рейтинг
1
Добавлено 10.03.18
Северное Ожерелье 2018Северное Ожерелье 2018: Дневник экспедиции10.03.18 - 16.03.18
|
путешествие
Россия, Сыктывкар
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Организатор: Группа ГАЗ
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 6
Связка городов: Сыктывкар — п. Корткерос — Ксть-Кулом — с. Дон — Помоздино — Комсомольск-на-Печоре — Якша — Троицко-Печорск — Сосногорск — Ухта — Емва — Эжолты — Сыктывкар
Машины: Четыре Соболя 4х4 и одна полноприводная Газель
За день до старта
Деда Мороза не существует! Если бы он был, то дорога до Великого Устюга не была бы похожа на полигон для испытания подвески. Вообще, дороги Вологодской области как бы намекают, что доходов «Платона» хватило лишь на закупку знаков «неровная дорога».
Итак, мы движемся в Коми, где из Сыктывкара тронемся на разведку туристического маршрута «Северное Ожерелье 2018», а потом... а потом, возможно, будет еще и продолжение для самых стойких, но не будем забегать вперед.
Пока ехали, у меня в голове сидела идея снять Котласский целюлзно-бумажный комбинат в Коряжме с дрона. Комбинат славен своим запахом на многие километры, но надо помнить и о том, что это рабочие места и зарплата для большой части жителей города. Не станет комбината, город превратится в очередной Левиафан. А сейчас, на минутку, в магазинах города можно найти, например, свежие каштаны. Просто так, в продаже, в продуктовом.
Не доезжая 50 километров до Сыктывкара нашли свалившегося на обочину Соболя с номерами Нижнего Новгорода. Вот так, один «нижегородец» нашел другого на Севере. Сначала постарались вытащить лебедкой назад, но Соболь только больше стаскивало на обочину.
Пришлось готовить неизменный атрибут джипера — динамическую стропу и ей вызволять пострадавшего. Он обошелся малой кровью, только треснул бампер.
За день до старта нам предстояло еще раз проверить автомобили, произвести оклейку спонсорскими брендами, без которых наше путешествие не состоялось бы и приготовиться к завтрашнему дню.
С 10 по 14 марта у нас насыщенная программа, в которой не будет времени расслабиться, зато в эти пять дней организаторы мероприятия — администрация и бизнес Республики Коми, а также местные краеведы и энтузиасты — постарались сделать максимально полезными, для знакомства с краем и его людьми.
Не обошлось и без «ночи последней гайки». Наш OrangeBird — рыжий Соболь 4х4 получил боевую травму по дороге в Коми. Мелкий недочет в процессе тюнинга, который оперативно удалось привести в нормальное состояние с помощью коллег по диагнозу и официальному дилеру ГАЗ в Сыктывкаре, у которого нашлась необходимая деталь.
Завтра начинается все самое интересное, не уходите далеко от своих персональных интернет-приемников и сайта журнала OffRoadClub.Ru...
Старт
Начнем с того, что стартовали помпезно от салона официального дилера ГАЗ в Сыктывкаре. Километраж у нас не огромный, но тайминг был рассчитан на среднюю скорость 80 км/ч. Для зимнего туристического маршрута это нереально и мы скоро это докажем, а пока уносимся на север от Сыктывкара.
Первой достопримечательностью стал «Железный человек» или «Железный свекр», если переводить с Коми-языка дословно. Легенда гласит, что богатый и жадный человек перекрыл реку Печора и собирал дань с тех, кто хотел пройти мимо него. Подробностей нет, но видимо это был первый в истории Коми-края таможенник.
Лямпиада
Главным событием первого дня программы знакомства с Коми была Лямпиада. Это в Корее всякие скучные олимпиады проходят, а в Коми народ отрывается на Лямпиаде. Лямпы — охотничьи лыжи. Лямпиада — гонка на охотничьих лыжах.
Лямпиада — это целый праздник, на который собираются участники и гости со всех районов. В гонке участвуют все, начиная детьми и заканчивая бывалыми охотниками, которые на этих лыжах не один раз по лесу ходили. Более того, на старт выходят и женщины. Как тут не пошутить, что есть женщины в Коми-селениях.
Кстати, в Коми исторически был матриархат. Пока мужчины пропадали на охоте, всем заправляли женщины.
Соболь, который не любил женщин
А вот мой Соболь женщин невзлюбил — по дороге к базе отдыха «Мишкин Лес» умудрились 5 раз разматывать лебедки, из которых 2 раза разматывал лебедку я.
Сначала Чупс решила, что Соболь это настоящий танк и попробовала пройти весьма глубокий и плотный снежный бруствер. Потом опытная гонщица Таня Елисеева умудрилась посадить его в колею, откуда передо мной выезжал уже другой Соболь. А снег тут хороший — лебедка деревья выкорчевывает когда лебедимся, но мы едем.
База отдыха «Мишкин Лес»
Зато теперь календарь OffRoadClub.Ru и РИФ будут висеть не только на базе отдыха «Мишкин Лес». Календари уходят с завидной регулярностью. Даже в центре официального дилера ГАЗ теперь будет висеть один такой. Открываем сразу июль: во-первых, это тепло... во-вторых, там Соболь 4х4.
Что всегда радует на Севере, будь то Архангельская область, Кольский или теперь Коми, так это отношение местных к своей истории. Люди готовы на свои деньги создавать музеи, чтобы сохранить чуть-чуть того, кем были их предки и как они жили.
Причем часто музеи живут нелегально, так как попытка сделать его официальным уткнется в бюрократию и затраты, которые государство не компенсирует. Проще рекламу политических партий по НТВ, чем музеи...
Ночь в музее и дискотека
А ночевали мы тоже в музее. Представляете — дом «плюшкина», который собирает все, что относится к истории края от незапамятных времен до Советского Союза?
Вот в таком доме мы ночевали. Кто на печке, кто на полатях, но в тепле, уюте и в очень классной компании под интересные байки и легенды.
Ах, да! Совсем забыл... мы же ходили на настоящую сельскую дискотеку! Вход 30 рублей. Светомузыка в спортзале.
Юру Шатунова нам не поставили, но было весело — проиграли машину на бильярде, сломали шарик на пинг-понге. Вот что теперь люди подумают про московских туристов!?...
Якша
Оправившись от ночи на сельской дискотеке, мы отправились в удаленное село Якша, на лосиную ферму. Если честно, крюк в 400 километров того не стоил. Лосиных ферм много, а зимой в Якше делать нечего. Летом будет все по другому, но про летние маршруты будет отдельный разговор.
Кроме лосиной фермы в Якше есть краеведческий музей, совмещенный с музеем Печоро-Илычского заповедника.
Музей отличный для любителей чучел животных и изучения ореола их обитания, так как краеведческий музей, даже по меркам местных «домашних» музеев, так себе.
Не люблю плохо говорить о каких-то местах. Все они достойны стать точкой маршрута, но потерять сутки на один музей и ферму с парой лосей, в наши планы не входило.
Все же мы должны были проверить туристический маршрут рассчитанный на 6 дней и стандартные автомобили. Ан нет, чтобы все посмотреть этих дней не хватит, а поэтому Якшу придется вычеркнуть или добавить дней, что не всегда и не всем подойдет.
Ухта
По дороге в Ухту наш экипаж отвалился от колонны для заезда в Сосногорск. Мы должны были заехать в него все, но не успели. В итоге увидели сажевый завод, который стал особенно необходимым во время Великой Отечественной Войны. С высоты полета дрона DJI Mavic Pro завод выглядит удручающе, но для производства необходима сажа и завод должен работать.
В Ухте сохранилась наверное самая большая в мире голова Ленина. Раньше она была освещена множеством лампочек по периметру, а сегодня просто подсвечивается прожекторами. Сэлфи на фоне этой головы просто обязательно для каждого туриста оказавшегося в Ухте. А вот местные гостиницы я бы не пожелал никому — 3400 рублей за полный трэш.
А вот найти оффроуд недалеко от города оказалось довольно легко. Просто надо знать места. Развлечения на целине доставили удовольствие всем участникам и главное фотографам.
Однако, особо желающие умудрились засадить полноприводную Газель при попытке переехать метровый сугроб из слежавшегося снега, за которым была яма. И снова лебедка.
Следующим застрявшим стал «Оранжевый Птиц», который считал ворон и просто съехал с накатанного снега. Традиционно обочина оказалась глубокой и Соболь попросту завалился на бок, усевшись на мосты.
Решили провести эксперимент со старой «черной» стропой РИФ, которой уже 4 года, за которые она успела утонуть и проваляться в воде, потом зиму провести во льду, потом в грязи. Выдержала и даже не появилось надрывов! Зря ждали, что стропа уже состарилась и может подвести.
Самым фейеричным оказался заезд Соболя Петра Груздева. Мало того, что он не смог заехать в горку, что свалился с наката, что до него не мог достать лебедочный трос с блоком, так чтобы достать его, мы еще и перегородили дорогу местным.
Не в смысле, что они тут же ехали... они ехали там, откуда мы лебедили Петра и пришлось делать в два раза быстрее.
Усть-Вымский район
В Усть-Выме находится основанный Стефаном Пермским Усть-Вымский Михаило-Архангельский Монастырь. Монастырь по-настоящему богат историей и тем, какое количество мощей святых он сумел собрать. Про монастырь я услышал две истории: хорошую и плохую, но главное, что это действительно историческое место, которое стоит посетить.
Нас провели по церкви и ненавязчиво, без снобизма рассказали обо всем и предложили попросить у святых помощи в путешествиях. Это редкость, когда тебя не пинают, что не шуми и делай все правильно, а сказали делайте как можете, хоть лбом бейтесь, хоть на колени падайте, хоть просто постойте и попросите о желаемом. Ну, так, на всякий случай, если не верите.
Еще в Усть-Выме есть один из лучших краеведческих музеев. Старое здание земской больницы наполнено сотнями самых разных экспонатов. Самым прикольным стал кабинет земского доктора. Когда-то в этих удаленных местах с врачами было не слишком хорошо и хороший доктор с хорошим образованием ценился порой больше, чем местные месторождения нефти и газа.
Ночевали в гостевом доме Эльвиры Дмитрошиной. Эльвира не уроженка Коми и переехала сюда по причине того, что ребенку нужен был свежий и чистый воздух. Научилась всему: ведению хозяйства, традициям коми-народа, коми-кухне, а сейчас принимает туристов. То байкеры нагрянут, то соболеводы, вот...
Туризм в Коми
Туристическая индустрия в Коми только начинает зарождаться, но уже есть люди, которые готовы делиться традициями и обеспечивать уют и атмосферу для туристов. Коми-кухня оказалась очень разнообразной: от шанежек до сырой рыбы, которую мы попробовали, и сырой куропатки, которую мы не попробовали. Но, все еще впереди.
Экскурсию по Коквицкой горе для нас проводила экс-глава администрации СП Кожмудор и нынешняя энтузиастка истории района и развития туризма Надежда Каракчиева.
Надежда рассказала нам кажется одну сотую часть того, что бы хотела поведать о своем крае и думаю, что мы обязательно еще встретимся с ней в летней поездке по Коми.
Коквицкая гора забавна историями, а летом тут должно быть волшебно. Есть небольшие интересные локации, такие как крестьянская библиотека на автобусной остановке или старообрядческие кресты при том, что официально староверов тут нет. Коми-край только начинает открываться нам.
Возвращение в Сыктывкар и домой
Не успели стартовать в сторону Сыктывкара, как на нас напал снежный буран. Нас догнала настоящая зима и оффроуд начался внезапно там, где его не должно было быть. Именно поэтому мы выбрали для путешествия полноприводные Соболя. В них можно спать, есть, а когда наступит время, то автобусы превращаются в настоящие вездеходы. Даже там, где по хорошей погоде ездят на стоковых авто.
Кстати, Соболям за это путешествие досталось: морозы, постоянные эксперименты на оффроуде, лебедки, стропы. Странно было бы, если бы они не справились — и не такое видели. А в Сыктывкаре автомобили намыли и выставили в салоне официального дилера ГАЗ, где состоялась отчетная пресс-конференция.
По ходу еще устроили и небольшой тест-драйв для желающих гостей, которым показали, на что способны стандартные и подготовленные автомобили Соболь 4х4 и Газель 4х4. В программе тестов были снежные колеи, подъемы, в которые грузовики поднимались на цепях и конечно скоростное вождение по руслу реки.
Но самым большим испытанием для автомобилей, дисков и шин, стали триста километров дороги до Костромы. Это одна из худших дорог, которые есть в России, но надо ехать, а не тащиться, поэтому...
Хорошая проверка для новых усиленных дисков Off-Road Wheels с грузоподъемностью до 1250 кг на колесо. Ну и новые рифовские амортизаторы с технологией R-Air проверили. Одобряем! Как говорится, по костромским дорогам как по асфальту.
Кому интересно, расход чипованного Соболя 4х4 при минусовых температурах с постоянными прогревами автономкой составил около 12-13 литров.
Это очень экономно учитывая, что днем часто автомобили не глушили вообще, а утром подолгу прогревали, чтобы стартовать в теплых салонах. Впрочем, про Соболь 4х4 в путешествии по Коми я расскажу отдельно.
А дневник пора заканчивать.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (4)