рейтинг
5
14.10.14
Дисциплины мира off-road: Джип-триалДжип триал: Вертикальная колея |
При первом взгляде на этот вид спорта появляется ощущение, что у выступающих должна начисто отсутствовать боязнь высоты, а их вестибулярному аппарату могут позавидовать ведущие космонавты мира.
В этой статье мы поговорим о джип-триале — спорте для людей со стальными нервами.
В этой статье мы поговорим о джип-триале — спорте для людей со стальными нервами.
Что такое джип-триал
Джип триал — автомобильное соревнование, проходящее на закрытой естественной или искусственной трассе, расположенной на сильно пересеченной местности и разделенной на зачетные секции.
Основным соревновательным фактором Джип-триала является безошибочное преодоление препятствий, обозначенных расположенными на трассе курсовыми воротами за минимальное время, не превышающее отведенный лимит времени. Как правило, мастерства организаторв хватает на то, чтобы найти "проблемы" в естественных складках местности, однако бывает и так, что добавляются искусственные препятствия (это не запрещено).
По Всероссийскому реестру видов спорта Джип-триал имеет коды с 166 089 по 166 093 и определяется как летний неигровой вид спорта.
Звучит вроде бы не сложно, где подвох? Почему еще все близлежащие карьеры не кишат джиперами?
Трасса
Дело в том, что это достаточно сложное испытание как для техники, так и для экипажа. Начнем с того, что те самые курсовые ворота расставляются организаторами на местности в весьма свободном порядке и не тестируются на прохождение машиной. Т.е. часто встречаются ворота «неберучки» или сложные настолько, что на них теряет время и очки большинство участников.
Более опытные спортсмены в таких случаях, видя ошибки конкурентов, принимают решение вовсе не проходить эти створы и получить гарантированное но весьма понятное и предсказуемое количество штрафных баллов.
Как правило стратегия прохождения секции во многом складывается из того, что было подсмотрено в выступлении предыдущих участников, и если бы не предстартовая жеребьевка, случайным образом определяющая порядок старта экипажей — все бы предпочитали отсиживаться в конце очереди.
Техника чаще всего страдает от сгоревшего сцепления и прочих разорванных элементов трансмиссии.
Техника для джип-триала
Автомобили для джип-триала отличаются от тех, что выступают на трофи. Нет никакой необходимости в лебедке, лифт кузова и подвески являются явным минусом, так как поднимают центр тяжести машины, а стало быть увеличивают вероятность переворота при опасных кренах кузова.
Отсутствуют системы навигации экипажа: итак ясно куда ехать, к чему дополнительный вес. Изменения в трансмиссии целиком направлены на увеличение тяги, в то время как в трофи при наличии мощного мотора это не является столь важным.
Схож подход к межколесным и межосевым блокировкам — в обеих дисциплинах это дает ощутимое преимущество на трассе. Если в трофи наличие колес с максимально агрессивным протектором — отчаянная необходимость, то в триале допустим и менее «злой» протектор шин.
Впрочем, вопрос о колесах и давлении в них на триале сильно варьируется от качества и состояния поверхности секции. Где-то хотелось бы большего сцепления по мягким грунтам, а где-то нужна надежная боковина, чтобы не разуть колесо на камнях.
Организация безопасности
Особенность рельефа диктует повышенные требования к безопасности участников. Шлемы для всех членов экипажа обязательны, как и исправные ремни безопасности (желательно многоточечные).
Крайне желателен каркас безопасности, особенно на машинах с мягкой крышей (тентованный УАЗ, машины с заводским пластиковым верхом).
Все дело в том, что “уши”, — они же перевороты машины через крышу, — в триале не то что не редкость, а можно даже сказать нормальное явление, без которого обходится редкое выступление. А уж прилечь на бок — просто святая обязанность уважающего себя триалиста.
При хорошей организации безопасности — из под перевернувшейся машины мы должны услышать либо трехэтажный… , либо нездоровый смех, но никак не стоны или крики.
Зрелищность
Неоспоримым плюсом джип-триала является его зрелищность! Зрители находятся за ограждающей секцию лентой, им отлично видно всю автомобильную драму на сцене спецучастка, есть раздолье для любителей фотографии — можно быстро менять ракурс, делать крупные планы.
Многие опытные зрители ставят тут же рядом мангал, походную мебель и на зависть остальным следят за выступлением с максимальным комфортом.
Также столь компактное расположение участников и препятствий создают благоприятную среду для размещения спонсорами своей рекламы, баннеры, наклейки на машинах, все это отчетливо видно и легко контролируется. Вот где организаторы трофи пускают нескупую мужскую слюну… им, с их болотами в квадрате на десятки километров, о подобной зрелищности только мечтать.
Трофисты и триальщики
В отличие от трофи, где первую скрипку играет штурман, на триале все шишки достаются именно капитану. Филигранное владение машиной, ощущение её больше телом, нежели разумом — вот нормальные и неотъемлемые требования, которые выдвигает триал пилоту.
Хотя бы ради одного этого я посоветовал бы трофистам попробовать свои силы на рельефе.
К слову сказать, трофисты и триальщики это совершенно разные компании, зачастую не всегда понимающие друг друга. Да, их роднит то что они любят полноприводную технику, но используют они её совершенно по-разному.
Более того, каждая группа умудряется укусить другую за то, в чем та, как им кажется, слаба. Не будем поддерживать этот многолетний спор, бездорожья хватит на всех! В конце концов и те и другие заслуживают уважения и интереса со стороны обычных автомобилистов, и всячески пропагандируют как свой вид спорта, так и мастерство управления техникой в целом.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)