рейтинг
3
Добавлено 25.03.14
Северный маршрут 2014Дневник путешествия: В поисках уходящей зимы23.03.14 - 30.03.14
|
Россия
Телефон: +7 926 210 1661
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Наталья Филонова
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
Связка городов: Москва — Карпогоры — Лешуконское и вдоль Вашки на Коми
Машины: УАЗ Патриот, Toyota Hilux
23-24 марта
Москва — Вологда — Верхняя Тойма
Отправляясь в путь, я думал, что буду вести видеодневник путешествия, но традиционно для путешествий из Москвы первый день прошел в скучном преодолении асфальтового безмолвия, кухнях придорожных кафе и оценке стоимости топлива на колонках. Посему видеодневник, если и начнется, то будет вестись с появлением первого веселья.
Переночевали в знакомом многим Гостевом Доме на выезде из Вологды, куда позно ночью подтянулся и экипаж Ильи Барсукова со штурманом Никитой Барсуковым и помощником по какой-нибудь части Натальей Филоновой.
Как вы поняли, Ford Ranger остался в Москве по техническим причинам. В итоге, экипаж УАЗ Патриот Сергея и Ирины Зуевых пополнился овощами — Ольгой Галкиной и собственно мной. Но мы не в обиде — веселье в течение всего маршрута обеспечено. Страдает только водитель. Я думаю, вы поняли почему...
Второй день отличился изменением начальных планов. Впрочем то, что они изменятся мы не сомневались, ибо зима и весна отличаются теплыми температурами.
Пока выясняли, есть ли зимник из пос. Северный Верхнетоемского района на Карпогоры, нашли свороточку к реке Сухона для обеденной остановки.
Разочарованием стало известие, что ожидаемого зимника с Северного нет.
Разочарованием стало известие, что ожидаемого зимника с Северного нет.
Посему меняем планы и отправляемся искать другую дорожку.
На ночлег остановились в Верхней Тойме, но дальше на Северный, соответственно, уже не пойдем. Вернемся на дорогу и снова в сторону Архангельска.
Ледовая переправа на В. Тойму по ступицу в воде. Ощущения от преодоления великолепные — ночь, в свете фар брызги воды и где-то впереди гостиница «Спортивная», где нас уже ждут...
25 марта
В. Тойма — Холмогоры — Карпогоры
Если путешествие «Затерянные Земли» отличилось присвоением нашему хорошему другу Вадику прозвища Вадюга, то «Северный Маршрут 2014» проходит под вдохновительным прозвищем для УАЗа Сергея Зуева. УАЗ Патриот получил позывной «Железяка Зуева». Впрочем, железность Патрика тут совершенно не при чем...
Итак, по делу. Переночевав в В. Тойме попробовали взять языка на предмет разведки дорожки от Северного до пос. Карпогоры. Язык не спешил браться, а пойманные местные не имели ни малейшего понятия о том, что мы пытались выведать. Как результат – было решено рвать когти в объезд через Холмогоры и уже оттуда уходить на Карпогоры.
По дороге посетили Пучужский краеведческий музей, где в очередной раз были рады желанию людей рассказывать о своей родной земле. Сам музей был организован в старом здании, которое когда-то было деревянной церковью. Как и во всех посещаемых местах оставляем фирменные сувениры Автовентури и OffRoadClub.Ru.
Девиз всего путешествия «Зато у нас есть Олимпиада и ЧМ» преследовал нас по всему пути. Состояние дорог, если можно их назвать дорогами, ужасное и это самое легкое выражение. Местами отличный асфальт или снежный накат, но местами... Здесь стоило бы употребить пару крепких фраз для контингента 18+.
Ледовые переправы уже перестали считать. Ограничение по тоннажу временами устанавливается на 1,5 тонны, но «Железяка Зуева» весом 2,4 тонны, проходит. Другого выхода особо нет.
Главное, сидящим на заднем диване девушкам дана команда на льду держаться за ручки. Вот только кто бы объяснил им, что в данном контексте имелось ввиду держаться за ручки дверей, а не за ручки друг друга.
Весна необычайно теплая даже на севере. Все ледовые переправы проходят в режиме «вода по ступицу и выше». Ночью немного подмораживает, но днем все возвращается на круги своя.
В Карпогорах нашли гостиницу. В этом же здании, с парадного входа располагается местная прокуратура и ночью дежурный следователь был удивлен желанию приехавших «погостить». Я так понял, что организовать «погостить» было в его силах, но он предпочел подсказать, как найти дверь в гостиницу.
Завтра снова ищем дорожку на Северный, но уже с другой стороны и отправляемся на Лешуконское.
Не переключайте канал...
26 марта
Карпогоры — Карпогоры
Бортовые системы УАЗ Патриот сообщили об отказе правого двигателя, простите, отсутствии давления масла в носовом и единственном. Серега живо выругнулся и сдал на заснеженную обочину. Был бы жив Высоцкий, он бы хрипло затянул: «Вперед пятьсот, назад пятьсот...».
На этом должно было начаться самое интересное, но милость Богов была велика и до ближайшего районного центра Карпогоры было совсем недалеко. Это внушало надежды, что семерым не придется ютиться в салоне пикапа Hilux в поисках тепла. Но, обо всем по-порядку...
С самого утра день оказался насыщенным событиями. Во-первых, нам дали волшебный ключ от навесного замка душевой комнаты. Это счастливое события было воспринято нами с должным пониманием и в сторону чистоты тела выстроилась живая очередь не меньше, чем до «дома вечноживого».
Во-вторых, нас очень хорошо встретили в Доме народного творчества поселка Карпогоры. Вообще, удивительное дело, в каждом поселке, в каждом городке находятся люди, которые от чистого сердца рассказывают о своем родном крае.
Нам провели целую экскурсию по клубам реального народного творчества, начиная художественной студией и заканчивая клубом вязания. И, поверьте мне, здесь это не «для галочки», а реально востребованные способы занять свободное время. При этом работы учеников очень даже достойны всяческого внимания.
Следующей точкой стал историко-краеведческий музей «Истоки» пос. Ваймуша. Об этом месте вообще стоит написать отдельный пост и я это сделаю, а снятое в процессе общения видео ляжет в основу видеоролика по возвращению.
Это была не экскурсия. Это была маленькая прожитая жизнь, в которой нашлось место для грусти, радости, гордости за свою страну и разочарования, что все местами через известное место. Закончилось все нашим участием в традиционных играх с местными детьми и гостеприимным чаепитием. И все это через призму любви людей к месту, в котором они живут.
А вот первоначальный план добраться до Лешуконского через несколько интересных мест был вероломно нарушен тем самым сообщением УАЗа о критической потере масла.
Когда Тойота Барсукова уже ушла далеко за горизонт, под Патриотом образовалась грустная картина техногенной катастрофы локального масштаба.
— Турбина? — Вопрошал голос из рации.
— Нет. Под турбиной сухо. Ищем...
— Нет. Под турбиной сухо. Ищем...
Одна голова хорошо, а три лучше. Примерно так думал Змей-Горыныч до того, как русский добрый молодец отпилил ему все три. В нашем случае три головы реально помогли и общими усилиями был вынесен диагноз: двигатель лежит на масляном фильтре, который, по великой вероятности, пробит и именно через него из сердца произошла обильная «кровопотеря».
Счастьем было то, что от Карпогор мы отъехали не шибко далеко и был реальный шанс вернуться в районный центр засветло. Даже на веревочке. Что, впрочем, мы и реализовали.
В Карпогорах нашли работающий автосервис. Нет, правильнее будет так: в Карпогорах нашли хорошего человека — Михаила Варзумова (Автодом-29), который бросив все взялся за восстановление ульяновского вездехода.
По большому счету неисправность оказалась незначительной, если бы не злосчастные «если бы». Если бы не зима; если бы не зимники; если бы не ледовые переправы и несколько других «если бы»...
Болт крепления двигателя от безумной вибрации отправился в свободное плавание. Подушка сохранила свой первозданный вид, но кронштейн потерял резьбу. Как понимаете — найти кронштейн в короткие сроки физически не представлялось возможным.
Первым признаком надвигающейся беды стала легкая непонятка с включением пятой передачи — что-то было не так и подтыкать передачу было немного неудобно. Именно в этот момент двигатель начал свое движение вниз и подпрыгнув на ближайшей кочке, которых здесь выше крыши, пробил масляный фильтр.
В итоге, нарезали новую резьбу в кронштейне крепления двигателя, подобрали соответствующий болт и УАЗ снова на ходу. Оставалось только поставить новый масляный фильтр и залить свежее масло.
За сим вернулись в гостиницу, где ночевали прошлой ночью и начали готовиться к следующему дню. День не прожит зря. День прожит хорошо и хорошо закончился.
27 марта
Карпогоры — Кеба — Лешуконское
Концепция меняется. Согласно последней описи участников путешествия «Северный Маршрут 2014» в составе двух экипажей наличествуют 4 человека, а не 7, как было заявлено ранее. Именно так, ведь наши предки при переписи населения не учитывали особей женского пола, а документы выглядели примерно так:
Деревня Сивелгорская:
дв. Филька Семенов,
детия: Тимошка, Петрушка;
бр. Ивашко, сын Кондрашко;
наездом церковный дьячок Якимко Васильев...
дв. Филька Семенов,
детия: Тимошка, Петрушка;
бр. Ивашко, сын Кондрашко;
наездом церковный дьячок Якимко Васильев...
Вчерашнее ЧП с УАЗом немного выбило из колеи и мы отказались от радиального выезда в пару мест. Утром покинули Карпогоры в направлении Лешуконского, но впереди было еще много чего интересного.
Чем дальше забираемся на север, тем больше становится вокруг снега, а температура уверено ползет вниз. Круглогодичные дороги заканчиваются и начинаются зимники. О том, что здесь не шутят подсказывают «знаки» на дорогах — попадается застрявшая и брошенная техника, находим и ушедшие с обрыва автомобили.
Попадающиеся на пути деревни стараемся не проезжать мимо и обязательно заскочить «на посмотреть».
Так Сергей научился пользоваться колодцем-журавлем, а в сельском магазине нас не только накормили вкусным хлебом, салом и карамельками из детства, но и разрешили попить чаю в тепле и уюте. Это вам не гастроном близ Москвы или Питера.
Попробовали сунуться на «одну дорожку» в направлении на Коми, но быстро поняли, что Коми нам не видать — проезда нет и следы очень старые. Первым пошел УАЗ, но быстро оказался в снежном плену. Снега не много, но под ним глубокие колеи и трос понадобился уже на разведке. Дальше было решено не пытаться обмануть судьбу.
К вечеру погода изменилась и не в лучшую сторону — пурга начала заметать зимник и высматривать ямы становилось все труднее. Чем ближе подходили к Лешуконскому, тем тяжелее приходилось ехать.
К ледовой переправе на Лешуконское добрались уже в полной темноте. Дальше — гостиница и очередное удивление и разочарование «развитием туризма в родной стране». Для проживания нам предложили 5-местный номер по 1000 рублей с человека и это без завтрака, без удобств в номере, с бегающими в туалете мышами и намеком на WiFi, который не работает.
Думаю, что комментарии тут будут излишни. Жаль, что зимой нельзя ехать с палатками, а охотничий домик мы так и не нашли и заночевать в лесу не получилось.
Из Москвы сообщают, что наши друзья добрались до Тикси и что в городе уже весна. Что-же, одним желаем добраться без приключений назад, а вторых оставляем завидовать нам, ведь здесь такие звезды ночью, а зима по-настоящему зимняя.
28 марта
Лешуконское — Селище — Койнас
У местных ходит легенда, что название Койнас появилось, когда заблудившиеся путники воскликнули «КОЙ НАС черт сюда занес». Еще не зная этой легенды, Сергей Зуев думал точно так же: «кой нас сюда занесло», когда УАЗ... Впрочем, обо всем по-порядку.
Архангельская область всегда была богата мастерами. Живущие ныне их земляки всячески пытаются сохранить и приумножить богатство края, передавая из уст в уста историю, науку, традиции. Начиная муниципальными краеведческими и заканчивая школьными и частными музеями и коллекциями.
После «ночного оффроуда», заметаемые пургой, мы приехали в Лешуконское. С утра, уже по привычке, отправились в краеведческий музей на экскурсию. Здесь традиционно — история края: быт, первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война, быт и производство советского времени.
Что касается Великой Отечественной, то, проезжая по поселкам, временами останавливаемся у памятников. Из 3000 человек ушедших на войну, 2000 не вернулись. И это только один пример. В любом селе найдется список ушедших и невернувшихся.
В музее Лешуконского нашел две газеты «Комсомольская Правда». Одна от 24.06.1941 г. С знаменитым обращением Сталина. Вторая от 09.05.1945 г. Всё сказано двумя датами газет и даже не нужно читать их содержание. А вокруг газет — история. В лицах, в датах, в именах.
На окраине Лешуконского заправились соляркой на старой колонке. Таких колонок не видели уже много лет. По инерции попросили до полного и очень удивлялись, что до полного колонка работать не умеет. Так цивилизация развращает разум, а common rail убивает «романтику».
Вчерашняя пурга оставила следы. Дороги оказались наполовину заметены и местами приходилось пробиваться через заносы. Надо отдать должное, что через пару часов уже увидели чистящий зимник трактор.
По совету экскурсовода из музея в Лешуконском едем в дом Деда Мартына. Здесь он легендарная личность, о которой ходит много историй и публикаций. «Дед Мартын — знаменитый чудак-мастер, знатный охотник и рыболов, большой фантазер».
Музей представляет собой полностью сохраненный быт того времени. Интересно не только творчество Деда Мартына, который делал самые знаменитые туеса, но и сам дом, сохранивший в себе историю в образах и вещах.
И снова зимники, зимники, зимники, полузаброшенные деревни и живущие вопреки люди. Брошенная техника здесь не вывозится даже на металлолом, но временами очень хорошо подходит для игр мальчишек, которые были рады показать свое умение прыгать заезжим гостям.
Если в Селище в музей Деда Мартына мы приехали со звонком из Лешуконского, то в Койнас дозвониться не смогли и семь человек свалились как снег на голову. Для нас обзвонили всех учителей и руководство школы, чтобы найти того, кто откроет школьный музей. Подняли на уши всех и экскурсия состоялась.
Пока ждали ключ от музея прошли по классам. О, Боги! В сельской школе все классы оснащены компьютерами и интерактивными досками, в кабинетах тепло от центрального отопления, а стены украшены не только росписью, но и достижениями учеников. Настолько приятно было все это видеть и понимать, что не все потеряно в этой стране.
На этом приятное и заканчивается. В школе учится 80 человек. Есть медалисты. Ученики отправляются получать высшее в Архангельск, Вологду и Санкт-Петербург и... никогда не возвращаются. Если только погостить и рассказать о том, как устроились на новом месте.
Впрочем, картина проста — работы нет и будущее туманно больше, чем на Туманном Альбионе. Еще несколько лет и, если ничего не изменится, то не останется ничего, равно как и этой школы, и этого музей, и стоящего рядом интерната, в котором живут и учатся дети из соседних сел.
Но люди здесь великолепные, как и на всем Севере. Завуч школы не только провела для нас экскурсию, но и предложила остаться ночевать. Чем не способ пообщаться чуть ближе, узнать что-то новое для себя?!
Людмила Михайловна — очаровательный человек! Плюс муж — охотник и рыболов, сын — десантник, а значит нашлось много тем, о которых мы могли поговорить за чашкой чая и вкуснейшей ухи из местной рыбы, которой она нас угощала.
Заждались про УАЗ? У нас снова маленькое ЧП. Сереге запретили вообще что-то говорить в плане обсуждения происходящего. Если до этого разговор о надежности УАЗа вылился в сорвавшийся с креплений двигатель и пробитый масляный фильтр, то сегодня он заговорил о том, какие хорошие зимники.
Через минуту УАЗ уже несло по льду...
Через минуту УАЗ уже несло по льду...
Высокий и мягкий от выпавшего недавно снега и прошедшего трактора бруствер принял на себя удар бампера РИФ. Автомобиль развернулся по своей оси, встал на два колеса и... встал на четыре обратно. Если бы не бруствер, то лежать УАЗке на боку в овраге. И как хорошо, что железяку повесили на морду до отъезда. Родному пластику бы очень не поздоровилось.
Но, надо отдать должное — все живы и здоровы. Машина цела и продолжает движение, как будто ничего не случилось. Предоставленный PR-агентством Smart Communications видеорегистратор Neoline пригодился на 146%. Теперь у нас есть видеоматериал нашего кульбита, который обязательно будет использован в видеоролике по возвращению.
Вот так мы провели этот день. Остаемся наслаждаться гостеприимством Людмилы Михайловны и Койнаса. Завтра стартуем в сторону Мезени...
29 марта
Койнас — Мезень
Выезжая из Койнаса закупились «баранками». Как нам сказали, что такие больше нигде не делают и мы этому верим, так как никогда ничего подобного не пробовали. В магазине скупили все, что было вчера выпечено в местной пекарне.
Грустно и скучно просто возвращаться домой. Из-за вылетевшего дня с ремонтом УАЗа не все смогли посмотреть, а в субботу попытка прорваться в музеи оказалась бессмысленной и беспощадной ко всем нашим культурным начинаниям. Музеи по субботам не работают.
Как всегда, несколько заездов по разным деревням, осмотр достопримечательностей, видов и полной разрухи кругом...
30 марта
Мезень — Москва
Что новый день готовит нам?! УАЗ... тарам-парам...
Серегая получает прозвище «Серега-Газпром» и награду от PR службы упомянутого бренда. Почему? Потому, что в поисках заправки он проехал Роснефть, Лукойл и... заглох, полностью высушив баки.
Серегая получает прозвище «Серега-Газпром» и награду от PR службы упомянутого бренда. Почему? Потому, что в поисках заправки он проехал Роснефть, Лукойл и... заглох, полностью высушив баки.
После этого уже пришлось снова цепляться за Тойоту и заливаться тем, что было на ближайшей заправке. Девиз нашего путешествия: «Ни дня без приключений!».
На этом ложимся на обратный курс. Много чего не сказано. Много чего не показано. Видео снято. Слова подобраны. Ждите подробнейший рассказ с впечатлениями участников.
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (6)