация пресс-точек, но этот пункт будет отдельно. Закончу же тем, что мог бы сделать за свои 3500 евро взноса я или любой другой член пресс-экипажа, а лучше сразу два, так как экипаж из двух человек минимум.
Итак, за 7000 евро два человека могли бы:
В течение всей гонки есть в ресторанах и питание было бы гораздо лучше того, что было в столовой. Особенно для тех, кто приезжал чуть позже стараясь застать всех гонщиков, которые были не интересны официалам.
В течение всей гонки жить в дорогих отелях в двухместных номерах с хорошим душем, туалетом и главное – нормальным интернетом для работы. При этом доезжать до отеля не дальше, чем до официального пресс-центра. Того самого, на «пыльном» бивуаке.
Делайте выводы, господа организаторы. Как в песне известного еврейского казака: «Что-то здесь не так, не так...».
Послать прессу подальше
Низко кланяюсь за проработку пресс-точек российского этапа ралли-рейда. Это было удобно и комфортно, даже при огромных лиазонах. У пресс-экипажей была дорожная книга лиазона и пресс-бук, в котором были прописаны все интересные пресс-точки с фотографиями и доездами до них. Тогда мы еще не знали, что в Китае все будет не так.
На китайской земле пресс-точек не было вообще. Официальный пресс-пул куда-то возили, а остальные сами-сами. Максимум — это каждый вечер скачивали на навигаторы лиазоны до контрольных точек (CP). За это спасибо Сергею Таланцеву, так как это все было благодаря ему, как я понимаю. Хоть что-то.
За точками и доездами надо было каждый вечер подходить к организаторам, только копеечных флешек хватало не на всех. Однажды, Евгения Быкова отдала мне свою личную, последнюю флешку на одном из участков. А вот на втором флешки оказались у Эрика Хайрулина. В гостинице мы его еще не поймали, а в лагере он уже уехал.
Но это только контрольные точки, которые скучны и неинтересны. Пустота. Приходилось подъезжать к французам и спрашивать, куда идет канал, где тут есть что посмотреть. Они показывали, где пески или где тут вообще что-то есть. Это спасало.
Что в итоге? Полностью проваленный в медийном плане этап. Если ты не в официальном пресс-пуле и тебя не привозят на точку, а потом как можно раньше в бивуак наплевав на идущих во второй половине гонщиков, значит ты вообще ничего не напишешь. Впрочем, отправить было головоломкой тоже. Нафига ты вообще поперся в Китай!?
Пустота — наше всё
Официальный финиш проходил в официальной атмосфере на олимпийском стадионе Пекина. Это выглядело так: первые экипажи въезжали на подиум под взглядами пула фотографов и сидящих на трибунах официальных лиц. Не долго.
Ко второй двадцатке трибуны пустели и опустели совсем. Даже фотографов почти не осталось. Исчез почти весь официальный пресс-пул. Зачем? Мы это уже проходили на боевом финише.
Гонщики выезжали на подиум под речь скучающего ведущего, который периодически стоял просто облокотившись на ограду, и видели перед собой пустое пространство с двумя-тремя фотографами. Даже официальные видеооператоры свернули оборудование и закончили. Зачем, это же не лидеры!?
В этот момент за забором олимпийского комплекса толпились сотни людей, которые пытались рассмотреть, что происходит внутри. Почему нельзя было пустить их на зрительские места? Почему нельзя создать атмосферу праздника для всех?
Нет, лучше прикрыть свою пятую точку. Проще встретить пафосно лидеров и наплевать на всех остальных. Ведущий же был. Фото же кто-то сделал. И в этом был весь Шелковый Путь 2016.
И не надо валить на китайцев или на обстоятельства. Не можете организовать — не беритесь, а если взялись, то отвечайте за результат. Освоить — не значит потратить, а значит выдать результат. Только вот за результат никто не отвечает.
Получилось как всегда...
Сказал даже меньше, чем хотел и многие моменты опустил. Сейчас уже не хочется вспоминать всё, что стоило бы. Завтра опять начнутся звонки с вопросами, зачем я это всё написал.
Затем, что все остальные будут молчать в страхе, что больше не позовут на ралли, не пригласят на вечеринку. А я не боюсь! Не позовут — значит не умеют выслушивать, значит есть что скрывать и правда не нужна, а мне с такими людьми не по пути.
Некоторые в курсе, что за мою первую публикацию поднимался вопрос о лишении меня аккредитации. Лучше бы лишили. Шума было бы много, но о всем, что сказано выше, никто бы не узнал. Организаторам было бы проще и не надо было исправлять.
А я не сказал ничего, чего не было в реальности. Ни слова не солгал и не придумал. Я озвучил проблемы, которые надо решать, если вы хотите стать хорошей мировой гонкой, а не очередным проектом с сомнительными целями, которому стиральная машинка будет лучшим логотипом.
Ключевая фраза: «ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ ХОРОШЕЙ МИРОВОЙ ГОНКОЙ».
Я ждал Шелковый Путь 2016 с замиранием сердца и был счастлив, что еду. Это знают все мои близкие и друзья. Теперь они знают, что я жалею, что не развернулся в Алма-Ате домой. На российском этапе ралли-рейда самое интересное для меня, как для журналиста пресс-экипажа, закончилось. Дальше была пустота.
Я буду счастлив, если организаторы учтут все замечания и следующий Шелковым Путь будет лучше, ярче и красивее, и я смогу сказать, что это тот Шелковый Путь, который я видел в мечтах.
Естественно, что статья касается только впечатлений от организации с позиции командного пресс-экипажа. Спортивная часть была лучше и об этом я уже написал в статье «ГАЗ Рейд Спорт — разведка боем»...
Постскриптум
Я не ехал предыдущие выпуски Шелкового Пути, но по словам и отзывам коллег, при Семёне Якубове было все иначе и лучше. И еда была круглосуточной, и руки жал на финише и старте всем до последнего, и почти о каждом экипаже знал, у кого какие проблемы.
Видимо, опыт и профессионализм стал никому не нужен, вот и получили. Это вопрос не только назначения Владимира Чагина. Я его знаю лично как хорошего человека, но что-то в этой машине пошло не так. Где-то механизм дал сбой и поставленные задачи были выполнены спустя рукава. Мне это грустно осознавать.
И отдельное «спасибо» за работу с федеральными медиа. Ралли-рейды — одно из малого, что достойно сейчас всеобщего внимания благодаря участникам и масштабу. Однако, в новостях вперёд летела только «Синяя армада» и Петрансель с Васильевым. Всех остальных как бы и не было. Но это вина не только организаторов, но и самих федеральных медиа, которые так видят спорт и популяризируют его именно таким образом.
Хочу ли я ехать на следующий Шелковый Путь? Я писал раньше, что поеду, но иногда я сомневаюсь, что я хочу этого. Поеду только в одном случае, если я буду нужен своей команде ГАЗ Рейд Спорт. В официальном пресс-пуле? Нет! Я не хочу быть среди тех, кто уехал по команде организаторов с того самого, боевого и долгожданного финиша.
Официальные страницы ралли-рейда |
||||||||||
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (7)