рейтинг
2
Добавлено 01.11.16
PRO-X 1000 верст 2016Ралли «1000 Верст»: Как участвовать в любительском ралли?29.10.16 - 30.10.16
|
ралли-рейд
Россия, Московская
107114, Москва, пр-д Комсомольской площади, 3А, стр.11
Телефон: +7 925 542 02 27
E-mail: start@pro-x.pro
Сайт: http://pro-x.pro/
|
Контактное лицо: Меньшенин Алексей
Чем занять себя и свое семейство, если на путешествия нет времени, а на дачу ездить уже надоело? Можно отправиться на любительское ралли без страха повредить автомобиль и необходимости его дорабатывать.
Хотите знать как? Я расскажу, насколько это просто на примере участия команды «100MILE Rally Band» в ралли «1000 Верст» на Москвиче-2140...
Чем привлекательны любительские ралли?
Любительские ралли или ралли третьей категории (Р3К) проходят по дорогам общего пользования, в соответствии с правилами дорожного движения. Вам не придется нарушать правила, задача экипажей максимально точно пройти маршрут в соответствии с дорожной книгой (легендой).
В Р3К могут участвовать все желающие, имеющие водительские права, а пассажирами могут быть друзья, дети и даже домашние животные. Чем не приключение отправиться в гонку всей семьей?
В ходе гонки можно научить детей ориентироваться на местности или читать легенду. Все это в атмосфере спортивного азарта, путешествуя по разным природным и культурным местам. Вечером же организаторы приготовили ужин и развлекательную программу.
Ралли «1000 Верст» проходили по Московской и Ярославской области. Маршрут гонки пролегал через лесные дороги, легкопроходимые грунтовки, населенные пункты и города.
В качестве дополнительного развлечения — «сбор» фототочек своего автомобиля и одного из членов экипажа на фоне определенного объекта, который нужно было найти.
Автомобиль для Р3К
Для участия в любительских ралли не требуется никакой специальной подготовки автомобиля. Участвовать может любой автомобиль в исправном состоянии и имеющий полис ОСАГО.
На техкомиссии вам понадобится показать только наличие обязательных аксессуаров: огнетушитель, медицинская аптечка и знак аварийной остановки.
Мы отправились на ралли «1000 Верст» на 33-летнем автомобиле Москвич-2140. Купленный меньше чем за 100 тысяч рублей автомобиль проекта “100MILE Rally Band” выступает доказательством, что ехать можно и на недорогой легковушке, и на крутом джипе.
Причем шансы на победу от этого не уменьшатся и не увеличатся. Это не гонка бюджетов и технологий, а работа экипажа.
Экипировали Москвич совершенно обычным набором для старого автомобиля: запасные свечи, трамблер, набор инструмента и даже «кривой стартер». Найти запасное колесо для Москвича не успели, поэтому положили в багажник ремкомплект для шин и надежный компрессор.
Старичку досталась юбилейная ограниченная версия компрессора Беркут SPEC-15 в пластиковом боксе — удобно для перевозки и использования в грязи и сырости.
Заранее переобули автомобиль в зимние шипованные шины. Москвич лишен какой-либо электроники и лучше не рисковать. О выборе не пожалели, так как в день старта повалил снег, а в Ярославской области был и снег, и лед.
Однако, на гонке были автомобили и на всесезонке, и на низком профиле в 45%. Все целы и доехали, так что бояться за автомобиль не стоит.
В ходе гонки у нас отвалились крепления глушителя, которые были восстановлены на яме заброшенной мехбазы. Потом упал уровень тормозной жидкости и почти пропали тормоза. Жидкость долили, все в норме, что произошло не поняли. Тормоза проверяли до старта и вопросов не было.
Все это — показатель, что даже старый автомобиль выдержал все перипетии гоночной трассы и подвели только старые резинки креплений глушителя. Современные автомобили ездили с гораздо более высокими скоростями, чем мы и проблем не испытывали.
Чтение легенды
Гоночная легенда представляет собой книгу с указанием навигационных позиций и расстояний до них. Каждая позиция имеет свой порядковый номер, расстояние абсолюта (от старта), расстояние от предыдущей позиции, информация о позиции (опасность, примечания, знаки и обозначения).
Например, возьмем реальный отрезок легенды ралли «1000 Верст» и разберем его подробно, чтобы понять, что в этом нет ничего страшного и даже ребенок разберется с ней.
Для начала изучите обозначения в дорожной книге. Они опубликованы в начале. Чаще всего в легендах используются стандартные обозначения, применяемые в автоспорте. Если обозначения отличаются, это признак не совсем профессионального подхода организаторов.
Кроме стандартных обозначений могут использоваться дополнительные знаки вводимые организаторами. Например, это могут быть скоростные ограничения в зонах нахождения судейских экипажей или проведения специальных упражнений и т.п.
Легенда с расстояниями
Начнем с 57-й позиции. Это простая позиция, обозначающая перекресток, который необходимо проехать прямо.
Первая колонка обозначает абсолютное расстояние (расстояние от старта) до позиции.
Вторая колонка контрольное расстояние от предыдущей позиции. В данной позиции это 83 километра 220 метров абсолюта и 520 метров от предыдущей позиции.
Проходим 57-ю позицию, сбрасываем показания трип-компьютера, сообщаем пилоту, что до следующей точки 2 километра 700 метров, что это будет поворот налево у автобусной остановки.
Звучать это может как вам удобно, но лучше проговаривать все коротко, ясно и понятно пилоту: два семьсот, налево, перед остановкой.
При приближении к позиции лучше еще раз напомнить пилоту о необходимом маневре, а потом продублировать в момент выполнения маневра или даже показать рукой в направлении маневра. Это вы видите компьютер и у это вас легенда перед глазами, а пилот рулит и объезжает ямочные ремонты.
Позиция 59 имеет дополнительную информацию. В этом поле вводятся пояснения или предупреждения. Например, могут быть указаны восклицательные знаки, обозначающие опасность. В данном случае есть пометка «на грунт», что означает необходимость съезда с асфальта.
Пройдя 58-ю позицию, сбрасываете трип-компьютер и сообщаете пилоту: сто, Т-образный, налево, на грунт. В книге 110 метров, но в данном контексте можно сказать и сто, это сократит длину фразы и улучшит ее понимание.
Не забудьте, подъезжая к позиции, продублировать, что на Т-образном перекрестке налево на грунт. Помните, вы отвечаете за навигацию, а пилот выполняет команды штурмана.
Позиция 60 — «развлекательная», на которой необходимо обнаружить указанный объект и сфотографироваться на его фоне. Объекты фототочек обозначены в приложении с фотографиями ФКП. Все просто.
В правой колонке есть еще важные данные: норма времени на весь отрезок пути и оставшееся расстояние.
Для гонки на результат штурману необходимо следить за временем и оставшимся расстоянием, чтобы сообщать пилоту о необходимости ускориться или замедлиться, если вдруг такое случится. На отрезках указывается средняя скорость прохождения и ее соблюдение важно для результата.
«Слепая» легенда
«Слепая» легенда — это фишка ралли «1000 Верст». Штурману предоставляются ориентиры позиции, но не указывается расстояние от одной до другой позиции и абсолют.
Необходимо привязываться только к информационным обозначениям: знак, переезд, поворот и т.п.
Это самая сложная часть и фактически ребус для всей семьи. Необходимо внимательно следить за окружающей обстановкой и ориентироваться по местности, держа в голове искомый объект или возможный маневр.
Ориентиром может служить узнаваемый объект, например, железнодорожный переезд или Т-образный перекресток. Чувствуете, что сбиваетесь, возвращайтесь назад, где легенда билась на 100%.
В случае со «слепой» легендой я пишу в пустых окошках расстояние абсолюта, чтобы в случае необходимости вернуться и знать, на какое значение установить показатель общего пробега.
Этот пункт можно ввести в программе и начать поиск заново. Можете использовать такой же подход или придумать свой.
Именно на «слепой» мы потерпели первое фиаско в навигации. Точнее, потерпел его я, выступая штурманом. Найдя первые несколько позиций, потерялся и где-то пропустил ориентир. В итоге — пара десятков лишних километров и необходимость привязываться по известным ориентирам с пропуском контрольных точек и с последующей пенализацией за это.
Навигация и ПО на Р3К
Для работы с дорожной книгой (легендой) может быть достаточно штатного трип-компьютера или одометра автомобиля, но его показания могут быть неточными и отвлекают водителя от дороги необходимостью считать расстояние. Я рекомендую использовать планшет или смартфон со специальным программным обеспечением. О программе ниже.
Установите планшет или смартфон так, чтобы ими было удобно пользоваться на ходу. Штурману необходимо будет обнулять показания прибора при достижении позиции легенды. Лучше, чтобы устройство стояло под лобовым стеклом, где оно будет максимально хорошо ловить сигнал GPS.
Обычный навигатор пригодится для определения ситуации. На навигаторе можно посмотреть ближайшие дороги, чтобы «просчитать» легенду или привязаться к местности в случае, если вы потерялись и пытаетесь найти дорогу. Пользоваться обычным навигатором для счета расстояний от позиции к позиции будет не удобно, так как программы навигаций для этого не предназначены.
Мы экипировали Москвич тремя устройствами: ситуационный навигатор в виде профессиональной модели Garmin Montana, основной трип-компьютер на базе планшета и вспомогательный трип-компьютер на базе смартфона BQ Strike с большим экраном.
Вспомогательный смартфон предназначен на случай, если с планшетом что-то случится в пути. На нем просто нажали старт и выключили. Программа продолжала считать абсолютное расстояние даже в режиме ожидания и была готова к использованию в любое время.
Чтобы устройства надежно крепились, в автомобиле использовали надежные кронштейны «100 Mile» для трипов и присоску RAM для навигатора Garmin. Интересно, что присоска кронштейна 100Mile Mobik для смартфона может крепиться не к стеклу, а к материалу приборной панели и крепиться надежно. У нас смартфон простоял так всю дорогу, не смотря на тряску.
Работа с «GPS Trip»
В ралли «1000 Верст» мы использовали ПО «GPS Trip». Это бесплатное приложение для Android. Вы можете выбрать любое из двух десятков доступных вариантов программ, дизайн которых вам больше понравится. Я же разберу показания своих приборов и объясню их применение.
Основные показания таятся на большом мониторе планшета. Самые большие цифры обозначают контрольное расстояние от предыдущей позиции. Именно оно сбрасывается при нажатии кнопки RESET или при касании экрана.
При прохождении позиции дорожной книги не забывайте обнулять показания счетчика. Если вдруг забыли, то ориентируйтесь по абсолютному расстоянию. Контрольное можно сбросить, а абсолют остается неизменным и сбрасывается только через меню.
В легенде берите значение абсолюта и привязывайтесь к нему. На экране значение абсолюта находится под значением контрольного расстояния. На примере, это 111,68 км от старта.
Для вас имеют значения еще два датчика на экране:
— Номер позиции (66). При обнулении показателя позиция считается «взятой» и номер изменяется.
— Абсолютное время (на экране 01:14:41), по которому вы можете ориентироваться сколько времени вы в пути и привязаться к норме времени на весь маршрут.
— Номер позиции (66). При обнулении показателя позиция считается «взятой» и номер изменяется.
— Абсолютное время (на экране 01:14:41), по которому вы можете ориентироваться сколько времени вы в пути и привязаться к норме времени на весь маршрут.
Показатели GPS Trip — настраиваемые, правда, для точных настроек вам потребуется знание английского языка. По мере набора опыта вы сможете пользоваться и другими программами с «обратными отчетами» и прочими полезными функциями.
В то время, когда мне не требовалась ситуационная карта, навигатор Garmin работал у меня в режиме маршрутного компьютера. Его показания полезны для общей оценки гонки — скорость, средняя скорость, время остановок и т.п.
В случае потери ориентации я переключался в режим карты и пытался привязаться к перекресткам и поворотам по карте. По ней же выбирались из лесов, когда окончательно заблудились и надо было выехать к знакомой точке для дальнейшей гонки.
Что еще надо учитывать?
Выше я перечислил практически все, что вам потребуется. Остальное вы почерпнете из регламента гонки, где описаны все ситуации, подсчет очков, пенализации и другие тонкости гонки.
Не забывайте необходимое снаряжение и экипировку. Буксирный трос будет не лишним при плохой погоде. Резиновые сапоги, фотоаппарат, зарядные устройства и другие необходимые вам предметы.
Не лишней будет канистра с топливом, если вы не уверены в запасе автономности хода вашего автомобиля.
Участвуя в первый раз, попробуйте ехать просто в удовольствие, чтобы понять, нравится вам или нет. Если понравится, то втянетесь, а там можно и команду придумать, и наклейки свои, и даже форму. Например, мы перед стартом не только оклеили машину в цвета команды, но и заказали свою форму.
На ралли «1000 Верст» был экипаж дебютантов, который уверенно шел на третьем месте, так что забудьте мои слова, изучите основы, потренируйтесь и может быть ваш дебют станет призовым!
Дерзайте, это круто и интересно!
Выражаем благодарность проекту PRO-X и лично Алексею Меньшенину за приглашение и организацию ралли «1000 Верст».
Проект «100MILE Rally Band» стал возможен при поддержке компании «ТАНИ» и магазина автомобильных аксессуаров «Сотая Миля». Наш Москвич-2140 будет участвовать не только в гонках, но и других интересных мероприятиях.
Журнал OffRoadClub.Ru является информационным партнером проекта PRO-X. Следите за публикациями и вас ждет еще масса интересного из мира автомобилей.
ВИДЕО
100MILE Rally Band, 2140, Android, Garmin, GPS Trip, PRO-X, PRO-X 1000 верст, гаджеты, дорожная книга, Москвич, навигаторы, навигация, отчет, программы, Р3К, ралли-рейд, Сотая Миля, Тани, трип-компьютер, школа off-road, школа штурмана
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)