рейтинг
7
19.03.13
Динамические и буксирные стропыДинамические и буксирные стропы |
Динамическая стропа, которую иногда называют рывковой, по своей сути является прогрессивным развитием различных буксирных строп и тросов. Сегодня ни один уважающий себя любитель бездорожья не выезжает из гаража, не имея ее в снаряжении, а чаще и вместе с буксирной.
Пытаться выяснить, какой производитель или какая стропа лучше мы не будем, а постараемся в двух словах рассказать, что такое динамическая стропа, чем она отличается от буксирной и как правильно применять ее на практике.
Пытаться выяснить, какой производитель или какая стропа лучше мы не будем, а постараемся в двух словах рассказать, что такое динамическая стропа, чем она отличается от буксирной и как правильно применять ее на практике.
Теория
Динамическая стропа, чаще всего, представляет собой эластичную ленту с усиленными петлями на концах и внешне может быть похожа на буксирную.
Основное отличие динамической стропы в ее способности плавно растягиваться под нагрузкой, после чего возвращаться в исходное положение под действием накопленной при растяжении энергии.
Растягивание стропы снижает нагрузку на узлы автомобилей, плавно увеличивая тяговое усилие, а ее способность сжиматься — немного повышает эффективность рывка, поддерживая тягу тогда, когда тягач уже остановился или застрявший автомобиль начал движение.
Принято считать, что основным предназначением динамики является вызволение застрявшего автомобиля. Это вполне справедливо, однако динамика, с таким же успехом, может использоваться и для буксировки транспортного средства, и когда нет под рукой ничего более подходящего, в качестве корозащитной шлеи или удлинителя для троса лебедки.
Причина ограниченного использования динамики кроется в требованиях к ее структурной целостности — трение провисшей стропы об асфальт при буксировке или о кору дерева при использовании лебедки, может повредить волокна. Поврежденные волокна способны стать причиной разрыва стропы при рывке, а это не только необходимость приобретать новую, но и серьезная опасность для людей и автомобилей.
При замене динамикой корозащитки или удлинителя приходится мирится с ее растяжением под нагрузкой, но это всего лишь некоторые временные и «электрические» затраты, поскольку лебедке приходится выбирать это растяжение каждый раз при провисании троса.
Динамические стропы, как и буксирные, отличаются по максимально допустимой нагрузке. Единой формулы расчета оптимального выбора стропы нет, так как при этом стоит учитывать не только собственный вес автомобиля, но и его загрузку, и условия, в которых он может оказаться, будь то глубокий снег или размокшее поле.
Наши рекомендации по выбору оптимально допустимой нагрузки довольно просты и позволят иметь в снаряжении стропу с достаточным запасом прочности для большинства ситуаций, в которых вы можете оказаться:
Вес автомобиля около 2 тонн — стропа с нагрузкой до 8 тонн. Вес автомобиля около 3 тонн — стропа с нагрузкой от 9 до 11 тонн. Вес автомобиля свыше 3 тонн — стропа с нагрузкой от 11 тонн и выше. |
Стоит быть внимательным при выборе динамической стропы — высокий и стабильный спрос провоцирует появление неизвестных фирм, предлагающих «качественный» товар по низкой цене.
Условия и характер использования динамики требуют высокого качества изготовления и используемых материалов, а от надежности снаряжения зависит многое, в том числе и ваша безопасность.
Наиболее известными производителями динамических строп на сегодняшний день, представленными на российском рынке, являются фирмы: Ironman, ARB, ProComp.
Буксирная стропа не обладает свойственной динамической эластичностью и стоит значительно дешевле. Часто, низкокачественные стропы, позиционируемые производителем как динамические, имеют аналогичную слабовыраженную эластичность или ее полное отсутствие, но такие стропы могут вполне заменить буксирные, оставляя вопрос доверия к ним за покупателем.
Динамическая стропа: практика
Прежде всего надо усвоить, что возможности динамической стропы широки, но не безграничны.
Для успешной эвакуации застрявшего автомобиля стоит осмотреть его со всех сторон и убедиться, что под днищем, мостами и колесами не находятся бревна, толстые сучья и другой мусор, способные помешать вызволению застрявшего или повредить его узлы.
При обнаружении мусора способного помешать, от него стоит избавиться, а если эвакуации мешает земляная кочка под колесами, бампером или мостами, то стоит чуть-чуть поработать лопатой на свежем воздухе, что пойдет только на пользу.
Тягач должен иметь возможность относительно свободно передвигаться в направлении рывка, при этом обеспечивая запас стропы в 2-3 метра для разгона.
Если все условия выполнены, приступаем к закреплению динамической стропы на буксирных проушинах автомобиля с помощью шаклов. Правильным считается расположение шакла закругленной частью от автомобиля, чтобы избежать попадания волокон стропы в места соприкосновения скобы и пальца шакла.
Затянув палец шакла не забудьте ослабить затяжку на 1/4 оборота, это спасет резьбу от закусывания, а вас от проблем с его выкручиванием из скобы. Проверено.
Если длины стропы не хватает, а ближе подъехать нет возможности, можно срастить две стропы с помощью тех же шаклов.
Для первого рывка не стоит максимально разгоняться и дергать со всей силы. Достаточно небольшого усилия для оценки ситуации, чтобы понять, двигается ли застрявший автомобиль и достаточно ли сцепления тягача с грунтом для рывка.
Второй и последующие рывки осуществляются с увеличенной тягой, не забывая отмечать, двигается ли застрявший автомобиль или нет.
Если разумной тяги и разгона не хватает для того, чтобы сдвинуть застрявшего с места, не надо бесконтрольно увеличивать разгон и силу рывка. Помните, что порвать можно любую стропу и любую проушину, если захотеть, а без них, вызволить застрявший автомобиль станет еще более сложной задачей.
Не получается вытащить автомобиль с нескольких рывков — пересматриваем тактику и достаем вспомогательные средства: лопаты и сенд-траки (если имеются). Обкапываем застрявшего, подставляем под колеса траки и пробуем снова, и так до победного конца или до ночевки в поле (в лесу, в кустах, в сугробе — по желанию), чтобы утром пробовать снова или бежать за трактором.
Буксировать автомобиль с помощью динамической стропы комфортнее, чем с буксирной — эластичность смягчает удары при натяжении, однако именно сильное провисание может стать причиной трения об асфальт и серьезного повреждения стропы. Это основное условие, о котором надо помнить при буксировке.
Если не уверены в своих силах, лучше использовать буксирную стропу, повреждение которой не так опасно, а разрыв не так губителен для бюджета, или использовать сплетенные веревки или трос, скорее всего, имеющиеся в багажнике на всякий случай.
Использование динамической стропы в качестве корозащитной и удлинителя троса лебедки мы рассмотрим в статье о правильном и эффективном использовании лебедки, но основным правилом, как и в других случаях, является обеспечение сохранности самой стропы и недопущение повреждения ее волокон.
Буксирная стропа: практика
Основное отличие в использовании буксирной стропы от динамической – избегать сильных рывков, которые оказывают негативное влияние на узлы автомобиля и легко могут привести к разрыву.
Когда-то, за неимением другого варианта, мы пытались вытащить провалившийся в колею Land Rover Discovery 3, с помощью буксирной стропы рассчитанной на вес в 11 тонн. Стропа была от известного производителя и стоила достаточно дорого, но это не помешало ей порваться на третьем рывке и хорошо, что вместе с ней мы не лишились и буксирных проушин.
Буксирная стропа не предназначена для резких нагрузок!
Буксирная стропа вполне эффективно может использоваться для удлинения динамической стропы, в качестве корозащитной шлеи или удлинителя троса лебедки. Естественно при условии ее достаточной допустимой нагрузки и физической целостности. Разрыв буксирной стропы, служащей удлинителем для динамики, вызовет ту же опасность, что и разрыв динамической стропы.
Безопасность
При использовании любых строп и тросов необходимо обеспечить «зону безопасности», исключив нахождение в ней людей в момент выполнения каких-либо действий. Разрушение шакла, например, при использовании динамической стропы, станет причиной ее сжатия и «полета» в любую из сторон.
Как и устав в армии, эти элементарные правила не один раз подтверждались на опыте причинением травм не только неопытным, но и прожженным джиперам, забывшим об инстинкте самосохранения.
Следите за состоянием буксирных проушин, шаклов и строп. Любые повреждения могут сказаться не только на выполнении поставленных задач, но и на безопасности людей, которая является приоритетной в любом деле.
После использования строп очищайте их или мойте и тщательно просушивайте. Для изготовления строп используются полимеры, но лишняя влага, грязь, грибок и прочие прелести им тоже не идут на пользу.
Хранить стропы следует в защищенном от прямых солнечных лучей, хорошо проветриваемом месте, вдали от вещей способных их повредить. Это относится и к перевозке строп в багажнике исключающей их контакт с болтающимися лопатами, топорами и прочим снаряжением. Для полного спокойствия стоит позаботиться о хорошей и прочной сумке, в которой будут находиться только стропы.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (13)