рейтинг
2
22.01.18
Nokian Hakkapeliitta R3Принципиальные отличия фрикционных шин от шипованных |
Священная война между адептами шипов и фрикционных шин, ошибочно называемых липучками, не прекратится никогда. С каждой стороны призыв покупать правильные шины, но и правый руль для кого-то тоже правильный. Разобраться сложно, поэтому озвучу все плюсы и минусы зимних нешипованных шин на примере современной модели Nokian Hakkapeliitta R3, а также личного опыта эксплуатации других моделей.
В защиту своей компетенции сообщу, что имею несколько машин, обутых в самые разные шины: шипы, фрикционные, внедорожные. Кроме того, только за январь проехал при температуре от +10 до -15 в ливень, в снег и по чистому льду Лапландии. Мне есть, что сравнивать и о чем рассказать.
Учим матчасть
Раз и навсегда выбросьте из головы мысли, что фрикционные шины делают из специальной мягкой резины, которая лучше липнет к асфальту и поэтому не скользит. Это глупость и фрикционные шины никогда не были «липучками» и никогда не «прилипали» к асфальту. Любой, кто не прогуливал уроки физики поймет почему.
Состав резиновой смеси определяется сотней параметров и требований: регион, температура, дорожные условия, тип транспорта и т.п. Если бы шина была настоящей «липучкой», то она изнашивалась бы раньше, чем топливо в баке, а при маневрах и при торможении, я бы не завидовал тем, кто будет рядом с вами.
Резиновая смесь и сочетание смесей определяются компромиссом между комфортом, управляемостью и износостойкостью. В шинах премиального класса, таких как Nokian Tyres, используется, например, силика, которая стоит дорого, но предоставляет возможность улучшать характеристики.
В модели Hakkapeliitta R3, которая была презентована нам в Ивало и которую у нас была возможность протестировать, два типа резиновой смеси используется только в области протектора: верхний для комфорта и управляемости, нижний для увеличения прочности шины.
Разница при проектировании шипованных шин заключается в архитектуре и сопутствующих моментов: резине придется удерживать шипы, позволять им наклоняться, но при этом не давать вылетать на торможении или при разгоне. Впрочем, в нешипованных шинах тоже есть секреты, которые нивелируют разницу в поведении фрикционных и шипованных шин.
Nokian Hakkapeliitta R3 использует технологию Cryo Cristal. Это вкрапления кристалов в резиновую смесь, которые улучшают сцепные свойства шин на льду. Конечно, это не шипы, но они улучшают характеристики модели и при некотором сочетании дорожных условий могут быть даже эффективнее.
Достоинства фрикционных (нешипованных) шин
Самое несомненное преимущество фрикционных шин это комфорт и тишина. Даже самые лучшие разработки шипов не уберут звук соприкосновения металла и асфальта. Это ощущается в салоне автомобиля и на улицах города. Чем меньше шипов, тем тише город и, соответственно, целее асфальт. Именно поэтому в некоторых странах Европы запрещены шипы.
Это тоже преимущество — если вы ездите в Европу, то на шипованных шинах сможете передвигаться далеко не везде. В Скандинавии вас похвалят за хорошие шипованные шины, а в Австрии... впрочем, вы не доедете на шипах до Австрии.
Еще одно серьезное преимущество — износостойкость. При частых поездках по асфальту, что в городах случается часто, шипы утрачиваются, истираются и теряют эффективность, что влияет на эффективность шины в общем. Фрикционная шина лишена этого недостатка и часто зимние нешипованные шины ходят по 4-5 сезонов без снижения качеств и могут использоваться дальше.
Фрикционные шины не требуют «обкатки». Шипованные шины обязательно должны обкатываться в течение 800-1000 километров без резких разгонов, торможений и маневров. Если этого не сделать, то не удивляйтесь потому, куда так быстро сбежали шипы.
Наконец, фрикционные шины более универсальны. Передвигаясь по Европе я ехал и по разогретому на солнце сухому асфальту при +10 градусах и пробирался через свежий снег на горном серпантине.
С шипами на асфальте были бы проблемы и лишний износ, а на перевале шипы были бы полезны, но были запрещены. Я ехал на шинах Hakkapeliitta R2 и довольствовался универсальным компромиссом там, где соседи на еврошинах уже надевали цепи.
Недостатки фрикционных (нешипованных) шин
Основной недостаток фрикционных шин это поведения на льду, где они заметно уступают шипованным шинам. Чтобы нивелировать эту разницу в шинах Nokian Tyres используется упомянутая технология Cryo Cristal, которая повышает эффективность на льду, но конечно не превращает фрикционку в шипованную.
В регионах, где дороги покрыты укатанным снегом, шипованные шины тоже будут более эффективны, но это не совсем однозначное утверждение. Модель Hakkapeliitta R3 создана для сложных дорожных и погодных условий и может эксплуатироваться в районах крайнего севера и не только она, при этом такие шины практически не будут уступать шипованным. Серьезная разница будет лишь с шинами, разработанными для регионов с мягким климатом.
Еще один серьезный недостаток — цена. Хорошие фрикционные шины любого бренда, это высокие технологии и наукоемкий процесс. Производители бюджетных шин не могут предложить нешипованных шин такого качества или не производят их вообще. В части дешевых шин недостаток технологии покрывается грубой стальной силой шипов.
Это же утверждение касается бюджетных нешипованных шин. Такие шины будут больше уступать шипованным шинам в некоторых ситуациях из-за недостатка современных технологий. В такой же степени шины Nokian отличаются от Nordman. Обе марки производятся на одном оборудовании, но для шин Nordman применяется более простой состав резины, чем для Nokian.
Какие шины выбрать?
Прежде всего стоит оценить характер езды и поверхностей, по которым вам приходится ездить. По опыту гражданской эксплуатации фрикционных шин на автомобиле Range Rover Evoque в течение четырех лет, могу сказать, что ни разу не чувствовал себя ущербным по отношению к владельцам шипов. При этом автомобиль ездит и в городе, и за городом по нечищенным дорогам и проселкам.
Основное правило — если вы чувствуете, что под колесами голый лед или, еще хуже, лед присыпанный мокрым снегом, то стоит ехать более плавно и тормозить заранее. Этот закон актуален и для шипов, хотя в гораздо меньшей степени и в разных условиях.
На автомобиле Соболь 4х4 у меня стоят шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Тип автомобиля тоже стоит учитывать, так как на современной легковушке эффективность торможения на фрикционных шинах, может быть эффективнее, чем дорогие шипы на внедорожном микроавтобусе. В то же время, на мокром асфальте шипы способны принести неприятный сюрприз и я с этим уже сталкивался не один раз.
То же самое и в части брендов. Бюджетные шипы могут оказаться хуже, чем фрикционные шины премиум класса, а шипованные шины быть более универсальными, чем недорогие фрикционные шины или модель, созданная для мягкого «европейского» климата.
На тестах в Ивало мы попробовали европейские фрикционные шины, шипы Hakkapeliitta 9 и новые шины Hakkapeliitta R3. На чистом льду выиграли шипы без вариантов. На смешанном льду выиграли шипы, но R3 была близка к ним. На утрамбованном снегу у шипов и фрикционной R3 был паритет, но и европейская шина WR показала не самые плохие результаты, хотя значительно отставала.
Для себя я давно вывел формулу выбора шин для своих автомобилей:
Фрикционные шины для гражданских автомобилей эксплуатируемых в городе и редко выезжающих в экстремальные условия.
Шипованные шины для автомобилей, на которых я выезжаю на бездорожье зимой, в том числе на Север.
В заключение, после тестов новых шин Hakkapeliitta R3 на разных покрытиях, я уже сам начинаю сомневаться, так ли нужны шипы и для северных выездов, но пока не совершу такое путешествие на фрикционных шинах, утверждать не буду...
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)