рейтинг
1
30.08.17
Школа off-roadМототуризм в России: Принципиальные отличия от автотуристов |
Российские байкеры — это всадники апокалипсиса. Они без вреда для психики зимуют в одной комнате с мотоциклом, а влетая в очередную яму вместо гормона страха вырабатывают отменный мат в направлении Кремля.
С точки зрения европейцев на наших дорогах отсутствует термин «безопасность», а климат устраивает лотерею с безуспешными попытками отгадать, сколько раз за сезон будет сухой асфальт. Даже при всей безбашенности русских двухколесных, путешествия на мотоциклах в России скорее исключение и этому есть ряд объективных причин, в которых я попытаюсь разобраться.
С точки зрения европейцев на наших дорогах отсутствует термин «безопасность», а климат устраивает лотерею с безуспешными попытками отгадать, сколько раз за сезон будет сухой асфальт. Даже при всей безбашенности русских двухколесных, путешествия на мотоциклах в России скорее исключение и этому есть ряд объективных причин, в которых я попытаюсь разобраться.
Сразу оговорка по Фрейду: в детстве я больше катался на мотоцикле, чем на велосипеде, а мопеды и вовсе обошли меня стороной. Все свои реальные дальнобои я совершил на машинах, а за рулем мотоцикла не выезжал дальше полутора тысяч в одну сторону. Впрочем, понять особенность российского мототуризма можно не отъезжая далеко от МКАД, достаточно просто выбрать направление и съехать с основных магистралей.
Багажный отсек
В отличие от автомобиля, на мотоцикл не загрузить все необходимое для комфортного проживания в любых условиях. Особый фетиш — отправляться в путь на тестовых байках, когда вопрос усложняется отсутствием кофров и приходится прикручивать на хвост одну герметичную сумку.
Вспоминая про климат, герметичность сумки — не последняя опция.
Для меня обязательный список багажа включает: дождевик, виндстопер для мотокуртки, утеплители для куртки и штанов в прохладное время года, фотоаппарат, навигатор, комплект белья, шорты, футболка, тапочки, пригодные для прогулок по улице. Остальное по обстоятельствам — например, в некоторые места надо тащить с собой ноутбук для работы и т.п.
Кемпинговые (читай — туристические) вещи подлежат отдельному обсуждению. Если вы планируете жить около мотоцикла, то задача усложняется и это можно обсуждать неделю, а потом все равно оказаться не готовым. У меня есть компактная палатка, но ее тоже как-то надо крепить к мотоциклу, плюс пенку или спальник, как минимум.
Багаж для мотоциклиста — не то, что для велика, где каждый лишний килограмм учитывается, но тоже важен. Принимая во внимание условия путешествий по России, перемещаемый на двух колесах багаж должен легко сниматься с мотоцикла, а если это кофры, то они должны быть надежно закреплены и закрыты.
Маршрут в неизвестность
Одна из известных бед России еще долго не потеряет актуальность. Стоило мне съехать с асфальта в двухстах километрах от Москвы, как асфальт стал полигоном для подвески, а местами испытанием для резины и райдера. К этому нельзя быть готовым, так как дорога по карте обозначена двузначной цифрой и по идее должна быть более-менее адекватной.
Около 10 километров ремонт дороги периодически перебивался грунтовыми объездами. Даже на неплохой дорожной резине мотоцикл таскало, а если бы пролился хороший дождик, то пришлось бы попотеть, а то и поподнимать. Это может сразу отменить тех, кто рванул посмотреть окрестности на сликах, а ведь такое тоже может быть. Не все же только и делают, что путешествуют. Соответственно, такие «туристы» сразу в зоне риска и вряд ли захотят продолжать свои путешествия в таком формате дальше.
Что далеко ходить — на объездной Ярославля оказался такой оффроуд из-за ремонтов и разведенной грязи, что нормальный человек подумает и больше никогда не поедет по этой немытой России на мотоцикле. Не всем же дано каждый день очищать экипировку от глины, перемешанной с цементом: «Какой хороший цемент, не отмывается даже...» (с)
Грейдеры, кроме своей грязно-пыльности, тоже могут приносить сюрпризы. Заехал к друзьям на поляну, до которой 800 метров по грунту, а до этого пять километров по грейдеру. После дождика грунт превратился в оффроуд и на 800 метров я потратил час, таща байк фактически на руках.
Но это еще не все — сухой грейдер был замечательным и даже веселым для прохвата, а после дождя превратился в каток. Выглядит как песок с камнями, а скользит как по глине.
Итого — разобравшись с багажом, российский мототурист попадает еще в одну ловушку – непредсказуемости наших дорог, а это означает, что запланированный дневной пробег может оказаться чуть дольше или сложнее. Я, конечно, утрирую, но привожу факты пары локальных выездов. Если навалить по Минке до Беларуси, то, конечно, все будет ок, но мы же говорим о путешествиях по России, а не «добыванию значков» по магистралям.
С наступлением ночи
Ночевки в мотопутешествиях — особая тема. Я не буду касаться вариантов заночевать под мотоциклом, накрывшись с ним одной плащ-палаткой, все же это уже серьезный туризм и этот вариант достоин отдельной статьи. Достаточно поговорить про организованное проживание, но тут тоже не все так просто, как хотелось бы.
Планку для мотопутешествий ставят США и Европа. Много мотелей и моторестов, где есть специально отведенные для мотоциклов парковки или парковки прямо под окном номера. В России попытка заночевать в мотеле для дальнобоев закончилась тем, что мотоцикл отказались ставить на платную парковку. Обоснование — нет специальных мест и отвечать за ваш мотоцикл никто не будет.
В итоге — мотоцикл стоит перед входом, а это значит с него все надо снять, навесить цепь или противоугонку, а еще побаиваться, чтобы какой-нить выпивший товарищ не решил показать братьям-дальнобоям, как он в детстве на мотоцикле по девкам гонял. Не вопрос, что он угонит его, но приложить к асфальту как два пальца в розетку.
С хорошими гостиницами тоже все не сладко. Например, остановившись на ночлег в Иваново, в одной всемирной сети отелей, ты оставляешь мотоцикл на открытой парковке. Я сейчас не про навес, а про то, что паркинг — это просто выделенная зона общественной территории, а для мотоциклов отдельного места поближе к входу и камерам как бы и нет. Кто там ночью будет шариться, какая местная гопота решит потрогать и посидеть, тоже вопрос.
Есть вариант — каучсерфинг. Можно порыться и найти вписку у владельцев частных домов или у таких же байкеров, которые подскажут, куда поставить мотоцикл или поделятся местом в гараже. К путешественникам на мотоциклах традиционно более теплое отношение, но это тоже определенные особенности путешествий и не каждым они по душе. Если ты хочешь просто свалиться и поспать, то кауч, как правило, не из этой серии.
Еще один большой недостаток наших гостиниц — это отсутствие прачечных. То есть, они есть, но вам надо сдать вещи в чистку, а это долго и дорого. В любом мотеле США есть Laundry Room, где можно закинуть вещи в стирку быстро и недорого. Кстати, именно для этих случаев в моем снаряжении шорты и футболка с тапочками. Надо же как-то ходить без экипа.
В итоге, попытка путешествовать культурно с ночевкой в гостиницах тоже не всегда срабатывает. Точнее — срабатывает, но даже Букинг не даст гарантии, что ваш мотоцикл в этом отеле будет стоять хорошо, на освещенной площадке и под присмотром. В Европе тоже не всегда под присмотром, но чаще всего отельные парковки не обносят и уж точно никто не придет по пьяни посидеть на вашем коне.
На чем едем
Загадка дня: сколько нужно Уралов, чтобы не доехать до Малоярославца? Впрочем, хоть на Веспе ехать, лишь бы ехать. Этот сезон у меня оказался удачным на количество двухколесной техники под пятой точкой, так что было из чего выбирать.
Для лайтовых выездов я бы выбрал Honda NC750X. Копеечный расход, комфорт сравнимый с эндуро, багажный кофр вместо бака. Если делать в день 200-300 километров, то это отличный вариант. Большие пробеги его тоже не испугают, а если резина позволит, то можно и с асфальта съехать. В минусах — слабоватый моторчик и немного качает при проезде под фурой.
Для дальнобоя — Harley-Davidson Ultra Glide или любой турер бренда. Расход как у танка, зато едешь как по рельсам, если не пытаться навалить как на спорте. Главное — это комфорт и после пяти-шести сотен спина останется на месте, попа не закаменеет, а ноги не превратятся в костыли.
Лучшим туристиком сезона для меня стал Honda Crosstourer, но именно для этого он и создавался. Отличный мотор 1200 кубов, регулируемое по высоте стекло, подогрев ручек, комфортная посадка, хороший клиренс и управляемость на буераках. Именно на нем я попал в десятикилометровый ремонт и если бы резина позволяла по грунту наваливать после дождя, то это была бы увеселительная прогулка длинной 1200 км.
И, наконец, Honda Africa Twin. Это легенда. Если Crosstourer — кроссовер в мире мотоциклов, то Африка — настоящий внедорожник. Подвела резина и понимаю пресс-парк, который не ставит злые покрышки. Даже на стоке меня подмывало съехать с асфальта каждый раз при виде хорошей грунтовочки, а покатушки по сухим лесным дорожкам вообще сплошное удовольствие.
Мотоцикл — это скорее вопрос философии и политики, а вот то, что мототуризм в России далек даже от уровня кемперов, находящихся в зародыше, это удручает. Чего мы тогда удивляемся, что где-то на Гроссглокнере тысячи байков, а на у нас в Сочи... да и не только в Сочи, если говорить не о городских райдерах, а о тех, кто выезжает дальше, чем за сто километров.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)