рейтинг
3
Добавлено 19.09.11
Оськин-Трофи 2011Памяти Виктора Филипповича Оськина посвящается…05.08.11 - 15.08.11
|
трофи-рейд
Россия, Алтайский край, Хребет Иолго
Телефон: +7-913-361-31-84
E-mail: ivin@autobiysk.ru
Сайт: www.autobiysk.ru
|
Контактное лицо:
Вячеслав Ивин
Отчет об автомобильном спортивном походе V категории сложности «Оськин-трофи 2011» на территории республики Алтай, Чемальский р-н, хребет Иолго, по маршруту Чемал-Каракокша.
Длительность похода: с 05.08.11 по 14.08.11
Протяженность похода: 502 км из них 116 км по бездорожью (86 км были пройдены впервые).
Подробная нитка маршрута с указанием высоты над уровнем моря:
Бийск (200 м) – р. Чемал (428 м) – р. Куба (550 м) – р. Имурта (728 м) – Замок горных духов (1820 м) – перевал Багаташ (2000 м) – перевал Угульский (2145 м) – Угульская долина (1900 м) – перевал Аккаинский (2058 м) – Аккаинские озера (1795 м) – перевал Айрыкский (2070 м) – Айрыкские озера (1900 м) – урочище Сарысаз (1780 м) – Каракокшинские пещеры (1666 м) – перевал Карагу (1700 м) – р. Карагу (1530 м) – р. Карагу (1376 м) – р. Улуоду (1433 м) – урочище Уладо (1569 м) – перевал Саганы (1886 м) – перевал Беличек (1550 м) – база «Русская Кузя» (518 м) – с. Каракокша (514 м) – г. Бийск (200м).
Бийск (200 м) – р. Чемал (428 м) – р. Куба (550 м) – р. Имурта (728 м) – Замок горных духов (1820 м) – перевал Багаташ (2000 м) – перевал Угульский (2145 м) – Угульская долина (1900 м) – перевал Аккаинский (2058 м) – Аккаинские озера (1795 м) – перевал Айрыкский (2070 м) – Айрыкские озера (1900 м) – урочище Сарысаз (1780 м) – Каракокшинские пещеры (1666 м) – перевал Карагу (1700 м) – р. Карагу (1530 м) – р. Карагу (1376 м) – р. Улуоду (1433 м) – урочище Уладо (1569 м) – перевал Саганы (1886 м) – перевал Беличек (1550 м) – база «Русская Кузя» (518 м) – с. Каракокша (514 м) – г. Бийск (200м).
Идея маршрута
Идея прохождения хребта Иолго на автомобиле пришла в голову мастера спорта по спортивному ориентированию Виктору Филипповичу Оськину (клуб «АвтоБийск 4х4») в 2008 году. Он неоднократно проходил пешком популярные маршруты в этом районе, включая легендарный 77-й маршрут.
Пересечь хребет Иолго теоретически возможно через Альбаганский перевал Щелка или же через Аккаинский перевал. Именно в октябре 2008 года была предпринята первая разведка на автомобиле УАЗ этого направления со стороны с. Каракокша. В первую поездку удалось пробиться до р. Улуоду притока р. Карагу. В 2009-2010 годах проводилось по 4-5 разведывательных экспедиций в год в различных составах различной подготовки и с разных сторон хребта. В 2009 году экипажу Виктора Оськина, Вячеслава Ивина, Виталия Ковылина на автомобиле УАЗ удалось пройти к болоту Куралбас и обогнуть Верховье Кубы.
25 июля 2009 года на пятьдесят восьмом году жизни от сердечного приступа скончался наш товарищ Виктор Оськин (reduktor). Один из основателей клуба «АвтоБийск 4х4», первопроходец алтайского бездорожья, настоящий друг и наставник всего джиперского братства.
Идею Виктора о прохождении хребта внедорожные клубы Алтайского края не оставили.
Идею Виктора о прохождении хребта внедорожные клубы Алтайского края не оставили.
В 2010 году в рамках экспедиции «Оськин-трофи 2010» было совершено первопрохождение на внедорожниках к подножью горы Альбаган по долине р. Ложа.
Только 2011 году перед экспедицией «Оськин-трофи 2011» было совершено три разведки со стороны Каракольских озер, реки Куба и с. Эдиган.
С Эдигана по направлению горы Альбаган удалось дойти на 3-х автомобилях и подняться на считающийся непроходимым перевал Сайгонош.
C 28 по 31 июля 2011 года по притоку реки Куба, вдоль реки Имурта была проведена пешая разведка до Айрыкского перевала. Разведка явных тупиков не выявила, и приоритетным направлением штурма хребта Иолго была выбрана река Имурта.
Только 2011 году перед экспедицией «Оськин-трофи 2011» было совершено три разведки со стороны Каракольских озер, реки Куба и с. Эдиган.
С Эдигана по направлению горы Альбаган удалось дойти на 3-х автомобилях и подняться на считающийся непроходимым перевал Сайгонош.
C 28 по 31 июля 2011 года по притоку реки Куба, вдоль реки Имурта была проведена пешая разведка до Айрыкского перевала. Разведка явных тупиков не выявила, и приоритетным направлением штурма хребта Иолго была выбрана река Имурта.
5 августа (пятница)
Сбор участников экспедиции на поляне, на левом берегу р. Куба.
Высота 550 м. Координаты N51⁰22.635’ Е 86⁰07.771’
Высота 550 м. Координаты N51⁰22.635’ Е 86⁰07.771’
К вечеру собралось 12 экипажей из 4-х городов: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Горно-Алтайск. Была определена группа прорыва из 7 экипажей. Остальные участники (туристы) сопровождают группу до Замка горных духов и возвращаются. Была выработана стратегия прохождения парами из двух экипажей.
6 августа (суббота)
Погода: переменная облачность, t + 20 ⁰.
10:00 – старт с поляны. Стартовало 12 машин, из них 3 машины «туристы». Разбились на группы по 2 машины. Связь по радиостанциям: автомобильные 27 МГц и портативные 433(446) МГц.
10:00 – старт с поляны. Стартовало 12 машин, из них 3 машины «туристы». Разбились на группы по 2 машины. Связь по радиостанциям: автомобильные 27 МГц и портативные 433(446) МГц.
Едем вдоль р. Куба до р. Имурта по лесовозной дороге колонной. Средняя скорость 15км/ч. Дорога позволяет скорость до 30 км/ч.
Трижды пересекаем Кубу. Первый брод (мост сгорел весной 2011 года) через 4 км (в 10:30). Дно каменистое, протяженность 40 м, глубина 0,7-1 м (зависит от полноводности реки). N51°22.919' E86°10.889'
Второй брод: деревянный мост (7,6 км от поляны). N51°22.306' E86°13.422' Третий брод (мост разрушен) через 10 км от поляны (в 10:55). Дно каменистое, протяженность 40 м, глубина 0,7-1 м. Высота 624 м. N51°22.635' E86°15.456'
11:10 – поворот на р. Имурта. Пройдено 13,6 км. Высота 666 м. N51°22.541' E86°18.333'
Собираемся, определяем порядок движения машин. Две штурмовые: первой идет Михаил Некрасов (Safari), второй – Борис Коростелев (TLC-72).
Собираемся, определяем порядок движения машин. Две штурмовые: первой идет Михаил Некрасов (Safari), второй – Борис Коростелев (TLC-72).
11:30 – начинаем подъем по ущелью р. Имурта. Началось первопрохождение! Впереди 2 штурмана: Вадим Гондуров и Женя Исаков. На первых километрах подъема ломается ШРУС у Ермакова Вадима (NISSAN Mistral). ШРУС заменили и движение продолжается.
Вторая поломка: Suzuki (Ивин, внутренний правый ФРУС). У Игоря Овсянникова (Новосибирск) есть запасной привод с целым внутренним ШРУСом. Благодаря опыту Олега Горшкова и Коростелева Александра довольно быстро производим замену.
16:00 – поломка у Олега Горшкова (головка блока двигателя). Олег набрал гору зипа и был уверен, что сможет произвести любой ремонт своего УАЗа. Но то, что выпадет седло клапана, он не предусмотрел.
А ведь путь только начался! Лес сгущается. Продвигаемся медленно, сплошные завалы валежника. Почти все время работают 2-3 бензопилы.
Штурмовые уходят вперед, за ними идут следом Сафарь Самоделкина (Валерий Луценко), TLC-80 (Толяс) и УАЗ Луконина.
Штурмовые уходят вперед, за ними идут следом Сафарь Самоделкина (Валерий Луценко), TLC-80 (Толяс) и УАЗ Луконина.
17:00 – впереди завал валежника и курум. Принимаем решение остановиться на ночлег и дождаться отставшую группу. Высота 1011 м. N51°24.895' E86°17.642' За день пройдено 17 км ( из них 3,5 км пройдено по Имурте за 5 часов).
На вечернем совете принимаем решение о возврате в Чемал для ремонта головки блока УАЗ с экипажем Коростелева Александра (TLC-78). Также завтра на поляне для поддержки должны остаться экипаж Ермакова Вадима (Mistral) и автомобиль УАЗ Николая Ересько со штурманом Максименко Анатолием.
7 августа (воскресенье)
8:00 – подъем. День солнечный. Долгие сборы. Две машины («туристы») возвращаются домой: Луконин (УАЗ) и Толяс (TLC). «Слезно» прощаемся с ними.
11-00 – выезжаем поздно. Прокладываем дорогу, пилим, глубокие промоины закладываем бревнами и камнями.
11-00 – выезжаем поздно. Прокладываем дорогу, пилим, глубокие промоины закладываем бревнами и камнями.
Сильно пересеченная местность не дает отдыха лебедкам.
Основной бедой этой экспедиции стало недостаточное количество подготовленных штурманов. Принимаем решение о движении вперед штурмовых машин Михаила и Бориса. Остальных свободных людей направляем на прокладку маршрута среди завалов, ручьев и курума.
Основной бедой этой экспедиции стало недостаточное количество подготовленных штурманов. Принимаем решение о движении вперед штурмовых машин Михаила и Бориса. Остальных свободных людей направляем на прокладку маршрута среди завалов, ручьев и курума.
12:15 – поломка, заглохла машина Миши на холостом ходу (клапан отсечки топлива – два дохлых предохранителя заменили).
12:30 – к штурмовым машинам присоединяются Мелихов и Луценко (Самоделкин). Мелихов какое-то время едет за нами и возвращается в Барнаул. Его экспедиция закончена. Доза адреналина получена.
14:50 – привал, останавливаемся на обед (3 машины). Жара. Высота 1200м.
Штурмовую пару догоняют Ивин и Овсянников. Обедаем, заправляем бензопилы.
12:30 – к штурмовым машинам присоединяются Мелихов и Луценко (Самоделкин). Мелихов какое-то время едет за нами и возвращается в Барнаул. Его экспедиция закончена. Доза адреналина получена.
14:50 – привал, останавливаемся на обед (3 машины). Жара. Высота 1200м.
Штурмовую пару догоняют Ивин и Овсянников. Обедаем, заправляем бензопилы.
16:30 – продолжаем подъем в 5 машин.
Оторвался левый порог у машины Некрасова.
19:30 – солнце начинает садиться, определяем поляну для ночлега. Высота 1370м. N51°25.854' E86°19.395'
Оторвался левый порог у машины Некрасова.
19:30 – солнце начинает садиться, определяем поляну для ночлега. Высота 1370м. N51°25.854' E86°19.395'
Четыре машины остались ночевать в первом лагере (Ермаков, Горшков, Коростелев Саша и машина Коли Ересько со штурманом Толей). Сам Коля весь день был с нами, можно сказать, в трусах и в майке с бензопилой. Достаем свою теплую одежду для Николая и поселяем его в 14-ю палатку, к Ивину и Гондурову. Так он прожил двое суток, пока не пришел его турбо-УАЗ с Анатолием за рулем.
За день пройдено 2,8 км.
Опять весь день продвигались по тайге. По сторонам обзора никакого. Сквозь кроны деревьев виден небольшой кусок неба, направление определяем по навигатору. Вечером Татьяна Астапенко достает гитару, и туристические песни у костра снимают накопившуюся за день усталость.
8 августа (понедельник)
8:00 – подъем. Солнечно. Ночью шел дождь. Утром сушили обувь и вещи – те, что не догадались спрятать от дождя.
С первого лагеря по радиосвязи доложили, что отремонтировали машину Горшкова и выезжают нас догонять.
С первого лагеря по радиосвязи доложили, что отремонтировали машину Горшкова и выезжают нас догонять.
11:45 – выдвигаемся очень поздно. Через полтора часа штурмовая группа из экипажей Некрасова (Safari) и Коростелева (TLC-72) выходят на верховое болото-водосбор реки Имурта. Высота 1433 м. Пока ребята пропиливали очередной завал, Ивин набрал вокруг своей машины великолепных грибов. Вкусный ужин обеспечен!
По радио сообщают остальным, что уже видно вершину горы Белок Озерный!
13:00 – погода портится, начинается сильный ветер и ливень. Сидим в машине. Минут через 40 дождь стихает. Продолжаем разведку. Впереди курум. Продолжаем подъем. Почти все время моросит дождь.
13:00 – погода портится, начинается сильный ветер и ливень. Сидим в машине. Минут через 40 дождь стихает. Продолжаем разведку. Впереди курум. Продолжаем подъем. Почти все время моросит дождь.
18:00 – вышли на болотистую поляну, с которой впервые открывается вид на Замок горных (злых) духов. Едем дальше. Выходим на тропу, и двигаемся по ней. На высоте 1720 м встречаем лагерь конников (спросили дорогу на Омск).
Далее крутой подъем по каменистой конной тропе.
Михаил поднялся первым к поляне предполагаемой ночевки у Замка горных духов. Остальные остались ниже метров в 200-х, т.к. Борис (TLC-72) «сломался»: погнул рулевую тягу и не мог продолжать движение. Миша вернулся. Было решено отремонтировать Борину машину (сварка и усиление) и все-таки подняться на «верхнюю» поляну, т.к. дождь за ночь может размыть тропу. На ремонт ушло примерно 2 часа.
Уже стемнело. Дождь продолжал моросить.
Миша затянул Игоря наверх на тросе. Остальные поднялись самостоятельно. На Suzuki Ивина заклинила лебедка на последних метрах подъема.
21:30 – поднялись на поляну, разбили лагерь для ночлега. Высота 1800 м. N51°26.837' E86°21.532'
На этой же поляне стояло еще несколько лагерей с туристами. Молодежь из Барнаула греется у нашего костра.
Самый большой лагерь (30 человек из Екатеринбурга) приветствовал нас восторженными криками, а мы их – тепловозными гудками наших «монстров».
Самый большой лагерь (30 человек из Екатеринбурга) приветствовал нас восторженными криками, а мы их – тепловозными гудками наших «монстров».
Машин здесь не было никогда!
За день пройдено 3,6 км. Пока все идет по графику. Как и планировалось, на подъем по Имурте ушло трое суток.
9 августа (вторник)
Всю ночь шел дождь. Утром слегка развеялось, но не надолго.
Мы стоим внутри тучи, видимость метров 50. Было решено сделать дневку (незапланированную), переждать непогоду и дождаться догоняющую группу Горшкова, Ермакова, Коростелева и Максименко.
Поставили большую палатку и натянули над костром тент. Почти весь день шел дождь. Сходить к Замку духов не получилось… Наблюдали его с лагеря. Занимались ремонтом машин. Лебедку на Suzuki починили под руководством Валерия Луценко, выбросив часть деталей тормоза.
21:30 – нас догнала отставшая группа (4 машины). Гвоздем вечерней программы было выступление Бориса Коростелева. Борис горловым пением на алтайский манер экспромтом пропел очень здорово, описав полностью весь наш пройденный путь.
10 августа (среда)
Погода прояснилась. Две машины решили вернуться домой пройденным маршрутом (Луценко Валерий и Овсянников Игорь). Переписали основные продукты, составили список. Запас тушенки, круп и хлеба оказался достаточным для спокойного движение вперед.
12:30 – оставшиеся 7 машин продолжили свой маршрут.
12:30 – оставшиеся 7 машин продолжили свой маршрут.
Сразу после старта утыкаемся в кажущийся непроходимым курумник. Перекидав немало камней, проходим и этот участок.
Впереди Багаташ, его уже отчетливо видно. Как на ладони возвышается гора Белок Озерный.
Впереди Багаташ, его уже отчетливо видно. Как на ладони возвышается гора Белок Озерный.
Еще несколько метров и мы на краю Каракольского цирка. Ни одна машина не поднималась на Багаташ до сих пор! От предвкушения видов мороз по коже.
14:30 – поднялись на перевал Багаташ. Высота 2050 м. N51°28.300' E86°23.023' Еще одна победа!
Осмотрели сверху на Каракольские озера, гору Белок Озерный. Появилась сотовая связь. Все сделали необходимые звонки, сообщив о нашей маленькой победе.
Фотосессия и, конечно, залп наших гудков. Опять налетела туча, а нам еще выше – на Угульский перевал…
Поднялись на высоту 2170 м (N51°27.773' E86°24.263'). Смотрим с сомнением на Угульскую долину. Уж слишком крутой спуск. Михаил нараспев произносит: Сайгоноош… Отправляем вниз пешую разведку. Разведка по рации докладывает, что спуститься теоретически можно… Поехали. Полочками, галсами, потихоньку, потихоньку, объезжая валуны, спускаемся.
Все прошло без приключений, только у Миши дважды ломалось сцепление. Останавливались минут на 40 два раза, ремонтировали сцепления. Лопнула манжета рабочего цилиндра. Склеили суперклеем, залили воду вместо тормозухи и поехали. Качка со второго работает.
Уже спустившись в долину к ручью, заметили, что рулевая тяга превратилась в индейский лук.
Опять остановка, ремонт.
Опять остановка, ремонт.
Дождь прекратился.
В этих местах издавна водятся яки (сарлыки). Еще Оськин рассказывал, что здесь и в долине Сарысаз находятся их пастбища. Большие, покрытые шерстью существа с огромными рогами. В пешей разведке месяц назад Вадиму Гондурову пришлось побегать от них.
Пока выпрямляли рулевую, увидели стадо сарлыков на вершине горы. Видимо, они хотели спуститься к ручью на водопой, а тут – мы.
Постояв некоторое время, они двинулись на соседний склон и потом ушли за гору.
Постояв некоторое время, они двинулись на соседний склон и потом ушли за гору.
Мы тем временем перебрались через озеро Угула. Кристально чистая, ледяная вода, дно каменистое.
Нашли сухую ровную поляну. Высота 1884 м. N51°27.064' E86°25.183'
20-00 – решили здесь заночевать, выстроив машины по кругу, защитив лагерь от любопытных сарлыков.
20-00 – решили здесь заночевать, выстроив машины по кругу, защитив лагерь от любопытных сарлыков.
С заходом солнца температура стала резко падать. Мокрые палатки моментально покрылись льдом. Ночью температура опустилась до -3.
Вокруг карликовой березки растут подберезовики выше самой березки. Надберезовики!
Дров на поляне совсем нет, но у нас приличные запасы из нижней тайги и отличная экипировка.
Все ОК.
Вокруг карликовой березки растут подберезовики выше самой березки. Надберезовики!
Дров на поляне совсем нет, но у нас приличные запасы из нижней тайги и отличная экипировка.
Все ОК.
За день пройдено 9,19 км. Прогресс!
На утро было решено поднять дисциплину и сделать выезд не позже 10 часов.
На утро было решено поднять дисциплину и сделать выезд не позже 10 часов.
11 августа (четверг)
8:00 – подъем. Солнечно. Позавтракали, быстро свернули лагерь. Сарлыки опять стояли на склоне. Долина Угула зачаровывает свое красотой.
Смотрим на гору, с которой вчера мы спустились. Неужели это возможно?!
Смотрим на гору, с которой вчера мы спустились. Неужели это возможно?!
9:45 – двинулись. Впереди подъем на Аккаинский перевал. Высота 2050 м. Зашли на перевал быстро. Перед нашими глазами Аккаинское озеро.
Спустились с перевала мимо Аккаинских озер. Высота 1790 м. N51°26.240' E86°25.308'
Спустились с перевала мимо Аккаинских озер. Высота 1790 м. N51°26.240' E86°25.308'
Впереди ждет подъем на Айрыкский перевал. Перед подъемом осматриваем рельеф и решаем не брать перевал в лоб по конной тропе и обходим по правому ущелью. Ущелье менее крутое, но заросшее карликовыми деревьями.
При подъеме Suzuki Ивина два раза останавливается для охлаждения коробки-автомата.
Уже на самом верху Mistral Ермакова Вадима рвет колесо об острый камень. Ставим запаску.
Уже на самом верху Mistral Ермакова Вадима рвет колесо об острый камень. Ставим запаску.
14:30 поднялись на Айрыкский перевал. Высота 2040 м. N51°25.353' E86°28.664'
Наверное красивейшее место по всему нашему маршруту!
Наверное красивейшее место по всему нашему маршруту!
На перевале оставили эмблему клуба «Алтай 4х4», логотип экспедиции и клубный флаг «Автобийск 4х4».
Выпили бутылочку шампанского. Написали записку о нашем первопрохождении и оставили ее в бутылке.
Выпили бутылочку шампанского. Написали записку о нашем первопрохождении и оставили ее в бутылке.
Осторожно «на цыпочках» спускаемся с перевала в долину Сарысаз.
Внизу у Николая Ересько на турбо-УАЗике полетел задний мост (срезало грибки). Продолжает движение на переднем приводе. Двигаемся по долине Сарысаз. Грунт плотный каменистый, много кедрача с шишками.
Некрасов цепляется диском за камень и разбортовывается.
Пара ударов кувалдой – и проблема решена.
Некрасов цепляется диском за камень и разбортовывается.
Пара ударов кувалдой – и проблема решена.
Прошли до полян у Каракокшинских пещер (воронок). Напротив гор Верховье Кубы и Кара.
18-00 – было еще совсем рано, когда остановились на ночлег, разбили лагерь. Высота 1650 м. N51°25.065' E86°35.568'
18-00 – было еще совсем рано, когда остановились на ночлег, разбили лагерь. Высота 1650 м. N51°25.065' E86°35.568'
Прошли два перевала за 1 день, более 16 км, тем самым наверстали упущенное время!
На завтра было решено сделать дневку. По графику планировался такой день для поиска прохода к уже «пробитой» нами с другой стороны дороге и осмотра пещер.
На завтра было решено сделать дневку. По графику планировался такой день для поиска прохода к уже «пробитой» нами с другой стороны дороге и осмотра пещер.
12 августа (пятница)
Дневка. День солнечный.
С утра отсыпались. После завтрака пошли на пещеры. N51°25.286' E86°35.435'
С утра отсыпались. После завтрака пошли на пещеры. N51°25.286' E86°35.435'
Пещеры произвели на всех неизгладимое и неоднозначное впечатление. Очень холодно и сыро.
Очень темно. Наши фонарики с трудом пробивают вязкую тьму.
Очень темно. Наши фонарики с трудом пробивают вязкую тьму.
С потолка идет дождь, все стены просто сочатся водой. На полу лед.
Своды пещеры мраморные и странной, можно сказать, эротической формы.
Своды пещеры мраморные и странной, можно сказать, эротической формы.
Голоса людей звучат здесь тоже странно…
Уже дома при просмотре фотографий обнаруживаю на стене нечто, напоминающее девушку в светлой футболке, с длинными волосами, в шапочке (бандане), сидящую на камне. Изображение присутствует на 3-х разных снимках.
Возможно, это просто фантазия…
Еще одна природная достопримечательность этих мест – воронки. N51°25.156' E86°35.615'
Ручей появляется из камней, уходит в скалу и исчезает.
Еще одна природная достопримечательность этих мест – воронки. N51°25.156' E86°35.615'
Ручей появляется из камней, уходит в скалу и исчезает.
После обеда разведчики уходят искать проход через ущелье реки Карагу до пробитой нами во время прошлых экспедиций дороге. До замыкания кольца всего 1,5 км!
Ремонтная бригада «СТО Ермак и К» в лице Ермакова Вадима, Горшкова Олега занимается полевым ремонтом «раненых» машин.
В этой поездке мы к оснащению подошли весьма серьезно: генератор 220 V, сварочный аппарат, болгарка, дрели и т.д. А чинить пришлось много.
В этой поездке мы к оснащению подошли весьма серьезно: генератор 220 V, сварочный аппарат, болгарка, дрели и т.д. А чинить пришлось много.
Полуоси (грибки) на УАЗ завариваются. Пробоина корпуса редуктора на Suzuki заклеивается холодной сваркой, оторванная защита приваривается к раме. Защита толщиной 4 мм после прохождения нескончаемых курумов приняла форму агрегатов.
Пошли в починку пробитые ранее колеса.
Пошли в починку пробитые ранее колеса.
За все время нашей поездки нам встретилось множество пеших и конных туристов. Все, не скрывая удивления, расспрашивали о том, как мы тут оказались. Вертолетом?
Многие подходили и спрашивали разрешения сфотографироваться с машинами – так ведь никто не поверит!
С разведки возвращаются Михаил Некрасов, Вадим Гондуров, Евгений Исаков и сообщают, что нашли кратчайший и вполне проходимый путь. Настроение на высоте. При благоприятном раскладе уже завтра можем финишировать. А на финише нас ждет банька на полюбившейся нам базе «Русская Кузя».
С разведки возвращаются Михаил Некрасов, Вадим Гондуров, Евгений Исаков и сообщают, что нашли кратчайший и вполне проходимый путь. Настроение на высоте. При благоприятном раскладе уже завтра можем финишировать. А на финише нас ждет банька на полюбившейся нам базе «Русская Кузя».
Еще одно чудо природы на стоянке у пещер – дерево любви.
13 августа (суббота)
Солнечный день. Земля сухая (два дня без дождей).
10:05 – начинаем движение по намеченной вчера разведчиками тропе. До прошлогодних наших следов 1,5 км.
10:05 – начинаем движение по намеченной вчера разведчиками тропе. До прошлогодних наших следов 1,5 км.
Начинаем спуск к руслу реки Карагу с 1695 м до 1500 м за 700 м. Спуск крутой, но сухой. Спускаемся без проблем, разбирая завалы.
Сразу просчитываем возможность обратного подъема. Кедрача много, есть за что лебедиться в случае чего…
Сразу просчитываем возможность обратного подъема. Кедрача много, есть за что лебедиться в случае чего…
Через два часа Александр Коростелев (Prado) проколол колесо сломанной веткой. Поставили запаску.
13:00 – вышли к знакомому уже ручью Карагу и месту последней нашей ночевки в прошлом году.
Круг замкнулся! Ура!
13:00 – вышли к знакомому уже ручью Карагу и месту последней нашей ночевки в прошлом году.
Круг замкнулся! Ура!
Судя по выросшей траве, никто здесь после нас не ездил. Трава выше капота, а в ней умело прячутся коварные валуны – опять работа для штурманов. С прошлого года и валежника добавилось.
Переправились через брод. У Олега Горшкова уплыл ботинок. Вадик поймал его метров через 200.
Николай на турбо-УАЗ решил пройти ручей в другом месте. Сел на камень. Но выбрался сам.
Николай на турбо-УАЗ решил пройти ручей в другом месте. Сел на камень. Но выбрался сам.
Продолжаем движение уже по известной нам тропе вокруг горы Балтырган. Едем не останавливаясь, перекусываем на ходу.
УАЗ Горшкова неожиданно становиться переднеприводным. Как выяснилось потом, срезало болты на дифе. На ремонт не останавливаемся, в случае застревания Олега поддергивает Александр на TLC-78.
Скоро будет Пень.
Скоро будет Пень.
Пень – страж тайги, как назвал его Оськин. Именно он не пустил нас с Виктором дальше в 2008 году в первую разведку. Тропа с большим боковым уклоном и курумом, да еще Пень протянул свои корни поперек колеи. За Пнем обрыв метров 10. Пень не дает машине упасть и не дает проехать. Здесь мы уже раз восемь проезжали, и ни разу Пень нас просто так не отпускал…
Пропускаем машины по одному, отвешивая на правый борт.
После Пня двигаемся по руслу ручья Улуоду.
Воды в ручье практически нет по сравнению с прошлогодними поездками. Сложность возникает только у Горшкова, болтающегося на привязи у Александра.
18:15 – выходим из ущелья, и вот она, домушка Михаила. Алтаец-охотник живет здесь один, по его словам, уже лет 15. Дома его не застали.
18:15 – выходим из ущелья, и вот она, домушка Михаила. Алтаец-охотник живет здесь один, по его словам, уже лет 15. Дома его не застали.
Перекусываем, оставляем Мише пакет риса, соль и хлеб. Так принято. В прошлом году Миша угощал нас вяленым вкуснейшим мясом.
Из оставшихся возможных засад – только болото «Бля». Название ему придумали в 2008 году, так теперь его все и называют.
Из оставшихся возможных засад – только болото «Бля». Название ему придумали в 2008 году, так теперь его все и называют.
19:00 – болото оказалось полностью высохшим, даже глина потрескалась. Не снижая хода, проскакиваем некогда коварные места.
Спешим вернуться на базу «Кузя». До нее еще 40 км.
Спешим вернуться на базу «Кузя». До нее еще 40 км.
19:40 – поднялись на перевал Саганы, 1824м N51°30.755' E86°44.315'
20:30 – спуск и выход на лесовозную дорогу. До «Кузи» 28 км. Впервые за поездку отключаем полный привод.
Перевал Беличек, 1550 м (N51°36.597' E86°45.316') проходим ходом. На вершине останавливаемся сделать звонки. Есть GSM.
Перевал Беличек, 1550 м (N51°36.597' E86°45.316') проходим ходом. На вершине останавливаемся сделать звонки. Есть GSM.
22:00 – Кузя! 597м N51°41.876' E86°43.234'
Ужин, баня, скромное застолье, взаимные поздравления!!!
Ужин, баня, скромное застолье, взаимные поздравления!!!
13 августа 2011 года
Экспедиция «Каракокша – Чемал» завершена досрочно на 2 суток! Есть сквозное прохождение хребта Иолго!!! Мы стали первопроходцами!
Общая протяженность внедорожной части маршрута – 116 км. Из них 86 км пройдены впервые на автомобиле.
Утром 14 августа обязательное фото у баннера, оставленного на базе в 2010 году. Сборы и выдвижение домой.
Виктор, мы сделали это!!!
P.S. Во время написания отчета 24.08.11 (через 10 дней после финиша) произошла авария космического грузовика «Прогресс М-12М». По официальной информации, обломки космического грузовика упали в 40-50 км от села Каракокша – это непосредственно вблизи нашего маршрута. Поиски обломков (как сообщают СМИ) затруднены непроходимой для техники тайгой.
Этот район завален обломками ступеней. В наших поездках мы неоднократно на них натыкались.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (8)