рейтинг
1
25.11.14
Леонид Майоров (1945 — 2013)Леонид Николаевич Майоров |
В то время, когда слава КАМАЗа уже стала достоянием мирового автоспорта, отечественные ралли-рейды в легковом классе носили характер любительских, клубных покатушек. В России к началу девяностых годов всё только начиналось. Однако и здесь, к общему счастью, нашлись личности, чьим трудом и настойчивостью, дисциплина оформлялась и росла.
От неорганизованных съездов любителей, по мере накопления позитивного опыта, постепенно соревнования на внедорожниках стали прибавлять в классе и в уровне организации. Дисциплина всё более стала походить на вид спорта. Клубные соревнования стали более-менее нормально судиться, впервые в конце девяностых были применены настоящие регламенты и правила Ралли-рейдов.
Массовость впечатляла и давала уверенность в перспективности стихийно возникшего движения. Центр управления и организации процессом располагался в Москве, в Крылатском, на базе клуба «4х4». Появлялись вполне прилично организованные, почти уже профессиональные команды, с довольно внушительными бюджетами. Дело ширилось и захватывало своим влиянием многие регионы России.
И, наконец, в последнем году уходящего двадцатого века, состоялся первый официальный Чемпионат России по ралли-рейдам под эгидой РАФ и по правилам ФИА. Понятно, что без локомотивной тяги, без идеолога, направлявшего процесс, и державшего в руках все нити его развития, дело идти бы не могло. Организатором и душой великого дела был опытнейший тренер автоспорта — Леонид Николаевич Майоров.
Леонид Николаевич Майоров — тренер, организатор гонок, один из основателей российских ралли-рейдов. Его профессиональный путь в автомобильном спорте начался с обучения на специализации «автоспорт» в Московском автодорожном институте, по окончании которого он оказался «на передовой» спортивного фонта, работая в системе ДОСААФ СССР.
В должности старшего тренера сборных команд Леонид Майоров занимался не только подготовкой и участием в выездах за рубеж, но и внедрением передового мирового спортивного опыта в стране. Он обучал и тренировал гонщиков, помогал организовывать команды, обучал правилам, регламентам и тонкостям сложной международной спортивной дисциплины, натренировал и подрастил целую команду первоклассных штурманов, как показала жизнь, мирового уровня.
Это был единственный в России (кроме Якубова, разумеется) специалист, кто точно знал, что и как надо делать, что бы любительский спорт в считанные годы превратить в профессиональный. Его целью было вывести наших спортсменов на высокий международный уровень.
Именно Лёня, как его называли близкие товарищи, и Дядя Лёня — многие, кто знал его, — стал одним из основателей российского ралли-рейда. При его деятельном участии прошли по территории России первые международные марафоны «Трансориентале», ралли-рейд «Мастер». Леонид Майоров положил начало чемпионату России в ралли-рейдах.
В сентябре 2002-го года он собирает из легковых внедорожников первую в истории ралли-рейдов Национальную Сборную России в составе четырёх экипажей: Сергей Шмаков / Валерий Хлебутин, Михаил Нарышкин / Александр Тараненко, Константин Жильцов / Константин Мещеряков, Михаил Бартник / Андрей Реук, и вывозит сборную на международную европейскую Баху в Германию.
Он занимался подготовкой и участием в «Дакаре», Кубке мира ФИА и других международных соревнованиях российских гонщиков, результатом чего стали победы наших спортсменов и команд в этих труднейших испытаниях.
Леонид Майоров воспитал десятки чемпионов России, вице-чемпионов и призеров чемпионата СССР, России и практически всех мировых рейдовых серий.
Более 20 его воспитанников получили звания мастеров спорта международного класса и около 50 — мастеров спорта.
Из интервью Леонида Майорова:
«Спортивный настрой, как и технические знания, я получил в МАДИ. Занимался мотокроссом, учился в первой группе «Спорт», практически все её выпускники работали или до сих пор работают тренерами.»
«Специальность, которая стоит в моем дипломе, называется "Автомобильный спорт". Нас немного таких.»
«После армии вернулся в Москву, работал в конструкторском бюро АЗЛК, гоночные машины Г4, Г5, которые, кстати, все еще в музеях стоят, выпускали именно там. Был механиком, инженером, настраивал моторы. Первый спойлер на кузове сделал я.»
«В 80-е годы у моего хорошего товарища Саши Нифонтова появилось желание принять участие в ралли-рейде в Африке, и нигде-то там, а в известном "Ралли Фараонов". Саша попросил меня заняться логистикой, так, вместе с ним, я впервые оказался на этом континенте. Сразу полюбил Африку, дух, идею ралли-рейдов, для меня это не просто соревнования, а приключение на пределе собственных возможностей. Мне очень повезло, что организатором тех соревнований был Фенуй, это его кличка, причем в хорошем понимании. В то время наши КАМАЗы уже принимали участие в этих гонках.»
«Дисциплина начала хиреть, как только в нее пришли коммерсанты, причём коммерсанты средней, низкой руки. Начали денежные потоки брать под свой контроль, хотя потоков, как таковых, и не было. Вторая ошибка, которая допускалась и допускается сейчас — организаторы пытаются выжить за счёт богатых меценатов-участников, но на них можно рассчитывать максимум 2-3 года. Меценаты иссякли и дисциплина пропала. Например, ростовские ребята брали на себя финансирование, Руслан Мисиков долгое время тянул в Питере соревнования и сейчас, кстати, возвращается. Но общей темой раскрутки дисциплины, поиска новых спонсоров никто, по сути, не занимался. Не правда, что нельзя найти спонсоров! Посмотрите, например, на раскручивание трофической темы. Я сейчас внимательно слежу за развитием событий в серии трофистов Can-Am. Мне очень приятно, что мой однофамилец Олег занялся этой темой и я его полностью поддерживаю.»
«То, что связано со спортом, это не работа. Это образ жизни. В любое время могут позвонить, если появляется какая-то новая тема, звонят гонщики, которые хотят прийти в спорт, просят совета. Мое мнение — если поставить во главе угла заработок, то кайфа не будет.»
По материалам Галины Кошелевой и Валерия Хлебутина
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)