рейтинг
3
11.03.19
ARO 243D 1972-1991Внедорожный прародитель современного Renault Duster |
Чего только не встретишь в российской глубинке!? Едешь так по селу, а тут Илья Барсуков в рацию: Миха, смотри справа ARO стоит, поехали снимем его!? Поехали, а тут и местные подтянулись...
Владелец ARO 243D не вышел, он разговаривал с нами с балкона первого этажа. Возможно, здоровье подкачало и именно поэтому настоящая живая история стоит у дома, не поставленная на ход, хотя видно, что ее не бросали. Зато подошли местные парни и предложили поменяться на Land Cruiser Prado или на Isuzu D-Max. Полноценный обмен, вроде.
Автомобили завода ARO, что в переводе Автомобили Румынии, уже попадали мне в объектив. На выставке Auf Radern Und Ketten я снимал ARO М461, производимый по лицензии ГАЗ и почти скопированный с ГАЗ-69. Теперь настала пора более поздней модели ARO 24, тем более, что она так случайно оказалась на нашем пути.
Историческая справка
Румынский завод ARO ведет свою историю с 1885 года, но автомобили он начал выпускать только в 1957 году и это был тот самый «ГАЗ-69», выпускаемый под индексом IMS 57. Русский ГАЗик со временем переделали, но его историю лучше почитать в отдельном материале.
Собственные автомобили повышенной проходимости завод ARO начал выпускать с 1972 года и это стал автомобиль с индексом 24, который имел 13 модификаций, служивших и в армии, и в гражданском мире. ARO 24-й серии выпускался в самых разных модификациях и некоторые из них попадали в Россию. Некоторые, как найденный экземпляр, еще каким-то чудом сохранился до сих пор.
Не менее интересно, что ARO 24 выпускался не только в Румынии, но и в Польше, в Чехии и в Бразилии. В Бразилии он был известен под именем CKD Cross Lander 244X. Модель ARO 243D, равно как и ряд других моделей марки, была воссоздана даже для игры GTA.
Вплоть до 2003 года на заводе ARO производились автомобили под индексом ARO 10. Мало кто в современном мире знает, что именно ARO 10 поставлялся в Европу под именем Dacia Duster. Именно с этого автомобиля стоит вести историю популярного ныне в России кроссовера Renault Duster.
ARO 243D
Автомобили ARO комплектовались разными двигателями: Renault, Andoria, UTB. Модель 243 отличалась трехдверной компоновкой с «десантными» лавками сзади и жестким верхом. Под капот устанавливались четыре варианта двигателей: 2,7-литровый дизель мощностью 71 л.с. или 2,5-литровый дизель мощностью 92 л.с. Кроме этого, были два варианта с бензиновыми двигателями.
По нынешним меркам ARO 24 — смешной автомобиль из прошлого, но представьте, для своего времени, он имел 95-литровый бак, понижайку, клиренс в 21 сантиметр и мог в стоке преодолевать брод до 60 см. Не все современные внедорожники могут похвастаться такими характеристиками.
Попавшийся нам экземпляр вызвал сомнения относительно силового агрегата. Судя по маркировке — это модель 243D, а судя по лежащим на торпедо свечам — под капотом бензиновый мотор. Жаль, что не удалось пообщаться с владельцем, но он не смог или не изъявил желания поговорить подробнее о своем автомобиле.
Компоновка ARO 243 классическая для SUV: рама, сзади рессоры и неразрезной мост, но все самое интересное находится спереди. Впереди ARO 24 построен на мощной многорычажной подвеске, такие же мощные приводы вызывают уважение, но и это еще не все.
Больше всего интерес вызывает сложная система рулевой рейки. Центральная рулевая тяга расположена над силовым элементом рамы, а боковые тяги повторяют угол рычагов. Для своего времени, это довольно прогрессивная схема, которая ушла от зависимой подвески, но при этом сохранила достаточную живучесть и ремонтопригодность на бездорожье.
Слабым местом автомобиля были крестовины передних приводов и передний редуктор, а также шаровые рулевых тяг. При этом, расположение всех узлов пригодно для ремонта в полевых условиях и без необходимости поднимать автомобиль или использовать специальный инструмент.
Румынский Defender
ARO 24 был, в своем роде, румынским вариантом простого внедорожника, такого как Land Rover Defender, Mercedes-Benz G-Klasse или Toyota Land Cruiser. Дальнейшая его судьба была напрямую связана с европейским вектором развития сегмента полноприводных автомобилей — Гелен и Деф стали легендами, а про ARO 24 мало кто слышал. Кроме того, в Renault строили планы совсем не на военные железяки, а на доступные и комфортные полноприводные автомобили для обычных людей.
Нынешний Renault Duster, конечно, не тот самый ARO 10 или ARO Duster, или Dacia Duster, но это современный кроссовер, история которого началась еще в далеком социалистическом прошлом. Исходя из этого, мне не понятна история с маркировкой Дастера — почему в Рено стесняются продавать его у нас под оригинальным именем Dacia Duster?
Да, владеть Рено престижнее, чем владеть Дачией, но Дастер уже все доказал, а его предшественники представляли собой не пластиковые игрушки, а вполне серьезные внедорожники. Один из таких предков современного Дастера сейчас стоит во дворе обычного многоквартирного дома в Ярославской области. Может он еще выедет на дороги!? Хочется на это надеяться...
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)