рейтинг
3
07.06.13
Техника эвакуации из тонущей машиныУчимся тонуть правильно: видеоинструкция |
Ежегодно 400 человек погибают в США, утонув в своем автомобиле. Аналогичная статистика в России не ведется, но по аналогии с другими типами ДТП, а также зная, какими бывают отечественные дороги, мосты и ограждения, можно предположить — у нас эта печальная цифра не меньше. Причем случается такое даже в центре Москвы.
Итак, что нужно делать, если ваш автомобиль упал в водоем? Практика показывает, что у водителя и пассажиров есть в среднем около 30 секунд на то, чтобы покинуть автомобиль. Но сделать это может оказаться сложно. Есть несколько способов аварийной эвакуации из салона тонущей машины.
Итак, что нужно делать, если ваш автомобиль упал в водоем? Практика показывает, что у водителя и пассажиров есть в среднем около 30 секунд на то, чтобы покинуть автомобиль. Но сделать это может оказаться сложно. Есть несколько способов аварийной эвакуации из салона тонущей машины.
Способ 1
Сразу открыть дверь и выплывать из автомобиля. Это естественная реакция человека (не будем обсуждать естественную реакцию американца: оставаться в машине и набирать 911 на телефоне).
Увы, этот способ сложен и опасен. Вода устремляется в салон: открывание двери ускоряет процесс затопления машины. Как правило, автомобиль начинает погружаться носом вниз — спереди находится тяжелый двигатель, а сзади — багажник, воздух из которого выходит медленно. Если открывается только передняя дверь, машина начинает опрокидываться вперед намного быстрее, тонет носом вниз и выбраться становится сложнее.
Сразу открыть дверь и выплывать из автомобиля. | ||
Есть большая опасность того, что напор воды захлопнет дверь обратно (см. второе видео). Возможно, при этом окажутся зажаты пальцы, волосы или одежда человека, и тонущая машина утянет его за собой.
Способ 2
Эксперты советуют оставаться на месте и спокойно дожидаться почти полного затопления салона. Когда вода уже достигает подбородка, человек делает глубокий вдох, открывает дверь и выплывает наружу.
В этой ситуации дверь уже открывается без сопротивления — давление внутри машины и снаружи почти выровнялось. Кроме того, такой способ хорош тем, что у человека есть время успокоиться, сконцентрироваться, и покинуть машину быстро и четко.
Дожидаться почти полного затопления салона. | ||
Драгоценные секунды пригодятся также, если требуется отстегнуть ребенка, сидящего в детском кресле, или дать пассажирам четкие инструкции о дальнейших действиях.
Тем, кто сохраняет самообладание, можем также посоветовать заглушить двигатель и включить фары автомобиля — это поможет снизить негативные последствия для машины (ведь, вполне возможно, ее удастся достать и реанимировать). А горящие фары помогут определить место затопления.
Наконец, можно успеть скинуть обувь — поверьте, даже в кедах плыть чрезвычайно тяжело, не говоря уж о сапогах и ботинках — они якорем тянут на дно даже хорошего пловца.
Делать глубокий вдох, открывать дверь и выплывать наружу. | |
Нужно помнить, что все современные автомобили можно открыть изнутри за стандартную ручку независимо от блокировки дверей (иногда для этого нужно дернуть ручку два раза). Однако, двери многих старых автомобилей (например, большинства отечественных), будучи запертыми, требуют сначала поднять кнопку блокировки.
Увы, открывание двери может быть сопряжено со сложностями или оказаться вовсе невозможным: даже если силовая клетка салона не была повреждена перед падением, давление воды перекашивает кузов, и дверь подклинивает в проеме.
Способ 3
«Отстегнул ремень, открыл окно, выплыл», — такую четкую инструкцию дают некоторые эксперты-спасатели. Действительно, пока вода не дошла до стекол, они откроются без проблем, и вылезти из окна можно будет также без сопротивления.
Однако для того, чтобы проделать этот гимнастический трюк, требуется некоторая ловкость. Особенно это касается водителя, которому мешает руль.
Отстегнуть ремень, открыть окно, выплыть. | |
Кроме того, способ подойдет скорее владельцам тех редких в наше время автомобилей, которые имеют механические стеклоподъемники. Электрические же с большой вероятностью откажутся работать через считанные секунды после попадания в воду. Увы, к стеклоподъемникам государственные органы не предъявляют таких требований, как к дверным замкам.
Покинуть машину можно и через люк на крыше — особенно, если он большой. Помните только, что открывание люка, как и окон, ускоряет затопление автомобиля — воздух начинает выходить из салона намного быстрее.
Стекло или люк можно и разбить. У некоторых получается сделать это голыми руками, но обычному человеку сложно сделать это даже камнем — закаленное стекло достаточно гибкое, чтобы пружинить, а не биться. Помогут специальные средства.
Применение специального спасательного гаджета. | ||
Советы
1. Специальный спасательный гаджет — вещичка, которая будет вечно мешаться, но однажды может спасти жизнь. Как правило, представляет собой пластиковый брелок, в котором спрятан боек для стекла и резак для ремней безопасности. На ключах аварийный гаджет не потеряется и относительно легко доступен — понятно, что от валяющегося в бардачке, толку от него будет мало. Купить такие брелки можно в автомагазинах. Хороший подарок автомобилисту!
Другой вариант аварийного устройства выглядит как красный молоточек для стекла (иногда со встроенным резаком для ремней) и должен крепиться на панель или на стойку — в легкодоступное место. Наконец, бывают и просто бойки для стекла, похожие на отвертку. Положенный в карман двери, такой боек также может стать полезным.
Аварийный автомобильный молоток.
2. Казалось бы, непристегнутый водитель имеет больше шансов выжить при попадании в водоем — ему не нужно отстегиваться, ремень точно не заклинит. Однако не стоит забывать, что до того, как машина начнет погружаться, она ударится об воду, а перед этим — пробьет ограждение набережной. Ударившись о руль, панель, или лобовое стекло, или получив «пощечину» по лицу подушкой безопасности, можно и вовсе оказаться без сознания — последствия описывать не надо.
3. Живущим в США можно посоветовать сходить на специальные курсы (см. видео) — здесь помогают выработать навык аварийного покидания машины. По меньшей мере это помогает не впадать в панику, когда салон начинает заливать ледяной водой. Характерно, что на первом видео Патрик и Джесси — ведущие программы Autoblog The List — как минимум два раза не смогли выбраться из тонущей BMW даже в лабораторных условиях, будучи теоретически подготовленными, и утонули бы, если б не аквалангист с запасным загубником-«осьминогом».
В России, однако, подобных курсов нет, и тренироваться можно разве что в своей машине. Остается посоветовать обсудить аварийные ситуации и возможные действия в них с вашими пассажирами и посмотреть эти видеоролики. Понять их суть несложно даже без знания английского языка.
Специально для джиперов
Несмотря на то, что джиперы — это подготовленные люди, а прохождение глубоких бродов входит в обязательную программу любого уважающего себя трофи-рейда, трагедии случаются и во внедорожном спорте.
Так, в мае 2011 года во время трофи-рейда «МайOFFка», проходившего в Ангарском районе Иркутской области, утонул уланудэнец Андрей Зыков. Его Daihatsu Rugger во время переправы через реку Тойсук перевернулся. Штурман смог выбраться из машины, а водитель, увы, погиб.
Водителям подготовленных внедорожников стоит помнить несколько моментов.
Серьезная опасность, подстерегающая при преодолении бродов — отравление угарным газом. Выхлопные газы, выходящие из трубы, находящейся под водой, могут заноситься течением под автомобиль и через отверстия в днище проникать в салон. Угарный газ не имеет запаха и отравление им происходит незаметно для человека, а закончиться может смертельно — таких случаев известно немало.
Для того, чтобы избежать этого, броды принято проходить с открытыми окнами. На некоторых трофи-рейдах это даже является обязательным — такой порядок прописан в регламенте. Некоторые джиперы предпочитают открывать не только окна, но и двери.
Одним из достоинств такого способа является то, что при глубине брода выше порогов салон сразу заливается водой и автомобиль сохраняет хорошее сцепление с дном. Закрытый же автомобиль в глубокой воде (выше колес) может всплывать.
Но открытые окна или двери автомобиля опасны тем, что при перевороте внедорожника (а это может случиться, если одно из колес попадет в промоину или наедет на камень) салон окажется залит водой почти мнговенно.
Ситуацию осложняет то, что огромные колеса подготовленных машин, накачанные, как известно, воздухом, работают как поплавки, и в глубокой воде машина запросто может перевернуться вверх колесами, что сильно затруднит покидание салона. А сделать это и без того может быть сложно, если у вас стоят многоточечные ремни, глубокие сиденья и каркас безопасности. Ремни, кстати, перед бродом стоит отстегнуть.
Конечно, навык быстрого (за несколько секунд!) покидания машины нужно тренировать — это обязанность каждого спортсмена, которая может пригодиться и в случае пожара.
Но дополнительно напомним еще и о том, что минуты, которые вы сэкономите на проверке неизвестного брода, могут вылиться в лучшем случае в потерю многих часов или сход с дистанции, а в худшем — в несчастный случай.
Берегите себя!
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)