рейтинг
7
13.06.14
Школа штурманаКак штурман штурману |
Давно зрела мысль написать несколько советов будущим или начинающим штурманам. Ни в коем случае не желая показаться всезнайкой, и избегая менторского тона, я хотел бы поделиться практическими наработками из своего личного опыта. Рассказать о тех приемах и принципах, которыми давно и успешно пользуюсь сам, впрочем, не претендуя на авторство оных.
Итак, дорогой мой коллега, не столь важно, как давно ты сел на штурманское место впервые и каких достижений достиг вместе со своим пилотом, мой рассказ, надеюсь, будет интересным и полезным.
Итак, дорогой мой коллега, не столь важно, как давно ты сел на штурманское место впервые и каких достижений достиг вместе со своим пилотом, мой рассказ, надеюсь, будет интересным и полезным.
Пару слов о себе (не хвастовства ради, а дабы подчеркнуть некоторый уровень своей осведомленности в вопросе). Я начал выступать в роли штурмана примерно с 2008 года, до этого три года пилотировал машину класса ТР-2. С 2008 года и поныне я счастлив быть глазами и компасом одного и того же пилота.
Подготовка к соревнованию
Готовьтесь к гонке тщательно и заранее. Не собирайтесь на соревнование накануне вечером или ночью, потому что при таком раскладе велик шанс забыть что-то важное. Лучше всего заранее составить список необходимых вещей и оборудования и каждый раз собираться по нему. Зарядите фотоаппарат, переговорные устройства и прочее нуждающееся в зарядке оборудование. Запаситесь батарейками.
Фотоаппарат
Помните, что фотоаппарат для фотофиксации контрольных точек не должен использоваться для фотографирования прочих вещей (пощадите психику и время судей), поэтому, если вы желаете сохранить для памяти природные красоты или то, как пилот пускает слюну, заснув перед стартом — берите для этого второй фотоаппарат.
Еще одна важная вещь — задушите свою жабу и приобретите один раз хороший водонепроницаемый и противоударный фотоаппарат, ведь фото — это единственное чем вы сможете доказать свои результаты, утопить его или разбить в конце гонки — весьма большая плата за непредусмотрительность.
Документы
Распечатайте и возьмите с собою регламент все бюллетени/дополнения к нему и поместите это в непромокаемый конверт, туда же может отправиться корнет или стартовая карточка, если таковые выдаются на соревновании, а также документы. Лично мой паспорт до сих пор носит следы тверских болот, удивляя своим бывалым видом всех, кто его берет в руки.
Любые споры и разногласия с организаторами надо решать на основании документов соревнования и очень удобно, когда они находятся у вас под рукой.
Заранее сохраните себе телефоны организаторов и службы эвакуации. Телефон, кстати, тоже лучше иметь запасной, на тот случай, если ваш разрядится, утонет или разобьется.
Аптечка
Обязательно возьмите аптечку, не для вида и не для тех комиссии, а для себя. Настоящую, полностью укомплектованную.
Вода и еда
Берите с собою в дорогу воду лучше в небольшой таре, так будет удобнее пить в процессе движения, энергетические напитки (если употребляете таковые), минимальный набор еды, которую можно съесть даже когда у вас грязные руки. Мы, например, берем с собою шоколадные батончики. В них много калорий и их можно быстро съесть прямо на ходу.
Все это, а также запасные телефоны, прочие приборы и документы лучше всего держать в герметичном мешке. Опомниться не успеете, как при преодолении очередного брода ваш сухпаёк уплывет как Дед Мазай навстречу к зайцам.
Одежда
Одеваться следует по погоде, но и тут есть предпочтительные вещи. Я давно и сознательно отказался от разных костюмов химзащиты и резиновых забродников в пользу легких и очень удобных так называемых «вейдерсов». Эти комбинезоны так же предназначены для рыболовов, но сделаны из дышащего материала, очень легкие и не сковывают движения.
Кроме самого комбинезона к ним бывают аналогичные курточки, — и вот вы уже готовы плавать в болоте сколько потребуется.
В холодное время года не забудьте надеть под них термобелье. На ноги надевайте все, что вам удобно.
Защитные шлемы
Неважно, в каком классе машин вы выступаете, защитные шлемы будут крайне полезны. Чего только не надевают себе на голову отчаянные ребята, для себя же я давно сделал выбор в пользу шлемов от рафтинга: они недорогие, легкие, прекрасно моются и имеют все необходимое для защиты головы.
Помимо непосредственно защиты они могут нести на себе переговорные устройства типа пилот-штурман, которые работают через технологию Bluetooth.
Поистине переоценить удобство пользования такой связью невозможно. Забудьте про рации, которые вы грязной рукой щупаете в кармане, громогласные крики и многозначительные жесты друг другу. Вы просто говорите друг с другом как будто вы сидите рядом. Это крайне удобно не только в те моменты, когда штурман сайгаком прыгает вокруг машины, но и когда вы едете рядом, ведь больше не придется перекрикивать шум двигателя и трансмиссии.
Навигация
Пользуйтесь любой удобной для вас навигацией, — главное, чтобы она не была единственной. Самые невообразимые вещи могут произойти с приборами во время гонки, поэтому берите 2-3 системы навигации, одну из которых, кстати, очень полезно повесить в прямой видимости пилота. Как говорится одна голова – хорошо, а две – хорошо хорошо.
Не стесняйтесь привлекать рулевого к обсуждению тактики взятия точек — и ему удобнее будет самому видеть, куда и как долго надо ехать. Одним из самых практичных решений является сочетание большой навигации у вас (планшет или ноутбук) и небольшой, размером с телефон, у пилота.
Инструменты и запчасти
Всенепременно имейте в машине запас самых расходных запасных частей и набор инструмента.
Все это надежно закрепите в машине, чтобы не ловить на кочках лбом молоток.
В зависимости от машины комплект деталей может быть различным, но ремни, тосол, масло, предохранители и жизненно необходимые датчики надо иметь. Иногда так грустно слить гонку из-за одной мелочи, ломаться не страшно, страшно не иметь возможности починить небольшие неисправности.
Приезжайте на соревнование заранее
Пусть у вас будет в запасе пара-тройка часов, на то, чтобы без суеты зарегистрировать экипаж, выложить все лишнее, подготовить машину к старту, пройти техническую комиссию. Расслабиться и поболтать с товарищами по несчастью лучше тогда, когда вы полностью готовы к старту. Спешка в штурманском деле это верный залог косяков и упущений.
Внимательно слушайте брифинг! Очень часто в последний момент вводятся какие-то коррективы, получают разъяснения спорные или неоднозначные пункты регламента. Не отмахивайтесь от этой информации — сказанное на брифинге организаторами при отсутствии официального бюллетеня приравнивается к обязательному. Бонусом может идти информация о трассе или намеки на прохождение особенно сложных участков.
Выработайте тактику взятия точек
Перед стартом при наличии контрольных пунктов в вашей навигации выработайте тактику взятия точек, иногда заход на «куст» с неожиданной стороны может дать преимущество перед соперниками. Тяжелые участки зачастую легче проходить первыми, по неразъезженному, в то время как более легкие КП можно отложить на потом, когда тропа к ним будет настолько протоптана, что не потребуется никакого навигатора при определении направления.
Решайте сами по месту, советовать тут сложно, главное чтобы вы представляли себе картину гонки и прекрасно понимали, какой КП будет следующим. Немаловажно отмечать у себя взятые точки, чтобы они не сбивали вас своим присутствием на карте.
Винчевание
Корозащитную стропу лучше одним концом через удавку закрепить на тросе у снования крюка, таким образом, вы будете оборачивать корозащитку вокруг дерева и цеплять крюк за одно свободное ушко. Это существенно сократит время подготовки к лебежению и не потребует устройств типа «шакл». Не имея опыта в этом случае можно повредить коррозащитку.
В случае если приходится много лебедиться с кевларовым тросом, не сматывайте его каждый раз на барабан, а лучше закрепите на капоте резинку, под которую зажимайте свободный остаток троса с крюком. Важно следить за тем, чтобы концы троса не болтались и не попали под колеса. Данный подход позволит вам быстрее быть готовым к применению лебедки, особенно на коротких дистанциях.
Железный трос лучше закреплять на специальных кронштейнах, приваренных к бамперу, или на передней части машины, минус в том, что не видно, как себя «чувствует» железный спаситель, и можно ненароком намотать его на элементы трансмиссии.
Блок и удлинитель троса лучше закрепить в машине в доступном месте, чтобы в случае необходимости можно было быстро до них добраться.
После финиша
После того как вы финишировали, не спешите откушать стакан коньяку на радостях, а лучше самостоятельно проверьте все фотографии КП на предмет правильности взятия, самостоятельно просуммируйте все очки и только потом сдавайте флеш-карту судьям.
Кроме того, сохраните трезвость рассудка до опубликования организаторами предварительных результатов, вполне вероятно, что вам нужно будет отстаивать свой результат посредством подачи апелляции судейской бригаде.
Я не призываю вас заниматься крючкотворством или стуком на конкурентов, но судьи тоже люди и некорректный подсчет баллов имеет место быть.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (3)