рейтинг
2
Добавлено 31.01.16
Варандей 2016Варандей 2016: «Русский Север — русским машинам»17.01.16 - 14.02.16
|
экстремальная экспедиция
Россия
|
Организатор: Петр Груздев
Контактное лицо: Петр Груздев, «Группа ГАЗ»
Сложность маршрута: жесткое бездорожье
Количество дней: 3 недели
Связка городов: Санкт-Петербург — Тихвин — Череповец — Вологда — Тотьма — Великий Устюг — Сыктывкар — Ухта — Печора — Харьягинский — Варандей — Пижма (пост Лукойл) — Нарьян-Мар — Пустозерск (радиальный выезд) — Пижма (пост Лукойл) — Харьягинский — Печора — Ухта — Айкино — Усогорск — Лешуконское — Мезень — Пинега — Архангельск — Холмогоры — Плесецк — Каргополь — Пудож — Медвежьегорск — Петрозаводск — Пряжа — Сортавала
Машины: ГАЗ-22177 «Карелия», ГАЗ-27057, два ГАЗ-22171
Участники: Петр Груздев, Александр Груздев, Олег Смирнов, Владимир Шулояков, Александр Ершов, Евгений Павлов, Игорь Варников, Виктор Шейко, Андрей Фаробин, Михаил Рябинин, Илья Тихонович
Мысли всё ещё там, где редкие деревца в один миг исчезают открывая бесконечный простор Тундры. Сейчас, вернувшись из экспедиции «Варандей 2016» и, сидя в теплом кресле в Москве, собрать воедино блуждающие в голове воспоминания кажется невыполнимой задачей. То всплывает в памяти ночная пурга, то пугающий своей красотой красный закат. Я даже не уверен, что все это было наяву. Настолько отключаешься от всего мира, чтобы погрузиться в суровое спокойствие вечной мерзлоты...
Не хочу восхвалять себя или друзей, с которыми шли плечом к плечу. Мы — простые люди, которым Великая Тундра разрешила проехать там, где в прошлом году не получилось.
Духи были благосклонны к нам. Может быть потому, что наши намерения были лишены гордыни и лицемерия. Сейчас, погружаясь в свежие воспоминания, я все больше убеждаюсь в этом, понимая, что мы действительно прошли весь маршрут так, как будто за нашей спиной неотрывно шёл кто-то, кто оберегал, помогал и предостерегал.
Экспедиция "Варандей 2016" для меня закончена, как закончена и для нашего славного экипажа, состоящего из Евгения Павлова, Константина Гусева и Александра Фрея. Я вернулся в оттаивающую столицу, а три Соболя перевалили за экватор маршрута и продолжают путь к Мезени и дальше в сторону Карелии с заменившими нас Татьяной Елисеевой, Еленой Правдиной, Константином Якубовым и Максимом Сергеевым.
Мне же остается попытаться воспроизвести все то, что было или могло быть, в меру возможностей памяти и воображения.
В чем смысл, брат?
Экипажи стартовали от Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге под полуденный залп орудия. В силу необходимости быть в Москве, мне предстояло присоединиться ко всем только в Усинске и до этого следить за движением колонны и отсчитывать часы до встречи.
Громкое и избитое определение «экспедиция» было дано не для красного словца — в задачи участников входило несколько задач, которые необходимо было выполнить по-большей части именно на маршруте Усинск — Варандей — Нарьян-Мар.
Основной задачей стала разведка и прокладка арктического туристического маршрута. Это означало, что необходимо не просто проехать и записать трек, а обозначить все особенности маршрута: влияние погодных условий, изменения сложности и дорожной обстановки, точки привязки и ещё целый список заданий.
В итоге будет сформирован готовый маршрут и рекомендации для самостоятельных путешествий и организации коммерческого туризма при поддержке администраций и в партнерстве с бизнесом регионов.
Продукт для широкого круга энтузиастов автомобильных путешествий, а не единичных опытных представителей, способных самостоятельно разрабатывать собственные маршруты.
Экспедиция «Варандей 2016» получила девиз «Русский Север — Русским Машинам». В число основных задач входило испытание бензиновых и дизельных автомобилей ГАЗ Соболь 4х4 различной компоновки для прохождения арктических спортивных маршрутов и эксплуатации в условиях низких температур и нетрадиционных для средней полосы России дорожных условий.
И, конечно, не стоит забывать, что любое путешествие — это фотографии, видео и рассказы, которые помогут лучше узнать и открыть далекие уголки России и мира тем, кто не сможет отправиться в путь, чтобы увидеть все самостоятельно.
Усинск: начало отсчета
Снега в Усинске мало — за сугробами еще видны автомобили на дороге, вот когда не будет видно, значит много снега, — рассказывает нам местная девушка. Мы стоим мерзнем, а ее маленький ребенок с разбега прыгает в снег.
Усинск расположен почти у самой границы Коми и НАО. Городок мал, но суров — водитель нам рассказывает о вертолете Ми-6 стоящем в детском парке и мы бежим его снимать. Оказывается, — внутри биллиардная. Суровые дети сурового края. И что там — с разбегу в снег. Мелочи.
Заметённые машины, заметаемые тени людей идущих по тротуарам, но нет мрачных лиц и все готовы отвечать на вопросы, рассказывать нам, что посмотреть. Так добираемся до памятника комару. Лучше бы это был памятник последней твари, но увы, скоро лето и скоро их армия восстанет из Ада болот.
В городе много света. Город украшен световыми фигурами, ледовыми фигурами, горят фонари, вместо фонтана яркая гирлянда. В условиях зимы и почти полярной ночи по-другому нельзя. Иначе это будет не город, а зона отчуждения и люди станут другими.
Утром встреча с прессой и уходим из цивилизации. На ближайшие несколько дней нашим домом становится красный Соболь с подключаемым полным приводом и дизельным двигателем Cummins. В последнее время мне везет на выезды на отечественных дизельных автомобилях и буквально только что вернулись с «Северного Маршрута 2016».
Варандей: первая ночь
Зимник местами напоминает европейский автобан, только под колесами не асфальт, а чистый лед. Здесь не укатывают снег, а разливают воду и прикатывают её намораживая слой за слоем.
Есть очень узкие и опасные разъезды, но это не Подмосковье и здесь отсутствие взаимоуважения и осторожности может означать смерть. Перед проходом каждого опасного участка или ямы осматриваешься, по-очереди пропускаешь встречный транспорт. Стартовав одновременно, остановиться на ледовом спуске будет уже невозможно, а это значит сход на целину и закрытый проезд для всех. В лучшем случае.
Кажется, что мы едем уже половину ночи, но на часах едва ли вечер. Полярная ночь вызывает гнетущее чувство и биологические часы начинают путаться. Мы — летучие мыши живущие в темноте, но человеку свойственно адаптироваться и уже скоро постоянные сумерки мы перестанем замечать.
Едем медленно. Наш оператор Александр постоянно просит остановиться, сделать проезд, еще один, еще один. Он отвечает за фильм о маршруте, а мы начинаем задумываться о способах надежного связывания человека канцелярским скотчем и других способах безопасного лишения его способности двигаться. Но — терпим. Фильм стоит того, чтобы терпеть.
Надолго зависаем у недостроенного моста. Его огромный хребет, словно останки исполинского чудовища выхватывают из темноты фары проезжающих грузовиков. Даже при малом уровне снега достаточно шагнуть несколько раз от зимника и начинаешь проваливаться по колено и глубже. Самое время для испытаний экипировки и выносливости фототехники.
Погода меняется очень быстро. Час назад ещё можно было легко гулять около автомобилей, а сейчас открывая дверь приходится держать её, чтобы не вырвало вместе с петлями. Стоять лицом к ветру невозможно — холодно, а колкий снег добавляет остроты ощущениям.
Ночевать будем на посту Пижма. Ставим машины по ветру, упирая в снежный бруствер. Температура не очень низкая, поэтому жечь топливо заведенными двигателями нет надобности. Обойдемся внутрисалонными автономными воздушными отопителями.
Это первая ночевка и попытка привыкнуть к формату путешествия. Нас четверо вместо троих и это сразу начинает давать минусы к комфорту и организации быта. Приходится идти на ухищрения и на ходу придумывать алгоритм всех действий, начиная разогревом еды и заканчивая приготовлениями ко сну.
Пока Костя с Сашей укладываются на королевский спальник, организованный в багажнике, мы с Женей гуляем на ветру, организовывая защитный бруствер из снега и подручных материалов, закрывая дно автомобиля от продувания. Это не так важно сейчас, но хорошая тренировка на случай, если погода сильно изменится и похолодает.
На улице постоять всем вместе не получается. Слишком ветрено и холодно для променада. Все сидят по машинам, обсуждают завтрашний день и пьют горячий чай. Залезаем в арктические спальники выдерживающие мороз до -40 и отправляемся в царство Морфея.
Варандей: граница от граждан
Утром перед нами открывается бескрайняя Тундра, по которой петляет ледяной зимник в никуда. Нам туда. На следующем посту будет ждать вездеход Трэкол ведомственной службы БДД. Он будет нас сопровождать до Варандея и обратно.
Если кто-то скажет, что Тундра пуста и безжизненна, этот человек никогда не был в ней. Тундра похожа на пустыню в которой кипит жизнь. Надо только уметь её увидеть.
Вон там замер белый песец. Он совсем не боится нас и кажется занят своими делами, но, освещенный прожекторами, решает скрыться в тень. Позже будет кто-то темно-серый в свете фар. Собака? Откуда ей взяться в 150 км от цивилизации? А может лиса-чернобурка или редкий серый песец. Хочется верить, но это уже не важно, впереди Варандей.
Ждали, что въедем в сказку, а получилось, что приехали к современным модульным постройкам общежитий вахтового типа и административно-хозяйственных зданий. Соболя выстраиваются в линию с Трэколом и гусеничным вездеходом. Он как бы напоминает, что мы дошли сюда слишком легко и бывают времена, когда только он и вертолёт могут добраться до «большой земли».
Не успеваем въехать в поселок, как оказываемся в лапах пограничной службы. Это мерзкая особенность присущая России и некоторым другим странам. За что боятся — непонятно. В той же Норвегии пограничный столб стоит посреди озера, а к нему привязываются лодки рыбаков вместо якоря. В России всё боятся, что убегут, скроются с тайнами и секретами «Рейха».
Самое грустное в этой истории, что все участники — граждане России, которые пользуются правами предоставленными статьей 27 Конституции страны. Более того, разрешение было получено, но должно было прибыть на место вертолетом только на следующий день.
В итоге, получаем предупреждение и остаёмся с протоколами. У нас теперь есть документальное подтверждение посещения Варандея и наш нос по ветру, а настроение выше бюрократии и социалистических маразмов — мы дошли.
Ночуем на берегу Печорского или привычнее Баренцева моря. Уткнулись в насыпанную тракторами гору снега. Женя по-привычке продолжает тренировки по засыпанию автомобиля снегом и защищает дно от продувания ветрами, пытаясь найти повод, чтобы задержаться на улице — мы получили предупреждение о белом медведе в полутора километрах.
Надо ли говорить, что с утра первый на улицу выбежал именно Женя в надежде увидеть того самого белого медведя, но нашел только местную собаку, сторожившую наш сон в ожидании паштета. Свою утреннюю пайку пёс получил, а Женя расстроился, что сторож слишком хорошо выполнял свои обязанности и медведь не пришёл.
Варандей: забытые среди людей
Современный Варандей разделён на вахтовый посёлок, появившийся вместо посёлка геологов и старого посёлка, насильно расселенного и закончившего официальное существование в 1996 году. Существовавший не одну сотню лет посёлок, когда-то большой и имевший собственный рыбоперерабатывающий цех, в один миг был признан аварийным, а его жители подлежали расселению.
Интересы бизнеса довлеют над интересами коренных жителей. Обвиняем американцев в захвате территорий у индейцев, а сами ничуть не лучше чем захватчики Западной Железной Дороги. Жители смогли отстоять посёлок, но обещания нефтедолларовых магнатов о создании рекреационной «дачной» зоны так и остались обещаниями.
Кругом заброшенные вымороженные дома и хозяйственные постройки. На фоне всего этого сюрреалистично смотрится одинокая женщина, откапывающая из-под снега дрова. Оказалось, это один из двух оставшихся жителей несуществующего поселка. Чупрова Светлана Григорьевна и её муж живут в отрыве от цивилизации не имея ни электричества, ни возможности что-то изменить.
Долго стоим разговариваем. На глазах Светланы Григорьевны наворачиваются слезы. Просит рассказать кому-то наверху, что им отказывают даже в подключении провода для света. Генератор, от которого работал свет, поломался и теперь нет возможности посмотреть телевизор.
Почему-то сразу подумалось, что с телевизорам им было лучше жить, ведь по первому каналу рассказывают, что в стране все замечательно.
Сложно говорить, не зная всей информации, но право тех, кто хочет жить на своей земле, а не уезжать из родных мест должно быть защищено. Тем более, защищено от интересов бизнеса. Эх, кинуть бы шапку с размаха на пол, да шапки на голове нет...
Варандей: пристань погибших кораблей
Белый Соболь Петра Груздева лежит на мостах, провалившись в глубокий снег. Там, где только что легко прошёл Трэкол, тяжелый Соболь на узких шинах режет наст и проваливается. Впервые за путешествие разматываем динамические стропы. Так начинался оффроуд.
Добравшись до промежуточной цели экспедиции — поселка Варандей — надо как-то обозначить это событие общей фотографией с нашими верными автомобилями. Лежащие на мели останки сухогруза и ушедший под лёд буксир — лучший задний план для снимка. Дальше только море. Дальше только платформа «Варандей» и еще дальше «Приразломная».
Пока питерский экипаж эвакуирует из снежного плена автомобиль клуба «Сортавала 4х4», наш Соболь «топчет» снег в обход опасного места, пробиваясь к причалу. Дизельный двигатель Камминс подходит для этих целей намного лучше бензинового и позволяет прокладывать путь остальным более уверенно в отличие от бензиновых. Зато в бензиновых теплее, но об этом позже.
И вот все три Соболя стоят багажниками к морю, а экипажи разворачивают флаги. Впереди ещё половина пути, но почему-то уже немного грустно. Петр Груздев сетует, что в этот раз препятствий почти не было и что дошли слишком легко.
Главное, что дошли и пусть это для кого-то обыденные дороги для доставки нефти из точки «А» в точку «Б». Для нас это цель. Достигнутая цель и то, что Боги и Духи были на нашей стороне только подтверждает — мы здесь в свое время.
Варандей: метеостанция дает добро
Где у вас рубильник, включающий Северное Сияние? — шутим. Всю нашу компанию пригласили на метеостанцию согреться.
Продукты на станцию доставляются ледоколом, но нас сытно накормили по-домашнему и напоили горячим чаем с печеньем.
Сотрудники метеостанции круглосуточно следят за всеми изменениями погоды, за состоянием льда и с точностью связного диверсионной группы в тылу противника передают данные в центр. Дальше работа аналитиков, которые сообщат все необходимое в гидрометеослужбы.
Жизнь на метеостанции не сахар. Вода в тепле в бочках. Топливо для снегохода и дизельного отопления на улице. Снег заметает тропинки, а на столе в рабочем кабинете стоит старенький бинокль. Почему-то именно он запомнился мне больше всего. А ещё заметенный китайский Ховер.
Удивительное дело, встретить на Русском Севере, в мире УАЗов и грузовиков детище китайского автопрома. Но китайцы сюда проникли довольно плотно и многие успешно эксплуатируют их в условиях низких температур. Теперь на Север все больше проникает и автомобилей ГАЗель, например, инспекторы ГИБДД ездят по зимникам именно на них: тут тебе и офис, и пространство для работы и бесед с нарушителями.
А мы снова ставим Соболя по ветру и готовимся к ночёвке. К третьей ночи в автомобиле все приготовления ко сну проходят на автоматизме. Каждый знает, куда уложить вещи, багаж и в какой очередности занять свое место. Мы превращаемся в биороботов, четко выполняющих заданную последовательность действий.
Удивительным образом Соболь 4х4 с низкой крышей оказался полностью пригодным для ночевки четырёх человек. Двое укладываются на организованное в багажнике спальное место с настоящим матрасом. Один — на задний ряд сидений и один — на передний. Ширина автобуса позволяет вытянуться почти в полный рост даже мне, с ростом 192 см.
Харьяга: Духам не нужен iPhone
Харьяга — это цивилизация. Здесь есть заправка, придорожная столовая с горячим супом, связь и передвижной пост ГИБДД. Нас даже остановили для проверки документов. Скорее всего узнать, что за странные автобусы выползли с месторождений.
Чуть раньше попрощались с сопровождавшим нас вездеходом, экипаж которого буквально влился в коллектив. Благодарим за предоставленное разрешение проехать и сопровождение и уходим на «дороги» общего пользования. Дальше зимник на Нарьян-Мар. Но у нас в планах заправка, обед и промежуточная ночевка.
Пока фотографировались на брошенных у обочины нартах, выяснилось — на одном из постов Женя потерял свой телефон. Связи нет, позвонить никуда не можем. Возвращаться до поста около двух часов. Решаем ехать в Харьягу.
Дорогой телефон искали все — мы связались с экипажем Трэкола, они уже связались по внутренней связи с постами, посты с нами. Телефон нашли и передали с попутным грузовиком. В итоге, часа через три телефон был доставлен на заправку в целости и сохранности.
Духи побрезговали забрать модную заморскую игрушку, довольствуясь только нашими подношениями или в очередной раз показали свое расположение к нам. На Севере начинаешь во многое верить.
Один раз, не поделившись с Духами я лишился памятного для меня ножа. Стоило бы расстроиться, но нет — видимо, кому-то нашедшему он окажется более важен. Кто знает.
Ночевать встали на стоянке для грузовиков. В углу заметенный снегом стоял автобус ГАЗ или то, что от него осталось. Грустное зрелище и сразу в памяти всплыл фильм «В диких условиях». Естественно, тема была тут же воспроизведена на фотографии.
Новинкой для нас стало решение поэкспериментировать и отказаться на ночь включать «фен» Webasto. На улице около 10 градусов мороза и мы решаем испытать наши арктические спальники.
Спальники выдержали и внутри было очень комфортно. Правда утром я все же включил печку, чтобы вылезание из своих коконов не превратилось в утренние холодно-воздушные процедуры.
Нарьян-Мар: Центр Арктического Туризма
Зимник на Нарьян-Мар в худшем состоянии, чем ведомственные. Зато пейзажи постоянно меняются: лесотундра, реки и овраги, равнинная Тундра. Глаз не успевает замылиться, постоянно что-то происходит и постоянно выходим снимать видео или фотографировать.
Параллельно зимнику строится федеральная дорога, которая по идее должна обеспечить круглогодичное автомобильное сообщение. Самое интересное, что на обочине зимника стоит застрявший трактор, правивший покрытие, и проезжающие мимо грузовики и трактора не спешат ему помочь — конкуренты со строящегося участка. При этом сами едут по той дороге, которую сделал этот самый застрявший. Не похоже на Север с его законом о взаимовыручке.
Женя пытается сагитировать всех на организацию спасательной экспедиции, но здравым умом понимаем — трактор сидит так прочно на мостах, что даже три полноприводных Соболя не смогут сдвинуть его с места. Тяжелой технике не помогает даже формула 6х6, какие уж тут Соболя. Можно покопать, но пока отснимем по свету видео и вернемся, то на спасение придёт уже другой трактор. Женя в очередной раз расстроен.
Чуть дальше снова брошенные нарты. Эти целы и стоят так, словно их не забыли, а поставили на стоянку. Говорят, что так хоронят мертвых, но вроде должны переворачивать нарты. Трогать не стали. Сделали фотографию и отправились дальше. Сегодня цель доехать до города. В Ненецком округе это означает до Нарьян-Мара — единственного города на всей территории НАО. Кстати, название Нарьян-Мар переводится как Красный Город.
У дороги стоит одинокий олень. Диких оленей в этих местах нет и скорее всего бродяга отбился от стада. На вид сильный и здоровый. Устраиваем фотосессию, но как только подходим слишком близко олень дает понять, что играть он не намерен — бегает кругами поднимая снег и машет головой с нешуточными рогами. У этого есть шанс выжить даже одному, пока не найдут. В Нарьян-Маре сообщим о его местонахождении.
Как только телефоны начинают звенеть на все голоса сообщениями понимаем, Нарьян-Мар уже близко и на этом наша часть маршрута почти закончена. Ночевок в машинах больше не будет, а нас уже ждут в Центре Арктического Туризма НАО. Жить будем там. С душем, кухней и каминным залом, где можно будет собраться и обсудить накопившееся.
В помещении Центра работает постоянная фотовыставка. Отличные фотографии Дениса Синякова, Николая Зиновьева, Сергея Доли и других фотографов. Приятно видеть имена друзей на подписях к фотографиям где-то на краю мира.
Пустозерск: город, которого нет
Два дня на культурное разграбление города Нарьян-Мар. В планах — посещение городского музея Пустозерска, краеведческого музея и самого Пустозерска. До несуществующего города планируем доехать на Соболях и это будет уже серьёзное испытание бездорожьем. В сопровождении пойдут снегоходы с пассажирскими прицепами для желающих сменить тип транспортного средства.
Пустозерск — древнейшее русское поселение на Печоре, — начал свое существование в 1499 году и являлся экономическим и административным центром всего края. Именно Пустозерск стал отправной точкой для освоения Крайнего Севера и записан в историю России как центр ссылки многих известных личностей.
Из Пустозерска уходили торговые суда по всему миру и отсюда после революции начала распространяться советская власть. Своё значение город начал терять уже при Петре I, закрывшем северные торговые пути через Пустозерск, и прекратил своё существование в 1960-х годах.
На месте города ничего нет. Новодельная церковь и трапезная, а также памятные знаки. Но Пустозерское городище является памятником архитектуры государственного значения и служит напоминанием человечеству, что все наши дела не вечны и как бы важны они ни были сейчас, завтра от них может не остаться и следа.
К Пустозерску ведёт зимняя дорога по льду протоки Городецкий Шар и озера Городецкого (Пустое озеро), давшего название Пустозерскому острогу через пос. Устье. Пустое озеро означает, что в нём нет рыбы. Не верится, но говорят, что так.
В феврале-марте по льду можно двигаться практически на любом автомобиле. Мы приехали слишком рано и вездеходы и снегоходы ещё не успели утрамбовать снег. Тяжелые Соболя начинают проламывать наст и проваливаться. В ход пошли лопаты, стропы и лебёдки.
В планах было испытать поведение Соболя с использованием цепей. Их надели только на машину экипажа Петра Груздева. Цепи не оправдали надежд в данных условиях — слишком сильно они вгрызались в наст и ломали его, сажая автомобиль на мосты.
В условиях льда и грязи цепи более эффективны, а для движения по насту и глубокому плотному снегу не годятся. Здесь важно давление на грунт, а значит размер и ширина колёс, а также давление воздуха в них.
В очередной раз дизельный двигатель показал свою большую пригодность для движения по бездорожью. Бензиновым двигателям не хватало момента на низких оборотах и приходилось немного пробуксовывать там, где дизель мог выйти внатяг.
Однако, Соболя показали свою профпригодность для внедорожных путешествий. С оговоркой на размер, вес и ширину колеи, но мы помним главное правило путешественника — планировать маршрут исходя из возможностей автомобиля.
Внедорожный потенциал Соболя 4х4 позволяет делать то, что на первый взгляд кажется невыполнимым для большого автомобиля. Вспоминаем наши путешествия по пескам, а теперь Соболь прошел проверку и Севером. К внедорожным возможностям добавляем комфорт и универсальность. А возможность заказать полноприводную модель с дизельным двигателем вообще определяет будущее дальних автомобильных путешествий на отечественных автомобилях автобусной компоновки.
Про впечатления и подготовку автомобилей для экспедиции «Варандей 2016» отчитаюсь в ближайшее время. А пока основная группа копала снег, мы отправились на снегоходах к Пустозёрску, чтобы успеть вернуться на круглый стол с представителями администрации, бизнеса и прессы по вопросам сотрудничества в сфере развития туризма в НАО.
Вернувшись после круглого стола с Петром и прибывшей сменой экипажа нашего Соболя, узнали, что автомобили ещё на озере. Женя наконец дорвался до оффроуда и устраивал шоу для видеосъёмок, после которого снегом были забиты все места, включая подкапотное пространство. Но вышли на берег своим ходом, как всегда уставшие, но довольные.
В качестве эпилога
Для меня это первый выход на равнинную Тундру на автомобиле. До этого приходилось бывать только в командировках, но тогда автомобильные путешествия ещё не стали целью и образом жизни. Это был хороший опыт.
Я люблю Север во всех его проявлениях. Он всегда разный и здесь нельзя шутить. Но не надо его бояться, а стоит садиться на автомобиль и отправляться в путь. Как правильно подготовиться — мы всегда подскажем, от вас нужно лишь желание.
Выход на маршрут на автомобилях ГАЗ Соболь 4х4 только подтверждает пропагандируемое OffRoadClub.Ru утверждение, что путешествовать надо на том, что есть у вас. Не надо отказывать себе, оправдываясь, что нет вездехода или другого монстра. Соболь — отличный выбор для комфортных путешествий семьёй с запасом внедорожных возможностей, превосходящих почти все иностранные аналоги. Но, — о машинах отдельно.
Север незаслуженно забыт широким кругом путешественников. Конечно, я буду огорчаться, встречая на маршрутах толпы туристов, как в других избитых местах, но будет слишком эгоистично не звать вас открывать для себя Север. Это уникальные места, в которых просто надо побывать и зимой, и летом.
Спасибо руководителю экспедиции Петру Груздеву за организацию, Павлу Ерасову и Группе ГАЗ за приглашение принять участие в экспедиции и всем участникам за отличную компанию и хорошее настроение. Экспедиция ещё в пути, поэтому удачи тем, кто сейчас идет по «Соболиному маршруту».
И, конечно, следите за путешествиями серии «Северный Маршрут», где мы передвигаемся в «гражданском» режиме, планируя маршруты, пригодные для движения практически на любом виде транспорта. И уже в феврале мы, возможно, порадуем вас новыми открытиями. Не пропустите!
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (4)