рейтинг
1
Добавлено 16.06.14
Вологодская автоэкскурсия 2014Трое в «лодке», не считая людей07.06.14 - 15.06.14
|
путешествие
Россия, Вологодская, Верховажье — Нюксеница — Великий Устюг
Телефон: +7 926 210 1661
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
Связка городов: Верховажье — Нюксеница — Великий Устюг
Машины:
«Хорошо бы попробовать прокатиться по левому берегу Сухоны, но на пикапе надо бы заменить колесики на грязевые», примерно так прозвучало предложение отправиться в Вологодскую область. Сказано-сделано и мы отправляемся по маршруту Верховажье-Нюксеница-Великий Устюг.
Рассказывать о доездах до места я пожалуй больше не буду. OffRoadClub.Ru читают по всей России и жителю Архангельска будут скучны подробности, как кто-то выбирался несколько часов из вечностоящей Москвы в сторону Вологды. Значит, только самый сок и самое интересное.
Июнь — не лучшее время для путешествий на север, – стаи летающих «козлов» атакуют тебя едва открываешь дверь, но именно в июне попадается несколько празднично-выходных дней, а значит отличный повод свалить из бетонных джунглей. Вообще нам повезло — погода стояла относительно сухая и летающих кровососущих было не так много, как могло бы быть.
Для нас становится уже доброй традицией встречаться на точке первой стоянки, устраивая отстающим экипажам квест на тему «найди нас по координатам».
В экспедиции «Узбекистан-2014» так до лагеря добирался экипаж Зуевых на УАЗ Патриот. Это тогда, когда УАЗик выехал на гору за рекой, а в рации раздавались требования рассказать, где тут брод. В этот раз мы встали недалеко от реки Кулой в сосновом лесу и координаты высылали зачинщику путешествия Илье Барсукову. Звук пробивающегося через лес его 73-й Тойоты мы услышали как раз когда начали... назовем это ставить палатки.
От Верховажья до Тарногского городка — дороги проезжаемые для любого вида транспорта, если не искать приключений и не пробовать «срезать». После дождей местами придется включить голову, а если съезжать с наезженных дорожек, то и полный привод. В любом случае по сухому почти весь маршрут мы проделали на заднем приводе, даже с поисками красивых мест.
Шли вдоль реки Коленьга, где и устроили вторую ночевку. Местные речки живописны, но подобраться к берегам почти невозможно — либо заросло, либо не проехать, либо вокруг миллионы летающих гадов.
Кстати, от летающих насекомокровопийц, как оказалось, неплохо спасает обычный бытовой вентилятор установленный недалеко от стола со стороны костра или просто по верту. Усилить эффект «сдувания» мошкары помогали обыкновенные кусочки антимоскитной спирали, вставленные в отверстия в середине вентилятора. Запитать маломощный вентилятор можно с помощью обычного инвертера; главное, — чтобы он был с защитой аккумулятора от разрядки.
С грунтовок приходилось постоянно выходить на асфальт. Тут либо разворачиваешься и назад, либо насквозь, но выходишь к очередной цивилизации. Это вам не вдоль Пинеги пилить не видя асфальта. Зато всегда есть возможность прикупить рыбки и холодного... лимонада.
Так добрались до Нюксеницы. По плану именно отсюда должен был начаться самый интересный отрезок маршрута по левому берегу реки Сухона до Великого Устюга. Однако, все не казалось так грустно, когда мы разглядывали спутниковые карты – здесь куда ни плюнь, то попадешь либо в газопровод, либо в нефтепровод, а все гражданские дороги уже давно быльем поросли. Вдоль левого берега идет только одна дорога — газпромовская, а значит для обычных людей она закрыта. Вот такое вот «народное достояние».
В кузове моего пикапа совершенно случайно завалялась надувная лодка с мотором и не найдя левобережной дороги в головах родилась идея уйти по Уфтюге на север покуда будет ехаться и дальше попробовать пройти по воде на лодке. В общем, чем дальше в лес, тем глубже колея и броды... Брод, кстати, тоже нашли.
Первый серьезный — пикап Hilux, будучи самым маленьким среди луноходов, ушел под воду по самый капот. Тем удивительнее было встретить Mazda BT-50 идущую навстречу в сторону брода. Местные суровые парни не задумываются об отсутствии шноркеля.
За бродом — почти заброшенная деревенька, а за ней — давно заросшая дорога, от которой почти не осталось и следа. С каждой сотней метров лес густел и ехать становилось все тяжелее. К тому же выхода к реке в джунглях Уфтюги мы так и не нашли. Разворачиваемся.
Пока ходили вброд туда-сюда, выяснился шикарный косяк моих шикарных прожекторо ARB — внедорожный бренд был полон воды не меньше штатных фар. Возникает здравый вопрос, а зачем платить столько денег за крутые фары, если можно купить дешевле, не уступающие по свету и не пропускающие воду. Те же диодные фары РИФ, не сочтите за рекламу. Лично для меня вопрос остается открытым и возможно топобрендовые прожекторы скоро уйдут в историю.
Планы менялись на глазах и ничего не оставалось делать, кроме как отправляться на правый берег и идти асфальтом на Устюг. Чтобы не сваливаться до уровня асфальтотуристов, местами уходили в леса и к реке в поисках красивых берегов красивейшей реки области. А нормально половить рыбку за все время получилось только на реке Уфтюга, где неплохо клевала щука и окунь.
«Твою монтировку», кричал я в рацию и про себя добавлял еще пару веских словосочетаний, когда очередное полено оказывалось на пути. Семидесятки каким-то боком переезжали или отталкивали леерами препятствия, которые мне приходилось убирать вручную.
Свалившись в одну из ям, я все равно подрихтовал толстенную алюминиевую защиту морды. Все-таки размер колес имеет значение! Плюс ко всему, за один этот проезд бока Хайлюкса покрылись благородными шрамами. Ох уж этот офф-роуд...
Надежда на возвращение вовремя начала таять при виде разрушенного моста через реку Леваш и принятого решения штурмовать реку во что бы это ни стало.
Первая часть «брода» представляла собой топкую смесь песка, грязи и воды, после чего следовали большие валуны и не очень приятный подъем на берег. Рассматривали варианты: идти сразу на лебедке, строить гать или сдаться. Первым послали самого большого — Барсукова на 73-й (даже не заставляли, он сам пошел).
Стравившись почти до нуля, крузак вполне легко перешел реку, растолкав самые большие валуны. Второй семидесятке не пришлось даже снижать давление в шинах и достаточно было только пройти первый зыбкий участок. Мне традиционно пришлось опасаться за редукторы мостов и объезжать самые большие камни.
До этого брода у меня работали еще три фары, а после него осталось две. Лампы постепенно догоняли, что совсем недавно их утопили. Плюс выяснилась утрата одного заднего брызговика, что вполне нормальное явление.
В Леваше функционирует паром и он даже готов был нас переместить на другой берег Сухоны, чтобы попробовать разведать состояние дорог, но как всегда вмешалось одно «НО». Паром не работает в выходные и праздники и, учитывая заросшие и заброшенные дороги на другом берегу (по словам паромщика), вернуться обратно у нас вовремя точно не получится.
Район вполне себе густонаселен. Деревеньки либо жилые, либо облюбованы дачниками. Те, что поглубже и заброшены — так начисто разворованы и скорее всего местными же, — вынесено все. В одной деревушке спросили где набрать воды, а в ответ нам вынесли 5-литровую канистру. Поняв, что нам бы свои наполнить, рассказали про родник рядом. Пока шли к роднику, местная мадам выдала перл:
— Я вот сегодня на кладбище была, выпила две рюмочки, но мне мало. У вас водки нет?
— Нет, водки у нас нет, — отвечаю я, — есть только виски.
— Виски!? Вы что думаете, что у нас тут все, что попало пьют!?
— Нет, водки у нас нет, — отвечаю я, — есть только виски.
— Виски!? Вы что думаете, что у нас тут все, что попало пьют!?
Вообще, за все время лебедились всего два раза. Точнее, два раза лебедился я, а семидесятки по одному. Сначала прошли болотце на тросах, потом решили валить назад, но снова стравливаться мне стало лень и я решил попробовать пройти на 2-х атмосферах. Не получилось... Да – дурак, но кирпичи и пустые бутылки кидать не стоит. Осознал.
Добравшись до поселка Полдарса обнаружили в левом заднем колесе семидесятки Ромы Стулова. Где-то в колее Рома поймал «неучтенку» и 36-й Симекс получил серьезный боковой порез. Ремонтировали двумя жгутами, установленными последовательно. Надолго не хватило — уже у Прилук колесо спустило второй раз и на этот раз в порез засунули уже три жгута и отправили уставшее колесо на запаску.
Лежащая в кузове лодка с мотором не давала покоя. Запланированную дневку устроили близ Верхней Тозьмы на Сухоне. Хорошее местечко, только ставить палатки пришлось на камнях. А вот покататься на лодке удалось только вечером.
На следующее утро уже дул сильный ветер и, добираясь до другого берега за вершами, уже ловили волну через борт резинки. В итоге решили сворачиваться и уходить дальше.
Из обязательных к посещению мест на Сухоне — поселок Порог. Когда-то в этих местах жили зэки, строившие гидростанцию. По словам местных, ямы под поклонным крестом — остатки землянок, в которых жили «однодневки».
Во времена, когда сажали за три картофелины, кормить зэков никто не собирался, и они выживали столько, сколько могли. Умирали, вместо них привозили новых.
|
Мы попробовали добраться до Порога со стороны Прилук, но обозначенной на карте дороги давно уже нет, как нет и берега, по которому она проходила. До мыса оставалось несколько сот метров, когда с одной стороны «вырос» лес на обрыве, а с другой подошла вода.
В самом Пороге действует лодочная станция, где за 150 рублей с человека можно добраться до фонтана и обратно. Съездить к этой точке обязательно надо — буквально из-под земли вырывается столб воды. Рядом обустроены места для палаток и пара беседок с мангалами. При этом за порядком следят все те же «лодочники» и в месте паломничества довольно чисто и культурно.
Собственно, на этом путешествие и закончилось. Реализовать задуманное не получилось, но считать поездку неудавшейся тоже не стоит. Прокатились мы здорово!
В минусе: погнута передняя защита тяг, две лампы H4 по причине «подтопления» и брызговик на Hilux, а TLC70 осталась с сильным боковым порезом Симекса. В остальном все как всегда: грязные, уставшие, но довольные...
А как вы провели праздники?
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (2)