рейтинг
2
Добавлено 11.01.16
Территория УАЗ: Северный маршрут 2016Северный Маршрут 2016: В поисках затерянного зимника02.01.16 - 09.01.16
|
Россия, Архангельская
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
Связка городов: Москва — Холмогоры — Карпогоры — Мамониха — Северный — Верхняя Тойма — Котлас — В. Устюг — Москва
Машины:
Пусть приснятся мне, пусть приснятся,
Хоть в бреду, хоть на пол-часа,
Староверческие святцы
И Архангельские леса.
(Рюрик Ивнев, 1928 г.)
Хоть в бреду, хоть на пол-часа,
Староверческие святцы
И Архангельские леса.
(Рюрик Ивнев, 1928 г.)
Как можно не любить Русский Север!? Где еще в январе можно найти настоящую зиму и снег? Многие горожане уже забыли, что снег — это белая сыпучая субстанция, которую можно есть без страха попасть в реанимацию.
Север — это наркотик! Легальный и сильнодействующий. Даже с замерзшими частями тела ты продолжаешь получать удовольствие от окружающей тебя сказки и делать вид, что это не твои ноги так сильно замерзли потому, что ты взял не те ботинки.
Каждое путешествие серии «Северный Маршрут» открывает что-то новое в казалось бы знакомых землях Архангельской области. В этом году в планах посетить несколько новых и старых мест, а главное — проверить зимник из Карпогор на Северный, который некоторое время был забыт.
Когда-то на северах было столько дорог, сколько нет магистралей во всем постсоветском пространстве и по ним шныряли машины перевозящие людей, скот, грибы, топливо и другие полезные в быту вещи. Но СССР развалился и вместе с ним стали ненужными все потуги превратить эти места в оплот цивилизации.
А потом был забыт и зимник, так как трафик между селом Мамониха и поселком Северный на Пинеге стал ничтожным. Охотники не считаются целевой аудиторией для организации зимника, а редкие балбесы-путешественники ищущие его вообще вызывали сомнение в плане психического здоровья.
Обычно мы отправлялись на поиски приключений с приходом весны, повинуясь инстинкту мартовских котов, тогда и световой день больше, и погода более солнечная. Однако, в 2015-м году именно теплая погода преподнесла сюрприз покруче курса доллара и растопила ледовые переправы и зимники до того, как мы на них въехали.
Идея отправиться в январе попахивала авантюрой, но несмотря на отказ двух экипажей выдвинуться первого января из-за животной боязни первого дня нового года, мы все же покинули Москву. Состав автомобилей представлял особый интерес и конечно мы припасли очередную интригу для почитателей наших выходок.
Тойота, УАЗ и секретный пассажир...
Если когда-то мы уедем в путешествие без Land Cruiser 105 Ильи Барсукова, значит в нашем королевстве произошли какие-то серьезные изменения. Даже собравшись ехать на чем-то другом, Илья в последний день произносит знакомую всем фразу: «Поеду-ка я на Тойоте. На всякий случай...».
А вот второй автомобиль вызвал жаркие споры как у диванных экспертов, так и у серьезных мужей изъездивших не один комплект шин. Это был полностью стоковый УАЗ Патриот с дизельным двигателем ЗМЗ-514.
Из тюнинга установлен лишь левый бак Бакор увеличенного объема. Левый потому, что несмотря на все мои призывы Бакор упорно не хочет переварить крепления и сделать правый бак для дизеля.
Вопреки десяткам комментариев о необходимости утеплить и всячески подготовить автомобиль к путешествию мы пошли старым дедовским путем — нашли кусок пенофола и прикрыли им решетку радиатора. Оставили только небольшое окно для интеркулера.
Превратить Патриот в крутой экспедиционник ума много не надо, но больше всего народ интересуется, на что он способен без наличия толстого кошелька и достаточного времени на доработки. Все доработки будут позже и будут обоснованы потребностью в них.
Этот подход вызывал сомнения. Это в путешествии в Турцию Патриот показал свою приспособленность к путешествиям в стоке, но мы едем на Север на дизеле без утепления капота и салона, да еще и на штатных покрышах Кама с обнадеживающей картинкой снежинки на боковине.
И, конечно, главной интригой путешествия было согласие принять участие в путешествии Екатерины Калинской — руководителя PR-службы УАЗ компании Соллерс. Вместо новогодних каникул в тепле у океана она решилась проверить УАЗ Патриот на деле. Теперь точно никто не посмеет обвинить ее в незнании продукта в реальной жизни.
Холмогоры — беспощадный внутренний туризм
Восемнадцать часов за рулем доисторического монстра сохранившего раму и что-то странное для современной молодежи, от чего страдающие сединой джиперы приходят в экстаз и повторяют как заклинание затягивая окончание «мостыыыыыыы...». От этого не понятно, что оно для них значит — восторг или какой-то бондаж с элементами садо-мазо.
За висящей немного наискось от необходимости разместить задний дворник запаской осталось 1300 километров асфальта и снега. В общей сложности, на дорогу с тремя дозаправками и одной остановкой на борщ-брейк было потрачено чуть меньше 20 часов. Филейная часть не стала от этого квадратной да и усталость накатывала только позывами выпить уже чего-нибудь из-за скучного синематографа лиазона в лобовом стекле.
В общем, я видел в себе силы еще пару-тройку часов нащупывать под правой ногой педальку, но разум взял верх. К тому же история повернулась к нам той стороной, которую обычно называют полной ж... Наконец-то мы осознали всю прелесть программы развития внутреннего туризма и весь сакральный смысл закрытия границ для туристов.
Гостиница, в которой мы планировали остановиться, была закрыта на два замка и подперта палочкой для пущей убедительности. Яндекс-карты до слюней пытались доказать нам, что остывший лет десять назад барак в одном из поселков тоже гостиница и мы просто не умеем фантазировать. Так с ним мы проехали до самых Холомогор.
Мы прожженные путешественники и точно знаем, что в Холмогорах есть оплот гостиничного бизнеса — гостиница Волна, от вида которой у завтракающего смузи населения появится желание замерзнуть, но только не входить в образчик российской туристической действительности.
Нам же была нужна только крыша над головой и любимое развлечение в зимнее время — теплое, ребристое тело батареи. Запас еды и спальники у нас всегда с собой независимо от маршрута. Чего и вам желаю.
Если бы представители некоторых брендов видели, в каком одноместном люксе поселили их коллегу — Екатерину, то названия «Русский Север» и «Холмогоры» стали бы воспринимать как ругательство и зону запрета всякой эксплуатации представляемых ими моделей автомобилей.
В голову сразу приходит гостиница в Бельдяшках, но, поверьте мне, что там героям фильма сказочно повезло. Это все равно, что сравнивать замок на Рублевке и однушку в Бутово. Причем, однушка в Бутово все равно останется чем-то сказочным и недоступным.
Особенным шиком стала моя кровать. Конструкция из четырех матрасов, лежащих на остатках того, что было кроватью еще в СССР, качалась из стороны в сторону. Чтобы спать, надо было облокотиться на холодную стену. Если переложить вес на другую сторону, то это грозило падением бренного тела на пол вместе со всей матрасной конструкцией. Теперь я знал значение термина «матрасничать».
Под равномерное покачивание матрасов подо мной и пробивающийся сквозь оконные рамы — ровесники моего деда, — холодный воздух, я начал понимать мотивы отрока Михайло, сподвигшие его искать свет наук подальше от этих мест. Я представлял его удаляющийся силуэт и засыпал вспоминая, что когда-то Холмогоры значился городом.
Карпогоры и окрестности
Поселок Карпогоры хорош в качестве перевалочного пункта для радиальных выездов. В самом поселке искать особо нечего, но занять себя на пол-дня можно посещением дома творчества и старинных домов на ул. Абрамова.
Ценность туриста и туризма в поселке быстро была оценена очередной закрытой гостиницей, где мы всегда жили. На двери ни вывески, ни извинений. Просто закрыто и все. Хорошо, что по телефону договорились еще и в местном мини-отеле, которого нет ни в Яндексе, ни в Букинге.
Мини-отель «Четыре комнаты» очень приятное местечко, хоть и совсем недешевое для этих широт, да и вообще. Бонусом идет общая кухня и бесплатный WiFi, но что-то я смутно представляю хипстера, который случайно забрел в район старого аэродрома и сказочно обрадовался WiFi так, что можно запилить лук с подбитым самолетом лежащим под березой.
До Карпогор реально добраться круглый год из Архангельска или из Холмогор при наличии паромной или ледовой переправы. Я бы рекомендовал ехать через Холмогоры, но в межсезонье эта тема не реализуема в принципе.
Архангельская область может похвастаться многими известными личностями: Иоанн Кронштадский, Федор Абрамов, контрадмирал Тимур Гайдар, адмирал Кузнецов. Чей сын Тимур Гайдар я думаю объяснять не стоит.
Из этих же мест вышел и известный в узких кругах «мачо» Тарзан. Но как раз про его отъезд в столицу все ясно, спорное амплуа в Архангельске вряд ли бы нашло отклик в сердцах жителей сурового, но красивого края. Много кто также не пожелал оставаться на родине.
Из Карпогор удобно ездить в соседние села, где местами сохранилась самая настоящая архитектура Русского Севера. Большинство сел уже почти не жилые и кто-то шевелится здесь только в дачный сезон. Но местами жизнь кипит, несмотря ни на что. Каждый раз становится обидно и жалко, что без туризма и развития края эта красота скоро сгинет совсем.
В зимних путешествиях на Север стоит помнить о коротком световом дне. Выезжать из гостиницы не позднее 10 часов с рассветом, так как в три часа дня начнет уже темнеть. В феврале и марте ситуация получше.
Но самое ценное в Архангельской области — это люди, с которыми удается познакомиться и пообщаться. Для нас часто открывали музеи, храмы и даже дома, чтобы познакомить с бытом и жизнью этих мест. Такие дни особенно интересны в путешествиях.
Мы с удовольствием посетили село Сура, откуда вышел знаменитый Иоанн Кронштадский. Нам открыли храм, показали домовой храм и музей. В прошлый раз мы не доехали сюда потому, что у УАЗа Зуева отвалился двигатель и нам пришлось возвращаться в Карпогоры.
Уже стемнело, когда мы добрались до Ваймуши. Здесь один из самых лучших краеведческих музеев и нас всегда ждут, но чтобы встречали с хлебом-солью, это было удивительно и приятно. Некоторые из нас были тут впервые и были в ауте.
Зимник на Северный
Чтобы не рисковать, сначала выведали у местных, есть ли зимник в этом году, — для этого пришлось буквально въехать на него и поймать первого встречного похожего на охотника или егеря. Уж они то знают все тайные дорожки местного значения.
Ответ обрадовал — зимник есть. На этой обнадеживающей ноте мы возвращались в Карпогоры, чтобы прикончить остатки того, что называлось едой и питьем по дороге пополнив запасы жидкостей местного разлива с романтическим названием «Доктор Август». Умеют же тут жить! Это вам не водка паленая, а вкусные наливки, например, с морошкой.
Утром следующего дня мы собрались неожиданно рано. То есть, где-то к 10 часам теоретически мы были готовы выехать, но на практике все сложилось как всегда. Впрочем, мы к этому привыкли. Впереди было около 300 километров до следующего пункта назначения — поселка Верхняя Тойма. Добраться до него предстояло по зимнику на Северный и далее по местам «Пинежского путешествия».
Недавний снег превратил зимник в сказочную дорогу со склонившимися белыми деревьями. Примерно через километр с крыши снесло антенну на мощном магните и ее пришлось убрать совсем. Отсутствие связи с предыдущим экипажем не расстраивало, ведь вокруг настоящая зима из сказки «Морозко».
Если кто-то после этого скажет, что сказка в Великом Устюге, то я просто посмеюсь. Встретить ночь на Рождество в таком очаровательном месте было просто удачей и впечатлений хватит надолго.
Несмотря на необходимость ехать быстро, чтобы вовремя успеть вернуться в столицу периодически останавливались. Либо для того, чтобы сделать несколько фотографий, сбросить снег с ветки или зайти в охотничью избушку. В другой ситуации мы бы заночевали там, но не было времени для романтики. А избушка классная и обжитая.
В Северном нас встречала армия снеговиков. Не думаю, что их построили специально для нас, но тут явно был какой-то конкурс на лучшего снеговика и некоторые из них были просто великолепны.
Дальше нас ждала дорога к Верхней Тойме. Летний трэк нашего путешествия не бился с зимником, поэтому приходилось немного петлять, но потом все встало на свои места.
Верхняя Тойма — послесловие
Есть такая гостиничка "Спортивная" в Верхней Тойме. Если хочешь почувствовать себя в СССР, то это самое подходящее место, если бы не белье с мультяшным персонажем "Губкой Бобом". Но, нас ждало разочарование. Как вы догадываетесь, гостиница оказалась закрытой, так как командировочных нет, а в туристов тут не верят, как не верят в НЛО.
Каким-то чудом рядом со Спортивной оказался работающим гостевой дом. Ценник за койкоместо в нем колеблется около 2,5 тысяч рублей, но делать нечего — за окном мороз, а у нас в коллективе есть дети и в машине спать для такой компании не айс.
Если подводить итоги путешествия, то оно удалось на славу. Несмотря ни на что. Однако, зазывать вас открывать для себя Русский Север я, пожалуй, подожду.
Для этого местные предприниматели и власть должны осознать, что будущее края не только в истребляемых лесах, но и в туристах. А для туристов нужны условия. Этих условий в Архангельской области почти нет. Кого не пугают приключения, тогда стоит попробовать.
УАЗ и Север
За все путешествие термометр не опускался ниже —26 градусов, но бортовой компьютер Патриота после показаний —20 сразу перепрыгивал на —40 и пугал экипаж. То ли просился назад, то ли ему нравилось представлять, что он забрался туда, где ЗМЗ солярку не ел.
На ходу в салоне было тепло, а включение задней печки превращало салон в подобие маленького кусочка Африки. Но столило только остановиться, как температура катастрофически падала и из сопел шел чуть теплый воздух. Жить можно, но до Африки далеко. Увы, это проблема большинства наддувных дизелей ужатых до экологических норм.
А вот самое страшное предсказание диванных тролей не сбылось. Заволжский дизель легко заводился при температуре ниже 20 без всяких антигелей, волшебных присадок, подогревателей фильтров и знаменитой горелки под машиной. Извините, что не доставили вам удовольствие лицезреть такие фотографии.
И, конечно, темной лошадкой оказалась штатная резина Кама. Несмотря на свою номинальную всесезонность по большей части она позволяла ехать на заднем приводе, а в сугробах неплохо вытаскивала автомобиль. Естественно, что колею для нас побивал Круизер, но для стока совсем неплохо.
Несколько раз проверял поведение резины в различных дорожных условиях: разгонялся, вилял, тормозил в пол и всячески нервировал выглядывающих из леса зайцев и волков. Конечно не зимняя резина, но она едет и предсказуема, а также позволяет адекватно останавливать автомобиль. Я удивлен, что снежинка на боковине совсем не просто так, а по делу.
Из недостатков обнаружили, что через уплотнители задних дверей проникает холодный воздух. Екатерина сидела как раз на заднем сидении и фиксировала все замечания. Не сомневаюсь, что эти замечания будут переданы на завод, а дальше уже все зависит от технологов и желания.
В итоге, и УАЗ показал себя весьма неплохо, и покатались здорово и Соллерс получит отчет от первого лица о том, что такое УАЗ Патриот в реальной жизни. И конечно мы счастливы, что Северный Маршрут 2016 удался.
Впереди вас ждут еще путешествия на Север в самое ближайшее время, не пропустите, будет очень круто и здорово. До весны так мало времени, а так много еще надо успеть!
Посмотреть все работы по проекту
|
||
OffRoadClub.Ru, Patriot, Оптимальный тюнинг, отчет, Патриот, путешествие, Северный маршрут, Территория УАЗ, УАЗ
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)