рейтинг
3
15.07.15
ГАЗель NEXT T1 2015ГАЗель NEXT T1 — прототип для Дакара |
На ралли «Великая Степь» состоялось ожидаемое пополнение в рядах команды «ГАЗ Рейд Спорт» — в гонке принял участие прототип в категории Т1 на базе ГАЗель NEXT.
По сути, это был первый боевой выезд болида и задачей минимум было опробовать автомобиль в деле. Пользуясь положением члена команды, я подсмотрел и подслушал тонкости новинки и готов поделиться по-секрету…
Матчасть
Итак, основной лейтмотив прототипа это независимая передняя подвеска. В теории и на практике независимая подвеска автоматически означает лучшую управляемость и более комфортное прохождение неровностей.
Это подразумевает, что автомобиль с независимой подвеской способен двигаться с большей комфортной скоростью в сравнении с полностью мостовым.
В мире автомобилестроения уже давно осуществлен переход с мостовой схемы на схему классического SUV — мост сзади и независимая подвеска спереди. Впрочем, и эта схема уже теряет актуальность, отдавая пальму первенства полностью независимым. (Подробнее о всех тонкостях различных схем подвесок можно почитать тут).
Теперь пройдёмся по скелетам в шкафу — все, кто интересуется отечественными автомобилями знают, что ГАЗ, и УАЗ не имеют платформ, подразумевающих наличие полного привода и передней независимой подвески. Это я к тому, чтобы было понятно: передняя подвеска прототипа — эксклюзив для ГАЗели.
Копнём глубже — избежать проблем с инсталляцией передней независимой подвески помогло отсутствие двигателя впереди. Двигатель вместе с трансмиссией сдвинут назад. На штатной ГАЗели проделать такой финт просто не получится.
Вспоминаем о том, что «ГАЗ Рейд Спорт» — заводская команда с регламентом максимального использования штатных деталей ГАЗ.
Теперь включаем логику и ищем связь — не является ли проба независимой подвески на гоночном ГАЗели заделом на будущее и желанием ГАЗа в будущем использовать её на своих полноприводных автомобилях?
Ну да шут с ней, с подвеской, идём дальше. На прототипе Т1 отказались от заднего расположения радиатора как на других боевых ГАЗелях, а значит и от верхнего воздухозаборника, виднеющегося над кабинами.
Забор воздуха происходит через «штатную» фальшрешетку радиатора. Учитывая, что двигатель отодвинут назад, — до радиатора достаточно расстояния для обеспечения его безопасности при ударе.
На боевые ГАЗели устанавливается турбодизель Cummins. Мощность двигателя прототипа Т1 — 200 л.с. При этом в команде постоянно присутствует специалист по двигателям Cummins с целой кучей программных настроек. Я думаю, не открою военную тайну, если расскажу, что прозвище этого человека звучит «каминс». Вы поняли почему?!
А теперь самое интересное, — на гоночную ГАЗель устанавливается коробка передач Dymos. Та самая, что ставится и на двигатели ЗМЗ для УАЗ. Раньше устанавливали КПП от Toyota Hiace, но тойотовская коробка не выдерживала больше двух гонок, а Даймос оказался прочнее.
В кузове располагается топливный бак, два компрессора пневмосистемы и аккумуляторная батарея. Естественно, там же два запасных колеса, реечный домкрат и сенд-траки.
Сам кузов ещё не обрел окончательные очертания и на старте Дакара, — а именно к Дакару строится и готовится прототип Т1 на базе ГАЗель NEXT, — он уже будет похож на другие гоночные ГАЗели. Для облегчения массы передние кузовные детали выполнены из стеклопластика.
В кабине сохранена штатная но немного подрезанная панель приборов ГАЗель NEXT. На удивление, к концу гонки она не отвалилась. В остальном это аскетичная кабина гоночного автомобиля с «ковшами» и каркасом безопасности.
Кстати, интересно, что при постройке прототипа правую заднюю дверь кабины ГАЗель NEXT сохранили, но не для пассажиров, а для доступа к пространству за креслами пилота и штурмана. Туда оказалось удобно бросать снаряжение после использования, когда нет времени навешивать его обратно на штатные места.
В заключение усиленная рама, защита днища от морды и до раздатки, регулируемые амортизаторы и полное соответствие требованиям к автомобилям в категории Т1 Дакара.
Опыт эксплуатации
В первый же день у прототипа начались проблемы с тормозами. Спасло то, что день был «прогревочным» и автомобили проехали только 4 километра Пролога. Ночью механикам пришлось немного поработать и к утру ГАЗель была готова к бою.
После второго гоночного дня все ждали комментарии Вячеслава Субботина, пилотировавшего прототип. Естественно, основной темой стала работа независимой подвески. Вячеслав рассказал, что автомобиль ощутимо мягче гоночных ГАЗелей и к такой мягкости пришлось даже привыкать.
По жесткой степи и пескам удавалось хорошо разогнаться и после прыжков приземление было намного комфортнее для позвоночника находящихся внутри. Плюсы комфорта независимой подвески стали и минусом — на одном из приземлений обе стороны выбрали свободный ход и автомобиль приложился защитой, помяв её.
Мостовая подвеска отработала бы приземление жестче, но безопаснее для конструкции. В любом случае, в боевых условиях было определено, что защита сделана из слишком тонкого металла и его необходимо заменить.
То, что пользователи ругали электронную систему включения полного привода на КПП Dymos, стало плюсом в гонках. Слава рассказал, что электронное включение полного привода оказалось очень даже кстати и было удобно им пользоваться.
Есть шанс, что для гоночного автомобиля изменят штатный алгоритм включения пониженной передачи — не будут же спортсмены ждать те самые страховочные две-три секунды для включения. Если это случится, то за таким тюнингом могут потянуться и УАЗоводы.
Итого
Судить о том, насколько прототип Т1 на базе ГАЗель NEXT получился удачным пока рано. За спиной фактически только опытный заезд и первая реальная гонка. Впереди ещё работа над устранением замечаний и внесение корректировок в конструкцию.
Естественно, скорость прототипа — пока только теоретическая единица, проверенная на некоторых участках. В остальном Вячеслав берёг машину и ехал осторожно с целью проверить её и доехать до финиша. Это ему удалось.
Увидеть ГАЗель на Дакаре будет как минимум здорово, равно как увидеть на гонке мирового уровня любой отечественный автомобиль.
Именно поэтому, независимо от того, насколько крут новый прототип или нет, остаётся пожелать ему выйти на старт ещё не одной гонки. А мы уж понаблюдаем, какие результаты он покажет тогда, когда беречь машину задания не будет…
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)