рейтинг
1
Добавлено 14.03.16
Ледяная кромка России: Архангельск — Уэлен 2016Дневник экспедиции "Ледяная кромка России: Архангельск — Уэлен 2016"12.03.16 - 31.03.16
|
снегоходы
Россия , Архангельск — Уэлен
Телефон: +7 922 231 13 04
E-mail: shatalov.e@gmail.com
Сайт: http://red-offroad.ru/
|
Контактное лицо:
Евгений Шаталов
Сложность маршрута: жесткое бездорожье
Связка городов: Вдоль Баренцева, Карского, Печерского морей, через мыс Канин нос, до Индиги — Нарьян Мара — Обской губы — Салехарда
12 марта. Малые Корелы. Старт
Деревня Малые Корелы близ Архангельска — самый что ни на есть Русский Север во всей своей красе, с величественным комплексом построек вековой давности. Именно здесь, на территории музея деревянного зодчества под открытым небом, Старый Север провожал технику и участников «Ледяной кромки России», желая доброго пути.
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Торжественный старт прошел очень хорошо, в самой позитивной обстановке. На конференции, посвященной этому событию, было много прессы, несколько телеканалов.
— Торжественный старт прошел очень хорошо, в самой позитивной обстановке. На конференции, посвященной этому событию, было много прессы, несколько телеканалов.
Задавали немало вопросов, и получился плотный круг общения. В основном нас спрашивали, как будем ехать, как устроим быт в снежной тундре. Люди фотографировались с техникой Stels, также фотографировали нас и желали удачи. Вообще атмосфера была очень доброжелательная.
Неоценимый вклад в организацию и подготовку этого дня внесли наши партнеры. Огромную техническую помощь нам оказала компания «Барс». Спасибо вам, ребята, за поддержку! Горячо благодарим администрацию музея «Малые Корелы» за теплый прием и душевные проводы путешественников. Здесь представлен уникальный ансамбль деревянного зодчества, и здесь работают совершенно потрясающие люди. В «Малых Корелах» видишь, что музеи — это современно и очень интересно!
13 марта. Мезень — Несь
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Вчера очень поздно добрались до Мезени, провели остаток ночи в маленькой гостинице. Уже с утра кипит работа: Сергей Тимофеев налаживает связь, Сергей Догоров занимается съемками, и все мы вместе — погрузкой и подготовкой к отъезду. В 12.00 по Москве выезжаем из Мезени. Финишировать сегодня планируем в селе Несь. Таким образом, пробег этого дня составит около 110 км.
— Вчера очень поздно добрались до Мезени, провели остаток ночи в маленькой гостинице. Уже с утра кипит работа: Сергей Тимофеев налаживает связь, Сергей Догоров занимается съемками, и все мы вместе — погрузкой и подготовкой к отъезду. В 12.00 по Москве выезжаем из Мезени. Финишировать сегодня планируем в селе Несь. Таким образом, пробег этого дня составит около 110 км.
Хочу сделать важное и интригующее заявление: к нашей команде присоединился новый участник. Дело в том, что из-за серьезных личных обстоятельств Эдуард Аверьянов не смог принять участие в путешествии. Выяснилось это достаточно поздно. Для торжественного старта в Архангельск привезли 4 снегохода Stels Viking. Один из них мы уже решили отправлять обратно, но делать этого не пришлось.
Когда мы рассказывали о подготовке экспедиции «Ледяная кромка России» на форуме snowmobile.ru, темой заинтересовался его активный участник. Он вышел со мной на связь, предложил свою помощь. Оказалось, что зовут его Василий Кошутин. Так мы и познакомились — заочно. Василий встретил нашу команду в Архангельске, и во время личного общения мы поняли, что он — наш человек.
С первых минут возникло взаимное доверие и мысль: именно с такими людьми мы готовы осуществлять масштабные проекты. На старте и на пресс-конференции он уже был вместе с нами. Василий по профессии спасатель, живет в Архангельске. Имеет большой стаж управления снегоходной техникой. На ней Василий ездит и по служебным, и по личным делам, путешествуя по всей области. Сами понимаете, работа спасателя — не из легких, приходится иметь дело с самыми разными трудностями.
Опытный, уравновешенный и очень веселый, Василий прекрасно вписался в нашу компанию. Перед сегодняшним выездом настроение у команды боевое. Особенно радует, что подморозило, оттепели нет, и на улице солнечно.
14 марта. Несь — Ома
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Вчера всё действительно получилось, как было запланировано: выехали из Мезени в сторону Неси и ночевали уже там. Мы добрались до села Несь уже поздно вечером, так как по пути встретили снегоходчиков и помогали им поднять в очень крутом месте сильно нагруженные сани. Еще у нас произошла совсем небольшая поломка своих саней, но мы без труда всё починили.
— Вчера всё действительно получилось, как было запланировано: выехали из Мезени в сторону Неси и ночевали уже там. Мы добрались до села Несь уже поздно вечером, так как по пути встретили снегоходчиков и помогали им поднять в очень крутом месте сильно нагруженные сани. Еще у нас произошла совсем небольшая поломка своих саней, но мы без труда всё починили.
В Неси экспедицию встретил наш друг Максим Льдоков, и мы переночевали у него в доме. Максим помог нам еще в нашем прошлом автомобильном путешествии от Архангельска до Нарьян-Мара. Тогда мы тоже заехали в Несь, а он гулял с семьей и очень удивился: в этих местах автомобили — редкость. Максим пригласил нас к себе домой, и мы у него переночевали. С тех пор мы подружились, и сейчас ехали, зная, что он ждет нас в гости.
Кстати, некоторые местные радуются, когда узнают, что мы – та команда, которая проходила на автомобилях в позапрошлом году. Они наслышаны о том нашем путешествии и сейчас очень хорошо, благодушно к нам относятся. Общаемся с удовольствием, ведь здесь и людей не так много (прим.: по данным 2010 г. население села Несь составляло 1368 человек, села Ома — 763 человека).
Сегодня утром мы посетили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, находящийся в селе Несь. Впечатления совершенно потрясающие! Церковь специально открыли для того, чтобы показать нам.
Это единственная в Ненецком автономном округе старинная деревянная церковь, которой уже более полутора веков. Каким-то чудом она не была сожжена в советские годы. Храм закрыли, а последнего его настоятеля, отца Александра, репрессировали и отправили в ссылку. Церковная утварь и иконы в годы Великой Отечественной войны были расхищены, в помещении храма устроили склад рыбного кооператива, но в целом здание было сохранено. Храм отреставрировали, и он был вновь освящен в 2003 году. Трудно пересказать, какая это теперь красота! Мы были внутри, поднимались на колокольню, производили съемки.
После мы выехали в сторону Омы. Сейчас (14.45 по Москве) находимся в этом селе. Здесь у нас обед, сюда же мы привезли инструмент, который нас попросили передать. По плану, сегодняшняя ночевка должна была быть в Оме, но еще только день, и мы полны сил. Команда у нас просто огонь, можем себе позволить идти с опережением. Прямо сейчас заливаем топливо и снова выдвигаемся в путь.
Нижняя Пеша — наша новая цель, планируем достичь ее вечером: ночевать будем либо там, либо в палатке в максимальной близости от этого населенного пункта. Если сегодня доберемся до Нижней Пеши, пробег дня составит примерно 180 км.
Добавлю, что никаких нареканий к технике Stels Viking нет: едем великолепно, еще и другим успеваем помогать. Мы действительно наслаждаемся путешествием. Трасса приятная, у Неси она была очень сильно укатана. Тундра кое-где вскрылась, снег выдуло, хотя вообще его достаточно много. Не слишком холодно (прим.: по данным gismeteo, 14 марта в Оме ночью -24°C, утром -17°C, днем -6°C), пока всё очень комфортно. Правда, не можем пока послать фото. Скорее всего, это получится сделать только в Нарьян-Маре.
15 марта. Нижняя Пеша — Индига
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Сегодня выехали из Нижней Пеши в сторону Индиги. Нас сопровождала хорошая погода, пока мы не подошли к побережью Баренцева моря. Зато там, у Северного Ледовитого океана, была очень красивая обстановка: небо над морем свинцовое, темно-серое, а со стороны тундры — белое, молочное. Началась плотная пурга с очень сильным ветром, видимость сразу понизилась. Температура воздуха была небольшой, близкой к 0°C, но ветер и снег мешали движению. В таких условиях мы прошли примерно треть пути. Потом всё улеглось, и мы благополучно завершили маршрут в Индиге.
— Сегодня выехали из Нижней Пеши в сторону Индиги. Нас сопровождала хорошая погода, пока мы не подошли к побережью Баренцева моря. Зато там, у Северного Ледовитого океана, была очень красивая обстановка: небо над морем свинцовое, темно-серое, а со стороны тундры — белое, молочное. Началась плотная пурга с очень сильным ветром, видимость сразу понизилась. Температура воздуха была небольшой, близкой к 0°C, но ветер и снег мешали движению. В таких условиях мы прошли примерно треть пути. Потом всё улеглось, и мы благополучно завершили маршрут в Индиге.
Снегоходы Stels Viking чувствуют себя великолепно, мы — тоже. За сегодняшний день прошли около 180 км. Где-то двигались по следам снегоходов, где-то теряли их и просто шли напрямик по тундре. Раньше трасса была очень укатанная, а теперь следов практически не видно. Это тоже затрудняло движение. В одном месте искали проход на другой берег реки Великой, и чуть не ушли с крутого склона, но вовремя развернулись. Хотя меня за плечом уже поправляют: мол, не надо героизма, поехали под этот склон — сами виноваты.
Мы не смогли сегодня оставить без внимания деревню Волонга (прим.: по данным 2010 г. ее население составляло 35 человек). Для нас это знаковое место: засели здесь с Алексеем Мочаловым в январе 2014 года из-за поломки автомобиля на трое суток. Прибыли, поностальгировали и двинулись дальше.
Наш быт организован хорошо: не пропускаем ни завтраки, ни обеды, ни ужины. К тому же на Севере живут чрезвычайно гостеприимные люди. Сегодня приехали к нашим друзьям-оленеводам, с которыми познакомились всё в том же 2014 году. Как и тогда, нас приняли очень радушно. Мы поели сырое оленье мясо — строганину, — попили чай, пообщались. Радостная и добрая встреча!
Вчера в Нижней Пеше мы ночевали в гостинице. Сегодня Саша Холодов организовал для нас ночевку в местном ЖКХ, где нам выделили комнату. Всё благополучно, всё хорошо, садимся здесь ужинать (прим.: в 20.40 по Москве).
16 марта. Индига — Коткино
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Нас предупреждали, что 16 марта ожидается северо-западный ветер 17-22 м/с, порывами 27-32 м/с и снег, сильная метель видимостью менее 500м, температура ночью и днем -6°С, -1°С. Несмотря на прогнозы, погода была хорошая. Ветер был, но не слишком сильный, снег не шел. К вечеру также обещали похолодание, но этого не произошло: было достаточно тепло.
— Нас предупреждали, что 16 марта ожидается северо-западный ветер 17-22 м/с, порывами 27-32 м/с и снег, сильная метель видимостью менее 500м, температура ночью и днем -6°С, -1°С. Несмотря на прогнозы, погода была хорошая. Ветер был, но не слишком сильный, снег не шел. К вечеру также обещали похолодание, но этого не произошло: было достаточно тепло.
Ободренные погодой, за день мы планировали добраться от Индиги до Нарьян-Мара. Но случилась другая напасть: ломались дышла и прицепы. Мы двигались очень медленно и остановились вечером в селе Коткино. Дневной пробег составил 140 км.
Впрочем, не обошлось без приятных моментов. В одном месте на реке нам предстояло совершить брод. Вода поднялась, и мы фактически прошли по ней на другой берег. После этого бодрящего перехода мы остановились, чтобы отремонтировать сани, и произошла уникальная встреча! Подъехал мужчина. Это оказался Андрей Николаев, известный путешественник из Нарьян-Мара.
Нам очень хотелось в Нарьян-Маре встретиться с ним лично и переговорить с целью уточнения нашего северного маршрута. То, что получилось пообщаться прямо на маршруте — большая удача! Вот такие удивительные подарки преподносит иногда случай.
17 марта. Коткино — Нарьян-Мар
Экспедиция «Ледяная кромка России» в пути уже 6 дней. От деревни Малые Корелы под Архангельском до города Нарьян-Мар пройдено около 1000 км. В Нарьян-Маре участники проекта сделают остановку, чтобы пройти плановое техническое обслуживание своих снегоходов – российских моделей Stels Viking V800 и S600. Впереди у путешественников — день отдыха.
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— В Коткино ночевали в сельской гостинице, в простом номере с 4 кроватями. Сейчас в котельной сварщик заваривает наши прицепы, и после этого экспедиция выдвигается в Нарьян-Мар. До города всего 120 км, и мы надеемся пройти их благополучно. На улице тепло и идет пушистый снег (согласно gismeteo, в Коткино утром -5°С, пасмурно, небольшой снег).
— В Коткино ночевали в сельской гостинице, в простом номере с 4 кроватями. Сейчас в котельной сварщик заваривает наши прицепы, и после этого экспедиция выдвигается в Нарьян-Мар. До города всего 120 км, и мы надеемся пройти их благополучно. На улице тепло и идет пушистый снег (согласно gismeteo, в Коткино утром -5°С, пасмурно, небольшой снег).
Поломки поломками, но настроение у команды отличное. Люди очень хотят покушать домашней еды. Сейчас мы питаемся калорийно, но не по-домашнему. Как приедем в Нарьян-Мар, первым делом перекусим.
18 марта в Нарьян-Маре у нас будет днёвка. Проведем техническое обслуживание в компании «Барс». Это тот самый партнер, который активно помогал нам на старте в Малых Корелах (bars.su). Также запланировано несколько встреч с местными людьми и путешественниками, в частности, с нашим Северным Штабом — Сашей Холодовым. Путешествие продолжим утром 19 марта.
Друзья! Участники экспедиции очень надеются пообщаться в Нарьян-Маре с единомышленниками! Наша команда будет ждать всех неравнодушных завтра в 13.00 у гостиницы «Печора». Адрес гостиницы — Ленина, 31. Приходите, и мы с удовольствием ответим на ваши вопросы и поделимся впечатлениями!
18 марта. Нарьян-Мар
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— От Коткино до Нарьян-Мара 17 марта мы добрались без особых приключений. Правда, когда мы стартовали из Коткино, шел снег и была температура воздуха -1°С, а когда финишировали в Нарьян-Маре — похолодало до -30°С. Морозом накрыло быстро, причем самая низкая температура была уже на подъезде к городу. Тем не менее, Нарьян-Мар предстал перед нами дружелюбно: экспедицию встретил Саша Холодов, наш друг и главный помощник в северных широтах.
— От Коткино до Нарьян-Мара 17 марта мы добрались без особых приключений. Правда, когда мы стартовали из Коткино, шел снег и была температура воздуха -1°С, а когда финишировали в Нарьян-Маре — похолодало до -30°С. Морозом накрыло быстро, причем самая низкая температура была уже на подъезде к городу. Тем не менее, Нарьян-Мар предстал перед нами дружелюбно: экспедицию встретил Саша Холодов, наш друг и главный помощник в северных широтах.
После приезда в город мы с головой окунулись во всевозможные дела. 18 марта у нас брали интервью журналисты телеканала «Север» и газеты «Няръяна вындер» (в переводе с ненецкого — «Красный тундровик»). После мы вновь пообщались с Андреем Николаевым, который живет в Нарьян-Маре.
Андрей — совершенно потрясающий человек, фанатично увлеченный темой путешествий. Экспедициями и туризмом на Севере он занимается давно. Мы много времени провели за обсуждением общих тем и получили от него массу полезной информации. Встреча с Андреем Николаевым закрыла все наши вопросы, касавшиеся оставшейся части маршрута: выяснили всё, что хотели.
Пора бы в путь, но — увы! — до сих пор занимаемся ремонтом саней. К сожалению, они не выдержали большой и продолжительной нагрузки, стали просто распадаться на части. Теперь из двух саней собираем одну конструкцию и покупаем еще одни — новые — сани. Зато снегоходы Stels Viking показывают себя только с хорошей стороны. За исключением каких-то незначительных мелочей, с ними проблем не возникает.
Ремонтируемся сейчас в Поисково-спасательной службе НАО. Командир отряда нам предоставил теплое помещение. Работы проходят в максимально благоприятной атмосфере. У нас шикарнейшие условия для ремонта! Тем не менее, компания «Барс» — наш партнер — не оставляет нас без внимания. Она активно оказывает самую разную помощь, в том числе предоставляет оборудование и инструменты: сварочные аппараты, болгарки и многое другое. Из-за ремонта мы не сможем уехать сегодня, но завтра надеемся продолжить путешествие.
Нарьян-Мар — город небедный и очень самодостаточный. Он красив своей северной статью, однако в нем нет и следа холодной отчужденности. Конечно, и здесь мы пользуемся популярностью после нашей поездки в 2014 году на автомобилях.
Эту историю практически все знают: если не встречали нас тогда лично, то видели об этом фильм. Но Нарьян-Мар — очень добрый город сам по себе. В нем живут открытые и очень отзывчивые люди. Здесь весьма приветливы и прохожие, и продавцы в магазине. Все готовы помочь. Этим душевным теплом город согревает в любой мороз.
21 марта. Нарьян-Мар
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Вчера, в воскресенье, закончили техническое обслуживание наших снегоходов Stels и отремонтировали сани. Весь день занимались исключительно техническими вопросами. Одни сани нам придется оставить здесь, в Нарьян-Маре: взамен мы купили новые. Также мы залили масла RAVENOL, хорошо показавшие себя на предыдущем отрезке пути.
— Вчера, в воскресенье, закончили техническое обслуживание наших снегоходов Stels и отремонтировали сани. Весь день занимались исключительно техническими вопросами. Одни сани нам придется оставить здесь, в Нарьян-Маре: взамен мы купили новые. Также мы залили масла RAVENOL, хорошо показавшие себя на предыдущем отрезке пути.
ТО занимались в Поисково-спасательной службе НАО, в прекрасных условиях: огромное спасибо этой организации за предоставленную помощь! В ней работают отзывчивые и неравнодушные люди. Кроме того, нам очень помогла компания «Барс», причем не только с инструментом, но и с запасными частями. У снегоходов перегорели фонари, и нам их заменили.
В Нарьян-Маре базируется наш Северный Штаб — Саша Холодов. Хочу сердечно поблагодарить его за решение сложных задач, связанных с нашим пребыванием и размещением здесь. Спасибо ему за многие вещи, начиная от поиска в выходной день сверла на 6 мм, заканчивая привезенными горячими котлетами на ужин, когда все магазины уже закрыты. Энергичный и напористый, он не раз выручал нас в сложной ситуации. Спасибо и его жене Катерине — настоящей боевой подруге! Кстати, она сшила и передала куклу для наших подопечных из детского дома (это Кусинский областной реабилитационный центр, где живут и учатся дети-инвалиды от 3 до 18 лет).
Сегодня потеплело. С утра (8.30 по Москве) температура на улице -21°С против вчерашних -30°С. Такой холод нас не пугает. В Челябинске и Москве -30°С — это трагедия, а на Севере подобная температура переносится очень легко. Сейчас проснулись, позавтракали, собираемся на заправку — и в путь!
Начинается самая интересная часть нашей поездки. План дня на сегодня — 110 км. Двигаемся в направлении Амдермы, остановимся на ночлег в избушке. Хотя, возможно, мы перевыполним план. Необходимо нагонять время, упущенное в Нарьян-Маре, ведь в городе мы пробыли дольше, чем изначально предполагалось.
Если всё пойдет хорошо, соответственно, сегодняшний пробег увеличится. Завтра собираемся ночевать в районе оленеводческого хозяйства либо в чуме, либо поставив возле чума палатку. От избушки до оленеводства — 180 км, это план на завтрашний день.
22 марта. Нарьян-Мар — Южное Хыльчую
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— За вчерашний день прошли чуть больше запланированного — 130 км. Половину пути двигались по руслу Печоры, а потом — просто по тундре. Следов других снегоходов почти не было. Вышли из Нарьян-Мара и около 20.00 по Москве достигли места ночевки – это был огромный нефтегазовый комплекс месторождения «Южное Хыльчую».
— За вчерашний день прошли чуть больше запланированного — 130 км. Половину пути двигались по руслу Печоры, а потом — просто по тундре. Следов других снегоходов почти не было. Вышли из Нарьян-Мара и около 20.00 по Москве достигли места ночевки – это был огромный нефтегазовый комплекс месторождения «Южное Хыльчую».
По сравнению с прошлыми днями, в день нашего старта из Нарьян-Мара потеплело. Была отличная солнечная погода. Кстати, в городе видели северное сияние, а вчера его уже не было. Однако в течение дня температура воздуха понижалась, поэтому к концу пути мы основательно подмерзли. На территорию комплекса «Южное Хыльчую» мы попали благодаря заранее оформленным пропускам.
Кроме того, мы договорились с руководством, и нашей команде предоставили жилье в вахтовом общежитии. Переночевали в очень комфортных условиях, а ужинали и завтракали в шикарной столовой этого комплекса. «Южное Хыльчую» является закрытым объектом, поэтому сначала нас встретили весьма настороженно, но после проверки всех документов эта напряженность исчезла.
Особых трудностей у вчерашнего маршрута не было. Единственное, сложно было двигаться из-за холода: вечером было уже -25°С, водителя снегохода на скорости еще и обдувает. Готовясь к выходу на сегодняшний маршрут, мы утепляемся и надеемся, что всё будет хорошо. План на сегодня не изменился: конечная точка — чумы оленеводов, до которых от месторождения «Южное Хыльчую» примерно 160 км.
24 марта. Южное Хыльчую — Амдерма
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Как вы помните, утром 22 марта мы покинули нефтегазовый комплекс «Южное Хыльчую». Это оказался совершенно потрясающий день, довольно сложный с точки зрения нашего перемещения, но очень красивый. За него мы преодолели расстояние порядка 210 км. Сначала шли от Южного Хыльчую вдоль нефтегазовой трубы, затем двигались, срезая. Проходили по участку, которым нас пугали местные.
— Как вы помните, утром 22 марта мы покинули нефтегазовый комплекс «Южное Хыльчую». Это оказался совершенно потрясающий день, довольно сложный с точки зрения нашего перемещения, но очень красивый. За него мы преодолели расстояние порядка 210 км. Сначала шли от Южного Хыльчую вдоль нефтегазовой трубы, затем двигались, срезая. Проходили по участку, которым нас пугали местные.
Они эту территорию называют «каньонами». На самом деле это огромные холмы, большей частью с крутыми спусками и подъемами. Холмы – совершенно потрясающей красоты, особенно на закате. Они похожи на гигантские песчаные дюны. Представлялось, что это какая-то пустыня, только вокруг очень холодно и снежно.
Мы перемещались по «каньонам» достаточно долго. Поздно вечером мы спускались с очередной «дюны», и на одном из снегоходов сломался тросик газа. Пока его ремонтировали, уже стемнело. Мы продолжали двигаться дальше по этим неописуемо красивым холмам к запланированному месту ночевки — стойбищу оленеводов. Шли без снегоходных следов, без каких-либо дорог, напрямую по тундре. Когда добрались до нужной точки неподалеку от Хайпудырской губы, стойбища там не оказалось. Приняли решение разбивать лагерь на месте: поставили палатку, подготовили снегоходы и легли спать.
Василий, наш спасатель, в путешествии отвечает за безопасность участников. Он серьезно подошел к делу нашей защиты от белого медведя и совершил защитный обряд: несколько раз обежал палатку, делая какие-то пасы. Говорит, что их учат этому на специальных занятиях в службе спасения. Действительно (слава Богу!), ни один медведь ночью к нам не пришел, хотя следов вокруг было много.
Утром 23 марта у нас был бодрый подъем. С отремонтированным тросиком газа мы продолжили движение в район Амдермы. Кстати, по пути мы всё-таки встретили оленеводов и побывали у них в гостях. Это три семьи, которые живут в чуме и кочуют вместе со своими стадами по тундре. Они тепло встретили нас, накормили вареной олениной, напоили чаем. Мы очень хорошо пообщались. Серега сделал шикарные кадры: квадрокоптером погонял стадо оленей (да, да, у нас есть квадрокоптер, и мы обещаем вставить снятые с него планы в наш экспедиционный фильм).
Жизнь в тундре кипит. Видели песца — пробегал совсем рядом. Каждый день встречаем много птиц: куропаток, полярных сов. Также здесь очень много зайцев.
Вечером 23 марта мы остановились в населенном пункте Каратайка. Таким образом, за день мы прошли 110 км. Здесь нас очень радушно принял глава местной администрации Дмитрий и участковый Стас Игоревич. Определили нас в минигостиницу. Пользуясь случаем, здесь мы заряжали все аккумуляторы и телефоны, а также готовили пельмени из оленины.
Что можно сказать о нашей технике? Купили в Нарьян-Маре новые сани, и они ведут себя отлично, с ними пока проблем нет. Если не считать оборванный тросик газа, со снегоходами Stels тоже всё прекрасно. Бесконечные подъемы-спуски в «каньонах» после Южного Хыльчую давались легко. Форсировали 22 марта несколько речек. Эта «гимнастика» очень разнообразила наше перемещение по тундре.
Правда, на одном участке всё-таки помучились: спустились к руслу реки, а там оказался очень глубокий снег, из-за которого с подъемом возникли трудности. Примерно полтора часа выбирались, вытаскивая снегоходы и сани наверх, на твердую поверхность. Что и говорить, это был необыкновенно насыщенный день, один из самых ярких за всё время путешествия.
Чувствуем себя отлично, у нас всё хорошо. Утро 24 марта вновь посвящаем ремонту тросика газа: попытаемся разобраться с ним до конца, а после выдвигаемся в Амдерму. К вечеру планируем достичь данного населенного пункта и заночевать в нем.
25 марта. Амдерма — Усть-Кара
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— 24 марта мы прошли 135 км и к вечеру добрались до Амдермы. Это был один из самых насыщенных дней путешествия. Вышли из Каратайки и поначалу двигались по гусеничным следам вездеходов. Потом вездеходы начали уходить куда-то в сторону (по видимости, на геологоразведку), и мы пошли напрямую по тундре. Был достаточно глубокий снег. Нарвались на несколько рек, русла которых оказались занесены. Подходы к этим рекам замело снегом, берега очень сыпные, метров по 10-15. Приходилось искать спуски: как правило, это были массивные снежные заносы. Само собой, подъемы тоже были интересные.
— 24 марта мы прошли 135 км и к вечеру добрались до Амдермы. Это был один из самых насыщенных дней путешествия. Вышли из Каратайки и поначалу двигались по гусеничным следам вездеходов. Потом вездеходы начали уходить куда-то в сторону (по видимости, на геологоразведку), и мы пошли напрямую по тундре. Был достаточно глубокий снег. Нарвались на несколько рек, русла которых оказались занесены. Подходы к этим рекам замело снегом, берега очень сыпные, метров по 10-15. Приходилось искать спуски: как правило, это были массивные снежные заносы. Само собой, подъемы тоже были интересные.
После того как преодолели две речки, сменилась погода. Снега не было, но начался очень сильный ветер, опустилась дымка. Видимость понизилась метров до 50. Едем, а всё вокруг белое, небо сливается с землей, горизонт полностью отсутствует. Чувствуется, что очень прохладно. Когда снимаешь перчатки или открываешь лицо, кожу обжигает холодом. На ветре кажется, что градусов 20-25 мороза [по данным gismeteo.ru, в ночь с 23 на 24 марта -18°С, ясно, сильный поземок; днем 24 марта -15°С, пасмурно, метель, ветер юго-западный 8-12 м/с]. Тем не менее, несмотря на погоду и сложности передвижения, настроение у команды хорошее. Мы много смеялись и шли на позитиве.
Недалеко от Амдермы расположена старая военная часть, ныне не существующая и заброшенная. Сделали по ней круг. То, что мы увидели, представляло собой очень жуткое зрелище. Когда мы заехали в Амдерму, эти впечатления только разрослись и дополнились. Было ощущение, что перед нами – город-призрак. Всюду – состояние какой-то безумной депрессии. На тебя глядят старые, никому не нужные строения и шахты. Полная разруха! Хотя в свое время поселок процветал. Раньше, по словам местных, здесь проживало 16 тысяч человек. Это был огромный современный населенный пункт не хуже Нарьян-Мара, с собственным морским портом. Сейчас в Амдерме живет примерно 30 человек, в их числе — состав погранзаставы.
Начальник погранзаставы был первым, кто встретил здесь нашу экспедицию. Он проверил все документы и разрешения на въезд в погранзону, после чего нас сопроводили к месту жительства. Для ночевки выделили квартиру в двухэтажном доме. Хочется отметить, что цены на «отель» в Амдерме, как в Арабских Эмиратах. Мы заплатили по 2 тысячи рублей с человека! На мой взгляд, квартира, где мы сейчас мерзнем, не имеет права столько стоить.
На въезде в Амдерму стоят три современных ветряка. Среди этого хаоса и разрухи – три современные ветряные электростанции! Они не работают, так как что-то сломалось. Устройство кряхтело примерно сутки, люди не могли спать, и ветряки остановили. Это — символ безысходности и депрессии всего поселка
Однако есть и хорошая новость: начальник погранзаставы нас успокоил, сказав, что белых медведей в этой местности пока нет и можно их не опасаться. Мы от души повеселились, вспоминая действия нашего профессионального спасателя Василия, производимые с целью уберечь наш лагерь в тундре от белого медведя. Даже подумываем, не оставить ли Василия в Амдерме, раз его шаманские навыки нам не пригодятся (смеется).
Утром 25 марта у нас небольшое ТО: проверяем масла, смотрим на состояние техники. Российские снегоходы в условиях Севера показывают себя отлично, но профилактический осмотр не помешает. Я как водитель очень доволен своим 800-кубовым Stels Viking. Кстати, практически во всех населенных пунктах мы делаем презентацию нашей техники, рассказываем местным жителям о наших снегоходах и отвечаем на вопросы.
После технического осмотра поедем знакомиться с поселком поближе и фотографировать. После выдвигаемся в путь: сегодня держим направление на Усть-Кару, ночевать планируем там.
26 марта. Усть-Кара
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Были планы выдвинуться из Амдермы вчера, но 25 марта в городе мы много фотографировали и снимали, в том числе с квадрокоптера, также провели небольшое ТО наших снегоходов. День выдался достаточно насыщенный, из-за множества дел мы решили остаться в Амдерме на еще одну ночевку. Это уникальный поселок. В его округе располагалось огромное количество военных частей.
— Были планы выдвинуться из Амдермы вчера, но 25 марта в городе мы много фотографировали и снимали, в том числе с квадрокоптера, также провели небольшое ТО наших снегоходов. День выдался достаточно насыщенный, из-за множества дел мы решили остаться в Амдерме на еще одну ночевку. Это уникальный поселок. В его округе располагалось огромное количество военных частей.
Из этого места контролировали авиабазы Америки, Канады и многие другие. Это был закрытый город, мощный стратегический оплот СССР. Как я уже говорил, численность населения в нем резко сократилась по сравнению с недавним прошлым, сейчас Амдерма — город-призрак. Поразительно, но люди, которые здесь живут, довольны своей жизнью. Для меня это был город депрессии, однако, пообщавшись с местными жителями, я изменил свое мнение. Они радостные и счастливые. Им здесь нравится. Это вдохновило одного из наших участников, Сергея Тимофеева, и он даже начал строить связанные с Амдермой планы.
Сегодня выехали из Амдермы в Усть-Кару рано утром. Намеревались пройти этот маршрут очень быстро: уже в обед рассчитывали быть в Усть-Каре, передохнуть и выдвинуться дальше. В принципе, погодные условия были сносные: ясно и прохладно. Температура была не слишком низкая, но дул довольно сильный ветер, обжигавший холодом (по данным gismeteo.ru, утром 26 марта в Амдерме -12°С, малооблачно, днем -9°С, облачно, сильный поземок).
Однако отрезок пути от Амдермы до Усть-Кары оказался очень сложным. Мешали идти снежно-бетонные заструги, из-за которых езда была очень жесткой. Сломали одни сани, разбив их в хлам. Сломали подвеску — передний амортизатор — на одном из снегоходов. Передвигаться было очень тяжело, поэтому шли крайне медленно. До Усть-Кары добрались уже вечером (прим.: 18.21 по Москве и 20.21 — по местному времени; по дороге экспедиция вошла в новый часовой пояс).
Усть-Кара — крупный поселок. Благодаря нашему связному Саше Холодову экспедицию встречают в каждом населенном пункте. На этот раз участников устроили в общественной бане. Здесь очень тепло и уютно. Чувствуем себя хорошо. Пальцы немножко подморожены и потрескались, но это ерунда. Василий пожарил для всех нас навагу. Он взял удочку, пошел на берег Карского моря и умудрился наловить ее, пока мы собирали-скидывали сани.
Как поедем дальше? Местные сказали: никогда не говорите, когда и куда прибудете, это плохая примета. И действительно! Как только начинаем говорить: «Завтра будем там-то», — начинаются приключения. По этой причине на следующий день загадывать не стану.
27 марта. Усть-Кара — Лабытнанга
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Рано утром 27 марта мы выдвинулись из Усть-Кары и попали в «молоко»: абсолютно нулевая видимость дополнялась ветром и пургой. Это длилось это примерно часа 4. В таких условиях ход экспедиции был существенно затруднен. Помимо этих погодных сложностей присутствовали и другие. Местность была сильно пересеченная: нас вновь ожидали очень крутые спуски к рекам и затяжные подъемы.
— Рано утром 27 марта мы выдвинулись из Усть-Кары и попали в «молоко»: абсолютно нулевая видимость дополнялась ветром и пургой. Это длилось это примерно часа 4. В таких условиях ход экспедиции был существенно затруднен. Помимо этих погодных сложностей присутствовали и другие. Местность была сильно пересеченная: нас вновь ожидали очень крутые спуски к рекам и затяжные подъемы.
Особую прелесть путешествию придавал глубокий снег. На нескольких участках наши «викинги» по самый капот уходили в снежную массу. Некоторые места можно было пройти только с помощью буксира. Один снегоход вытаскивали силами других снегоходов, подтягивали сани веревками.
Выдался достаточно напряженный ходовой день. Только к ночи добрались до Воркуты и заселились в гостиницу (прим.: в отличие от Усть-Кары, в Воркуте местное время – московское; согласно данным трекера, участники финишировали около 22 часов по московскому времени).
Однако в общем у нас всё благополучно. Многие люди просто не могут поверить в то, что российские снегоходы — достаточно надежная и выносливая техника. Разворачиваются целые мифические полотна! Конечно же, полк транспортной авиации доставляет нам новые снегоходы в каждый населенный пункт, а мы преспокойно меняем технику и в следующий день едем на новой! (смеется).
Разочарую: у нас всё те же два Stels V800 Viking и два Stels S600 Viking, что и в начале. Мы ими довольны. Да, поломки случались. На пути к Амдерме порвался тросик газа, дорогу до Усть-Кары не смог пережить один передний амортизатор. У моего снегохода сейчас немного «шалит» температурный датчик, но это такая мелочь, о которой смешно упоминать.
Сейчас утро 28 марта, и мы планируем стартовать (прим.: в 10 часов по московскому времени), держа курс в район Лабытнанги.
29 марта. Лабытнанга
«Ледяная кромка России» сегодня достигла города Лабытнанги, находящегося в 22 км от Салехарда. Это место стало финишем первого экспедиционного этапа: позади у команды — почти 2 тысячи километров снежного бездорожья. Данные трекера указывают, что участники добрались до конечной точки маршрута 29 марта в 6.30 утра по местному времени (екатеринбургский часовой пояс).
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции:
— Утром 28 марта мы стартовали из Воркуты, держа курс на Лабытнанги. На первом отрезке пути нашей задачей было подойти к отрогам Уральских гор в том месте, где проложена ветка железной дороги. Местный оленевод указал нам направление, и мы двинулись по оленеводческим тропам. Север Уральского хребта! Я сам давно хотел пройти этот маршрут: наконец, представилась такая возможность.
— Утром 28 марта мы стартовали из Воркуты, держа курс на Лабытнанги. На первом отрезке пути нашей задачей было подойти к отрогам Уральских гор в том месте, где проложена ветка железной дороги. Местный оленевод указал нам направление, и мы двинулись по оленеводческим тропам. Север Уральского хребта! Я сам давно хотел пройти этот маршрут: наконец, представилась такая возможность.
Мы двигались по необычайно красивым местам, но эти слова не передают даже части испытанных ощущений. Всем, кто когда-либо занимался подводным плаванием, знакомо чувство после погружения: ты словно попадаешь в другой мир, который радикально отличается от привычного мира на поверхности. Во время езды на снегоходе было то же самое.
Перед тобою — огромный снежный массив. Иногда мы шли по ущельям, где слева, справа, впереди — всюду лежали снежные валы. Небо было такого же снежного цвета. Белизна снега способствует появлению самых необычных эффектов. Объекты сливаются, зрение обманывает, уже не помогая ориентироваться в пространстве. Непонятно, где находятся верх и низ. Ты словно в белоснежном коконе, и только вестибулярный аппарат подсказывает, что ты движешься по какой-то поверхности. Фантастическое чувство!
Краем Уральских гор мы подошли к железной дороге. Это отняло довольно много времени, так как глубина снега оказалась большой. Порой она достигала 2 метров. Мы двинулись вдоль железнодорожного пути, между рекой и железной дорогой. Вечером случилось непредвиденное: один из снегоходов налетел на ледяной разлом. В результате у него буквально выломало левую стойку.
С помощью Сергея Тимофеева, нашего технического гения, последствия аварии удалось сгладить: за 2 часа стойки стянули стяжками, груз с поврежденного снегохода распределили по другим саням. Уже ночью с одним слабоуправляемым снегоходом мы продолжили движение в сторону Лабытнанги.
В городе Лабытнанги нас ждал Евгений Сказка. Этот необыкновенно радушный человек знаком многим путешественникам: он с удовольствием встречает и привечает тех, кто романтически влюблен в мир северных просторов. Остаток утра мы провели уже в его доме. К сожалению, мне в срочном порядке пришлось покидать товарищей и гостеприимного Сказку: нужно было лететь в Москву. Скорее всего, ребята будут спать весь день, так как очень устали. Признаюсь, что на подъезде к городу мы собирали остатки сил для движения и почти засыпали на снегоходах.
Кстати, сегодня у Евгения Шаталова день Рождения! От всей души поздравляем его с этим праздником! Пусть путешествия радуют, планы осуществляются, а северные приключения продолжаются!
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)