рейтинг
1
20.06.13
Прыгающие боевые машиныЗабытое будущее: Прыгающий джип от BAE Systems |
Одной из проблем, ограничивающих применение наземной военной техники, всегда были специальные инженерные заграждения — рвы, валы, противотанковые «ежи», и так далее. Военные конструкторы бились над преодолением автомобилями и бронетехникой подобных препятствий с середины двадцатого века.
В итоге это привело к созданию специальных боевых машин, которые сейчас стоят на вооружении инженерных войск — самоходных штурмовых мостов типа российского танкового мостоукладчика МТУ-90 и боевых машин разграждения типа ИМР-3, способных разбирать завалы своими манипуляторами.
Но в свое время конструкторы, размышляя над этой проблемой, родили немало интересных идей. Одной из них были прыгающие автомобили и танки. В самом деле — что может быть лучше, чем просто перепрыгнуть завал или ров? Один деморализующий противника эффект чего стоит!
Свою концепцию прыгающего джипа в 1960-х годах создала британская компания BAE Systems plc. Подобные идеи вообще характерны для BAE.
Компания эта более чем солидная — один из трех крупнейших производителей военной техники в мире, чья выручка от поставки вооружений США, Великобритании, Саудовской Араваии и т.д. приближается к 20 миллиардам долларов в год. Но несмотря на это в новости постоянно попадают проекты типа жидкостного бронежилета, морского рельсотрона или боевых машин, скопированных с последних «Бетмобилей».
Причем часть из этих проектов воплощается в жизнь! Например, разрабатываемые с 1970-х гибридные силовые установки в наше время являются серийными.
Не произошло такого с прыгающим джипом (он так и назывался — Jumping Jeep). В конце-концов проект был свернут по банальной причине: нехватка средств на его реализацию.
Концепция предполагала установку со всех сторон четырехколесного транспортера двенадцати винтов, создающих мощную вертикальную тягу — нечто вроде воздушной подушки.
Jumping Jeep компании BAE Systems, 2013 г. | |
Дорожный просвет был прикрыт кожухами, которые сохраняли давление воздуха под днищем, помогая совершить прыжок тогда, когда это необходимо. Как должен был чувствовать себя во время высокого, но короткого полета с жестким приземлением груз и личный состав, перевозимый в кузове, не сообщается.
Интересно, что разрабатывался проект по заказу Министерства обороны!
Пусть вас не смущает современная компьютерная анимация — она сделана в наше время, но показывает проект полувековой давности. Тем самым британцы отмечают открытие нового R&D-центра на своем авиационном заводе в британском Ланкэшере.
Что еще?
Говоря о прыгающих боевых машинах, нельзя не вспомнить советскую разработку 1937 года — танк ТПП-2 (танк преодоления препятствий). Он представлял собой облегченный Т-26, по бокам которого устанавливались две пары эксцентриков. Предполагалось, что, опустив их на полной скорости, командир танка заставит его высоко подпрыгнуть.
В реальности оказалось, что для прыжка нужна скорость намного большая, чем мог развить Т-26.
Другой проект — американская бронемашина Baker 8x8 разработки 1942 года. Здесь прыжок планировалось осуществлять с помощью подвески на высокопроизводительных гидроцилиндрах — подобную сейчас используют лоурайдеры.
Изначально машина была четырехколесной, затем превратилась в восьмиколесную. Конструктор заявлял, что вооруженный трехдюймовой пушкой бронемобиль способен прыгать на 14 метров в длину и 1,25 м в высоту при скорости в 64 км/ч.
Из стадии прототипа колесный танк не вышел.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)