рейтинг
5
Добавлено 03.09.13
Затерянные земли 2013Затерянные земли 2013: Вдоль Пинеги и Вашки18.08.13 - 27.08.13
|
путешествие
Россия , Москва — Великий Устюг — В. Тойма — Двинской — Волыново — Благоево — Важгорд — Муфтюга — Чупрово — Важгорд — Благоево — Айкино — Коряжма — Великий Устюг — Москва
Волоколамское ш., 22/15
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
За двадцать лет после развала Союза, словно по воле волшебной палочки развалился и быт удаленных районов России, которые из обжитых мест превращаются в медвежьи углы с брошенными деревнями. Именно по таким местам Архангельской области и Республики Коми мы отправились в составе шести человек на двух 70-х Toyota Land Cruiser, вдоль рек Пинега и Вашка.
Лейтмотивом этого рассказа могли бы стать рассуждения на тему выживания отдельных групп населения на потерявших государственное значения землях, а общения с местными жителями хватило бы на дипломную работу для факультета социологии. Однако мы ехали не за «деньгами», а за «туманами», значит о них — о «туманах» — далее и пойдет речь.
Часть 1. Цивилизация
Паромы внушают страх. Я столько раз слышал, как любители автопутешествий прокладывая маршруты своих трипов пытались избежать это «приключение». То и дело всплывающие подробности «битв» за место под солнцем на переправе делают свое черное дело. Ведь где-то паром — единственная связь с большим миром, а люди остаются людьми со свойственными им слабостями.
Так и наше путешествие по-настоящему началось только у реки Северная Двина в очереди на последний паром на Верхнюю Тойму уходящий в 20.30. На берегу скопилось более десятка автомобилей плюс имеющий приоритет рейсовый автобус. Благодатная среда для выявления персонажей приезжающих позже всех и пытающихся встать на погрузку невзирая на прибывших ранее.
Паром вмещает около пятнадцати автомобилей, если не принимать во внимание едущих с прицепами, грузовики и автобусы. Команда парома вроде и опытная, но не сумела использовать все имеющееся место и после одной неудачной попытки правильно расставить автомобили бросила один на берегу без переправы.
Наши автомобили во всех населенных пунктах привлекали внимание. Две красные Тойоты на 36-х Симексах, чем не повод обсудить с гостями приспособленность таких вот «тракторов» к местным условиям или попробовать сравнить с преобладающими здесь УАЗами.
Для местных жителей УАЗ уже не тот — слишком много электроники, которую нельзя починить на месте и приходится ехать за тридевять земель или ждать новую деталь. В сторону Ульяновского завода летят гневные флюиды за паркетизацию народного автомобиля и я представляю, что будет в головах людей, когда завод прекратит выпуск Хантера и Буханки, а это вопрос времени.
— Здесь дорога только на Пинегу, — заговаривает с нами один из пассажиров парома.
— Вот и мы туда, — отвечаем. Отпуск же, дорожки поищем, да красотами полюбуемся.
— Ну, удачи...
— Здесь дорога только на Пинегу, — заговаривает с нами один из пассажиров парома.
— Вот и мы туда, — отвечаем. Отпуск же, дорожки поищем, да красотами полюбуемся.
— Ну, удачи...
Задача минимум — выехать за пределы поселка и найти пригодное для ночевки место на берегу реки. Трава выше капота и быстро темнеет.
Необходимый минимум превращается в непосильную задачу и, после нескольких попыток пробиться к воде, ставим лагерь на краю покошенного поля.
Как оказалось утром, встали почти на краю полузаброшенной деревни, а до воды оставалось еще около 300 метров через протоку и насыпь, по которой сновали к баржам лесовозы. Лес везут не тоннами, а сотнями тонн. Лоскутное одеяло этих земель зарастает березой и сорными кустами навсегда лишаясь хвои.
Дальше поселок Двинской, оттуда на восток и после традиционного для этих мест деревянного моста через реку Пинега, с такими же деревянными ледоломами, уходим на север в направлении, в котором предстоит двигаться несколько дней. Пока под колесами песок и накатанные дорожки, но это пока...
Часть 2. Топливный кризис
Жилые деревни чередуются с брошенными. В жилых еще теплится жизнь. Находим действующие школы, детские сады, но дети здесь чаще «на лето к бабушке», чем постоянные жители. В брошенных дома закрыты на замок и подперты палочками — никого нет, но скоро вернемся. Не вернутся...
Местная электростанция состоит из дизель-генератора в деревянном сарае и цистерны с топливом. Интересуемся, можно ли купить чуть-чуть солярки. На всякий случай. Что будет дальше никому не известно и не хотелось бы рисковать.
Солярки не продали. Здесь с топливом не напряг — катастрофа. Раньше везли на баржах по реке, а теперь раз в год по обещанию или договаривайся с едущим в цивилизацию трактористом.
Километрах в десяти от поселка и заброшенное топливохранилище, обеспечивавшее когда-то и технику лесорубов, и совхозы и речной транспорт, а сейчас медленно ржавеющее и зарастающее лесом. Рядом ржавеет тот самый катер, который таскал баржи. В период вывоза из этих мест брошенной техники на металлолом — в 90-х годах, их вывезти не смогли, хотя налицо предпринятые попытки.
Встаем на берегу Пинеги. В километре жилой дом с единственным оставшимся поселенцем. Познакомились, поговорили. Весь вечер по лагерю носились то запах костра, то запах сохнущего сена. Вода в конце августа еще теплая и можно помыться. О том, чтобы поплавать речи быть не может — река обмелела.
Головная 73-я теряет масло. Подтеки из трубки сброса давления турбины обнаружили еще вчера и ремонт был отложен до стоянки. Пробуем всеми доступными способами вылечить рану. Неудачно. В принципе, запас масла есть, а потери не столь велики. Возвращаться не хочется и принимаем решение двигаться вперед.
Довольный Абрамыч показывает мне карту: «Смотри, скоро будем в деревне Вадюга». Вадик обреченно вздыхает. Он понимает, что с сегодняшнего дня его жизнь разделилась на до и после, и теперь его все будут звать не иначе как Вадюга.
В самой деревне знака нет. Исторического фото воссоединения Вадика и Вадюги не получается, а за деревней уже нет и наезженной дороги...
Часть 3. Приключения начинаются
Вышли к Илеше. По низкой воде брод перемахнули без приключений. Показалось слишком скучно и в попытке сработать на кадр посадили в песочек Тойоту Абрамыча. За ним, в попытке пробиться к «утопающему» и выдернуть его, садится и наша самоходка. В голове мелькают воспоминания о коварных песках Архангельской области, но уже поздно. Разматываем лебедки.
После брода снова появляется накатанная дорожка и, даже, оборудованный бетонными плитами брод. Дальше жилой поселок Осяткино. Здесь еще все живое. На центральной площади — некоторое подобие рынка выходного дня.
Пополняем запасы питьевой воды. Недалеко от нас местный ставит на УАЗ новый вакуумник. Разговорились: «Работы нет. Скот держать муторно. Вот так и выживаем». На выезде видим тентованый ГАЗ-69, что для севера редкость. Возможно есть зимний вариант крыши.
Демьяново полностью мертвая деревня. Закрытые дома не тронуты. В полуразрушенных видны следы застольных посиделок охотников и жителей соседних деревень приезжающих сюда на сенокос.
За Демьяново деревня Хорнема. Людей не видно, но на въезде брошены бревна и стоит знак объезд, мы вняли просьбе и не поехали через деревню. Издалека видно, что у домов лежат поленницы дров, а значит кто-то живет. В сети нашел информацию о посещении деревни, вроде как еле живая и кто-то еще сторожит дома соседей в ожидании их возвращения.
С Северного навстречу прошли два почтовых УАЗа. Интересный момент, когда идут двумя автомобилями, на всякий случай. На Северный нам не надо — в нашем направлении там дороги нет, но к парому подъехали, пообщались с паромщиком и снова вперед.
Оставив за спиной паром на Северный, уходим снова на север. В общем, с этого момента снова накатанная дорожка кончается и впереди только широкая колея недельной давности. Предположительно здесь прошел 157-й ЗиЛ. Один из таких мы видели недалеко в деревне. Может быть это он и ехал.
Все чаще стали появляться засадные места. Все чаще включаем полный привод и понижайку. Некоторые засады с первого раза не поддаются и наша 73-я с упорством KZT пробивает дорогу вперед. Коротышу проще, он идет по нашим следам.
Уже затемно натыкаемся на брод через Шочу. Откатываемся назад и ставим лагерь. Все остальное на завтра.
Прошедшие дожди почти смыли следы грузовика и изрядно подмочили жизнь нам. Спущенного Симекса не хватало для подъема на крутой берег Шочи даже по колее. Трос лебедки с удлинителем едва доставал до ближайшего убогого деревца не державшего вес автомобиля.
Выбрались с трудом. Впереди была Мутокурка и мы еще не знали, что эти несколько километров станут для нас максимумом на сегодняшний день.
Часть 4. БАМ
Выехав к броду у Мутокурки снова забыли про зловредные местные грунты. Точнее не забыли, а поверили своим глазам и песчаному острову засыпанному крупными камушками. Нормальная часть суши. Как бы не так...
Не успел Круизер вползти на этот островок, как колеса начали проваливаться и закапываться. В минуту автомобиль засосало в «зыбучие пески» по самые пороги. Более того, один неверный шаг в сторону приводил к тому, что эвакуировать приходилось уже и человека. Проверил на личном опыте, когда с камерой в руке думал, писать видеозавещание или звать на помощь.
Попробовали залебедиться за елку на вершине через два удлинителя. Как итог — порванный трос лебедки и не сдвинувшийся с места автомобиль. Впервые за путешествие расчехлили реечные домкраты и попеременно поднимая зад и перед начали выкладывать гать.
Усугублял ситуацию поток воды, который норовил подмыть застрявший автомобиль, что грозило еще большими трудностями. Пришлось оперативно строить дамбу и перенаправлять потоки. Справились и с этим. Стартовали почти из сухого русла.
Сил уже не оставалось и встали лагерем недалеко от засадного брода на самом берегу. Зато появилось время достать спининги и хоть раз попробовать поймать рыбу. На спининг повезло поймать двух небольших хариусов только мне, а Рома заманил в свои ловушки еще одну рыбешку. Улов был с аппетитом съеден несмотря на скромные размеры.
На этом приключения в Архангельской области закончились и не доезжая до поселка Кучкас мы ушли на Коми, в сторону Благоево, где намечалась возможность поправить вес наших отощавших топливных баков.
В 1967 году был подписан договор о дружбе между СССР и Болгарией, а чуть позже и договор о совместном предприятии по заготовке леса для Болгарии. Работы по освоению местности начались еще в 1963 году, а первые болгарские рабочие появились лишь в 1968-м. С этого момента начинается история болгар на земле Коми.
Лесозаготовки для нужд Болгарии велись до 1991 года, когда после попытки болгарской делегации подписать новый договор о сотрудничестве в 90-м, СССР пересмотрел взаимоотношения со странами-партнерами по СЭВ. От «болгарского периода» в районе остались довольно хорошие асфальтовые дороги и бетонки, тогда как соседние районы не всегда могут похвастаться даже бетонками. Местная асфальтовая дорога в народе так и называется «Бам», что означает болгарская автомобильная дорога.
Сам же поселок Благоево ведет свою историю с 1970 года. Население поселка в прошлом превышало 5000 человек и согласно последней описи сократилось почти в три раза. В поселке есть заправка. Найти ее будет проще, если ориентироваться на железнодорожные платформы для погрузки леса.
Часть 5. Затерянный край
Заправившись под завязку стартовали в сторону поселка Важгорд. К переправе через Вашку доехали уже далеко затемно, но увидев наши прожектора паромщик завел катер и перевез нас на другой берег. Здесь паром работает по своему расписанию и в перерывах паромщик может вообще уйти домой. Нам откровенно повезло, что он был на месте в 11 часов вечера.
Поплутав в темноте по поселку в поисках дороги дальше попробовали выйти на берег Вашки и встать лагерем. Не вышло. В итоге поставили палатки на дальних покосах у реки Ыа. Нам все рассказывали про постоянные дожди и утром мы в этом убедились когда увидели наполненное до краев русло.
В направлении Муфтюги начинается «автобан». На вопрос, как вы там проезжаете, местные с тоской отвечают: «Надеемся проскочить». Размытое поле с колеями в которых застревают даже наши Тойоты на 36-х. Что говорить про стандартные УАЗы.
Летом продукты сюда завозят на тракторе. Мы видели трактор с крытым наполовину прицепом предназначенным для перевозки людей. Когда надо выехать на автомобилях, то собираются несколько человек и пускают перед колонной трактор. Другой альтернативы нет.
Добравшись до Муфтюги снова пополнили запасы питьевой воды. Поселок живет не благодаря, а вопреки. Как и Важгорд, как и весь этот берег Вашки. Многие дома поддерживаются в хорошем состоянии, на улицах приехавшие на лето дети. Вместо дороги грязное мессиво с настилами тротуаров, но это не мешает им ездить на велосипедах и мотоциклах. В некоторых дворах можно найти и старые легковушки. По зиме здесь дороги лучше и можно ездить между деревнями.
В Чупрово еще даже школа работает и дома покрепче. На въезде столб в виде постового ДПС. Остановились сфотографироваться а к нам уже подтягиваются любопытные. «А ведь когда-то у нас училось только детей 150 голов, — вспоминает один из местных мужиков. — Совхоз был большой, техники много, а сейчас ничего не осталось, только промысловая охота. Белки уже не осталось. Коров не держим, продавать молоко некуда. Проще купить в магазине молоко, оно и хранится долго».
Спросили как проехать на Коптюгу и дальше. Мужики развели руками: «Да что вы! Много лет назад была дорога на Архангельскую и зимник был, а теперь и дороги нет, и зимник больше не делают. Там даже на тракторе делать нечего. Попробовали один раз, так чуть трактор не потеряли».
В Коптюге живет несколько человек, но они машины бросают на берегу, где кончается последний кусок дороги и к себе на моторных лодках по воде. Все... Край...
Часть 6. Возвращение
Ночь простояли на берегу Вашки. На самом краю обрыва. Красота неземная! Кругом нетронутый лес, а от количества ягод разбегаются глаза — черника, костяника и брусника в одном месте. Но надо возвращаться. Время кончается, а еще предстоит искать дорогу назад.
Возвращались через Коми на Ярыгино и Айкино. В темноте пытались найти нужную дорогу. Та, которая казалась главной, через 20 км оказалась без единого следа. Проверять догадку о том, что впереди тупик не стали. Развернулись и поехали объездной. Знаков нет. Спасает только бумажная карта и навигатор.
Пытались найти место для ночевки, но кругом дикий лес и ни единой возможности встать не на дороге. Уже глубокой ночью выбрались из леса к освещенным заборам «зоны строгого режима» за которой начиналась строящаяся дорога с надписью «проезда нет». Отступать некуда. Идем вперед.
Кругом строительная техника. Пробиваемся по песчаным насыпям. Проходим вброд под строящимся мостом. В голове только мысли о том, чтобы эта дорога хоть куда-то нас вывела, а когда навстречу так же пугливо проскочил самый настоящий Гелен поняли, спасение уже близко.
На «ночевку» встали около 4 часов утра. Уже начинало светать. Вся дорога от «БАМа» до Коряжмы в отвратительном состоянии. Ехать быстро невозможно, лесовозная бетонка поломана, грунтовый накат рядом изобилует ямами. В Коряжму понтонная переправа. Платная. Переправа принадлежит местному ЦБК, на который с двух сторон выстроилась очередь из лесовозов.
На заправке у короткой 70-ки отрывается замок запаски. Полностью снимаем калитку и крепим ее с запаской на багажник. Бампер держался до последнего и сдался уже на асфальте. Позже выяснится, что коротыш начал терять тормоза и за 200 км от Москвы потеряет их почти совсем. Но это будет позже, а мы уходим в сторону Великого Устюга, а значит ложимся на обратный курс.
Домой...
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (24)