| 
 рейтинг 
 
1 
Добавлено 01.04.18 
Северное Ожерелье 2018Путешествие по Коми на Соболе 4х410.03.18 - 16.03.18 
 | 
![]()  | 	
 путешествие 
Россия, Сыктывкар 
Телефон: +7 926 210 16 61 
E-mail: press@off-road-club.ru 
Сайт: http://offroadclub.ru 
 | 
Организатор: Группа ГАЗ
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 6
Связка городов: Сыктывкар — п. Корткерос — Ксть-Кулом — с. Дон — Помоздино — Комсомольск-на-Печоре — Якша — Троицко-Печорск — Сосногорск — Ухта — Емва — Эжолты — Сыктывкар
Машины: Четыре Соболя 4х4 и одна полноприводная Газель
Республика Коми получила негативный окрас в глазах туристов из-за спецпоселений и мест заключения, история которых тянется далеко из времен и не закрыта до сегодняшнего дня.
За ширмой рассказов о беглых каторжанах и дорогах на костях, оказались совершенно забыты люди, чья история гораздо древнее и интереснее всех этих рассказов, да и посмотреть есть на что, начиная дикой природой и заканчивая традициями и устоями.
Путешествуя по Архангельской области, я был сильно удивлен, насколько Коми-люди отличаются от поморов, хотя и живут рядом, и промыслом одним занимались.
Разный быт, разная история, разные традиции, разные суеверия и обряды. А Коми-кухня: сырая рыба, сырой рябчик, каша на самогоне. В Коми-деревнях даже пиво свое делали.
В истории Коми есть несколько знаковых моментов, не считая движений народностей и пришлых с юга людей. Один из таких моментов — строительство Северо-Екатерининского канала, начатое в конце 18-го века и законченное в 1822 году; канал был закрыт уже в 1837 году из-за неоправдано больших затрат на поддержание его судоходности.
После прихода советской власти очень качественные красные кирпичи, которыми обкладывали берега канала, были разобраны местными жителями для строительства.
Северо-Екатерининский канал
| 
 Северо-Екатерининский канал — памятник гидротехнического искусства, представляющий смелое для конца ХVIII - начала ХIХ вв. в инженерно-техническом плане решение. Как природный объект искусственного происхождения в гидрогеографическом значении — уникальное явление. 
Проложен в широкой (до 20 м) лесной просеке на границе Усть-Куломского района Республики Коми и Чердынского района Пермского края и соединяет прямой линией р. Северную Кельтму (приток Вычегды) в районе д. Канава и р. Джурич — приблизительно в 26 км от ее впадения в р. Каму. Представляет собой прямую, обвалованную со стороны берегов водную нить длиной около 17,7 км с остатками деревянных гидротехнических сооружений (шлюзов, водосбросов). 
Первые предположения о возможности соединения Волжско-Камского и Двино-Вычегодского бассейнов рассматривались во времена правления Петра I. Строительство началось в 1785 году в царствование Екатерины II и велось с перерывами в течение тридцати шести лет. Канал полностью прорыт вручную силами коми крестьян. Стоимость работ исчислялась 400 тыс. рублей. При строительстве возникло поселение — деревня Канава. 
В 1822 году канал был сдан в эксплуатацию. В то время он был самым протяжённым в России, по нему прошло более шестидесяти судов с мукой, солью, другими видами продовольствия и мануфактурой. Однако он оказался неудобным для судоходства и торговли, попытки его реконструкции не увенчались успехом, финансирование его содержания прекратилось и к 1838 г. он был закрыт. 
В конце XIX в. предпринимались попытки устройства работ по возобновлению здесь судоходства, но поддерживать его в рабочем состоянии земству оказалось не по силам. Не осуществились и планы по возрождению канала, которые вынашивались в 1920-х гг. в среде коми краеведов и советских хозяйственных деятелей. 
Сейчас канал разрушен, дно заилено и заросло травой, ширина протоки от 3-4 м до 1 м. Сохранились остатки рукотворных шлюзов и гидротехнических сооружений: морёные брёвна, лежащие уже двести лет в воде, свидетельствуют о высоком качестве выполненных работ. Русло обмелело, берега поросли лесом и обвалились так, что в некоторых местах он похож на ров с водой шириной несколько метров. 
В половодье канал используется местными жителями для сообщения на моторных лодках. Здесь много бобровых плотин, благодаря им поддерживается уровень воды. 
На канале располагались следующие гидротехнические сооружения: однокамерный деревянный шлюз в честь святого Николая Чудотворца при р. Джурич; водоспуск во имя святого Константина на соединении канала и р. Северная Кельтма; однокамерный деревянный шлюз во имя святого Александра в 7-ми верстах от водоспуска; шлюз в честь святой Екатерины в двух верстах ниже. При этих сооружениях были построены караульные дома, а при северном устье канала —церковь во имя святой великомученицы Екатерины. 
 | 
||
Проект поворота рек
| 
 В начале 60-х годов ХХ-го века в СССР был начат безумный проект  перенаправления течения рек Вычегды и Печоры и направления их к Волге. 
Для выполнения этого проекта требовалось не только построить плотину, но  и вырыть новый канал, для чего произвести несколько подземных ядерных  взрывов. 
Три взрыва успели произвести до того, как было принято решение  отказаться от идеи. 
 | 
Местные жители до сих пор рассказывают истории и показывают огромные лиственницы, которые выглядят лет на двести, но которые на фотографиях 70-х годов стоят тонкими молодыми деревцами.
| Историческая справка: | ||
| 
 Идея проекта поворота рек состояла в переброске части стока нескольких рек европейского севера России (Северная Двина, Печора, Вычегда и др.) и Сибири (Обь, Иртыш, Енисей и др.) в регион Каспийского моря, чтобы решить в Средней Азии проблему дефицита воды. Разработка началась в 1930-е гг., к реализации приступили в начале 1960-х. 
Коми республика первая из всех территорий России начала подвергаться коренному преобразованию природной среды. Предполагалось, что река Печора соединяется с руслом Камы, впадает в Волгу и наполняет катастрофически мелевшее Каспийское море. Для осуществления масштабных работ был призван «мирный атом»: проект «Тайга» предусматривал применение 280 зарядов, практически же подорвано было три в трёх линейно расположенных скважинах на глубине 127 м. 
 | 
| 
 Озеро Ядерное на месте экскавационного взрыва трех ядерных зарядов мощностью по 15 килотонн. Поднятые взрывом берега озера заросли елью и березой. Вокруг — сплошное непроходимое болото. В центре озера — маленький островок с исследовательской скважиной для забора проб грунта. Радиационный фон — в норме.  В результате взрыва трех зарядов по 15 килотонн 23 марта 1971 года  среди лесного массива образовалась траншейная выемка длиной 700 м,  шириной 340 м и глубиной от 10 до 15 метров, которая позже заполнилась  водой. 
Так появилось Ядерное озеро с маленьким островом посередине,  где сделана исследовательская скважина для забора проб грунта. Поднятые  взрывом берега озера заросли елью и березой. Вокруг — сплошное  непроходимое Васюково Болото. Ближайший населенный пункт от озера —  деревня Васюково, где расположены гостевые домики для рыбаков, гостей  принимают круглосуточно и круглогодично. 
В 1964 году была издана книга «О влиянии переброски стока северных  рек в бассейн Каспия на народное хозяйство Коми АССР», получившая  широкую известность не только в СССР, но и за рубежом. В Канаде ее  использовали как учебное пособие по охране природы. Эта книга и  последующие работы ученых Коми филиала АН СССР во многом способствовали  отказу от идеи переброски. Окончательно работы были остановлены в 1986  году. 
 | 
Дороги в Коми
Дорог в Коми не много. Некоторые достаточно хорошие. Некоторые по семь загибов на версту, с ямами и уклонами.
Впрочем, сел и остатков поселений также немного и если заезжать поглубже, то можете оказаться в диком лесу, где с грунтовки и свернуть некуда.
В этом плане путешествие на внедорожном кемпере или микроавтобусе   становится оправданным, так как можно легко встать на ночевку в любом   месте и спать внутри автомобиля.
Соболь 4х4 буквально создан для таких  путешествий. Впрочем, нам ночевать в салонах Соболей не пришлось.
Зимой путешествовать по Коми — не самое лучшее решение, но увидеть  край, укутанный в ярко-белый снег, того стоит. Основной проблемой будет  размещение на ночлег — туризм в Коми практически в стадии зародыша, хотя  во многих местах стали появляться гостевые дома, где вас с  удовольствием примут в гости, накормят, напоят и спать уложат. Причем в  некоторых местах есть возможность поспать на настоящей русской печи или  деревянных полатях.
Летом я бы предпочел путешествовать на  автомобиле, чтобы  останавливаться на ночевку на берегах рек и озер,  которых здесь  несметное количество. Другой вопрос, что в зависимости от  погоды, в  большинство мест обычный автомобиль может и не доехать.
Подготовленный внедорожник окажется очень кстати. Перед  поездкой я переобул зимние шины Nokian Hakkapeliitta с литых  дисков на  усиленные стальные Off-Road Wheels. Это было правильное  решение при  езде по таким дорогам. Проверили и шины, и диски, и новую  подвеску РИФ с  модной технологией R-Air.
Соболь выдержал испытания и  позволял ехать  со скоростью 50-60 км/ч там, где другие машины с трудом  ехали 40. За  такие дороги чиновники должны сидеть в тюрьме или нужен  президент,  который будет любить автомобильный туризм и постоянно ездить  по разным  дорогам. К его приезду все отполируют. Точняк!
Самая большая проблема развития автомобильного туризма в Коми это  транспортное сообщение. От Вологды до поворота на автодорогу Вятка  дорога местами становится испытанием для автомобиля и подвески.
А если  ехать через Кострому, то по дороге до Кирова местные власти вы будете  вспоминать всеми матерными словами, которые знаете. Это не дорога, это  Ад и тестовый полигон, по которому будут неспособны пройти танки НАТО.  Никогда.
Плато Маньпупунер
Самым известным местом в Коми является плато Маньпупунер. Уникальные каменные столбы когда-то были идолами народа Манси. Название горы с языка Коми так и переводится: Гора Идолов.
Маньпупунёр, или Столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Находится на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов»), в междуречье рек Вычегды и Печоры. Второе название — «Болвано-из», что с языка Коми — «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны». Останцев — семь, высота от 30 до 42 м. С Маньпупунёром связаны многочисленные местные легенды, прежде он являлся объектом культа манси.
Познакомившись с интересными людьми, мы нашли для себя интересное приключение на будущее — отправиться к каменным идолам по реке на лодке, с последующим трехдневным пешим путешествием.
Это не самый тривиальный способ добраться до локации, но это возможность объединить автотуризм, водный и пеший туризм в одном путешествии.
Якша и Печоро-Илычский заповедник
На своих Соболях мы доехали до села Якша, которое расположено на самой границе одного из участков Печоро-Илычского заповедника. Здесь расположен музей заповедника, лосиная ферма и... заканчиваются дороги. Дальше — нетронутая цивилизацией природа и передвигаться можно только старым способом предков — по реке Печоре.
Развитие региона началось после того, как в Коми были найдены нефть и газ. Однако это не превратило Коми-край в истерзанную промышленностью землю. Если не считать редких разработок и протянувшегося через леса газопровода, то в республике остались по-настоящему нетронутые земли. Это и привлекает тех, кто решает открыть для себя Коми.
По дороге мы встретили два эстонских экипажа, которые уже здорово поездили по Русскому Северу и наконец добрались до Коми-края, чтобы узнать его поближе. Мы изучали подготовленные Toyota Land Cruiser, а эстонцы осматривали наши полноприводные микроавтобусы. Несмотря на это, республика Коми — пока еще большое темное пятно и для российских автотуристов и, тем более, для европейских. Не хватает отчетов, треков и впечатлений.
Лучшее время для путешествий по Коми это весна и осень. В середине лета в этих местах слишком много насекомых. Для себя мы отметили обязательным местом для посещения в теплое время года Коквицкую гору.
Это местечко вдоль реки, в котором собрались 13 сел, а в качестве духовной пищи можно посетить Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Местные жители — наши новые друзья — обещали показать уникальные природные места.
Там, где не ступала нога «овощного» туриста...
Основной вывод по результатам путешествия: Туристический маршрут, который мы должны были проверить, по сути существует только на бумаге. Его надо еще десять раз переделывать и адаптировать под самые разные условия.
В Коми еще почти ничего не готово для массового туризма, но именно поэтому край будет еще несколько лет интересен энтузиастам, которые способны путешествовать самостоятельно и не боятся уличных туалетов на морозе и бани по черному вместо душа.
Люди добродушны и гостеприимны, но ночлег и кафе в дороге придется поискать. Впрочем, когда в Коми поедут толпы туристов, если это случится, мы уже изучим этот край и отправимся открывать новые места, где еще не ступала нога «овощного» туриста...
Дневник путешествия «Северное Ожерелье 2018» можно прочитать здесь.
ФОТО
 
 
 
КОММЕНТАРИИ (0)






















