рейтинг
2
Добавлено 15.05.18
Северная Осетия 2018Северная Осетия 2018: Майские праздники на Кавказе29.04.18 - 10.05.18
|
путешествие
Россия, Северная Осетия
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
Связка городов: Москва — Владикавказ — Кармадонское ущелье — Мидаграбинские водопады — Алагирское ущелье — Цейское ущелье — Караугомский ледник — Нальчик — Москва
Участники: Илья Барсуков, Роман Стулов, Михаил Рябинин, Анна Барсукова, Ольга Галкина, Василиса Барсукова, Алексей Стулов и собака Рони
Северная Осетия долго оставалась для нас неизведанным миром, хотя за время своих путешествий много поездили и по нашему Кавказу, и по бывшему «нашему». Наконец мы отправляемся в путешествие по этому удивительному краю на непривычном для России кемпере на базе полноприводного грузовика Mercedes-Benz Actros.
Самое тяжелое в жизни грузового кемпера это доезд. Он и для легковых автомобилей часто нудный и долгий, а когда крейсерская скорость 80 км/ч, а на разгон требуется в два раза больше времени, становится еще более нудным и долгим.
Плюс ко всему еще сложнее найти место для ночевки — грузовик не везде проедет, не везде пролезет, но зато можно встать в любом доступном уголке — не нужны палатки и место под них, и все это для семи человек и одной собаки.
По дороге в Осетию встречаемся с друзьями, путешествующими на кемпере в кузове пикапа Ford F-250 и на пикапе Toyota Hilux с палаткой на крыше. Совсем недавно на таких пикапах мы прокладывали маршрут для ралли-марафона Шелковый Путь.
Тойота шагает по Планете и вот едет с нами. Ребята решили ехать своим маршрутом, так как им придется вернуться раньше и с нами не успеют. Жаль, собирались вместе.
И вот, наконец, асфальт остается за спиной, а мы сворачиваем на грунтовую дорогу уходящую вверх, в горы. Сегодня будет первая ночевка над селом Старая Саниба, через которое на следующий день пойдем дальше в Кармадонское ущелье.
Ночью наверху вышла полная луна и осветила окружающий пейзаж, это было чУдное завершение доезда и начало настоящего путешествия и отдыха.
Кармадонское ущелье печально известно гибелью съемочной группы Сергея Бодрова младшего осенью 2002 года по причине схода лавины с ледника «Колка», под которой погибло 127 человек.
В ущелье ходят туристы для осмотра того самого ледника, а также к горячим источникам под ним. Маршрут не самый легкий из-за сходов снежников и обвалов, но все равно туристы доходят до ванн и умудряются оставить после себя горы мусора. Удивительная способность наших людей гадить там, где едят и отдыхают.
Проход по маршрутам в ущельях Северной Осетии большей частью доступен без специальной подготовки. Стандартного набора в виде трекинговых палочек и хорошей обуви будет достаточно.
Однако, часть маршрутов предназначена для подготовленных групп, а заходить глубоко в ущелья можно только получив специальный пропуск в пограничную зону.
Дальше наш путь лежал к Мидаграбинским водопадам. Мидаграбинские водопады считаются самыми высокими в Европе и входят в пятерку самых высоких водопадов мира.
Грунтовая дорога перед водопадами превращается в каменный триал, по которому можно аккуратно проехать на внедорожнике, но наш грузовой Мерседес с невероятным клиренсом в 43 сантиметра и на внедорожных шинах Michelin XZL едет как по грунтовке. Все же внедорожный грузовик — это особенное извращение, ограничения, но и возможности.
Под водопадами нас ждали два невероятных события. Первое — к нам приехал старый знакомый Казбек, который узнал о нас от пограничников и сумел найти.
Казбек приехал по-кавказски — с шашлыком, овощами, напитками, цветами для женщин и, конечно, с «кукурузным соком», как здесь называют 25-градусную самогонку, которую надо пить подогретой.
Казбек приехал на подготовленной Toyota Land Cruiser 73 в идеальном состоянии. При виде такой Тойоты слюноотделение начинается автоматически. Казбек пошутил, что Игорь не сможет доехать сюда на своем автомобиле и надо съездить за припасами, но Игорь на Land Cruiser Prado 150 добрался по камням к нашей стоянке вполне спокойно.
Ночью, пока сидели у костра из привезенных Казбеком и Игорем великолепных каминных дров из сухостоя, недалеко от нас начался сход снега. Это было громко, страшно, наши фонари добивали до снежника и казалось, что эти 3-4 минуты длились вечность. Днем оказалось все не так страшно и понятно, что до нас снег не дошел бы ни при каком раскладе. Все же в темноте ощущения были гораздо острее.
Одной из достопримечательностей Северной Осетии - Алании является «Город Мертвых».
Это старинное кладбище в фамильных склепах, в которых хоронили мертвых в несколько этажей, укладывая их тела в некие подобия лодок. Останки людей лежат открытые всем ветрам и их можно увидеть в большие окна, через которые мертвых заносили внутрь.
Для современного общества подобные захоронения являются жуткими и непривычными, но достаточно вспомнить пещеры с лежащими в них останками монахов, мумии в Египте и все встанет на свои места. Это история и ее надо воспринимать не с современными мерками, а как характер того времени и народных особенностей, когда это было обыденно.
Про наш быт в кемпере на базе грузовика Мерседес Актрос 4х4 было много вопросов, я не буду углубляться тут в подробности, а оставлю это для отдельной статьи. Скажу лишь то, что ехать и жить всемером с собакой — это своеобразный способ путешествия со своими минусами и плюсами. А вот Mercedes-Benz оправдал высоту положения бренда комфортом и эргономикой. Это я про шасси. Что до жилого модуля, то он был целиком спроектирован и построен по идеям Ильи Барсукова.
Следующей точкой нашего путешествия стало Алагирское ущелье. В этих местах более известным является Цея, но заскочить в Алагирское тоже стоит. Во-первых, почти до ледника проложена хорошая асфальтовая дорога.
Она стала памятником российской бесхозяйственности, когда решили сделать горнолыжный курорт, проложили электросети, хорошую дорогу, а потом передумали. Так и ведет теперь дорога в никуда, но по пути можно увидеть руины санатория Тиб с минеральными источниками под ними или древнее каменное село Лисри, сохранившееся почти в нетронутом состоянии.
Проехать к леднику у нас не получилось. Не было пропуска, а единый на всю Северную Осетию оформить не успели. Поэтому покатались по району, поговорили с пограничниками и, заправившись 600 литрами минеральной воды в баки кемпера, поехали в Цейское ущелье в попытке прокатиться на канатной дороге.
Забегая вперед, скажу, что дорога оказалась нерабочей и прокатиться не получилось.
Время подходило к концу и пора было возвращаться домой, но на десерт мы оставили себе поход к Караугомскому леднику.
Прибыв на погранзаставу «Дзинага», надо отдать должное пограничникам, нас приняли вечером, выписали пропуска, рассказали про маршрут и подсказали где можно встать нашим огромным кемпером.
Маршрут к Караугомскому леднику оказался очень живописным. Тропа петляет вдоль реки, уходит в сосновый лес, пересекает каменное русло и выходит к деревянному мосту через бурную реку Караугом.
Мы решили дальше не идти, к тому же тучи обещали подмочить отличную погоду, преследовавшую нас в течение всего путешествия. Илья с семьей и собакой все же решил идти к леднику. Правда, тоже безуспешно. После моста лавина смела дорожку и ребята не смогли найти ее продолжение, им тоже пришлось вернуться.
И снова доезд, на этот раз до дома. Майские каникулы в Северной Осетии удались на славу. И погода не подкачала, и посмотрели много, и клещей не наловили, хотя с собаки их снимали десятками.
В это время поехавшие в Грузию друзья торчали в пробке на границе и выбирали новые маршруты, чтобы не испортить себе выходные.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (5)