рейтинг
2
16.05.13
Электробагги SRI EV1 2013Электробагги впервые выступил на «Бахе-1000» |
С первого взгляда идея внедорожных прототипов с электромотором выглядит бредовой. В трофи-рейды или бахи даже дизельные внедорожники берут на борт канистры с дополнительной горючкой. Электромобилям же придется и вовсе прицеп с аккумуляторами за собой везти!
Однако, возможно, именно электромобили могут стать ответом на вопросы, которые все чаще сейчас задают экологи гонщикам. Автоспорт, который всегда был полигоном самых неэкономичных технологий, все больше сдает свои позиции — гибридные агрегаты, позволяющие экономить топливо и снижать вредные выбросы, появились уже даже в Формуле-1!
Ситуация с внедорожным автоспортом выглядит еще более опасной — если кольцевики загрязняют воздух в пределах своих автодромов, то трофисты портят настоящую дикую природу! Рано или поздно «зеленые» дотянутся и до внедорожного спорта, и тогда такие автомобили, как SRI-EV1, станут нашим настоящим. А пока это лишь будущее – электромобиль впервые вышел на старт Baja NORRA Mexican 1000.
SRI (Strategic Recovery Institute) — это проект 50-летнего Джеффри Смита (Jeffrey Smith), бывшего офицера морской пехоты США, а ныне — психотерапевта. В 2010-м году SRI начал с производства электрических инвалидные колясок. Но уже в 2011-м Джеффри решил объединить свой бизнес и свою страсть — последние семь лет он занимается гонками.
Полтора года понадобилось компаниям SRI и EV West для того, чтобы построить электромобиль для участия в Бахе-1000. На прошлой неделе прототип под названием SRI-EV1 вышел на старт 1200–мильной внедорожной гонки и успешно добрался до финиша.
Шасси SRI представляет собой достаточно стандартный для американских бах прототип с открытыми колесами: трубчатый каркас, пластиковые обтекатели, традиционно напоминающие Volkswagen Beetle. Независимая подвеска на двойных поперечных рычагах с наклонными амортизаторами и огромными ходами, здоровенные зубастые колеса и задний привод позволяют «валить на все деньги» по мексиканским пустыням. Главное отличие болида SRI — под капотом.
Вместо привычного для класса бензинового V8, здесь стоят два электромотора Netgain WarP, управляемых контроллерами Evnetics Soliton 1. Общая мощность двигателей — 535 лошадиных сил. Крутящий момент — 1016 Ньютон-метров. Секвентальная КПП Mendeola SD4 передает весь момент на задние колеса BFG Baja TA KR 35x12.50x15.
Энергия хранится в двух блоках по 69 литий-ионных 3,3-вольтовых аккумуляторов фирмы CALB (China Aviation Lithium Batteries) по 180 Ампер-часов. Аккумуляторы установлены максимально низко, в передней и задней частях автомобиля. Еще четыре блока стоят в кабине — они нужны для питания гоночных компьютеров, GPS, освещения, и т.п.
Общей емкости батарей SRI-EV1 в 82 киловатт-часа хватает на то, чтобы питать средний американский дом в течении одной недели! Вот только в гоночном режиме заряд аккумуляторов истекает гораздо раньше.
Максимальная скорость SRI-EV1 — 173 км/ч. Для бах этого абсолютно достаточно — здесь скорость лимитирована не мощностью мотора, а, скорее, величиной хода подвески. И мало какой из болидов может позволить себе разгоняться больше 100-120 км/ч.
А вот чего недостаточно, так это автономности. На одной зарядке багги проезжает от 80 до 100 миль. То есть максимум 160 километров. Неплохо, но не для гонки длиной почти в 2000 км. Baja 1000 разбита на этапы длиной примерно в 150 км, и длится 4 дня. Теоретически SRI-EV1 может пройти ее полностью — ведь батарейные блоки устроены так, что допускают быструю замену.
Но на самом деле логистика подобной гонки выходит слишком сложной. Во-первых, для замены блоков нужна специальная техника, ведь весят они по 400 килограмм! Во-вторых, подзарядка таких внушительных батарей занимает очень много времени — не факт, что для этого хватает ночного отдыха.
То есть для того, чтобы пройти всю дистанцию Baja 1000 на электромобиле, необходимо на каждом чекпойнте держать команду механиков с лебедками и новым батарейным модулем. Мало того — нужна инфраструктура для зарядки батарей. А в условиях пустынных лагерей и, тем более, во время лиазонов подзаряжать аккумуляторы можно только от отдельных дизель-генераторов.
Очевидно, что бюджет подобной затеи по карману разве что заводской команде, но уж точно не частному предприятию вроде SRI.
Поэтому программа участия SRI EV1 в бахе была урезанной. Первый день машина прошла полностью — все три спецучастка (вероятно, у команды есть три комплекта батарей). В остальные дни, как и планировалось, были пройдены лишь некоторые этапы, остальную дистанцию багги преодолел на трейлере.
Джеффри Смит, который сам сидел за рулем SRI EV1, получил почетный стартовый номер 1 и свой собственный класс — «EEV». По итогам первого дня он финишировал на 31-м месте из 41 участника в зачете Evolution (и, разумеется, на первом месте в своем собственном классе). Второй и третий день были закончены уже не полностью, на старт четвертого дня гонки Смит не вышел, квалифицировавшись в итоге на 25-м месте, обойдя 16 экипажей, сошедших ранее.
«Мы делаем историю, — говорит Джеффри Смит. — Годы пройдут, но люди будут помнить!». Своей задачей на ближайший год Джеффри видит постройку новых электробагги и дополнительных аккумуляторных батарей к ним. Вероятно, создатель SRI видит какое-то решение проблемы с батареями, ведь он уверенно говорит, что участие в бахе на электромобиле должно обходиться дешевле за счет экономии бензина (а в пустыне он недешев, либо везти его приходится с собой).
Еще одна из целей Смита — получение грантов от Пентагона. Американские военные могут заинтересоваться бесшумным внедорожником — в разведывательных миссиях он неоценим.
СправкаNORRA Mexican 1000 — мероприятие, проводимое NORRA (National Off-Road Racing Association) с 2010 года по маршруту классической мексиканской Бахи-1000 (оригинальная же Baja 1000 переехала в другое место).
Организаторы стараются сделать событие не сколько спортивным, сколько тусовочным — половина участников заявляются в зачет «Vintage» на прототипах 70-80-х годов. Есть классы для мотоциклов и квадроциклов. В этом году состоялось с 27 апреля по 1 мая.
|
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)