рейтинг
1
Добавлено 21.01.19
VW Multivan 2019В Африку и назад: Не новогоднее путешествие21.01.19
|
путешествие
|
Подготовка
Можно ли проехать 14 стран, больше 13 тысяч километров, меньше, чем за три недели и по цене отдыха в Сочи?
Порой кажется, что любой выезд за границу крайне затратное мероприятие, но, зная несколько хитростей, даже внушительное путешествие может стать вполне бюджетным.
Любая поездка за рулем складывается из трех частей: топлива, проживания и питания. Солярка в Европе дорогая, во Франции, например, литр может стоить больше 1,5 евро, недешевыми бывают и платные дороги, но если поделить бюджет на всех пассажиров, окажется, что сумма вполне подъемная.
В нашем случае целью была не только «старая» Европа, но и Северная Африка, поэтому в команде оказалось сразу пятеро. Топливо, платные дороги и недешевый паром до черного континента, каждому из нас все это обошлось чуть больше, чем в 350 евро с носа. Проживание и питание — вычеркиваем, правильный автомобиль способен стать не только гостиничным номером, но и полноценной кухней.
Volkswagen Multivan оказался идеальным выбором — огромный салон легко вмещает даже семерых, все кресла раскладываются, а значит про букинг можно забыть. С едой сложнее, ведь на одних консервах и фаст-фуде долго не протянешь, а ценники придорожных забегаловок кусаются. Но и здесь спасает функционал машины — выдвижной стол и розетка на 220 вольт позволяют и воды согреть, и горелку поставить.
Захватив припасы из Москвы и затариваясь в супермаркетах по пути, в сутки на питание уходит не больше 5 евро, в которые, часто получалось утрамбовать даже кусок сыра и бутылку красного.
Главное — быть полностью уверенным в машине. Любая, даже мелкая поломка в Европе, может вылететь в несколько сотен Евро, поэтому автомобиль должен быть безотказным. И, конечно, не стоит забывать о том, что в каждой стране есть множество интересных мест, на посещении которых скроить не удастся. Стоимость билета в музей или подъема на башню запросто может перевалить за 10 евро, поэтому здесь лучше иметь небольшой запас.
Иными словами, путь в 13,5 тысяч километров с заездом в музеи и осмотром достопримечательностей, получилось уложить в тысячу евро для каждого из нас. Вполне подъемные деньги, которые многие оставляют за неделю в Крыму. Не должно пугать и расстояние — от Москвы до Гибралтара всего 4 700 километров. До Байкала, куда мы ездили в прошлом году, к примеру, 5 200.
Думать об этом приятно и просто, когда ты сидишь дома и пялишься в карту, прикидывая цены. Конечно, лучше иметь в запасе что-то на непредвиденный случай, сделать совсем не бесплатные прививки, международные права, которые, бывают, спрашивают в Европе, а так же оформить Шенген и страховки на себя и машину. Но все эти расходы легко размазываются на время подготовки, ведь такие путешествия не планируются с наскока, верно?
Италия
И что бы вы не запланировали — в реальности дело пойдет иначе. Ну разве можно запланировать, что в компании окажется нытик, требующий завтрак в Бресте, после которого вы попадете в пересменку на границе и протолкаетесь пять часов? Поднажмем! Польша, Чехия, Австрия, все эти прекрасные страны я проспал, пока в руле сидел друг — в два смычка ехать можно почти круглосуточно, а в три и вовсе не тормозить для сна.
Именно поэтому, выехав из Москвы ночью 26 декабря, уже 28 утром мы разгуливали сначала по музею Lamborgini, а затем по дому Энцо Феррари, построенному в 1830 году его отцом и уже в наши дни переделанным в музей. И не простой, а один из лучших — так выставлять автомобили могут только итальянцы.
Темперамент местных выражается во всем, за что они берутся, суперкары — лишь часть этой патологической страсти к прекрасному.
Монако
Следующая остановка — Монако. До него мы запросто доехали бы к ночи, однако прокатиться по улицам, превращающимся в трассу Формулы 1 хотелось днем, поэтому в семидесяти километрах мы сделали первую остановку на ночевку. Большая заправка с душем и интернетом, вкуснейшее красное вино и пармезан, сказка! И не беда, что ночью здесь не жарко — наш Multivan был оборудован автономкой Webasto, которая выжигая минимум солярки, позволяла спать в тепле, не гоняя мотора.
Здесь же мы в первый раз открыли капот – у меня, владельца автомобиля с турободизелем, на подкорке зашита необходимость постоянной проверки уровня. Забегая вперед, скажу, что паранойя оказалась безосновательной — канистра «на долив» осталась непочатой даже в Москве, уровень не убежал ни в Африке, ни по возвращению.
Монако встретил прекрасной погодой и сумасшедшими дорогами. Не знаю, сколько километров тоннелей у них приходится на квадратный метр земли, но подозреваю, что не один. Вся скала, на которой расположено государство, буквально изрыта винтовыми лестницами, сквозными проходами и прочими инженерными чудесами, сводящими с ума не только навигатор, но и любого неподготовленного водителя.
Не удивительно, что полицейский, увидев нас в четвертый раз за четверть часа, затораторил в рацию. Брать русскую мафию собралась половина местного ОМОНа! Впрочем, несмотря на ужасные ощущения, разговаривали с нами неимоверно вежливо. Документы, доверенность, гринкарта, в которой вписано королевство Монако, и даже международное водительское удостоверение — большая редкость по словам полицейского!
Но удивил блюститель закона другим. На вопрос «веар ю фром» со мной всегда понятно — «Москоу», все знают «Москоу». А вот приятель из Пензы, поди объясни что это! Но вместо того, чтобы забрать его в отдел или хотя бы избить дубинкой, полицейский уточнил — Пенза, это, если смотреть на карту, от Москвы в сторону Урала?
Я мало чему удивляюсь. Штраф 400 евро за недостаточно чистую машину — ок, за отсутствие какой-нибудь местной страховки, ну почему нет, не удивился бы, даже если бы он сказал, что ему не нравится моя рожа и лучше бы нам отсюда убраться поскорее. Но такое знание географии страны, в которой он явно никогда не был, поразило. А вы сможете найти Монако на карте?
На этой ноте нас отпустили. Покружив по Королевству, с поистине королевскими ментами, отправились дальше, в сторону Испании. Бесконечные автобаны – не лучший способ увидеть страну, зато самый верный – здесь вы всегда будете в графике, выключая круиз-контроль лишь перед пунктом назначения. Вдобавок, ровная скорость и горизонтальная, максимально прямая дорога способствует дикой экономии топлива, на узких серпантинах интересных второстепенных дорог расходомер никогда не нарисует 7,4 литра.
Испания и Гибралтар
Увы, в Барселону въехали уже вечером. Впрочем, планов на нее было не много — посмотреть всем хотелось лишь собор работы Антонио Гауди, а меня давно манил другой, менее известный шедевр по прозвищу «Каменоломня».
Здание, созданное тем же архитектором в 1906 году, стало первым в мире сооружением с подземной парковкой для автомобилей. Только представьте, насколько оно опередило время! Барселона вообще оказалась уютным и приятным местом, и сюда определенно стоит вернуться.
К обеду следующего дня мы уже купили билеты на паром. 110 евро для машины, которую сочли легковой, не потребовав доплаты за габариты, и гибкое расписание — корабль в рабочее время отправляется от Испании каждый час, а значит у нас достаточно времени, чтобы заглянуть в самую южную точку Европы.
Она, к слову, принадлежит Великобритании. Государство, занимающее скалу и перешейк, идущий к большой земле, Англия заняла около трех веков назад, и до сих пор успешно удерживает. Странным здесь кажется все. Например, это единственная страна Европы, где в дикой природе живут обезьяны, а несмотря на игрушечный размер, Гибралтар имеет собственный аэропорт. Он, к слову, единственный способ въехать сюда на Автомобиле — дорога проложена прямо по взлетно-посадочной полосе.
Перед взлетом придется отметиться на границе — даром, что Гибралтар является частью Шенгена, печать в паспорт, разрешающую находиться на его территории три недели, здесь ставят отдельно. Движение правостороннее, но автомобилей с рулем из бардачка хватает, Англия чувствуется и в разметке, и в архитектуре, странно, что двухэтажные автобусы не завезли.
Здесь, у подножия горы, стоит настоящий форт, с пушками и башнями, вплотную к нему — жилые многоэтажки, сочетающиеся с захватывающими перепадами высот и неимоверно узкими тоннелями, где между сложенными зеркалами и стенами не всегда пролезет ладонь. Зато к маяку, отмечающему географический юг Европы, проезд беспрепятственный для всех желающих, да и суровая, хмурая красота берет за живое. Эдакий Норд Кап наоборот.
К парому приехали уже затемно — шастающие барыги с соседнего континента, толкучка из машин на мароканских номерах, пытающихся влезть без очереди, Верхний Ларс, ни дать ни взять! Зато европейские пограничники нас вообще не смотрели, а сама погрузка на паром не заняла больше часа.
Говорят, что в тусовке пловцов преодоление Гибралтара считается крутым достижением. Этими строками я заявляю, что круто переплыть этот пролив даже на огромном пароме. Ковыляя то по правой, то по левой стене коридора и пытаясь поменьше дышать едким запахом рвоты, я проникался уважением к отморозкам, берущим эти воды без штанов.
Здесь же, прямо на пароме, проходит паспортный контроль. В порту нужно лишь заполнить декларацию на автомобиль и показать багажник. К слову, все графы в бланке подписаны арабским и французским. Не понимаешь на нашем? А чего ты к нам приперся? Не знаю, как ты будешь заполнять, это не моя проблема!
Выезжать приходится на харизме, благо женщины у них в погранслужбе трудятся. Мадам, я старый солдат и не знаю слов любви, чего куда писать? И мадам, пытаясь помочь бродяге, рассказывает, что эта бумажка очень важна, что без нее не выпустят из страны, поэтому вот здесь напиши имя, а здесь вин-код, а остальное можно не заполнять. И сработало же!
Африка
На все про все, включая знакомство с кинологами, чуть больше часа, и вот она, Африка. Впрочем, ночью все равно ничего не видно, а мы, потрепанные насыщенным днем и паромом, в незнакомой стране без языка и местных денег, явно нуждались в ночлеге. И хорошо, что приличная заправка, на которой мы и заночевали, оказалась всего в полсотни верст от порта.
Знакомство с Африкой началось в городе Танжер. В него тоже ходит паром, и путешественникам я советую брать билеты именно туда — порт, в который приплыли мы, расположен вдали от больших населенных пунктов и цивилизации.
Конечно, после Европы цивилизации не много и Танжере, движение жутковатое, разбитые изумрудные «Логаны» таксистов внушают ужас, но высокие дома из стекла и бетона с обменниками и супермаркетами на первых этажах внушают оптимизм, жизнь есть!
Деньги менять нужно только в обменниках, спекулянты никогда не предложат хороший курс. Короткий завтрак, прогулка по пляжу и осмотр местной крепости, едва ли не единственной стоящей достопримечательности, и снова дорога. Курс на Касабланку, по пути в которую расположена столица Марокко город Рабат.
От побережья Атлантики я ожидал многого – еще в Москве, перед выездом, я представлял, как буду обнимать океан на бескрайних песчаных пляжах. Но вместо этого берег встретил ужасным бетонным забором и теплицами, отделяющими дорогу от берега на протяжении двух сотен километров. Небольшие зеленые горы, в конце декабря здесь, будто разгар весны, леса с непривычными русскому глазу деревьями и привычным мусором, поля, огороды…
Кажется, менее разумно использовать территории, вверенные судьбой и историей, не смогли бы даже мы! Не поразил и Рабат — столица всегда притягивает деньги, новостройки, пафос и ментов. Местная Красная площадь, местный Кремль, может не зря нашу Родину называют белой Африкой? Задержаться здесь не захотелось так же, как и в Касабланке.
Не хотелось верить, что кучу красивых песен сочинили про это место. Может я что-то упустил? А может сюда? Увы, половина дня, потраченная на город, не принесла искомого результата, разве что закат оказался поразительно красивым, да стрит-арт на стенах домов с местным колоритом заставлял останавливаться и подолгу всматриваться в рисунки.
И хотя удаление от столицы ощущалось во всем, от древних, еле живых «мерседесов 123» вместо «логанов», до куда более приветливых людей, лететь сюда в отпуск не стоит. Портовый город, живущий работой, сам не понимающий, как ему повезло с местоположением.
На календаре 31 декабря, дело к Новому году, который в этих широтах наступает на два часа позже домашнего. Как наступает? Никак. Местные нехристи не считают его поводом отвлекаться от рутины, не наряжают пальмы и не занимаются прочими вещами, без которых мы не можем представить себе праздника.
Может поэтому календарный Новый год застал нас в дороге, российский — на выезде из Касабланки, африканский — на подъезде к Марракешу.
Признаться, чудес я, абсолютно разочарованный Марокко, не ждал и от него — откуда в жопе алмазы? К тому же подкатила усталость — пять дней нон-стопа, больше пяти тысяч километров и жизни в подводной лодке не простое испытание.
И не только для меня — подкипать начали все, а кое-кому даже начало подпекать. Выслушивать упреки хотелось еще меньше, чем упрекать, поэтому пятой колонне предложили продолжить путешествие на самолете. И сразу же пожалели. Пожалели о том, что не сделали этого в Бресте, и, отбив домой телеграмму с шуткой про открывшуюся на ходу дверь, вчетвером забурились в гостиницу.
Горизонтальная кровать, пусть и под одним одеялом с другом, относительно горячая вода в душе и чистый, белоснежный унитаз, вот они, настоящие ценности! Под окнами — прокат: «Феррари 488», «Порше 911», «Альфа Ромео 4С» — мисье знают толк в извращениях. Впрочем, не все — дорогие машины здесь, как и у нас, лишь подчеркивают расслоение.
Настоящий Марракеш — это упряжки с осликами, разбитые грузовички, мятые заднеприводыне пикапы Mitsubishi L200 третьего поколения, бесконечные мопеды и трехколесные грузовые мотороллеры. Они задают тон городу, а суперкары, то и дело снующие между них, только добавляют контраста.
Задерживаться надолго не планировали и здесь, но короткая прогулка в центр затянулась до вечера. Старый город с узкими засранными улицами, кишащий трафик, каша из людей, животных и мотороллеров, тут же мойки с ведрами и тряпками, сервисы на двух квадратных метрах и даже заправки с насосами, торчащими из бочек.
Туристов тут много, поэтому местные неимоверно активны: эй ты! Да ты, белый! Туда нельзя! Ни в коем случае, запрещено! Пойдем, пойдем я тебя отведу туда, куда можно! Ну мало ли, что у них тут принято, вдруг и правда какой харам. Но глядя на то, как непомерно живой чувак отгоняет от тебя таких же «помощников» и таксистов, как предлагает тебе купить у него чего-нибудь психотропного, да такого, что даже цену спрашивать не хочется, понимаешь, что дело не чистое, прижимая сумки ближе к телу.
Поход заканчивается на козлодерне, где тебе выставляют счет за вход, а черный Сусанин требует бабки за услуги гида. Вероятно, с европейцами такое и прокатывает, но мы, мальчишки с окраин, знаем, что эти черти не правы по всем понятиям — пара фраз на повышенных тонах, и, не понимая ни слова, аборигены понимают все. На эту удочку русских не возьмешь.
А вот впарить сувенир втридорога — запросто. Кто же знал, что при виде белых цены умножаются не вдвое, а минимум в десять раз? Сколько? 300 дирхам? Даю 20! Продавец крутит пальцем у виска, но ты стоишь на своем. Цена падает, а презентация товара незаметно переходит в демонстрацию стоптанных кроссовок, деньги очень нужны. 200, 100, 50, цена падает вместе с апломбом продавца.
Впрочем, ковер я не купил. Это хорошая традиция, не покупать ковры и ругать себя каждый раз, вспоминая прекрасную возможность урвать то, что еще много лет будет задавать стиль всей комнате. Помимо ковров здесь куча кожаного хенд-мейда, подкупающего своей лапотностью, бус, собранных из всего, что нашли на пляже и сорвали с прошлых туристов, каменные и деревянные маски, а главное — минералы.
Обычный с виду камень, внутри полый с кучей кристаллов — выглядит необычно, хотя я до сих пор уверен, что местные их каким-то образом подкрашивают, перед тем, как начать впаривать под видом неимоверной драгоценности. В любом случае, это едва ли не единственный сувенир, который действительно стоит везти отсюда. Ну, кроме ковров, разумеется.
Интересней в Марракеше и архитектура — стены домов из красной глины на фоне дымки гор задают настроение, здесь хочется встречать рассветы, провожать закаты и просто гулять. Разумеется, с поправкой на диких чертей, пытающихся взять деньги за все, включая парковку на улице и фотографию их барахла. Первый город, оставивший приятное впечатление.
К слову, аналогии Марокко с Россией можно проводить бесконечно — открытка, отправленная местной почтой в Москву с площади Джамаа-эль-Фна, не дошла до сих пор, хотя марок я наклеил раза в четыре больше, чем требовалось. Ну чем не «Почта России»?
Горы и этап гонки Africa Eco Race
Уезжать не хотелось, но впереди ждали горы и этап гонки Africa Eco Race. До ближайшего к нам С/У день езды, карта рисовала серпантины, а качество дороги, описанное первопроходцами, пугало. И зря – за исключением ремонтов, асфальт в этих широтах выше всяких похвал. Как и качество топлива на заправках.
Яркие, красно-оранжевые горы с глиняными замками, белые шапки, извивающееся шоссе и оазисы с речушками и огромными пальмами оправдывали все силы, ушедшие на подготовку и дорогу. Равнодушным к ним оставаться невозможно. Пауэрбанк JIC-12 только успевал заряжать аккумуляторы фотоаппарата, меня дразнили обидным словом блогер, а километры на одометре медленно, но уверенно наматывались.
Городок на краю Сахары — африканская глубинка, в которой приезд гонки — главное событие года. Здесь мы пообедали в кафе, судя по количеству стикеров, пользующимся большой популярностью у туристов и гонщиков, и заправились вместе с раллийными болидами, первыми завершившими с/у.
На бивуак приехали рано — большинство техничек только подъезжало, а рабочие начинали разбивать лагерь.
Вдали от дома русскую речь начинаешь ценить особенно. Конечно, другую у изумрудных «Уралов» команды «Газ Рейд Спорт» услышать вряд ли удастся, но встреча с земляками в этих широтах все равно стала праздником. Знакомые лица, российские машины, старый «Дакар», сказка!
А вечером руководитель команды «Газовцев» Вячеслав Субботин устроил нам настоящую экскурсию, в рамках которой мне даже разрешили посидеть за рулем боевой «Газели NEXT». Их на гонку выставили две, машины первого и второго поколения отличаются разительно, хоть и собраны, в основном из стандартных деталей.
Мосты, хоть и усилены снаружи — родные, рессоры, тормозные механизмы — все на стоке! Конечно, мотор перенесен ближе к центру колесной базы, а у машины второго поколения еще и иная рама, но все равно впечатляет.
Впрочем, говорят, что в будущем сезоне на «Газелях» может прописаться шестицилиндровый дизель Volkswagen, но пока неплохие результаты гонщики показывают и с заводскими дизельными «четверками».
Грузовики же оказались еще ближе к стандарту, мы, как ни лазили под них, так и не смогли найти каких-то отличий от серийных «Газонов NEXT». Впрочем, в них познания еще скромнее, чем в «газелях», не исключено, что изменения есть и там. Главное, что гоняются они с вполне взрослыми конкурентами.
И, хотя других заводских команд на гонку не заявилось, конкуренты на MAN, Tatra, Mercedes и Ginaf с независимой подвеской выглядели столь же серьезно, сколь и их команды механиков.
Это же касалось и легковых прототипов — багги на огромных колесах с чуть-ли не полуметровыми ходами подвесок впечатляли одним своим видом. Сложно поверить, что на некоторых спецучастках они ехали с нашими «Газелями» наравне!
Говорят, что ралли-рейды лучше смотреть по телевизору. Стоять посреди пустыни полдня, ради того, чтобы мимо тебя пронесся один-два заблудившихся экипажа, кажется странным. А вот бивуак, который по телевизору не показывают, настоящая выставка инженерных достижений, неимоверно интересное действо, буквально окутывающее любого зрителя. И это подкупает.
Здесь, в Сахаре, красиво все — бескрайняя пустыня с редкими кустами, дымка, обнимающая горы на горизонте, закаты, рассветы, машины и люди, уезжать отсюда не хочется. Да и не зачем — бивуак открыт для туристов, а наш Multivan с палаткой, разбитой неподалеку, органично вписался в пейзаж.
Быт наших путешествий
Быт наших путешествий — тема для отдельного рассказа. Что, как и на чем готовить, как мыть посуду, имея ограниченные запасы воды, и далее по списку. И даже сейчас, спустя десятки тысяч километров, однозначного рецепта у меня нет, каждый раз учишься и открываешь для себя что-то новое.
Но есть и вечные ценности, остающиеся неизменными в любой поездке, предметы, без которых просто нельзя выезжать из дома.
Например, хороший мультитул Leatherman. За годы любви к этой марке дома скопилась целая коллекция инструмента, поэтому перед тем, как отправиться в очередную поездку, приходится выбирать что-то одно. Для Африки самым подходящим оказался Signal, где помимо привычных ножа, пилы и отвертки, есть огниво, точильный камень и свисток. И, хотя такие необычные опции не пригодились, было тепло знать, что они рядом здесь, в местах, настолько далеких от цивилизации.
Это же касается и фонарика — Ledlenser MH7, свет которого способен сравниться с автомобильной фарой, не раз выручал в пути. А главное — не заставлял думать о батарейках, заряжаясь от розетки USB.
Впрочем, возможность заменить аккумулятор обычными батарейками в экстренных случаях можно, место для них есть.
Эти же девайсы позволяли уверенно выходить за периметр бивуака ночью — с ними встретить представителей местной фауны было не так страшно, как идти на импровизированную африканскую парашу с ковром вместо двери.
Утром, сварив каши, ставшей для меня традиционным утренним блюдом в этой поездке, мы отправились смотреть страт. Не самое захватывающее зрелище, но, не проводив наших земляков, уезжать не хотелось. Горы и большой перегон, все это подождет, пока к стартовому створу не подъедет последний «Газон», идущий следом за «Газелями».
Изначально мы планировали добраться до Сенегала, но мысли об обратной дороге становились все тягостнее — здесь каждый километр, на который отдаляешься от дома, дается с трудом. Все же к Розовому озеру нужно ехать в один конец, имея в кармане билет на самолет и машину, которую не жалко бросить в Дакаре.
Гонять в бешеном ритме себя и Multivan не хотелось, вместо этого мы решили потратить оставшееся время на Европу, зацепив побольше разных стран.
Обратно в Европу
До парома долетели на одном дыхании, а вот граница далась не просто – мароканцы не просто «нюхали» машины собаками, но и засовывали всех, без исключения в рентген. К чему такие меры? Судя по тому, что на Испанской стороне досмотра почти не было, усиленный шмон африканцы проводят по заказу европейских пограничников.
Куда теперь? Раз уж мы были в самой южной точке Европы, а пару лет назад мне довелось оказаться в самой северной ее части (кстати в компании с Volkswagen California), то сам Бог велел доехать и до самой западной части, благо до Мыса Рока от парома ехать всего ничего.
Португалия встретила неимоверно дорогими и повсеместно платными дорогами. Если в других странах плата за дорогу взимается либо на КПП со шлагбаумами либо виньетом, приклеенным на ветровом стекле, то португальцы выбрали все сразу – часть дорог требует покупки билета и регистрации его по СМС, часть — оплачивается наличными при въезде. Вдобавок, именно это государство, единственное в Европе, сочло Multivan микроавтобусом, выставляя двойной тариф — в остальных местах, включая паром и паркинги, нас считали «легковыми».
Но долго переживать из-за просаженных денег не пришлось – потрясающе красивый Лиссабон с белой брусчаткой и желтыми трамваями не оставляет равнодушным так же, как и мыс Рока. Красивейшее место с отличной смотровой площадкой и нарядным маяком, дорога к которому идет через скалы, покрытые ковром из свежей зелени и ярко-желтых цветов, в январе весна приходит и сюда.
Следующая остановка — Мадрид. Город, который, что называется «не зашел». Если Барселона опьяняла, то столица Испании, как и многие другие столицы, оказалась слишком многоэтажной и суетливой. Город дорог, панельных домов и шума, задерживаться здесь надолго не хочется. Не знаю почему, но после Лиссабона, Мадрид выглядел так же, как после Тбилиси выглядит Ереван.
Невыразимое сходство послевкусий, оставляемых столицами Испании и Армении заметил не только я, города-побратимы, не иначе.
А вот французский Бордо, напротив, оказался исключительно приятным местом — тишина, размеренность во всем, и центральные улицы, на которых просто запрещено выгуливать женщин без поводка. Даже я, человек неимоверно далекий от брендовых шмоток и модных духов, чувствовал энергетику местных магазинчиков, чего говорить про тех, кто разбирается в вопросе.
И снова город контрастов — хрустящие багеты, стильные и жизнерадостные французские бабушки и мальчишки с подвернутыми штанами на одной улице не гарантируют отсутствия филиала ада в соседнем переулке. После Марокко, конечно, не страшно, но драгдилеры, палатки с кебабами и китайским барахлом, поразительно контрастируют с европейской сказкой, из которой ты вышел секунду назад.
Тоже и в Париже, с той лишь разницей, что два мира, восточный и западный, здесь дополнены миром бомжей. Вернее, бомжей по меркам Парижа. Пособие, которое им здесь платят за ничего не делание, ощутимо превышает среднюю российскую зарплату, да и климат помягче, поэтому вместо грязных одеял — новенькие спальные мешки из «Декатлона», а вместо картонных коробок — яркие палатки. Из них тут строят целые городки, с определенных ракурсов не отличимые от фестиваля «Нашествие».
Говорить о Париже можно с любого ракурса, и каждый будет по-своему верен. Эйфелева башня, Статуя свободы, которая всего на четыре года младше нью-йоркской, Нотердам Де Пари, — столица чувствуется во всем. И напротив этого города в своей голове я тоже поставил жирную галку, он заслуживает того, чтобы стать финальной точкой путешествия и местом, куда можно приехать на неделю-другую, ежедневно открывая для себя что-то новое. Потрясающий город, полностью оправдывающий все, что про него говорят, как хорошее, так и не очень.
К слову, здесь, у подножия Эйфелевой башни, была самая дорогая парковка — в час около 4 евро, в других городах было дешевле. Это к разговору о 380 рублях за час парковки в грязных московских переулках. Хотели как в Париже? Подавитесь!
В центре бельгийского городка Брюгге бросить машину стоит значительно дешевле. Он, к слову, потряс своей тишиной и атмосферой старой Европы. Средневековые дома, мостовые и набережные оставим открыткам, коим местные виды полностью соответствуют, главное — дух. Только представьте людей, которые выходят из дома, напротив которого вы только что запарковались, здороваются с вами и улыбаются.
Их соседи, видя как вы оплачиваете парковку и российские номера, сначала поднимают большой палец, а затем предупреждают, что максимальное время парковки — 4 часа, после чего автомобиль нужно будет перепарковать.
Ограничения скорости в 30 км/ч не бесят — здесь и они кажутся безумием, слишком уж медленно течет время. Настолько, что даже звуки ощущаются иначе — стоит выйти на дорогу, как проезжающий мимо автомобиль оглушает грохотом. Вот идиот! А что, у них можно без глушителя ездить? Но следующий не тише, а появляющийся автобус и вовсе сотрясает стены. Что за дела?
Просто на фоне отсутствия фоновых шумов, даже собственное дыхание и пульс кажутся громкими. Вакуум! Даже волны в реке, и те создают лишь белые лебеди, живущие в городе в качестве полноправных горожан. Кому-то картинка покажется излишне приторной — люди, уступающие дорогу и непременно благодарящие, когда дорогу уступают им, нас, озлобленных москвичей, раздражают.
В Брюсселе с этим попроще — бойкие и громкие южане быстро приводят расслабленных европейцев в тонус. Резкие маневры, ремонты дорог и сигналы клаксонов, столица как столица. Центр? Впечатляет, но плотность застройки такова, что сфотографировать здание целиком без широкоугольного объектива нереально, владельцам мыльниц остаются лишь шпили да парадные. И писающий мальчик — фонтан с крошечной статуей, известный на весь мир, оказался игрушечным. А шуму то было!
В Германии таким мелочам предпочитают кое-что более монументальное. Страна, изъезженная вдоль и поперек, открылась с новой стороны благодаря своим музеям. Штутгарт с Porsche и Mercedes, Мюнхен с BMW, Ингольштадт с Audi и Вольфсбург с двумя музеями Volkswagen, такая концентрация прекрасного для нас, фанатов механизмов, оказалась фатальной.
Сложно описать эмоции, которые оставил каждый из музеев, но если после других мест мы обсуждали послевкусие и делились впечатлениями, то закончив с последним музеем просто сели в машину и поехали домой, разговаривая лишь при большой необходимости. Домой — одним махом, чуть больше двух тысяч километров прошли на одном дыхании. Такого еще не видел никто из нас.
А вот ощущение завершенности не добавилось, а скорее наоборот. Экспозиция на первом этаже музея Audi рассказывала о всех постоянных экспозициях техники, входящей в концерн VAG. Хотелось плакать, ведь несмотря на то, что в больше половине мы успели побывать, огромная часть прошла мимо — Skoda, Man, Italdesign, Bentley, Bugatti и отдельный музей микроавтобусов Transporter, видимо, придется нагонять в следующий раз.
На подъездах к дому счетчик на одометре выдал 13,5 тысяч. Не мало, но размазав километры на 20 дней, рекордом не пахнет — во время прошлогодней поездки в Турцию за десять дней мы проехали больше девяти тысяч, так что нынешний темп можно считать расслабленным. Что бы я сделал, будь в запасе больше времени? Зацепил бы еще больше интересного, что же еще. Отоспаться можно и дома.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (14)