рейтинг
5
Добавлено 30.10.10
Арктика в гламуре15.07.10 - 31.07.10
|
путешествие
Украина, Киев
Сайт: www.4x4ua.com
|
Организатор: Вирус Свободы
Контактное лицо:
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 2 недели
Связка городов: Киев, Питер, Петрозаводск, Кандалакша, Мурманск, Умба
Машины:
Участники: SAMURAY
Предпринять путешествие в Российское Заполярье гораздо проще, чем кажется. Мало того, иметь внедорожник совсем не обязательно - достаточно обычного кроссовера.
О путешествиях на Русский Север мы пишем регулярно, и всякий раз получается рассказ об экстремальной экспедиции. Сегодня мы представляем читателям необычный путеводитель по Кольскому полуострову. На каждой фотографии приведены координаты GPS, чтобы можно было найти указанное место.
Погода
Особенности климата – один из важных факторов, на которые следует обратить внимание, если Вы все же собрались рвануть на север и пересечь Северный Полярный Круг. Само слово «Арктика» вызывает у нас, жителей средней полосы, определенные ассоциации, связанные со снегом, вечной мерзлотой и даже белыми медведями. Все правильно, но в период с июня по август вы ничего этого не увидите, и валенки вам не пригодятся. Снег сходит, как правило, в мае, и выпадает уже в сентябре. Идеальное время для путешественников – с конца июля по начало августа.
О путешествиях на Русский Север мы пишем регулярно, и всякий раз получается рассказ об экстремальной экспедиции. Сегодня мы представляем читателям необычный путеводитель по Кольскому полуострову. На каждой фотографии приведены координаты GPS, чтобы можно было найти указанное место.
Погода
Особенности климата – один из важных факторов, на которые следует обратить внимание, если Вы все же собрались рвануть на север и пересечь Северный Полярный Круг. Само слово «Арктика» вызывает у нас, жителей средней полосы, определенные ассоциации, связанные со снегом, вечной мерзлотой и даже белыми медведями. Все правильно, но в период с июня по август вы ничего этого не увидите, и валенки вам не пригодятся. Снег сходит, как правило, в мае, и выпадает уже в сентябре. Идеальное время для путешественников – с конца июля по начало августа.
Даже если светит солнце, все равно нельзя забывать, что это - Север, а он непредсказуем. В некоторых местах, скажем, в горах Хибинах, даже в этот период лежит снег. Днем воздух прогревается робким солнцем до 20-25 градусов, а утром и вечером температура может падать до 3-5 градусов тепла.
Самое главное явление природы в Заполярье в это время – полярный день - солнце не заходит за линию горизонта ни днем, ни ночью. Если программа интересная, а на часы вы не поглядываете, то за пару – тройку суток полностью потеряете ориентир во времени. Занятное ощущение.
Одежда
Одежда пригодится самая разнообразная - от шортов до теплой куртки. Обязательно возьмите непромокаемую куртку. Теплый свитер тоже пригодится. Обувь, конечно, самая удобная – кроссовки, и не одни. Полезной станет и противомоскитная сетка, укрывающая голову и лицо. И хотя комары в Арктике гораздо слабее, чем наши украинские, а противомоскитных сеток мы носить не привыкли, этот аксессуар одежды лишним не будет. В некоторых местах от гнуса укрыться просто невозможно.
Вещи и продукты
Чем меньше у Вас будет с собой вещей, тем удобнее и комфортнее будет поездка. Брать с собой нужно только самое необходимое. Если вас в автомобиле двое или трое, оставьте задний ряд сидений свободным от вещей. Третий член экипажа должен занимать сидение за водителем. Переднее пассажирское сидение хорошо использовать как место для отдыха «запасного водителя». Плед и подушка будут более чем уместны.
У каждого члена экипажа должен быть персональный стул, столовые приборы, чашка и спальник. Одного котелка, чайника и палатки на экипаж будет достаточно. Посуду рекомендуем брать одноразовую, а после еды сжигать ее в костре. Незаменимым в походе будет газовый баллон на пять литров с конфоркой. Пяти литров пропан-бутана с головой хватает на две недели, причем пополнить запас газа можно на любой заправке.
Одежда пригодится самая разнообразная - от шортов до теплой куртки. Обязательно возьмите непромокаемую куртку. Теплый свитер тоже пригодится. Обувь, конечно, самая удобная – кроссовки, и не одни. Полезной станет и противомоскитная сетка, укрывающая голову и лицо. И хотя комары в Арктике гораздо слабее, чем наши украинские, а противомоскитных сеток мы носить не привыкли, этот аксессуар одежды лишним не будет. В некоторых местах от гнуса укрыться просто невозможно.
Вещи и продукты
Чем меньше у Вас будет с собой вещей, тем удобнее и комфортнее будет поездка. Брать с собой нужно только самое необходимое. Если вас в автомобиле двое или трое, оставьте задний ряд сидений свободным от вещей. Третий член экипажа должен занимать сидение за водителем. Переднее пассажирское сидение хорошо использовать как место для отдыха «запасного водителя». Плед и подушка будут более чем уместны.
У каждого члена экипажа должен быть персональный стул, столовые приборы, чашка и спальник. Одного котелка, чайника и палатки на экипаж будет достаточно. Посуду рекомендуем брать одноразовую, а после еды сжигать ее в костре. Незаменимым в походе будет газовый баллон на пять литров с конфоркой. Пяти литров пропан-бутана с головой хватает на две недели, причем пополнить запас газа можно на любой заправке.
Продукты мы обычно покупаем в Петрозаводске или в Кандалакше. Такой маневр избавит от неприятностей на границе и лишнего груза в багажнике. Как показывает опыт, половина взятых продуктов из Украины все равно возвращается обратно. Но в случае с едой лучше перестараться. К слову сказать, супермаркеты Петрозаводска изобилуют импортными украинскими продуктами.
Автомобиль
Для путешествия в Заполярье летом подойдет любой автомобиль, но желательно, чтобы это был кроссовер или внедорожник. Не потому что там нет дорог, а потому, что чем проходимее автомобиль, тем больше интересного Вы увидите. Но не обольщайтесь и не забывайте, что чем круче джип, тем дальше идти за трактором. Там это «дальше» измеряется десятками, а то и сотнями километров. На некоторых участках на легковом авто проехать можно, но не нужно. Это трудно и долго. Сложные участки, между тем, легко избегать – всегда есть альтернативный путь.
Маршрут
Бросив взгляд на карту России, можно легко определить маршрут следования. Но мы не рекомендуем выбирать самый короткий путь. Двигаться лучше по основным магистралям. Причин на то несколько.
Во-первых, в России негде поесть, и совсем не так, как в Украине налажено общественное питание. Привыкнув к нашему сервису, особенно западно-украинскому, можно вообще остаться голодным.
Мало того, что негде, но и нечего. Особенно если в компании больше трех человек. Мы не думаем, что это от бедности, скорее, из-за расстояний. Наш совет - ешьте в Украине. Это знают все иностранцы, даже такие родные, как россияне и белорусы. Но в это продолжаем робко не верить мы, попадая в смешные ситуации и думая, что мы такие же. Может быть. Но ешьте в Украине!
Во-вторых, негде пожить. Если Вы решите поэкспериментировать в российской глубинке, Вы вспомните все – гостиницу из фильмов «Мусорщик», «О чем говорят мужчины» и нашу статью. Не морочьте себе голову – или переночуйте в палатке, или не уходите с основных автомагистралей - и время сэкономите, и поедите сносно, и место для ночевок в виде гостиниц и мотелей будет легче найти.
Правила Дорожного Движения
Особых отличий от наших Правил нет. Но в России сотрудники ГИБДД (ГАИ) менее сговорчивые, как и наши для россиян. Чем дальше на север, тем более суровые гаишники. Особенно врезаются в мозг ГАИшники с украинскими фамилиями – словно мстят землякам за то, что их забросило на Север. Однажды на посту в Карелии на нас даже наставили автомат и попросили сесть по машинам. Места пустынные, на многие десятки километров нет ни одного селения, поэтому сотрудники органов тоже перестраховываются. Но все мы люди, и если вы к ним по-людски, то и к вам будет соответствующее отношение. Платите как можно раньше, не качайте права. Многие воспаленные по поводу справедливости товарищи осудят наш подход, но мы едем на Север не для разборок с милициями. Правило номер один – чем раньше откупился – тем дешевле.
Привычные 20 км/час сверх указанного на знаке ограничения скорости в Украине не распространяются на российские дороги, здесь к ограничению скорости можно добавить только 10. За грубое нарушение, такое, как пересечение сплошной линии для обгона, у вас по закону отберут права. Решение этой проблемы на месте стоит довольно дорого, но откупиться все равно можно. Мы все же настоятельно не рекомендуем обгонять в неположенных местах.
Тонировка передних стекол в России, запрещена. Задние стекла никого не волнуют. По поводу передних стекол можно спорить. Мало того, применить прибор для замера процента тонировки тоже не так просто – в правилах полностью прописана процедура замера, и соблюсти ее на дороге невозможно. Но вы иностранцы, а спорить с иностранными ГАИшниками было дорого всегда. Это советуем помнить.
С августа 2010 года в России запрещено использование ксенона в фарах головного света. И что самое смешное, их не волнует, что ваш ксенон установлен на заводе изготовителе. Возмутились? Это наш личный опыт.
Поехали!
Мы обычно пересекаем границу в пункте «Три сестры» (С52*06.467 В031*46.853). Украинская сторона не является препятствием. Обычный паспортный контроль, весьма поверхностный осмотр автомобиля, и Вы уже за пределами Украины. Обычно этот процесс занимает не более 20 минут. Российская граница, в отличие от нашей, требует больше внимания и времени. При подъезде к российской границе, вы увидите огромную очередь из дальнобойных автомобилей. Не задерживайтесь, проезжайте мимо, к Вам эта очередь отношения не имеет.
Как правило, для легковых автомобилей очереди на границе нет. Вам нужно заполнить документы на временный ввоз автомобиля, и эмиграционную карту на каждого члена экипажа. Повторяется процедура, уже знакомая вам по украинской границе, только все происходит медленно, тщательно и внимательно. Ни в коем случае не ругайтесь и не спорьте с местными служащими - они все равно окажутся правы. Вам понадобится страховка, которую можно приобрести или здесь же, или заранее в Украине. Срок страховки должен покрывать весь срок вашего пребывания на территории России. Каждый «милициянт», остановивший Вас, обязательно ее проверит.
Вам повезло, если Вы дешево отделались - от Вашего ящика прекрасной украинской водки убавилось всего пару бутылок, а временный ввоз на более чем 15 дней стоил от полутора тысяч рублей за машину (такая такса), и Вы в хорошем настроении въехали на территорию дружественного государства - России.
Двигаясь по Брянскому шоссе, вскоре Вы попадаете в сияющий фонариками уютный мотель «Не горюй» (С52*34.707 В032*09.650). Номера тут недорогие, уютные и даже с горячей водой, что для России редкость. Здесь же есть кафе, где можно поужинать и отметить окончание первого дня пути.
Как водится, время старта следующего дня зависит от удачно проведенного накануне вечера. Мы рекомендуем выезжать не позже 9 – 10 утра. Путь впереди неблизкий. Далее по маршруту Брянск - Тверь - Санкт Петербург - Петрозаводск.
На окружной Твери есть гостиничный комплекс «Мотель Колыба» (С56*46.986 В035*56.565), достаточно дорогие номера, но комфортные, очень вкусная украинская кухня и собственная стоянка для автомобилей.
В Питере мы сделали остановку на два дня. Что посмотреть в Питере, вы узнаете из любого путеводителя или из интернета. Мы же просто гуляли по городу, а вечером сели на прогулочный катер, что бы полюбоваться разводными мостами. На следующий день посетили музей-заповедник Петергоф. И Питер, и Петергоф оставили у нас только яркие впечатления. Останавливались в отеле «Галакт» (С59*52.241 В030*26.682) - недорогой и удобно расположенный. По городу передвигались на метро и иногда на такси. Свои автомобили лучше оставить на парковке отеля. О Петербурге можно рассказывать бесконечно, поэтому смотрите фото.
Следующий пункт назначения – Петрозаводск. Город расположен на берегу Онежского озера. Дорога от Питера до Петрозаводска не займет более чем полдня, и снова весь вечер останется в вашем расположении. Советуем посетить набережную с множеством современных памятников и архитектурных непонятностей. Остановиться можно в гостинице «Белые ночи» (С61*47.956 В034*18.017). Долго задерживаться в Петрозаводске не стоит, город маленький и кроме набережной ничем не примечателен. В 50 км от Петрозаводска находится заповедник «Кивач», главная достопримечательность которого - водопад. Большой и красивый, он расположен прямо у дороги, поэтому посетить его нужно обязательно.
Далее по единственной дороге на Мурманск Вас ждет событие - пересечение Северного Полярного Круга (С66*33.265 В032*45.178). Если выехать из Петрозаводска не позже 8-9 утра, то успеете и водопад посмотреть и к полярному кругу приехать не поздно. Фото на память – обязательно, вы же не каждый день пересекаете заполярье. Спешить засветло здесь никуда не нужно - царит полярный день.
Вместе с пересечением полярного круга, заканчивается цивилизованная часть поездки. Здесь уже все будет по другому, отелей нет, пункты питания в совсем другом формате… Теперь Вам придется уповать на палатку, собственные стулья, газовый баллон и все свои запасы.
В Кандалакше есть пара гостиниц, все в формате старых советских сооружений, где на «ресепшене» сидит не симпатичная девушка, а суровая тетка - администратор. Мы остановились в одноименной с городом гостинице, которая расположена на главной площади. Нас не покидало стремление как можно быстрее покинуть этот неприветливый серый город.
Утром после завтрака на АЗС «СтатОйл» (там отличные хот-доги и кофе), мы выехали в сторону Мурманска. В планах - доехать до берега Баренцевого моря (Северного Ледовитого океана) и подъехать к берегу в селе Териберка, правее от Мурманска. Это единственное место, где нет постов и шлагбаумов. Последние 40 км дороги до моря – грейдер («улучшенная» грунтовая дорога). Сложностей для любого автомобиля эта дорога не представляет, но иногда опускается туман… По пути можно передохнуть и полюбоваться искусственным водопадом (С69*03.652 В035*00.161) и спуститься на автомобиле вниз с холма, откуда Вам откроется чудесный вид. Комары здесь очень злые, не каждый день к ним заезжает качественная еда из Украины…
Чтобы подъехать к берегу в Териберке (С69*12.241 В035*05.769), нужно проехать мимо школы и гаражей. При возникновении осложнений в поиске, спросите местное население. Люди здесь отзывчивые и обязательно покажут куда ехать. Дорога представляет собой тропу, которая ведет в никуда. Поэтому смело возвращайтесь по ней же после посещения побережья. Здесь мы разворачиваемся на юг.
Следующий пункт маршрута – Хибины, крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200 м над уровнем моря). Добраться до базы «Куэльпорр» (С67*48.115 В033*36.238) в Хибинах не так просто. Вот где пригодятся внедорожные свойства вашего автомобиля и повышенный клиренс. Но доезжают туда и на легковушках. Чтобы попасть к месту назначения, нужно проехать расположенные у подножья гор города Кировск и Апатиты, а потом перед карьером, после Кировска, свернуть прямо в реку, она неглубокая. Единственная здесь дорога приведет Вас на базу спасателей МЧС. 30 километров красивых пейзажей, и Вы на месте. На базе можно расположиться с комфортом: горячей водой, отоплением и питанием или дешевле, но с удобствами на улице.
Здесь же на территории базы можно поставить свою палатку и посетить местную баню, с купанием в ледниковой реке Кунийок. Это обязательное условие, иначе вы не ощутите всей прелести Хибин. Не забудьте захватить с собой пиво или чай.
Так как тур у нас гламурный, то много посмотреть в Хибинах не получится. База МЧС - это последняя точка, куда можно доехать на кроссовере, дальше только на внедорожнике и желательно - подготовленном. Рядом с базой есть водопад, на дороге стоит указатель, не пропустите. Если под Вами настоящий внедорожник, то советуем посетить Гольцовое озеро и Умбозерский перевал.
Налюбовавшись красотами самых старых на Земле гор, выдвигаемся в сторону Белого моря. Для этого нужно вернуться в Кандалакшу. По окружной дороге объезжаем закрытый для иностранцев город Умба.
Остановиться на Белом море следует на тоне «Тетрина» (С66*33.432 В034*38.951). Гостеприимный хозяин тони всегда рад гостям. Тоня построена в традиционном стиле поморов. Бронировать место лучше заранее, так как в сезон желающих достаточно. Здесь Вас угостят и ухой, и настоящей национальной кухней, и только здесь вы сможете принять ванну с настоящей ламинарией (морской капустой). Все это, а также баня, уже входит в стоимость проживания.
Расположившись на тоне «Тетрина», на следующий день, можно сделать вылазку по местным достопримечательностям. А именно: деревня Варзуга (С66*23.654 В036*35.121) – пустыня Кузомень – маяк Кашкаранцы (С66*20.101 В036*00.746).
До Варзуги проложен грейдер, ездят по нему даже легковушки. Достопримечательностей в Варзуге достаточно. Успенская церковь, построенная в 1674 году без единого гвоздя, считающаяся одной из лучших построек среди деревянных одноглавых шатровых церквей Русского Севера. Церковь св. Афанасия (реставрация в 1854). Колокольня Успенского комплекса, которая была построена одновременно с Успенской церковью. Селение Варзуга, кстати, известно еще с XV века.
С Варзуги через самую северную пустыню Кузомень можно выехать к Белому морю. Пески здесь коварные, и если вы застряли, снижайте давление в колесах, не раздумывая. Поверьте, поможет! Кузоменские пески образовались за счет вырубки леса, сочетавшейся с перевыпасом скота и лесными пожарами. Дождавшись отлива, мы проезжаем километров двадцать по пляжу. Как только песок начнет сменяться камнями, выезжаем на дорогу вдоль моря. И по этой дороге - до деревни Кашкаранцы. В деревне есть старый маяк и церковь с интересной историей. Если Вам повезет и вы застанете ее открытой, пообщайтесь с батюшкой.
Надышавшись древними церквями и интересными историями, возвращайтесь на тоню. Здесь Вас ждет уха из купленной Вами в Варзуге семги.
Путь домой всегда пролетает быстрее.
Альтернативой отелю в Петрозаводске может стать мистическое место «Гирвас» (С62*28.228 В033*42.977) в 70 км севернее города. В южной части поселка находится уникальный геологический объект — самый древний (около 2 млрд лет) кратер вулкана в Карелии. Здесь мы вам и предлагаем остановится на ночь на обратном пути.
По пути домой посетите Великий Новгород. В 2009 году город отметил 1150-летие. Здесь сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры. Самый древний из них — Софийский собор, строительство которого начато в 1045 году. Из более поздних достопримечательностей города самый популярный - памятник «Тысячелетие России», установленный в 1862 году.
То, что Вы встретите на своем пути дальше – после путешествия на Север уже неинтересно. Да и времени, затраченного на путешествие уже пройдет более десяти дней. Поэтому отсюда мы всегда практически без остановок делаем рывок… и останавливаемся уже в Киеве.
Оригинал статьи: Вирус Свободы
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (14)