рейтинг
3
Добавлено 16.09.10
Лапландия ЖЕСТЬ 2010Красота и жесть совместимы. Часть 118.08.10 - 25.08.10
|
экстремальная экспедиция
Россия, Мурманская
184250, Мурманская обл., г.Кировск, ул.Кондрикова, д.3, кв.35
Телефон: +79212827713, +79217347468
E-mail: Kushnir@kolatrip.spb.ru
Сайт: http://kolatrip.spb.ru/
|
Контактное лицо:
Константин Кушнир, председатель АвтоМотоТурКлуба "АЛЛУАЙВ".
Сложность маршрута: жесткое бездорожье
Количество дней: неделя
Машины: TLC 80 (резина 35”, лифта кузова нет, лифт подвески – 6 дюймов, 2 лебедки); TLC 80 (резина 36”, лифта кузова нет, лифт подвески – 6 дюймов, лебедка); УАЗ Patriot (резина 35”, лифт кузова – 75 мм, подвески – 25 мм, лебедка); Nissan Patrol 2007 года (резина 35”, лифта подвески нет, лифт кузова – 80 мм, лебедка)
Участники: AndyTax, Сергей и Настя Луневы (Москва); Петр Русинов и Андрей Тахтаулов (Москва); Алексей и Егор Лысенко (Великого Новгорода); Алексей Савин и Константин Кушнир ( Мурманск)
Основная цель при организации внедорожных экспедиций – с помощью полного привода показать людям красоту Кольского полуострова, рассказать о богатой истории этого удивительного края, древних легендах населяющих его людей, а так же пройти интересную, сложную (без фанатизма) и многовариантную трассу без «убийства» машин.
Участники
С 2003 года АМТК «Аллуайв» проводит внедорожные экспедиции туристического формата под названием «Лапландия» по Кольскому полуострову – от Баренцева до Белого моря. Проходя южную часть маршрута «Лапландии’2007», группа джиперов из Москвы и Великого Новгорода сдружилась и организовала Всероссийский внедорожный клуб «35 дюймов». Ребята провели несколько серьезных внедорожных экспедиций, что, однако, не мешало им каждый год участвовать в «Лапландии». По мере апгрейда машин и роста джиперского мастерства ребятам, уже изрядно насмотревшимся на красоты Севера во время обычных экспедиций «Лапландия», пришла в головы мысль усложнить трассу. Так в 2009 году родился проект «Лапландия-ЖЕСТЬ».
В связи с небольшим количеством экипажей, а так же с тем, что на самом сложном этапе в Хибинах неизменная клубная техничка и эвакуатор, «гоночный» автобус ГАЗ-66, физически не смог бы взять Умбозерский перевал вместе с остальными участниками (слишком узкая скальная полка на берегу горного озера), решили снизить заявочные взносы и оставить ГАЗ-66 на боевом дежурстве в Кировске. В результате автор этих строк первые 4 дня экспедиции проехал штурманом в Nissan Patrol Алексея Савина, а последние 3 дня – в УАЗ Патриоте Алексея Лысенко.
В связи с небольшим количеством экипажей, а так же с тем, что на самом сложном этапе в Хибинах неизменная клубная техничка и эвакуатор, «гоночный» автобус ГАЗ-66, физически не смог бы взять Умбозерский перевал вместе с остальными участниками (слишком узкая скальная полка на берегу горного озера), решили снизить заявочные взносы и оставить ГАЗ-66 на боевом дежурстве в Кировске. В результате автор этих строк первые 4 дня экспедиции проехал штурманом в Nissan Patrol Алексея Савина, а последние 3 дня – в УАЗ Патриоте Алексея Лысенко.
Маршрут
Маршрут разрабатывался с учетом пожелания не только усложнения трассы, но и прокладки его по красивым, знаковым местам. В целом маршрут проходил по центральной части Кольского полуострова, по старым геологическим и лесовозным дорогам в зоне приполярной тайги, четырем из пяти тысячников Ловозерского горного массива (Аллуайв – 1051 м, Кедыквырпахк – 1118,7 м, Ангвундасчорр, наивысшая вершина массива, – 1120,6 м, Сенгисчорр – 1113,5 м), по ущельям и перевалам Хибин (Кукисвумчоррский перевал – 479,7 м, Умбозерский перевал – 527,2 м) с выходом на побережье Белого моря.
История
С исторической точки зрения – это места обитания саамов-оленеводов, в XX веке – места индустриализации (Кировск, Ревда, Оленегорск). Кольский полуостров после таяния ледника был заселен людьми сравнительно недавно. Наиболее ранние известные неолитические стоянки датируются II тысячелетием до н.э. Этим же периодом датируются неолитические лабиринты, располагающиеся на берегах морей в арктическом поясе Земли. Коренное население полуострова – саамы: оленеводы, рыбаки и охотники.
Новгородцы начали освоение побережий Кольского полуострова в XI веке, занимаясь, в основном, рыболовством. В 60-х годах XIX века на Кольской земле поселилось несколько родов коми, спасающих свои оленьи стада от мора в Большеземельской тундре. Вместе с коми на Кольском полуострове поселилось немного ненцев.
Новгородцы начали освоение побережий Кольского полуострова в XI веке, занимаясь, в основном, рыболовством. В 60-х годах XIX века на Кольской земле поселилось несколько родов коми, спасающих свои оленьи стада от мора в Большеземельской тундре. Вместе с коми на Кольском полуострове поселилось немного ненцев.
К сожалению, летом нельзя познакомиться с бытом и работой оленеводов – это удел зимних снегоходных экспедиций в тундру. Летом олени на вольном выпасе. Спасаясь от гнуса и оводов, они уходят на труднодоступные участки побережий Баренцева и Белого морей, где пасутся, лижут на отливе соль и лакомятся ламинарией, которую штормами выбрасывает на берег.
Вся военная история сконцентрирована на северо- и юго-западе полуострова, где проходили кровопролитные бои по защите Мурманска и Кандалакши.
Вся военная история сконцентрирована на северо- и юго-западе полуострова, где проходили кровопролитные бои по защите Мурманска и Кандалакши.
Основной особенностью климата на Кольском полуострове в летнее время являются резкие колебания температуры. При смене ветра с южного направления на северное температура воздуха за 6–8 часов может упасть на 20 градусов и снизиться от +25 градусов до +5, с сильным ветром, дождем, в горах – со снегом. Для джиперов это не всегда критично, но время от времени летом пешие туристы гибнут в Хибинах и Ловозерье от переохлаждения.
День первый
Кировск – Куэльпорр – брод через реку Куна – Кунское болото – река Печа.
Ребятам, одуревшим от московской жары, и в голову не пришло взять достаточно теплой одежды и обуви, а в Кировске с утра 18 августа было +6, бодрящий северо–западный ветерок, вершины Хибин украшал свежевыпавший снег. Пришлось ждать открытия магазинов и докупать снаряжение.
Этот этап еще в трофи-марафоне «Арктик Трофи’97» получил название «Затерянный мир». Трасса этапа начинается в Кировске и проходит через живописное ущелье Хибин (здесь снималась одна из сцен фильма «Кукушка»), Кукисвумчоррский перевал, мимо контрольно-спасательного пункта МЧС Куэльпорр, через броды озера Щучьего, по берегу озера Гольцового, по броду через реку Бассейная Куна, по старым лесовозным дорогам в предгорьях Хибин.
Недалеко от железнодорожной станции Имандра трасса сворачивает на север и идет под ЛЭП по болотам, полным крупных камней, до брода через реку Куна. Брод сложный, крупные камни на дне, сильное течение. Кунское болото практически ни одному экипажу с 1997 года не удавалось пройти без лебедки. Болото небольшое: метров 50 заболоченной лощины между двумя лесистыми возвышенностями, масса заросших колей, следы былых битв, лебедками выдернутые с корнями сосны. От Кунского болота до бивуака на реке Печа около 8 км каменистых и заболоченных дорог.
Склоны ущелья были почти скрыты низкими облаками. Куэльпорр встретил моросящим дождем. Воды в бродах Щучьего озера и в Куне было относительно немного, прошли без проблем. Дорога до ЛЭП с постепенно увеличивающимся количеством камней послужила хорошей тренировочной трассой. Под ЛЭП камни в болотах довольно большие, скрыты под водой, начались сложности: машины стали застревать, их приходилось выдергивать из трясины, но лебедки пока еще не разматываем. Долгое время мы с Алексеем на Nissan Patrol идем головной машиной. Вариантов прохождения болот каждый раз минимум два, но правильный вариант проясняется, когда ты успешно проехал болото или застрял в нем, а тебя объехали рядом. После очередного застревания оказываемся с Алексеем замыкающими. Голос в рации: «Нет тут никакого брода, на берег озера выехали, разворачиваемся!». Корректирую ситуацию: «Отставить разворот! Это и есть Кунский брод, в месте, где река Куна вытекает из озера!».
Петина Toyota берет брод без проблем, Toyota Сергея в броде разувается, Лешу и Егорку на Patriot течение сносит на перекат, где глубоко, поэтому разъем патриотовских «мозгов» оказывается под водой. Петя извлекает Patriot из переката лебедкой. Сергею удается накачать колесо, внутри которого оказывается около 10 л воды (воду позже сливали в шиномонтаже, по асфальту больше 40 км/час ехать было невозможно). Patrol по крупным камням вытягивает на берег стропой Toyota Сергея. Андрея и Петю во время просмотра брода течение на скользких камнях сбивало с ног, полные телепузы воды, у Сергея отнюдь не теплая водичка хлюпает в болотниках. Стоящий на берегу рыбак не без интереса снимает нашу переправу на мобильный телефон.
Дорога до Кунского болота – как передышка. Взять болото (предварительно с полчаса топчемся по нему ногами) решаем в трех местах. Первым вязнет «Патриот», у которого после утопления начинают глючить датчики режимов работы двигателя, периодически оставалось только два режима работы – полный газ или полная остановка. Петя взял правее всех, первым перебрался на лебедке и начал протаскивать Сергея, на Toyota которого отказала передняя лебедка. Потом протаскивали «Патриот», потом – в 2 лебедки и через блок – тащили тяжелый Nissan. Итог штурма: вышли из строя передние лебедки на «Тойоте» Сергея и «Патруле» Алексея, у Пети лебедка мотает только в одну сторону – и это не считая нескольких не совсем нужных в оффроуде оторванных брызговиков.
По дороге до бивуака уже в темноте еще несколько раз застревали и вытаскивали друг друга, пытались тащить машинами сухие деревья на дрова, но все эти «якоря» сначала благополучно засаживали машины в очередном болотце, лишая маневра, а потом отрывались. На место бивуака добрались в половине второго ночи, вымотанные до предела. Кемпинговый шатер и палатки ставили под проливным холодным дождем, перекусили и рухнули спать.
Движемся дальше:
Второй и третий дни экспедиции. | |
Четвертый и пятый дни экспедиции. | |
Шестой и седьмой дни экспедиции. | |
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (2)