рейтинг
4
20.11.18
Теория ТюнингаЧасть I: С чего начать подготовку внедорожника? Диски и шины |
Решили начать доработки автомобиля для путешествий или для покорения бездорожья, но не знаете с чего начать? Пошагово разберем все вопросы тюнинга, очередность подхода к снаряду и определим, надо оно вам или нет...
Я занимаюсь внедорожниками с 1998 года и в моих руках были самые разные автомобили, на которых мы путешествовали и участвовали в соревнованиях. За это время изменился и подход к тюнингу, и варианты оборудования предлагаются в таком количестве, о котором в 98-м мы не могли даже мечтать.
Я занимаюсь внедорожниками с 1998 года и в моих руках были самые разные автомобили, на которых мы путешествовали и участвовали в соревнованиях. За это время изменился и подход к тюнингу, и варианты оборудования предлагаются в таком количестве, о котором в 98-м мы не могли даже мечтать.
Зачем нужен тюнинг внедорожника?
Весь тюнинг делится на два направления:
Первый — это выделиться из толпы, показать себя супер-мачо и помериться органами. В этом случае важно, у кого колеса больше, у кого лебедка мощнее и у кого лопата красивее.
Второй — это улучшение технических характеристик автомобиля и подготовка его к условиям, отличным от стандартной эксплуатации на дорогах общего пользования.
В этом пункте имеет значения целевое назначение автомобиля и характер его будущего использования, но существуют универсальные решения.
С чего начать? Замена штатной резины
Если ваш тюнинг принадлежит к первому направлению, то достаточно просто прийти в тюнинг-ателье, назвать сумму вложений и попросить сделать красиво. В этом случае не стоит заморачиваться, как поедет автомобиль на 35-х колесах, а когда такой вопрос встанет, то просто вернетесь к доработкам второго уровня.
Со вторыми сложнее и первый вопрос, на который вам стоит ответить это для чего вам нужен автомобиль, где вы будете на нем ездить и как это будет выглядеть.
Поверьте, доработки автомобиля для путешествия из Москвы во Владивосток, отличаются от доработок для участия в трофи-рейде и серьезной постройки внедорожника. Начнем с самого простого.
Самое простое — это замена штатной резины на более "злую" и более "внедорожную". Я сторонник небольших изменений размера, так как большие колеса требуют больших изменений конструкции и надо понимать, что такие колеса вам нужны. Собираетесь штурмовать лесовозки? Тогда переходите в разряд маньяков и лучше пропустить этот пункт.
Итак, я сторонник небольших изменений и установки шин, которые влезают без дополнительных манипуляций или с минимальными доработками, такие как подрезка брызговиков, например.
Большинство автомобилей, например: УАЗ Патриот, Toyota Hilux, Isuzu D-Max, Toyota Fortuner, Mitsubishi L200 и т.п., легко переживают установку шин диаметром до 32 дюймов.
Для установки на ГАЗ Соболь 4х4 шин размером 245/75R16 или чуть больше, потребуется подрезка края задней арки или смещение моста назад. Это делается очень легко и в тюнинг-ателье уже давно набили руку на подобных работах.
Какие шины выбрать? Типы и модели
С размером определились, осталось определиться с типом и моделью. Здесь кроется большая засада — половина людей искренне считает, что шины класса АТ это универсальные шины, а класса МТ — грязевые. На самом деле все далеко не так.
Российские грунты таковы, что универсальными являются шины класса МТ, а грязевыми — класса XT или выше. Запутал? Тогда так: грязевые шины, это Simex, но ехать на них по асфальту достойно койки в сумасшедшем доме.
То есть, надо понимать, что ты терпишь лишения на доезде, чтобы где-то зарубиться так, что все остальные шины сдохнут и не поедут.
Шины класса МТ, такие как Nokian RockProof, BFGoodrich Mud-Terrain или GoodYear Wrangler MT-R, на асфальте будут шуметь довольно сильно, но позволят вам меньше задумываться перед съездом на бездорожье и допускать больше ошибок при езде по нему.
Шины класса АТ, такие как BFGoodrich All-Terrain или GoodYear Wrangler Duratrac, на асфальте будут намного тише и комфортнее, но на бездорожье потребуют более трезвого расчета траектории движения и будут вести себя ощутимо хуже.
По степени убывания, от бездорожья к асфальту, указанные шины я бы разместил в следующем порядке:
Из практики:
Первые шины у меня стояли на УАЗ Патриот, на котором мне доводилось бывать в разных местах, а однажды половину ночи вытаскивать кучу блогеров из говен, будучи единственным, кто мог передвигаться и таскать за собой кого-то.
Вторые шины стоят у меня на Toyota Fortuner и мне нравится это сочетание. Автомобиль на шинах Mud-Terrain KM3 очень уверенно едет на любом бездорожье и ползет до тех пор, пока колеса хоть как-то касаются грунта.
Третьи шины стоят у меня на Isuzu D-Max и ГАЗ Соболь 4х4. Модель RockProof я считаю наиболее универсальной и расположенной между шинами для дальних поездок и для съезда на серьезное бездорожье.
В качестве дисклаймера два момента:
Я называю марки и модели шин, на которых ездил и езжу, в которых уверен и которые могу порекомендовать. Есть еще варианты, но что-то сказать про них я не могу и не буду.
Существуют люди, которые утверждают, что шины класса АТ подходят для всех условий, что они ездят на них круглый год и т.п. Я не оспариваю их мнение и опыт, каждый волен поступать как хочет. Я озвучиваю свое мнение, основанное на разных поездках и на упрощении понимания. Не думаю... нет, даже уверен, что неопытный джипер на УАЗ Хантер не сможет ехать зимой на BFG AT и чувствовать себя абсолютно уверено.
Какие диски выбрать? Штатные, стальные, литые
Диски имеют меньшее, но не последнее значение. Для большинства ситуаций вам хватит штатных дисков автомобиля. Я же предпочитаю следующий подход: летние внедорожные шины устанавливаю на неоригинальное литье или стальные диски, зимние шины — на оригинальное литье или, также, на стальные диски. Подробнее про выбор дисков можно прочитать отдельно.
Литые диски симпатично выглядят, немного весят и их жалко выбрасывать, если они штатные.
На автомобили, которые не планируется использовать на жестком бездорожье, можно установить и неоригинальные литые диски.
Стальные диски весят больше, но стоят сущие копейки и легко ремонтируются при необходимости. Их не так жалко повредить на камнях или утопить в рассоле, который дорожники называют реагентом.
Стальные диски хороши, когда есть шанс их повредить на серьезном бездорожье или когда вы хотите не думать о внешнем виде.
Впрочем, про внешний вид не буду спорить. Например, Toyota Fortuner на штатных стальных дисках выглядит очень брутально, а пикап Isuzu D-Max на белых дисках Off-Road Wheels выглядит и брутально, и нарядно. Так что оставим стальные диски как более утилитарные, а внешний вид на вкус.
Определяем характер покоряемого бездорожья. Что дальше?
С первым шагом тюнинга внедорожника мы разобрались. Резина — уже половина дела и на этой стадии вы уже должны понимать, что хотите и что будете делать с машиной на бездорожье.
Тем, кому сразу хочется ставить 35-дюймовые колеса, рассказывать очередность тюнинга бессмысленно, так как установка подобных колес требует серьезных доработок и это целый комплекс, о котором расскажу позже и отдельно.
Тем, кто не определился с характером покоряемого бездорожья, для начала неплохо установить колеса "позлее", взять с собой необходимое снаряжение (стропы, шаклы, сенд-траки, лопату) и поехать с друзьями покататься.
Я сторонник того, чтобы ставить на автомобиль только нужное вам оборудование, а нужно ли оно вам, должны понимать вы.
Я же постепенно озвучу все доработки и их назначение, а вы будете делать для себя выводы.
В следующем выпуске "Теории тюнинга" обсудим необходимость и возможность использования лебедки и другого оборудования.
Исходя из чего, в последствии, будем исследовать необходимость установки усиленной подвески и другого оборудования.
BF Goodrich, Goodyear, Nokian, Off-Road Wheels, RockProof, Simex, диски, колеса, теория тюнинга, тюнинг, шины, школа off-road
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)