рейтинг
3
13.06.12
Подушки безопасностиПодушка безопасности убила водителя в несерьезной аварии |
Стало известно о трагическом случае — американский водитель умер после незначительной аварии из-за того, что в его машине сработала подушка безопасности.
Давайте вспомним, как вообще работает система SRS: управляющий модуль по сигналу акселерометра и других датчиков подает напряжение на пиропатрон, который поджигает газогенератор — таблетку твердого вещества, которая, в свою очередь, за 20 миллисекунд сгорает, и образующийся при этом газ наполняет нейлоновый мешок — собственно, эйрбег.
Большинство производителей использует в качестве газогенератора азид натрия NaN3. Это вещество токсичное, симптомы отравления, как говорят учебники химии, схожи с отравлением цианистым калием! Но сама таблетка находится в модуле SRS и не контактирует с человеком. При сработке подушке происходит сразу несколько химических реакций:
1. 2 NaN3 → 2 Na + 3 N2
2. 10 Na + 2 KNO3 → K2O + 5 Na2O + N2
3. K2O + Na2O + 2 SiO2 → K2O3Si + Na2O3Si
2. 10 Na + 2 KNO3 → K2O + 5 Na2O + N2
3. K2O + Na2O + 2 SiO2 → K2O3Si + Na2O3Si
Наполненная подушка, напомним, сразу после раскрытия сдувается, выпуская газы из специальных клапанов (кстати, «белый дым» при аварии — это вовсе не газы и не выхлоп от взрыва пиропатрона, это просто распыленный тальк, которым просыпана нейлоновая подушка).
Однако, стоящие в модуле фильтры должны пропускать в подушку (и, соответственно, в салон) только азот — абсолютно безвредный газ. А опасный натрий, образующийся при сгорании, нейтрализуется нитратом калия. По крайней мере, так это должно работать. «Сообщений о вреде подобных систем не зарегистрировано», — сообщается в старой статье на «Википедии». Увы, уже зарегистрировано.
В ноябре 2010 года Рональд Смит (Ronald Smith) из городка Мэдсен (Южный Шильдс, Великобритания) возвращался с работы домой на своем седане Vauxhall Insignia, когда попал в ДТП. Несмотря на то, что в нем участвовало 6 машин, столкновение было несерьезным — Рональд абсолютно не пострадал. Точнее, не получил никаких травм.
Но раскрывшаяся при ударе водительская подушка безопасности лопнула, порезанная осколками стекла, и Рональд полноценно вдохнул продукты сгорания азида натрия.
Отравление оказалось сильным — у него начинались ужасные приступы кашля и удушье уже при легких нагрузках. Вскоре больной уже лежал в окружном госпитале, подключенный к аппарату искусственной вентиляции легких. А через три недели Смит умер от бронхогенной пневмонии.
Это первый подобный случай, о котором стало точно известно. Подушки, однако, опасны не только этим. При открытии всех подушек объем салона уменьшается настолько, что могут быть повреждены барабанные перепонки, это сопровождается весьма громким — до 140 дБ — звуком. Наконец, сам удар подушки, раскрывающейся на огромной скорости, может стать причиной травм.
Советы:— всегда пользоваться ремнем безопасности — он уменьшает силу удара о подушку;— не клеить на панели или руль иконки и прочие предметы и ничего не класть на панель (впрочем, обычно это невозможно, так сделано специально); — не курить трубку за рулем (впрочем, при ударе она почти наверняка вылетит изо рта, очки также слетят); — подушки на европейских машинах раскрываются примерно со скоростью 200 км/ч, на американских — 300 км/ч, это обсуловлено большим весом среднего американца и тем, что они часто не пристегиваются; — чем современнее автомобиль, тем лучше SRS. На самых современных машинах подушки могут раскрываться не полностью, не все, с меньшей скоростью, ступенчато — именно ради снижения риска получения травм. |
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)