рейтинг
1
04.04.17
Toyota BJ 1951-1955Toyota BJ: Как Jeep стал первым Land Cruiser |
После Второй Мировой Войны Япония переживала необходимость не только восстановления производства, но и полного перестроения национального самосознания. Оккупация Японии и насаждение демократических ценностей, из-за особенностей восточного менталитета принесли грандиозные плоды, превратившие островное государство в образец политического и промышленного возрождения.
После 1945 года компания Toyota имела уже больше 10 лет работы на автомобильном рынке, но к 1950 году образовалась ситуация, которая определила будущее Тойоты. Выбор был простой — либо завод начинает производство востребованного автомобиля, либо завод попросту закроется.
В 1950 году в качестве разработки автомобиля для нужд резервного полицейского корпуса (предшественника современных сил обороны Японии) Toyota создает концепт нового поколения внедорожников, которым суждено получить мировую известность и признание. Первый образец, пригодный для испытаний, был построен уже в 1951 году.
Для разработки нового внедорожника применялось максимальное количество уже имеющихся узлов и деталей. Таким образом, за основу была взята база однотонного грузовика SB имевшего формулу 4х2, в последствии переработанная для автомобиля с двумя мостами.
Под капотом будущей «мечты» оказался 6-цилиндровый двигатель B-series от того же грузовика. Мощности двигателя в 82 л.с. вполне хватало для того времени без понижающей передачи, особенно в сочетании с главными парами 4.11 в мостах и передаточным числом 5.53 первой передачи взятой от того же грузовика КПП.
Интересно, что разработанный в 1938 году двигатель для грузовика SB используемого в императорской армии, был создан на основе лицензионного мотора Chevrolet Stovebolt Six. Да-да, именно Chevrolet стал источником «вдохновения» инженеров Toyota, которые смогли сделать мотор со множеством модернизаций, хоть и похожий на своего прародителя.
Для простоты изготовления кузов был таким же квадратным как и Willys, но при этом обладал увеличенным в сравнении с «американцем» кузовом, установленным на удлиненную базу, а также увеличенным капотом из-за необходимости установки большого 6-цилиндрового двигателя.
Однако, военное назначение автомобиля, отдававшее приоритет увеличению грузового пространства, отрицательно сказывалось на комфорте водителя — ему оставалось совсем немного места. Вспоминаем советский УАЗ-452, построенный по такой же схеме.
Обозначение BJ расшифровывалось как сочетание обозначения двигателя «B» и обозначения Jeep «J», хотя ни одного официального подтверждения такого обозначения не имеется.
Именно буква J стала причиной «разборок», которая стала следствием «трудностей перевода». Японцы воспринимали термин Jeep как россияне сегодня — то есть, именем существительным, обозначающим тип транспортного средства, а не наименование модели или бренда.
В 1954 году в США регистрируется торговый знак Jeep, который станет причиной претензий к японскому обозначению BJ. Управляющий директор Ханжи Умехара (Hanji Umehara), чтобы избежать претензий со стороны владельцев Jeep, придумывает название Land Cruiser.
Умехара не знал, что в тот момент он придумал имя целому миру внедорожников, а не просто одной модели. Тогда он посчитал, что такое название будет хорошо противостоять Land Rover, чьи позиции на рынке третьих стран Тойота планировала потеснить.
На испытаниях Toyota BJ достигла 6-й станции горы Fuji. Шестая станция находится на высоте 2,390 метров и достичь этой точки с тех пор больше не удалось никому. В настоящее время проезд автомобилей выше 5-й станции запрещен, а до 5-й станции существует нормальная дорога.
Однако, несмотря на достижения на тестах, по первому контракту для вооруженных сил поставлялись автомобили Willys. Начиная со второго контракта для вооруженных сил Японии стали поставляться автомобили собственного производства.
Toyota BJ производилась в нескольких вариантах для военного и коммерческого назначения. Гражданские покупатели интересовались военным внедорожником, но военный «комфорт» для них не очень подходил, а вот для бизнеса легкий полноприводной автомобиль оказался очень неплох.
Производство Toyota BJ продолжалось до 1955 года, после чего вместо него началось производство 20-й серии. Toyota 20-й серии была более комфортна для гражданского использования и к тому же, для нее был использован лучший двигатель F-series объемом 3,9 литра и мощностью 105 л.с. Но это уже другая история...
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |