БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
  • сб
    16
  • вс
    17
  • пн
    18
  • вт
    19
  • ср
    20
  • чт
    21
  • пт
    22
  • сб
    23
  • вс
    24
  • пн
    25
  • вт
    26
  • ср
    27
  • чт
    28
  • пт
    29
  • сб
    30
  • вс
    31
  • пн
    01
  • вт
    02
  • ср
    03
  • чт
    04
  • пт
    05
  • сб
    06
  • вс
    07
  • пн
    08
  • вт
    09
  • ср
    10
  • чт
    11
  • пт
    12
  • сб
    13
  • вс
    14
  • пн
    15
  • 16
  • ср
    17
  • чт
    18
  • пт
    19
  • сб
    20
  • вс
    21
  • пн
    22
  • вт
    23
  • ср
    24
  • чт
    25
  • пт
    26
  • сб
    27
  • вс
    28
  • пн
    29
  • вт
    30
  • ср
    01
  • чт
    02
  • пт
    03
  • сб
    04
  • вс
    05
  • пн
    06
  • вт
    07
  • ср
    08
  • чт
    09
  • пт
    10
  • сб
    11
  • вс
    12
  • пн
    13
  • вт
    14
  • ср
    15
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
СОБЫТИЯ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
ОБСУЖДАЕМ
СКОРО
 
КАЛЕНДАРЬ
АПР - МАЙ 2024
пнвтсрчтптсбвс
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
присоединился 23.09.21 | 11:51
рейтинг
2
Добавлено 06.12.10

Белое безмолвие 2010: экспедиция на снегоходах от Северного Ледовитого океана до Белого моря

Белое безмолвие 2010: отчет

13.03.10 - 19.03.10
Белое безмолвие 2010
экстремальная экспедиция
Россия 
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
Связка городов: Варзуга, Кузомень, река Поной, Ловозера, Краснощелье, речка Ельйок, Семиостровье, Кейва, Колмозеро, Полмос, Лявозеро, Кетькозеро, Корозеро, Умбозеро, Тулиньярк, Сейдозеро, Куэльпорр, Южный Рисчорр, Северный Рисчорр, Каскасмнюнчорр
Участники: Аудриус Дабузинкас (участник джип-экспедиций в 2003 и 2005 гг., снегоходных экспедиций в 2008 и 2009 гг.) Polaris Transport 550 2008 года. Эдмундас Йоникас (участник многих экстремальных экспедиций в России, джип-экспедиций в 2005 и 2009 гг., снегоходных экспедиций в 2008 и 2009 гг.) Polaris Transport 550 2008 года. Андриус Балтрузаитис (участник снегоходных экспедиций в 2008 и 2009 гг.) Polaris Sport Touring 550 2005 года. Алгирдас Армалас (участник снегоходных экспедиций в 2008 и 2009 гг.) Lynx Ranger 550 2008 года.

История проекта

Свою мечту – увидеть берег Северного Ледовитого океана – Аудриус Дабузинкас поведал мне лет пять назад во время нашей второй совместной экспедиции по Кольскому полуострову. Неважно, на чем – на джипе, квадре или снегоходе – но достичь берега Северного Ледовитого океана! Беда в том, что 25-километровая зона вдоль побережья России является регламентированной для посещения иностранцами, и до последнего времени получить пропуск для проезда в эту зону было весьма затруднительно. И не важно, стоят ли в зоне посещения секретные объекты или на десятки километров кругом простирается безлюдная тундра.
В январе 2010-го маршрут экспедиции был проложен по карте и включил в себя несколько серьезных этапов вдали от традиционных туристических, оленеводческих, рыбацких и охотничьих снегоходных троп. После непродолжительной переписки разрешение ФСБ на проезд литовской группы в регламентированную зону было получено.
Белое безмолвие 2010

День первый, 13 марта

10 часов утра. Наконец-то все снаряжение подогнано, проверены лавинные датчики, увязаны на багажники лавинные щупы и лопаты, рюкзаки и запасные канистры. Старт от снегоходной базы турфирмы «Кольские Экспедиции» на окраине Кировска. Отличная погода – саамские духи к нам благосклонны, и это не шутка. Попытки пошутить и поерничать на эту тему, а так же не ублажить саамских духов во время вечерней трапезы или при прохождении перевалов не раз в летних и зимних экспедициях заканчивались реальными проблемами!
Првый экспедиционный день используем для серьезной тренировки в горах – так навыки снегоходного драйва восстанавливаются (или появляются) гораздо быстрей. Для начала активно раскатываемся по стенкам небольшого ущелья, в хаф-пайпе, с каждым виражом забираясь все выше и выше по почти отвесным склонам. Следующая тренировка – максимальный подъем с разворотом вниз – происходит на склоне Снежного цирка, сегодня он не лавиноопасен. Чтобы получить более полное представление о горном драйве в Хибинах – можно посмотреть видеоролик.
0@/uploads/video/_EVENTS/beloe_bezmolvie_2010_kola_exp.flv
 
Обедаем в уютной горной гостинице на Куэльпорре, здесь же будем ночевать. После обеда разгружаем снегоходы и сразу в «седло», пока не потянуло на сиесту. После тренинга на склонах Снежного цирка подъем на вершину Каскасмнюнчорр (1100,9 м) дается без проблем, снег сегодня плотный, «Туринги» и «Транспорты» с их короткими гусеницами на крутом подъеме не вязнут. Шикарный вид с вершины при полном отсутствии ветра – это реальный бонус!
Белое безмолвие 2010
Стремительный спуск с перевала Северный Рисчорр всегда добавляет адреналина в кровь. Некоторые пассажиры и водители не стесняясь кричат во время спуска, другие наотрез отказываются спускаться. Насколько видно вниз – склон чистый, снег не взбаламучен сошедшей лавиной, поэтому бросаю снегоход вниз с ускорением, выхожу на перелом склона, где уклон уже такой, что тормозить бесполезно… и вижу внизу на линии спуска группу туристов – лыжников, поднимающихся на перевал. Дальше – как в замедленном кино: лыжники пытаются уйти с траектории движения снегохода, а я пускаю снегоход змейкой там, где они уйти явно не успевают. Спустившись с перевала, по рации передаю ребятам, чтобы вниз ехали аккуратно и лыжников не пугали.
Когда вся команда собралась внизу, на «Линксе» и «Туринге» делаем попытку взять перевал в обратном направлении. От результата зависит, сможем ли вернуться обратно этой же дорогой или придется делать крюк и возвращаться через более пологий Умбозерский перевал. Получилось вернуться по первому маршруту.
Активно, но без фанатизма, движемся по восточным отрогам Хибин, отрабатывая прохождение серьезных боковых уклонов. Главное – правильно вычислить глубину снега и наличие под снегом камней, т.к. от этого зависит безопасная скорость, при которой снегоход не «убивается» при ударе о пропущенный камень. Судя по следам – впереди нас резвится группа на спортивных снегоходах. Делаем попытку взять перевал Южный Рисчорр с востока, но неудачно, в глубоком снегу на склоне вязнут даже «Линксы» с их длинными гусеницами.
Возвращаемся вниз по отрогу и натыкаемся на питерскую команду, сосредоточенно пытающуюся залечить мылом трещину в пробитой о камень коробке одного из BRP, желаем им удачи (больше ничем помочь не можем) и возвращаемся на Куэльпорр через перевал Северный Рисчорр. Вечером ужинаем без излишеств, со спиртным, и заваливаемся спать – завтра серьезный дневной перегон.
За день по склонам и перевалам Хибин пройдено 70 км.

День второй, 14 марта

Ранний подъем, завтрак, короткие сборы и старт от Куэльпорра. Умбозерский перевал проходим, что называется, на рысях. Мороз около -25°С, солнечная погода, но на фотосессии время не теряем, т.к. предстоит дневной перегон около 160 км. Долина ручья Северный Каскаснюнйок после недавней метели занесена свежим снегом, но в солнечную погоду иногда неплохо читаются старые снегоходные следы. Да и после трех зимних экспедиционных сезонов в этом районе временами просто не включаю навигатор, иду по памяти. В лесной зоне движемся настолько быстро, насколько позволяет богатый рельеф. От Куэльпорра до выхода на лед Умбозера в районе мыса Тулиньярк добираемся за 1,5 часа, это в 2 раза быстрее, чем с обычными командами.
На маленьких озерах возле Тулиньярка после недавней метели выступила на лед вода. Несколько дней назад, с предыдущей группой, попал там в засаду: в мокрой снежной каше на льду застряло 3 снегохода из 5, пока выбирались – набрали полные боты воды и сушились у костра. Сегодня для экономии времени решаю обогнуть Тулиньярк по льду Умбозера. Пересекаем лыжный след, оставленный неделю назад группой белорусских туристов из шести человек, четверо из которых 8 марта погибли под лавиной в одном из ущелий Ловозерского горного массива.
Догоняем группу лыжников, тоже белорусы, студенты. В свете последних событий интересуются наиболее безопасным проходом на Сейдозеро. Приходится прочитать им небольшую лекцию о лавинной безопасности, объяснить, как оценивается лавиноопасность склона. Желаем друг другу удачи и уходим каждый на свой маршрут.
Белое безмолвие 2010
Пересекаем Умбозеро. Яркое солнце, мороз такой, что приходится под обычную омоновку одевать еще одну шерстяную маску. Радость от того, что едем хорошо и быстро, внезапно сменяется обломом. В полном смысле этого слова. Подъезжает отставший Аудриус на «Транспорте» с перекошенной подвеской. Центральная деталь, на которую надеты пружины и к которой крепятся амортизатор и реактивная тяга, лопнула пополам. Заводской брак.
Белое безмолвие 2010
Хорошо, что встали в зоне связи. Звоню в Ревду, договариваюсь насчет ремонта сразу с двумя дружественными сервисами (пока не ясен объем и характер работ). Сокращаю и облегчаю часть маршрута до Ревды, после чего на 4 часа зависаем на ремонт в сервисах Александра Пилицина и Владимира Цыпнятова. Закончив ремонт, по еле видимому рыбацкому снегоходному следу пролетаем 25 км до села Ловозеро за 45 минут (обычно этот участок проходим с туристами не меньше, чем за пару часов).
Белое безмолвие 2010
На заправке заливаем баки и запасные канистры под пробки, всего входит 300 л бензина. Немного времени уделяем, чтобы посмотреть на оленей в корале, но вид диких животных в неволе на ребят впечатления не производит. Уже в сумерках выдвигаемся из Ловозера в направлении оленеводческой базы Полмос, где для нас уже натоплены дом и баня и приготовлен ужин. Мысли о вкусной и здоровой пище заставляют палец сильней давить на манетку газа. Летим по льду Ловозера, придерживаясь рыбацкого следа. Внезапно чувствую, что снегоход начинает проседать в мокрую снежную кашу – под снегом на лед выдавило воду. Вариант один – газ до отказа и вперед. Ребята, уже побывавшие в подобных ситуациях, тут же ускоряются следом. Проскочили. Перекур на берегу, осматриваем снегоходы. Снова неудача – Андриус докладывает, что с багажника его «Туринга» оторвалась 20-литровая канистра с бензином. Существенная потеря, разворачиваюсь и еду искать.
Белое безмолвие 2010
Темнота быстро сгущается и мне до сих пор непонятно, как удалось на ходу разглядеть канистру в снежной каше под водой. Подъезжаю, не глушу двигатель и спрыгиваю со снегохода на ходу, иначе снегоход провалится в воду. Добредаю до канистры, проваливаясь почти по колено в хлюпающую снежную кашу, бодрящая водичка потихоньку начинает просачиваться в боты. Закрепляю канистру на своем «Линксе», осторожно даю газ, запрыгиваю на ходу на снегоход – получилось! Снегоход сначала немного пробуксовывает, но уверенно ускоряется.
Последующие 70 километров и два часа перегона до Полмоса прошли, как в полусне. Ровный шум двигателя, бескрайняя тундра с редкими и небольшими островками чахлого березняка в свете фар, подъемы и спуски на пологие сопки, красная линия трека на навигаторе, усиливающийся мороз и постепенно замерзающие мокрые ноги. На Полмос приехали в 22:30, вспугнув прямо около домиков большую стаю полярных куропаток, на градуснике –35°С. Ребята садятся за стол в хорошо натопленном доме, а я бросаюсь в баню, раздеваюсь прямо в парной и отогреваю ноги, а заодно и все остальное. После ужина – долгожданный сон.
За 2 дня пройдено 230 км.

День третий, 15 марта

Оленеводческая база Полмос. Утро радует хорошей погодой, на градуснике всего –15°С, видимость до горизонта. Со снегом в первой половине сегодняшнего перегона не повезло – жесть, стиральная доска! Твердый после недавней метели, наст легко выдерживает вес человека. Ехать быстрее 40 км/час не комфортно, поэтому едем не спеша, погрузившись в созерцание бескрайней тундры. Деревьев и кустов практически нет, временами по целому часу в пейзаже нет ни единого темного пятна. Белизна снега сливается с белизной неба, ориентиров никаких.
Глядя на стрелку навигатора выбираешь точку на горизонте и движешься к ней. Живности по пути встречаем немного.
Белое безмолвие 2010
Стремительно бросается прочь росомаха, но по такому жесткому снегу ее на снегоходе не догнать, можно переломать подвеску. Подымаем несколько стай полярных куропаток. Время от времени останавливаемся на фотосессии. Заглядываем в рыбачью избу на Корозере, подъезжаем осторожно – нас предупредили о промоинах во льду в самой узкой части озера.
После Корозера – узкого озера длиной около 20 км – рельеф заметно меняется. Тундра уступает место небольшим сопкам с отвесными каменными стенками, спускающимися к многочисленным озерам. Трек петляет по озерам и между сопками. Постепенно начинаем спускаться к морю. Без остановки проскакиваем мимо домиков нахлыстового семужного лагеря на реке Рында, где нам предстоит сегодня ночевать, наша цель – Ледовитый океан!
Белое безмолвие 2010
Просто захватило дух, когда выехали на одну из сопок, и за покрытым снегом берегом открылся бескрайний морской простор. Сочетание мороза, заснеженного берега и водной глади до горизонта завораживает. Баренцево море у побережья Кольского полуострова не замерзает даже в самые лютые морозы благодаря Гольфстриму. Стояли молча – слов нет, чтобы выразить восторг.
Спускаемся в бухту. Начавшийся отлив уже обнажил метров пятьдесят песка, поэтому решаем к воде не подъезжать, чтобы не обмакнуть в океан лыжи – для снегоходов езда по песку не полезна.
Белое безмолвие 2010
В фотосессиях на берегу зависли часа на полтора, но мысли об ужине в конце концов заставили направить снегоходы в сторону нахлыстового лагеря Рында, насчитывающего полтора десятка домиков. Электричество (дизель-генератор), спутниковое телевидение, уютные теплые дома, баня. Зимой в этот лагерь частенько заглядывает народ на снегоходах, мы – не исключение. Всю зиму в лагере дежурят Николай и Люба Гордеевы, возле дома вертится собака Чернушка.
Белое безмолвие 2010
Выслушиваем рассказ Николая о том, как летом местный Тузик познакомился в тундре с волком. Подружились, вместе бегали по тундре по своим делам, задравши хвосты, играли. Пришла зима, длинная и холодная. Волк проголодался – и съел Тузика, потом съел щенка, потом попытался съесть Чернушку, но Николай услышал визг собаки и успел ее отбить. На деревянном крыльце остались глубокие следы когтей, это Чернушка пыталась уцепиться за крыльцо, когда волк схватил ее зубами за бок и тащил в тундру. Теперь Чернушка от людей не отходит ни на шаг.
Белое безмолвие 2010
После жаркой бани – изумительный ужин! Рыба, мясо, грибы, компот из морошки, компот из черники – где уж тут похудеть!
Ложимся спать в уютных двухместных комнатах, сплошь увешанных фотографиями из рыболовных журналов под вой начинающейся пурги.
За 3 дня пройдено 332 км.
Белое безмолвие 2010

День четвертый, 16 марта

К утру пурга разыгралась еще сильнее, видимость минимальная. Мороз около –15°С. Снегоходы пришлось откапывать из сугробов. Прощаемся с Николаем и Любой и покидаем гостеприимную Рынду. Поднявшись на вершину сопки в точку, которую показал на карте навигатора Николай, действительно обнаруживаем там неплохой сигнал «Мегафона». Докладываю домой, что у нас все в порядке, и уходим по треку в метель.
Белое безмолвие 2010
Местность, по которой проезжали вчера вечером, сегодня просто не узнать. Продвигаемся между сопок и озер. Задачу осложняет то, что сегодня едем на юг, карта в навигаторе перевернута вверх ногами и при движении на снегоходе практически вслепую по сложному рельефу далеко не всегда сразу соображаешь, куда в этом распадке поворачивать – направо или налево. Тем не менее, на ежиков в тумане мы не похожи и к обеду добираемся до избы на Корозере, где и садимся за стол. Дров в этих местах нет, поэтому печку не топим, но стены хотя бы защищают от ветра.
Погода понемногу налаживается.
Белое безмолвие 2010
На Полмос возвращаемся часам к пяти вечера. Заправляемся бензином из бочки, которую для нас сюда привезли из Ловозера оленеводы. Проверяем снегоходы и снаряжение. Уделяю время, чтобы разобраться со спутниковым телефоном. Система GlobalSat в наших краях работает не совсем хорошо, похоже, что телефон ловит всего один спутник. Связь есть около 10 минут каждые полчаса. Не густо, но и это уже хорошо. В домике тепло и уютно. После ужина с котлетами из оленины быстро потянуло в сон.
За 4 дня пройдено 430 км.

День пятый, 17 марта

Метель не утихает, видимости практически нет – белая мгла. Сегодня мы уходим от Полмоса на юго-восток, пересекаем Лявозеро, мимо оленеводческой избы на Поросозере, по льду Колмозера и Кетькозера и далее по тундре должны будем подойти к «Золотой роте» (брошенной радиотехнической части в Кейвах) и перевалить через плоскогорье Кейвы в районе Длинного хребта.
Белое безмолвие 2010
Отсюда через оленеводческую базу Семиостровье до села Краснощелье (финальной точки сегодняшнего перегона) около 60 км. От Полмоса до Лявозера пробираемся практически на ощупь, видимости нет, благо, тундровый рельеф не сложен. За озером натыкаемся на оленеводческую избу. По традиции не проезжаем мимо, останавливаемся, чтобы поговорить с пастухом: о погоде, об охоте на куропаток, о браконьерах, разгоняющих снегоходами оленьи стада.
Белое безмолвие 2010
От Полмоса до Длинного хребта трека нет – я в этих местах впервые, прокладываю рут всего из нескольких точек, в тундре этого достаточно. Вскоре погода налаживается, выглядывает солнце – и снова тундра до горизонта. По склону сопки, через невысокий, но густой березняк прорываемся к избе на Поросозере. Около избы местная оленегонная лайка лениво что-то обгладывает. Перебрасываемся парой слов с оленеводами – и вперед.
Белое безмолвие 2010
Проскакивает несвоевременная мысль: «Хорошо едем!», и, как и следовало ожидать, скорость перемещения вскоре пошла на убыль. На льду Колмозера глючит мой навигатор. Проблема с питанием. Едем под прикрытие берега; с помощью ножа, скотча и какой-то матери пытаемся все наладить. Потрачен час, но положительный результат не получен.
Белое безмолвие 2010
Определяем свое местоположение с помощью навигатора Garmin Zumo, который снимает со своего снегохода Аудриус, примерно находим точку на пятикилометровой карте, берем азимут и движемся в сторону Длинного хребта, используя Garmin в качестве компаса. Слегка промахиваюсь в западном направлении и на плоскогорье подымаемся в районе Песцовой Кейвы, по которой одиноко бродит дикий олень. На южных склонах Кейв после метели много свежего снега, временами глубже, чем по пояс. Осторожно пробираюсь первым через березняк, вторым идет Алгирдас. Длинными гусеницами двух «Линксов» хорошо утаптываем тропу для «Туринга» и «Транспортов».
Белое безмолвие 2010
Знаковое для нас место – в прошлом году с этой же командой от Ловозера до Длинного хребта 150 км проскочили за 3,5 часа, а затем 7 км до Семиостровья пробивались еще 3,5 часа, проваливаясь в свежий снег почти по грудь. Подо мной тогда в километре от базы оленеводов «умер» моторчик на инструкторском «Рэйнджере». Больше суток просидели в избе, вызывали помощь по спутниковому телефону, топили печь, спали на нарах, на оленьих шкурах, вывозили на санях «убитый» снегоход, но весь маршрут экспедиции прошли до конца.
После выхода из березняка становимся на достаточно свежий след оленеводов, которые гнали оленье стадо из кораля в Семиостровье на Краснощелье.
Белое безмолвие 2010
Вскоре след уходит в противоположную сторону, на запад, но кругом снежная целина в зоне приполярной тайги, многочисленные ручьи. Решаем держаться следа, в крайнем случае, выйдя из зоны леса, по болотам уйдем по целине на юг, на зимник Ловозеро–Краснощелье, там должно быть накатано.
По льду речки Ельйок начинается настоящая гонка: под снегом вода, идем в полный газ, пока не выскакиваем на берег. Долгожданные болота! По ним двигаться гораздо легче, но тут вдруг начинает отказывать мотор «Рэйнджера». Доливал масло во все снегоходы при выезде с Рынды, у всех сейчас по полбака, а на «Рейнджере» – пустой бак. Доливаем масло, не без проблем заводимся. Пересаживаюсь на Ranger, пытаюсь найти такой режим работы двигателя, который максимально продлит ему жизнь. Получается. До Краснощелья идем 25 км практически без остановок и въезжаем в село уже в сумерках. Баня, ужин!
Питанию в Краснощелье можно уделять отдельную главу – оленина, лосятина, различные виды рыбных блюд, грибы, варенье из морошки и брусники. Все, заканчиваю, слюной можно захлебнуться! Село Краснощелье затерялось в тундре в центральной части Кольского полуострова. До районного центра, села Ловозеро – 150 км. Дорог нет, есть снегоходный зимник и авиация. Трактора таскают сани-волокуши, можно добраться сюда и на гусеничных тягачах. Жителей в Краснощелье человек 600, в основном – коми. Пасут оленей, рыбачат, охотятся, рады гостям. Встречают нас Алексей и Вера. Алексей – лесничий, Вера – директор сельского клуба. Мы с ними знакомы уже третий год, во время снегоходных экспедиций ночуем у них с туристами. С гостиницей в Краснощелье напряженка, до недавнего времени немногочисленных гостей селили в пустующую палату фельдшерского пункта. По нашей просьбе Алексей и Вера оборудовали очень уютный гостевой дом, где мы сегодня и останавливаемся. С подачи «Кольских Экспедиций» люди уже второй год приезжают в Краснощелье для встречи Нового года и Рождества.
После ужина пытаюсь снять точки трека из умершего навигатора, но безрезультатно. Созваниваюсь с Кировском. Сергей, партнер по фирме, обещает переслать точки трека по интернету (здесь он доступен через модем). Ребята уже спят. Не задерживаясь, следую их примеру.
За 5 дней пройдено 587 км.

День шестой, 18 марта

Подъем, завтрак. После частичной разборки убеждаемся в том, что моторчик на «Рэйнджере» скорее мертв, чем жив. Алгирдас дальше поедет пассажиром. Заправляемся из бочки, которую Алексей привез для нас из Ловозера, договариваюсь с Алексеем об эвакуации умершего «Рэйнджера» в Ловозеро на санях.
Белое безмолвие 2010
Получаем от Сергея точки трека, Аудриус и Андриус сразу же садятся за ваяние рута (привязать к глоссарию). Ритуальное повязывание ленточек на ветки березы во дворе гостевого дома, снимок на память. Стартуем. Погода отличная – солнце, мороз около –10°С, ветра практически нет. Выезжаем из Краснощелья по льду реки Поной (самая длинная река на Кольском полуострове – 425 км) в сторону Каневки по хорошо накатанному путику. Через полтора десятка километров сворачиваем на юг, уходим на болота, движемся по руту (привязать к глоссарию). Временами читаю следы снегоходов – две недели назад Сергей вел по этому маршруту еще одну снегоходную команду. Болота – перелески, дважды пересекаем по льду реку Варзугу, выезжая на лед через густой лес по накатанному Сергеем две недели назад следу – это здорово экономит нам время. Наконец выезжаем на лед Сергозера – сюда уже ездит рыбачить народ из Варзуги.
Так и есть, в южном конце озера становимся на след рыбацкого Lynx Forest Fox 440 (легендарный по своей надежности и проходимости снегоход; к сожалению, больше не выпускается). На месте старого городища, на высоком холме при въезде в современное село Варзуга в прошлом году в честь 590–летия села установили позолоченный крест.
Белое безмолвие 2010
Село Варзуга – самое древнее русское поселение на Кольском полуострове. Какое-то время тратим на поиски дома Василия Коновалова, где нам предстоит заночевать. Со льда реки снегоходный след уходит на крутой берег, снег раскатан почти до льда, как на детской горке. С разгона выскакиваю наверх и еле успеваю разминуться с деревянным столбиком, стоящим в аккурат посреди узкой тропы. Оказывается – это спуск, а подъем намного более пологий и расположен правее, там ребята и подымаются.
Белое безмолвие 2010
Разгружаем снегоходы во дворе у Василия – и вперед, к Белому морю, пока не село солнце. Традиционная фотосессия возле Успенской церкви (XVII век, построена без единого гвоздя, шедевр поморского деревянного зодчества) Фото с этого ракурса у меня в архиве только с народом на джипах и мотоциклах, на снегоходах – впервые. Знакомая по летним экспедициям лесная дорога уводит в сторону Кузомени, песчаная пустыня покрыта снегом – и вот мы уже среди торосов на льду Белого моря в районе устья Варзуги. Белое море зимой замерзает, но приливы и отливы ломают лед, ставя льдины вертикально. Часто зоны торосов для снегоходов непроходимы.
Белое безмолвие 2010
Финальная фотосессия во льдах, просвеченных заходящим солнцем. Алгирдас предлагает всем участникам по глотку коньяка и сигары, специально припасенные для такого случая.
Белое безмолвие 2010
Эмоции просто переполняют. Немного грустно от того, что экспедиция уже завершена. Возвращаемся в Варзугу, к Василию. Баня, ужин! С семгой соленой, копченой и жареной. Многие наши туристы на финише в шутку жалуются, что это не снегоходная экспедиция, а просто какой-то гастрономический тур!
Белое безмолвие 2010
Ночуем в гостевом доме, где летом живут рыбаки, но хорошая печь делает это жилище очень комфортным и зимой. Перед сном выхожу на улицу. Дом стоит на склоне холма, внизу – долина реки, село, церкви: все залито лунным светом. Тишина, даже собаки не лают. Полный покой. Слов нет. Снегоходная часть экспедиции завершена.
За 6 дней пройдено 770 км.

День седьмой, 19 марта

Сбор снаряжения, погрузка снегоходов в грузовик. Решено закончить экспедицию именно здесь, в Варзуге. После эффектного финиша на льду Белого моря пара дней возвращения на снегоходах в Кировск в плане драйва и эмоций ничего нового уже не добавит. Ребят в Кировск везет Сергей на «Хонде», я сижу в кабине «Мерса», груженого снегоходами, в состоянии легкого транса, пытаясь осмыслить впечатления, полученные за последние дни. Понемногу начинают отходить уставшие мышцы. Отличная погода, море в районе села Кашкаранцы сверкает на солнце торосами, как бриллиантами. Экспедиция закончена, но, как сказал один хороший человек, «экспедиция завершена, но это не повод для печали. Мы возвращаемся домой, но каждый оборот колеса приближает нас к новой экспедиции!».
Белое безмолвие 2010
Экспедицию подготовила – турфирма «Кольские Экспедиции», (www.kolatrip.spb.ru, www.kola-exp.com) организатор экспедиций на джипах и эндуро по Кольскому полуострову с 1994 г., организатор снегоходных экспедиций с 2006 г. (накатка на снегоходах с 2006 г. – более 30 000 км).
5
Россия, Кировск
стаж в офф-роуде:  
ФОТО

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (3)
Россия, Черноголовка
Баллы
0
Супер! Очень захватывает.
Написал 06.12.2010 | 16:57:28
 
Россия, Москва
Баллы
0
(–35°С!... и люди там живут...) большое спасибо за интересный рассказ!
Написал 08.12.2010 | 14:48:45
 
RacingBus
Баллы
0
-35 в этих краях скорее исключение, обычная температура от -10 до -25. Больше всего удивляет, когда едешь в снежном буране, как местные веками в такую погоду ездили по тундре безо всякой навигации. А может быть и не ездили. Ставили нарты на бок, защищаясь от ветра, зарывались в сугроб вместе с собаками - меховая одежда позволяла ночевать в снегу без палатки и спального мешка - и спали пару - тройку суток, пока метель не закончится и не выглянет солнце.
Написал 12.12.2010 | 20:52:04
 
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры


КАТАЛОГ
 
Наши города
Выбор редакции
УАЗ Байкал 2020
Одним из подтверждений живучести «ядерной легенды» советского автопрома стал запуск «официального» кемпера на базе УАЗ СГР. Доработка автомобиля осуществляется компанией Люкс Форм.
УАЗ Буханка 2018, Тюнинг-Центр 4х4
Основной изюминкой очередного проекта Тюнинг-Центра 4х4 стали шины низкого давления АвтоРос, которые отличаются своими внедорожными характеристиками и не обламывают возможность проехать по асфальту.
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2024, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл ФС77-62706