рейтинг
2
Добавлено 05.02.16
Варандей 2016Варандей 2016: Внедорожный тюнинг для Соболь 4х417.01.16 - 14.02.16
|
экстремальная экспедиция
Россия
|
Организатор: Петр Груздев
Контактное лицо: Петр Груздев, «Группа ГАЗ»
Сложность маршрута: жесткое бездорожье
Количество дней: 3 недели
Связка городов: Санкт-Петербург — Тихвин — Череповец — Вологда — Тотьма — Великий Устюг — Сыктывкар — Ухта — Печора — Харьягинский — Варандей — Пижма (пост Лукойл) — Нарьян-Мар — Пустозерск (радиальный выезд) — Пижма (пост Лукойл) — Харьягинский — Печора — Ухта — Айкино — Усогорск — Лешуконское — Мезень — Пинега — Архангельск — Холмогоры — Плесецк — Каргополь — Пудож — Медвежьегорск — Петрозаводск — Пряжа — Сортавала
Машины: ГАЗ-22177 «Карелия», ГАЗ-27057, два ГАЗ-22171
Участники: Петр Груздев, Александр Груздев, Олег Смирнов, Владимир Шулояков, Александр Ершов, Евгений Павлов, Игорь Варников, Виктор Шейко, Андрей Фаробин, Михаил Рябинин, Илья Тихонович
Участие в экспедиции «Варандей 2016» — отличная возможность ответить на все вопросы и рассказать о впечатлениях и подготовке ГАЗ Соболь 4х4 с дизелем Cummins. А вопросов было много...
Дизель или Бензин?
Пожалуй, это самый волнующий читателей вопрос. Буквально каждый выход на связь сопровождался сообщениями на тему: «Как ведет себя Камминс на Севере?» или «Вы там не замерзли с дизелем?».
Камминс вёл себя отлично! За время путешествия сильных морозов не было, но при температуре около -25 дизель запускался на ура. Нам даже не приходилось использовать штатный догреватель Webasto перед стартом. Не устану говорить, что уверенный запуск в холод — это сочетание качества солярки и заряда аккумулятора. Сам дизель тут не при чем, если он исправен.
И — да, мы замерзали! Образно, конечно, то на стоянках с работающим дизелем окна очень быстро покрывались инеем, а из сопел шёл еле теплый воздух. Это удел всех современных дизелей с высоким КПД и экологическими нормами.
На сильном ветру дизель выстужается мгновенно. Если вы знаете, что такое ветер до 12 метров в секунду на 20-градусном морозе, тогда вопросов не возникнет. Не помогало ни одеяло под капотом, ни намордник на решетке.
Спасибо заводу ГАЗ за наличие под капотом штатного догревателя Webasto — для современного дизеля это просто категорически необходимый пункт в комплектации. К сожалению, для дизельного УАЗ Патриот такая функция с завода не предусмотрена.
Естественно, все это справедливо для стоящей машины. В движении тепла печки хватало выше крыши и сзади то и дело раздавалось требование выключить заднюю печку и прекратить Африку.
В тяге сильной недостачи не было. Конечно, это не атмосферный дизель старой Тойоты, но это дизель, а значит больший крутящий момент на низах, чем у бензинового агрегата УМЗ.
Когда встал вопрос утаптывания колеи к старому причалу порта Варандей, то утаптывать снег поехал наш экипаж. Бензиновые машины больше требовали поддать угля, легко срывали колёса в пробуксовку и начинали закапываться.
Самое главное — экономичность! Экономичность не в плане стоимости заправки, а в автономности хода. Когда бензиновые экипажи уже начинали переливать в баки резерв из канистр, мы еще ехали с четвертью бака в запасе.
Есть ещё вопрос ремонтопригодности дизеля Cummins в удаленных районах и тут он, конечно, проигрывает старичку УМЗ, но будем надеяться, что своевременное обслуживание и уход позволят этому дизелю ездить без вопросов и на любые расстояния. А мы проверим и напишем.
Утепление салона и мотора
Мы ехали на Север, а значит утепление салона — первая необходимость. Задача стояла сделать это просто и доступно, чтобы смог повторить любой владелец Соболя, отправляющийся в путешествие.
Задние стёкла багажника были заклеены фольгированным пенофолом на постоянно. Через стёкла уходит много тепла и лишние отдающие тепло поверхности, — а тем более такие большие, — нам не нужны. Боковые стёкла пассажирского и водительского ряда, а также лобовое стекло, на ночь закрывались тем же материалом, но крепился он на «липучке». Это было проще, но было ошибкой.
Двусторонний скотч, на котором крепилась лента, постоянно отклеивался и приходилось его поправлять. Плюс — был неправильно выбран материал с клейким слоем, предназначенный для утепления внутренних поверхностей. Пленка с липкого слоя постоянно отходила и пластины склеивались между собой.
У коллег было сделано лучше — точно вырезанные по лекалам куски материала крепились на присосках. После движения стекла ещё тёплые и присоски крепятся к нему гораздо лучше, чем лента-липучка. Как вариант — ленту надо было закреплять дополнительно на клей и не доверять двустороннему скотчу.
Впрочем, это мелочи, которые от путешествия к путешествию могут меняться так, как удобно владельцу. Например, для меня оптимальный выбор — вариант Комби, где нет задних окон вообще, а салон можно перестроить под себя, утепляя стены как вздумается. Но у автобуса есть свои преимущества.
Важным дополнением стал «фен» Webasto. Но оперативность подготовки автомобиля и тут сыграла злую шутку. Сервисмены установили воздушный отопитель ровно назад. В итоге, фен забирал воздух спереди и отправлял его точно в ноги сидящего сзади среднего пассажира.
При ночёвке возникал эффект «поджаривания» лежащего на втором ряду сидений, так как горячий воздух проникал под сиденье и, упершись в перегородку багажника, поднимался через щели вверх к лежащему. Распределение воздуха при этом просто ужасное и некомфортное.
Я склонен думать, что здесь сыграло злую шутку не то, что было мало времени на подготовку, а то, что монтажники не имели опыта монтажа подобных систем в данном конкретном варианте.
Распределение потока воздуха необходимо было организовывать от дальней стены к пассажирской двери, откуда через уплотнители пробивает ветром холод. Для этого существуют специальные рукава и разветвители. Да и самому их не сложно сделать.
Под капот разместили негорючее «одеяло». Решётка радиатора была закрыта продающимся в магазинах «фартуком». Фартук оказался не самым качественным и в процессе эксплуатации висел криво и скомкано. Одеяло выполняло свои функции, но ветер всё равно выдувал тепло из-под капота на раз.
На Северах, где —30-40 это нормально, кроме двойных стёкол ещё пользуются вариантом утепления подкапотного пространства со всех сторон, включая низ. В данном случае стоило бы рассмотреть такую подготовку, но для разового путешествия это не главное, а на Севере и без нас знают, что делать.
Необходимый минимум был. С замечаниями, но был. Поэтому спать при температуре ниже —20 градусов было вполне комфортно с одним воздушным отопителем. Когда температура поднялась до —10 градусов, мы для эксперимента выключили все отопление и благодаря тёплым спальникам выспались ничуть не хуже. Тепло в машине сохранялось в достаточном количестве.
Спальные места и пространство салона
Вместо трёх запланированных человек нас оказалось четверо. Оказалось, что вчетвером в салоне Соболя можно прекрасно ехать и не менее комфортно отдыхать. Главное — разработать алгоритм, по которому все будут укладывать свои вещи и укладываться сами. При этом пространства остается много.
Спальник для двоих был организован в багажнике. Пространство сзади разделили по горизонтали — снизу багаж, сверху спальник с настоящим толстым матрасом.
При этом конструкция спальника была разработана так, чтобы крепиться к штатным местам. Без резки, сварки и других забав.
Единственным недостатком была высота крыши. Наш автобус был с низкой крышей, плюс сзади в салоне располагался блок воздуховодов кондиционера, который скрадывал пространство.
Вариант со средней крышей будет просто идеален для такого исполнения спального места — будет достаточно высоты над головой, а ширина Соболя такая, что можно спать поперёк в полный рост.
Остальные два места — традиционно на втором и первом ряду сидений. В нашем исполнении сзади стояло три кресла, а впереди одно + двухместное.
Спать было очень комфортно, если не учитывать слишком узких для этого дела сидений. Ворочаться приходилось очень осторожно.
Существенным недостатком стало отсутствие какого-то номинального столика. Приготовить еду на четверых в машине было катастрофой вселенского масштаба. В итоге, двое ютились на переднем ряду, а двое на заднем раскладывали продукты и готовили на новой супермодной печи Kovea ужин и завтрак.
В идеале, при двухрядной компоновке стоит смонтировать перед вторым рядом узкий столик вдоль спинок переднего ряда с возможностью открыть большую столешницу. Так можно было бы комфортно сидеть за подобием стола втроем и комфортно.
Наш вариант спальника, организованный в Буханке, требует больше времени на раскладку спального места и вызывает некоторые неудобства по упаковке багажа сзади (подробнее тут), но в сложенном положении позволяет комфортно разместиться и кушать четверым людям.
При необходимости столики между сидений превращаются в дополнительные места, но все это серьёзные доработки салона, а в Соболе была задача сохранить близкое к стоку состояние.
Все замечания и мысли о доработке салона для жизни и работы я учёл. Надеюсь, что подготовка Соболя 4х4 к Шелковому Пути 2016 окажется после путешествия на Варандей более простым занятием, ведь многое мы уже испытали, поняли и придумали, как исправить.
Главное — пространство салона Соболя позволяет делать всё и даже больше.
Силовой обвес: бамперы
Силовой обвес нашего Соболя заставил почесать затылок. Отдельные моменты были хороши, а вот некоторые стали претендентами на рубрику «Осторожно тюнег». Но, обо всем по-порядку.
Соболь 4х4 несмотря на свои выдающиеся для автобуса внедорожные характеристики разработан как гражданский автомобиль. Планируя серьёзные походы с элементами бездорожья, стоит помнить, что передняя часть слабо защищена, а радиатор находится слишком близко от бампера.
Эта особенность вынуждает серьёзно отнестись к доработке автомобиля для бездорожья. Первый вариант — силовой бампер; но это лишний вес, правда, с возможностью установить лебёдку. Второй вариант — думать о защитных дугах или каркасе с обязательной защитой нижней части бампера, где расположен край радиатора.
В нашем случае были установлены силовые бамперы, но для Соболя, который не будет «валить лес», это излишняя тяжесть на носу. Вариант с трубчатой защитой рассмотрим чуть позже, когда будем строить автомобиль сопровождения команды ГАЗ Рейд Спорт на базе Соболь 4х4.
Задний силовой бампер необходим на Соболе и на других внедорожниках по нескольким пунктам:
— Защита кормы от торпеды сзади, а у Соболя и многих автомобилей штатный бампер слишком близко к кузову.
— Возможность использовать фаркоп и буксирные проушины в бампере, что особенно важно для пикапов лишенных этой функции.
— Возможность поднимать реечным домкратом, что очень пригодится на бездорожье.
— Возможность использовать калитку для запаски или канистр. Например, задняя дверь некоторых моделей внедорожников при навешивании запасного колеса большего размера просто провисает. Для Соболя это актуально возможностью выноса колеса из багажника.
— Возможность использовать фаркоп и буксирные проушины в бампере, что особенно важно для пикапов лишенных этой функции.
— Возможность поднимать реечным домкратом, что очень пригодится на бездорожье.
— Возможность использовать калитку для запаски или канистр. Например, задняя дверь некоторых моделей внедорожников при навешивании запасного колеса большего размера просто провисает. Для Соболя это актуально возможностью выноса колеса из багажника.
Силовой обвес: пороги
Пороги! Здесь остановимся подробнее. У порогов важная функция защиты кузова от повреждений, возможность подъёма реечным домкратом и удобство пассажиров при входе или выходе. В нашем случае это была катастрофа!
Не буду называть использованный бренд, но пороги выпускаемые им для Соболя — сплошное безобразие. Они располагаются так, что, номинально защищая кузов, пользоваться ими не просто неудобно, но и опасно — вслепую наступая на него и думая, что это порог автомобиля, мы несколько раз срывались и падали, едва не получая травмы.
При этом пороги имеют алюминиевую накладку а-ля место для вашего ботинка. Не думаю, что кто-то из разработчиков и изготовителей делал порог и испытывал его. Если испытал и его устроило, то мне печально вдвойне. Как можно выпускать такое говно!? Простите мой французский.
Отсутствие технологического проёма достаточного размера вело к наметанию в образовавшийся угол снега и в итоге там появлялась хорошая снежная горка по направлению в травмпункт, а боковая дверь открывалась, пробивая снег. Если ещё обледенеет, то будет совсем весело.
Технологический проём не везде имеет критическое значение, но в случае с Соболем и его откатной дверью — это просто обязательное условие.
Итог — пороги фирмы ХХХ надо выбросить и потребовать возмещения моральных издержек. Господа, учитесь уже тестировать то, что производите!!!
Правильный порог должен иметь достаточный запас технологических зазоров для ухода грязи и снега, при этом важно, чтобы этот порог можно было использовать по назначению, то есть, наступать на него. При этом, порог не должен превращаться в подножку для машин ФСО, рассчитанных на перевозку автоматчиков стоящих на них. Все должно быть в меру.
Естественно, что порог должен иметь и возможность установки реечного домкрата.
Маленький уголок, приваренный к трубе, решает этот вопрос и Хай-Джек уже не соскользнёт товарищу по голове или ногам и не уронит автомобиль при замене колеса.
Силовой обвес: защита рулевых тяг
И вот, наконец, мы добрались до самого удивительного элемента силовой продукции все той же фирмы ХХХ. Визуально всё смотрится весьма хорошо и местами даже круто, но тут снова возникает вопрос: «Господа, а вы пробовали ездить с тем, что производите?».
Я вообще испытываю двойственные чувства по отношению к этому аксессуару силового обвеса, но иногда лучше, чтобы он был, чем его отсутствие. Вспоминая историю, в голове всплывает защита рулевых тяг для УАЗ Патриот в комплектации Трофи, выполненная по аналогии с другим известным продуктом.
Помните? Да! Это забыть нельзя, когда вместо труб круглого сечения просто взяли тонкий квадратный профиль, а снизу вообще оставили его открытыми «зубами», чтобы лучше вгрызался в землю и тормозил машину.
Наша конструкция защиты картера и рулевых тяг превзошла всех. Если бы формат журнала позволял воспроизвести все эпитеты и определения высказанные Евгением Павловым в её адрес, то статья наполовину состояла бы из матерных и нелитературных выражений.
Форма всей конструкции для Соболя такая, что по сути превращает переднюю часть в аналог автомобиля с независимой подвеской и при этом с низким дорожным просветом. То есть, давайте просто закроем всё, ну а для вентиляции сделаем щели в защите. И так сойдет.
Но главное — в конструкции присутствуют ещё и два 90-градусных угла, которых в принципе не должно быть. Один вверху под бампером, второй внизу, в районе защиты рулевых тяг. Опытные джиперы уже поняли, о чем пойдет речь. Для остальных поясню.
Производитель силового обвеса для Соболей приготовил нам сюрприз и организовал под бампером отличный ковш для сбора снега. Именно для сбора, так как эта угловатость и вся конструкция отлично собирала снег перед машиной и прессовала его, мешая пробивать колею.
В данной ситуации мост с открытой рулевой тягой или с небольшой защитой просто бы ломал снежный бруствер, а в таком виде, он его тащил вперёд, ещё больше утрамбовывая и заставляя работать лопатой по расчистке. Мы все говорим дружное спасибо за такую конструкцию и лучшее, что можно с ней сделать — выбросить и не вспоминать.
Понятно, что в грязи такая защита будет работать точно также, а защита картера еще будет и прилипать по аналогии с защитой автомобиля с независимой подвеской. Зачем только из хорошего мостового Соболя кто-то решил сделать ЭТО, сведя на нет все преимущества мостовой схемы и внедорожных способностей автомобиля.
Повторюсь, я отношусь двояко к защите рулевых тяг, но, двигаясь в высокой траве, я предпочел бы её иметь, так как брошенные поленья и пеньки попадаются с завидной частотой. При этом защита должна выполнять свои функции так, чтобы минимально вмешиваться в остальные процессы.
Совсем избежать помехи со стороны защиты рулевых невозможно, но снизить эти помехи по силам. Первое: все углы должны быть исключены и лучше, если конструкция будет иметь обтекаемую форму. Второе: технологические щели не должны собирать грязь или снег, а пропускать их через себя без помех. Третье: конструкция не должна представлять из себя панцирь черепахи и превращать автомобиль в броненосца. Тяги того не стоят.
В конце концов, некоторые предпочитают вообще не пользоваться защитой и тягу всегда можно поправить в поле ломом. А вот ехать и постоянно откапывать собранный перед тобой снег или дёрн — та ещё задачка.
В итоге, защита рулевых тяг вместе с порогами отправляется в рубрику «Осторожно тюнег» и всячески не рекомендуется к установке на автомобили Соболь.
Силовой обвес: багажник
Багажник для Соболя с дополнительным кондиционером — это конструктор, ведь необходимо обойти торчащий модуль кондея на крыше. В любом случае, крыша Соболя позволяет разместить канистры, две запаски и еще не затрагивать место расположения модуля кондиционера.
Это всё справедливо для багажника Соболя с низкой крышей. Багажник для Соболя со средней крышей смотрится убого — крыша сужается и багажник выглядит шляпой Дон Кихота на голове. Для средней крыши нужен более узкий багажник.
Добираться до экспедиционного багажника нужно по лестнице. У нас были вполне комфортные для использования лестницы с одним замечанием, что они выполнены из квадратного профиля. Трубчатая конструкция намного комфортнее для рук — нет углов.
И, конечно, крепёж, — за ним стоит следить. У нас постоянно раскручивался один из крепежей и в конце-концов мы его бросили так. На скорость не влияло.
Возможно, стоило бы предусмотреть дополнительное крепление к двери или к петлям, но здесь я не уверен, так как вопрос лестницы меня интересовал меньше всего.
Шины и подвеска
Штатные покрышки были заменены на разные модели зимних шин в размере 245/75R16 — это оптимальный размер для полноприводного Соболя и весьма распространенный у производителей. На автомобилях стояли покрышки фирм Nokian и Cooper, причем Nokian показала себя более комфортной для езды по ледяным зимникам. Не даром это «северный» бренд.
Можно установить колёса побольше, но тогда придется подходить к вопросу уже серьёзно. А он нужен — этот лишний дюйм для экспедиционного автобуса с достаточным потенциалом для своих целей?
Что касается подвески, то серьёзных внедорожных альтернатив штатной подвеске с запасом прочности пока нет и скорее всего в ближайшее время не предвидится. Первая необходимость — это заменить амортизаторы. В нашем случае стояли аргентинские, но при загруженной машине перед плавал очень сильно из-за увеличившегося веса (бампер, лебедка, плюс общая загрузка).
В итоге, на некоторых ямах и кочках зимников приходилось притормаживать, чтобы не давать автомобилю лишних нагрузок. Дополнительно, задние рессоры были усилены пружинами для увеличения грузоподъемности, но эффективнее в этом случае доработка белого экипажа и установка в дополнение к рессорам пневмоподушек с пневмосистемой ViAir.
На этом, собственно, и всё. Обязательным условием подготовки любого автомобиля является дополнительный свет и в современном мире лучше это делать с помощью светодиодных фар. Света много не бывает, особенно, когда нет дорог, нет асфальта, а есть только направления.
Что касается автомобиля ГАЗ Соболь 4х4, то, не побоюсь повториться, уже после песков Калмыкии он удивил меня своим поведением на бездорожье для такого размера. После путешествия на Север считаю, что это отличная заготовка для экспедиционного автомобиля-кемпера для дальних путешествий как по дорогам, так и по бездорожью. Этим он мне и нравится.
Главное — помнить, что это не трофи-мобиль и для трофи и тяжёлого бездорожья есть другие автомобили. Комфорт и размер — это уже другой вопрос...
22177, 27057, 27527, Cooper, Cummins, Kovea, Nokian, ViAir, Webasto, амортизаторы, багажник, Варандей, ГАЗ, двигатель, защита рулевых тяг, Камминс, колеса, отопители, отчет, пороги, путешествие, рессоры, свет, светодиоды, силовой обвес, Соболь 4х4, спальник, тюнинг, шины, экспедиционник, экспедиция
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (9)