рейтинг
5
06.08.18
ТПК ЛуАЗ-967М 1975-1989Живой представитель советской военной махины |
Каждый раз, подходя к настоящей железной технике, я испытываю больший трепет, чем на тестах самого дорогого бизнес-седана. Есть что-то в этих архаичных конструкциях, чего не хватает современным жестянкам.
Транспортер ТПК ЛуАЗ-967М относится именно к таким олдскульным, теплым и ламповым.
Транспортер Переднего Края — именно так расшифровывается аббревиатура ТПК, — был образцом самой безумной идеи, не только реализованной в металле, но и одобренной суровыми дядьками в погонах с большими звездами.
Основной задачей транспортера была доставка боеприпасов и личного состава, а также эвакуации раненых прямо из-под носа противника, непосредственно с линии фронта.
Примечательной особенностью транспортера ТПК является полное отсутствие бронирования и вооружения. Более того, водитель и «десант» вообще не защищены ничем, кроме лобового стекла и тента над головой. И то в транспортном положении.
В боевом положении лобовое стекло опускалось, руль подламывался вниз, а водитель управлял транспортером в полулежащем состоянии.
Это позволяло максимально снизить высоту транспортного средства и сделать его практически невидимым в высокой траве и кустарнике.
Под капотом ТПК обычный двигатель от Запорожца, дополненный масляным радиатором с вентилятором принудительного охлаждения.
Мотор транспортера оснащен двумя системами запуска: одна традиционная бензиновая для подогрева двигателя, а вторая с впрыском специальной жидкости «Арктика».
Аналог баллона с эфиром, который впрыскивали владельцы карбюраторных авто отказывающихся заводиться. В движении над капотом открывается воздухозаборник.
В качестве особого аксессуара под капотом есть водяная помпа, предназначенная для откачки воды из моторного отсека.
Именно воды, так как транспортер является плавающим. Положительная плавучесть образуется по принципу обычной лодки или, как в случае с ТПК, по принципу плавающего корыта.
В качестве движителя — колеса, которые позволяют транспортеру худо-бедно преодолевать стоячую воду.
Транспортер переднего края имеет полноприводную трансмиссию с блокировкой заднего межколесного дифференциала. При этом основным является передний привод, а задний мост жестко-подключаемым.
Роль пониженной передачи выполняет одна дополнительная передача, которую можно включить после подключения полного привода.
Каждое колесо приводится в движение отдельным приводом, проходящим через специальный «сальник», не позволяющей воде проникать внутрь. Кроме того, колеса оснащены ботовыми редукторами, позволяющими увеличить клиренс транспортера до 28 сантиметров.
Схема грузо-пассажирской зоны проста и продумана. Водитель находится по центру, что улучшает балансировку на воде, а также позволяет более комфортно разместить по бокам двое носилок с ранеными.
При необходимости на откидных креслах могли разместиться еще двое человек, в том числе с оружием в руках для огневого прикрытия с двух сторон.
Прогрев двигатель, нам пора было переходить к тестам, но увы, старая военная техника не захотела нас вывозить с поля боя после недавнего купания, после которого все трюмы еще были полны воды.
При попытке включить любую из передач, автомобиль ехал вперед, а при подключении заднего привода вообще стопорился.
Очередное подтверждение того, что вся эта легендарная выносливость военной техники была основана не на технологиях, а на элементарных законах физики. После каждого серьезного использования автомобили проходили некое подобие ТО, когда солдаты лежали под ними, смазывая узлы, меняя масло и затягивая болты и гайки. Как говорится, железо прослужит века, пока его чистят и смазывают.
Обидно, но оно и к лучшему. Транспортер стоит посреди коттеджных поселков и выехать на нем на бездорожье практически некуда, если только переплыть Москва-реку и сразу в гости к президенту. Если технику не продадут какому-нибудь любителю железа, мы еще обязательно вывезем его на настоящий оффроуд и опробуем в деле.
Транспортер переднего края ЛуАЗ-967М не просто был принят на вооружение, но и использовался в армии в течение длительного времени. В качестве обычного транспортера, для подвоза запасных частей и ГСМ, на полигонах и в медицинских службах.
В сети можно найти даже исполнение с установленным на задней площадке автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя».
Пройдет еще лет десять-двадцать и от всего этого железа останется только память на фотографиях, да пара музейных экспонатов. Сейчас еще можно купить хорошие экземпляры в достойном состоянии, только возникает вопрос, зачем оно надо? Если только для баловства.
В любом случае хорошо, что нам еще есть что пощупать, и что попробовать...
Справка ОРК |
||
В годы Корейской войны (1949—1953) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненых с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов и других аналогичных задач. Так появились ТПК — автомобили-транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.)
Разработка началась в середине 1950-х в НАМИ, использовались узлы и агрегаты от «Запорожца». После успешного завершения внедорожного пробега в 10 000 км, прототип стал серийно производиться на Луцком автомобильном заводе примерно с 1965 по 1975 (967, 967А) и с 1975 по 1989 год (967М).
Из-за постоянных конструктивных недочетов и модернизирования поставки автомобилей были крайне скудными. Полноценный серийный выпуск ТПК начался с модели ЛуАЗ 967М в 1975 году; во второй половине 1980-х заказы перестали поступать и производство прекратилось. Всего было выпущено около 50 000 экземпляров.
Снаряженная масса — 950 кг, полная — 1350 кг. Дорожный просвет — 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом — 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А мощностью 37 л.с. Возможность буксировки одного прицепа массой до 300 кг.
Лебедка для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника — усилие 150-200 кгс, длина троса — 100 м.
Скорость по дорогам до 75 км/ч (ведущие передние колёса); понижающая передача, возможность блокировки дифференциала заднего моста. Возможность движения по воде благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами (винт отсутствует); скорость на плаву — до 3-х км/ч.
Компоновка салона — центральное расположение водительского места, пассажирские кресла по сторонам от него раскладываясь, образуют платформу для двух носилок.
В конструкции нет ненадежных карданных шарниров: независимая торсионная подвеска всех колес позволила «намертво» соединить коробку передач с редуктором заднего моста, жестко закрепленным на несущих элементах кузова.
Борта ТПК служат стабилизаторами при движении по воде, вмещают около 20 литров топлива; на них крепятся металлические трапы для съезда / выезда на берег, преодолевания небольших рвов.
|
||
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)