рейтинг
2
Добавлено 15.05.15
Территория УАЗ: Каппадокия 2015В Турцию через Грузию в погоне за приключениями27.04.15 - 11.05.15
|
путешествие
Россия — Казахстан — Грузия — Турция
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 2 недели
Машины:
Планы менялись несколько раз — сначала сорвался традиционный «Северный Маршрут», потом передумали ехать в Крым из-за проходившей выставки и непонятной ситуации с паромной переправой.
В итоге встал выбор между Казахстаном и Грузией и, несмотря на массовый выезд друзей на Мангышлак, мы рванули в сторону Грузии и даже дальше — в Турцию, в Каппадокию.
Путешествие состоялось и вопреки всему удалось. Вопреки потому, что изначально допустили ошибку и не согласовали хотя-бы примерную нитку маршрута и времени его прохождения. В результате половину времени играли в «догонялки», чтобы выяснить всего одно — едем разными маршрутами.
Я стартовал в составе первых двух экипажей на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап. С Ильей Макаровым, пилотировавшим в одно лицо Пикап; решили уйти вперёд. Дизельные УАЗы комфортно едут со скоростью 100 км/ч, а это значит, что идущим следом Toyota Hilux и Toyota Land Cruiser 105 будет немного тошно следовать с нашим темпом. Значит, будут догонять.
Доезд
Самое грустное и отнимающее время занятие — это доезд. До ближайшей точки интереса надо было вштыривать как минимум 2000 км, а это означает три дня в пробежках от заправки до заправки.
Путешествие планировали сделать относительно бюджетным, если вообще такое возможно с выездом за границу. Стоимость топлива там уходит в высоты, о которых мечтают и к которым стремятся наши АЗС, забывая, что мы эту нефть добываем, а не покупаем у соседей и жадность губит.
В общем, погода отличная и желания останавливаться в мотелях не было. Выехали в обед и первую ночевку надо было устраивать уже за Воронежем. Точки интересных мест были, но все они рассчитаны на утренний старт, а мы отставали где-то километров на 200. Спасала топография на Гармине и возможность осмотреть окрестности до того, как туда сунуться.
Остановились на берегу небольшого озера. Вокруг поля, небольшая лесополоса, ночью бегали толпы ежиков, одного из которых мы с Ильей пытались дрессировать, но он не горел желанием стать цирковым. Утром проснулись от звуков тракторов — в полях началась посадка картофеля.
Кстати, посадка картофеля это отличное действо — если пройти за трактором пропилившим мимо тебя по дороге, то можно набрать пару килограмм полезного продукта. Картошка просто высыпается через все дыры кузова. Неэкономно!
Второй раз искали место для ночлега уже в районе реки Тихонька под Тихорецком. Вдоль реки на карте была обозначена дорожка, на неё и решили свернуть. Оказалось, что вдоль реки организованы какие-то водоемы взятые в аренду для разведения рыбы и на въезде наличествует пост типа охраны.
Будучи культурными путешественниками, подошли и спросили, можем ли мы встать лагерем у воды. В ответ получили лишь просьбу не ловить сетями, но узнав, что мы далеки от рыбалки в данное время, нам был дан карт-бланш. В итоге установили палатки прямо у реки на мягкой травке, которой уже зарос Краснодарский край.
За обе ночевки в очередной раз убедились, что из всего богатства выбора, самыми востребованными фонарями для посиделок и лагеря оказались самые простые — мой миниатюрный кемпинговый фонарь Эра и прикольный надувной фонарь с солнечными батареями подаренный Илье Яндекс-Маркетом. Естественно, ещё пара «налобников».
Гигиена прежде всего! Если вы считаете, что путешествуя на автомобиле мы не моемся, то глубоко заблуждаетесь. Раньше я с собой всегда таскал походный душ Экспедиция, работающий от прикуривателя. В этот раз взял новое приобретение — мойку-трансформер Беркут Smart Washer. Не знаю, почему этот универсал называется мойкой — по мне это очень хороший вариант для экономичного душа с возможностью автономной работы.
Оба дня по пути к Верхнему Ларсу (пограничному переходу Россия-Грузия) следили по интернету за работой перехода. Один из дней переход был закрыт из-за погодных условий в горах и боялись, как бы не пришлось оперативно менять планы и уходить, например, в Дагестан. Надеялись на лучшее и надежда оказалась не беспочвенной — границу перешли без проблем и вот мы уже в Грузии.
Грузия: Степанцминда
Нельзя не любить Грузию! Это понимаешь, едва въехав в эти благословенные земли, и сразу начинаешь жалеть, что столько лет государственные политики шли в разрез и родившиеся в одной стране люди стали чужими.
Первые километры после погранперехода — полный разгром — асфальта нет, вокруг ведутся строительные работы, скорее всего, будут уводить дорогу дальше от края скал и обвалов. Красоту вокруг почти не видели, так как стало темно и решили заночевать в первом населенном пункте — Степанцминде.
На этом началось гостеприимство грузин. Гостиница на площади оказалась забита, но в час ночи для нас обзвонили всех близлежащих знакомых и нашли нам дом для ночлега. Несколько комнат, гостиная, кухня и жеребенок на газоне перед домом, которого можно было погладить. Отпуск начался!
Подъезжая к Степанцминде, видели на горе подсвеченный храм. Утром на площади стояла целая армия праворульных полноприводных минивэнов Митсубиши Делика — на них возят всех желающих к церкви Святой Троицы. Но мы же на УАЗах, так что… вы поняли.
К церкви ведет извилистый и не самый безопасный серпантин с небольшими площадками, пригодными для разъезда со встречным транспортом, а его там выше крыши — кроме местных Делик вверх и вниз едет множество желающих. Некоторые бросают машины у первых больших камней, а некоторые доходят до вершины.
К самой церкви не подъехать. Наверху ещё не весь снег растаял и добрая его часть мешает проезду. Припарковались метрах в 800 от церкви рядом с группой джиперов из Краснодарского края. И тут в очередной раз поняли, насколько тесен мир.
Поболтали, обсудили планы. Краснодарцы поехали вниз, а мы пошли пешком наверх по плато, похожем на какие-то шотландские равнины. Тогда мы ещё не знали, что совсем скоро будем общаться с краснодарцами снова, а они примут решение ехать вслед за нами в Турцию.
После Степанцминды начинается дорога на перевал. Несколько тоннелей, в которых с трудом можно разъехаться, а некоторые вообще едва пропускают одну фуру, едущую по центру.
Приходится учитывать возможные затруднения и быть предельно внимательным. Летом открыты боковые объезды, а пока лежит снег, все мирятся с проблемами. А какой вокруг вид!
Все проезжающие туристы обязательно останавливаются для фотосета у Арки Мира. Место красивое, с шикарным видом вокруг, но немного испорченное вандалами и захламленное мусором вокруг. Увы, но в Грузии мусорят даже больше, чем в России и бросить что-то из окна машины — это запросто. Не раз видел сам.
Следующей точкой отсчёта для всех путешественников становится крепость Ананури. Мимо неё проехать нельзя, так как она будет стоять почти на дороге, по которой надо проехать.
Желающие могут поступить хитрее и повторить наш маневр — мы съехали на старую дорогу у воды и подошли к крепости снизу. Так оказалось интереснее посмотреть и на крепость, и на интересные дома внизу.
Самой «нижней» дороги уже нет — её смыло водой и после красивого старого моста с колоннами дорога уходит на нет и кончается. Здесь Пикап начал разворачиваться и неудачно съехал в мягкий грунт. Пришлось выходить и вкючать только что установленные хабы. Первые тесты и первые выводы.
Грузия: Тбилиси
Въехали в Тбилиси вечером и сразу окунулись в местную атмосферу дорожного движения. Оно не лучше и не хуже московского, но со своими тараканами и особенностями, к которым надо привыкнуть. Привыкать на большом УАЗе было проще, его боятся.
Вообще, в Грузии есть три типа не очень правильных водителей. Первые — самые безопасные — постоянно жмут тормоз. Таких мне попалось достаточно, чтобы определить их как класс. Вторые — лётчики насмотревшиеся «Мимино» — они ездят, держа разметку между колёс, как на аэродроме. Третьи — самые опасные — Бэтмены, передвигающиеся ночью с выключенными фарами. Фетиш или больная голова, это решать психиатру.
Наша гостиница была забронирована в старом городе, куда пришлось ползти круче, чем в гору к метеостанции в Узбекистане.
Более того, обозначенной парковки у гостиницы не оказалось — своих машин много, гостей некуда ставить. В итоге, под уклон на тесной улице корячились двумя здоровыми машинами чтобы развернуться. От отеля отказались — нашли попроще, но с большой собственной парковкой.
Тбилиси очень красивый и контрастный город. Здесь можно найти и гламурный отдых и побродить по трущобам. Каждому своё. Можно подняться к крепости на фуникулере и осмотреть город с высоты птичьего полета.
Потратили на город целый день в ожидании третьего экипажа на Toyota Hilux. Встретились с друзьями и отправились в серные бани. Местечко атмосферное — в стиле социализма и без изысков, а к запахам надо привыкнуть. Но, говорят, полезно.
Связались с четвертым экипажем Ильи Барсукова, выехавшим самым последним на Toyota Land Cruiser 105. И вот тут возникла неполадка коммуникаций — Илья не смог описать свой запланированный маршрут, мы не поняли идеи, не услышали, не подумали. В общем, получилось, что мы стартовали в Турцию, не дождавшись четвертого.
Турция: Эрзурум
По дороге на Эрзурум вышли на вершину перевала в 2550 метров. Сделали памятное фото, но совсем скоро перестали считать эти перевалы вовсе, так как следовали они один за другим. Просто глазели по сторонам.
Эрзурум можно назвать перекрестком Турции — большинство дорог идут именно через него и сложилось это исторически. Особых достопримечательностей в городе нет, как бы не старались доказать обратное. Есть духовное училище, есть много мечетей, крепость и… всё.
Побродить по улицам Эрзурума как минимум весело — где еще можно найти шикарный стеклянный особняк в современном стиле рядом с полуразрушенной хибарой?! Но и это вскоре надоедает, а нам предстояло тут ночевать и ждать четвертый экипаж.
Четвертый экипаж, как оказалось, нас догонять не собирался. Именно это мы не поняли. У нас были забронированы номера в Гёреме (Каппадокия) и надо было ехать. На том и порешили в надежде, что Тойота Барсукова нас всё-таки догонит.
Турция: Немрут Даг
По дороге на Каппадокию решили ночевать в палатках. До этого опыта установки лагеря в Турции не было, но все когда-то делается в первый раз. На этот раз карты в навигаторах были не настолько подробными как топография по России и выбирали место по наитию — искали большое озеро и подъезды к нему.
На Каппадокию ехали по D300 — это «нижняя» дорога с большим количеством горных участков, более длинная, но самая красивая. Не доезжая до Элязыг есть большое озеро с холмистой местностью вокруг. Там и решили искать место.
Вдоль озера идёт железная дорога и не везде её можно переехать, но в населенных пунктах есть проколы под дорогой и мы воспользовались одним из них. В итоге встали очень великолепно: красивый вид на озеро и горы, трава под ногами, а от сильного ветра отгородились автомобилями. Причем, после их установки полукольцом, ветер стих.
На следующий день случайно наехали на указатель в сторону горы Немрут Даг, до которой было 80 километров. Собрались совещаться, ведь до точки назначения оставалось больше 300 километров, к которым предстояло добавить еще 160 по горным серпантинам.
Я решил ехать, о чем заявил спутникам. Моё: «я еду, а вы как хотите» было воспринято в штыки, меня закидали тухлыми помидорами, что так говорить нельзя. Но все поехали!
Я, конечно, дико извиняюсь за своё поведение, но считаю, что в путешествии надо стараться увидеть больше, даже если для этого надо рискнуть пропустить ужин или приехать на точку поздней ночью. Доезды в спешке не для меня. Так можно всю жизнь в доезд превратить.
На вершине Немрут Даг стоят статуи Богов еще дохристианской эпохи. Дорога к вершине постепенно превращается из широкого асфальта в узкие проходы в снегах и в размытую грунтовку на самом верху.
В какой-то момент подоткнули пониженную, чтобы лезть вверх смотря по сторонам, а не ловить момент.
Забравшись на вершину и заплатив на КПП небольшую сумму за проезд, увидели стоящий Мерседес B-Klasse с приехавшими болгарскими туристами. Какие понижайки, какой полный привод?! Лузеры и ламеры на здоровых джипах приперлись туда, куда недопривод залез.
В защиту УАЗов и Тойоты могу сказать, что они бы забрались и выбрались назад при любой погоде и не рисковали поломать бамперы. Мерседесу досталось неплохо по пути к вершине, но это не уменьшает его заслугу. Ведь доехал!
Турция: Гёреме
Каппадокия исключительно туристическое место. Здесь на каждом шагу прокат квадроциклов, воздушные шары, мотоциклы, велосипеды, рестораны и всё полагающееся для туристического ширпотреба.
Однако, здесь можно провести трое суток, бродя по окрестностям, и не устать, постоянно открывая для себя что-то новое.
Пещерные дома, ради которых сюда едут, были созданы ещё задолго до христиан, которые пришли по факту на все готовое и только продолжали начатое. Целые города в горах: маленькие квартирки и многоквартирные скалы с храмами и переходами.
Это нечто! Это можно потрогать, можно залезть, можно даже переночевать в пещере дикарем.
Да, дикарем! Открыв фейсбук, увидел, что краснодарские джиперы тоже добрались до Каппадокии и планируют именно ночевку в пещерах дикарём. Пишут, что страшно, но интересно. К сожалению, пока не видел постов, удалось ли это или нет. Видел в пещерах солому, значит эта идея не нова и у кого-то получилось.
Первый день пребывания посвятили тому, чтобы облазить все ближние окрестности.
Забирались в труднодоступные пещеры, немного покарябали УАЗы об острые шипы кустов. Удалённые районы оставили на следующий день.
Над Гереме есть множество смотровых площадок на вершинах окрестных гор.
Встречать рассвет и провожать солнце с великолепными видами на город и горы можно и в кафешках, и просто рассевшись на камнях. Вид сверху чем-то напомнил мне Брайс Каньон в США. Инопланетный пейзаж.
Турция: Подземный город в Каймаклы
Больше известен подземный город Деренкуй, но мы решили посетить более спокойное местечко Каймаклы. И ближе, и туристов поменьше. Пока ехали поняли, что подземная жизнь здесь кипит — даже сейчас в скалах организуют целые хранилища с воротами для разгрузки.
Под землю не стоит отправляться тем, кто не любит закрытых и тесных пространств. Ещё на входе видели, как выводили мужчину, которому просто стало плохо, и скоро поняли причину его плохого самочувствия.
В подземном городе местами приходилось передвигаться «гусиным шагом», местами некоторые из нас умудрились почти застрять и начать немного паниковать и просить «бросить и отступать, спасаться самим».
По большому счёту делать в подземном городе особо нечего и второй раз я уже никогда туда не полезу. Но отметиться и увидеть это один раз нужно, чтобы просто представить, как когда-то тут жили люди. Каппадокийские люди, как их называют местные гиды с немного разными рассказами. Точной информации нет ни у кого.
Ещё по дороге в Каймаклы заметили знак «Термальный отель». На обратном пути сунули нос и не ошиблись чуйкой. Проехав два отеля, оказались перед самым настоящим вулканическим озером с ярко-зелёной водой.
К озеру есть съезд и внизу летом, видимо, хорошо отдыхают с палаточками и без. Местами есть мусор, но в общем это очаровательное место.
Турция: Хаджибекташ и Карс
Четвертый экипаж Барсукова нас так и не догнал. Илья пошёл своим маршрутом и обещал выложить отчёт и фотографии из путешествия. Мы же приняли решение разбегаться как тараканы, так как у всех было своё видение возвращения назад.
Так, Hilux ушел по 80-й дороге прямиком домой, УАЗ Пикап отправился вдоль моря через Трабзон и на Батуми, а мы продолжили неспешный маршрут по Турции кривыми дорожками двигаясь в сторону Грузии.
Пока два экипажа пилили домой на всех парах, мы заехали в Хаджибекташ — место, убедившее нас, что мусульмане не совсем закрытые от мира люди.
Тут мекка почитателей Хаджи Бекташа, который здесь и похоронен рядом с последователями. Причем для посещения туристов открыты все помещения, как музей монахов-дервишей, так и мавзолеи с гробами. Только надо снять обувь или надеть бахилы.
Никто не смотрел на нас с упреком, что мы гуляем и фотографируем. Все занимались своим делом: одни молились, вторые глазели на сохраненную красоту помещений и идеальную чистоту везде.
Нашим следующим пунктом стал город Карс.
Первые ощущения, что мы оказались не в Турции, а где-то в Армении или около того. Девушки здесь в большинстве одеты в европейском стиле. Сам город славится Собором Александра Невского, переделанным в мечеть, крепостью над городом и остатками «русской» архитектуры.
Дороги в Турции почти идеальные. По крайней мере федеральные магистрали и региональные дороги. Ехать по ним одно удовольствие, а водители неожиданно законопослушные. Например, под меня никто ни разу не выехал со второстепенной дороги создав помеху, как это любят делать в России.
Ну и природа вокруг. Погода нас преследовала в Турции почти всегда солнечная и даже, если набегали тучи, то они приносили лишь приятную прохладу. По такой погоде в окружении шикарных пейзажей просто нельзя было не радоваться жизни. Мы это и делали.
По дороге к городу Карс обнаружил целую линию обороны из железобетонных бункеров, развернутых на юго-восток.
Бункеры оказались не использованными, их просто построили. Бункеры нашлись и в самом Карсе напротив крепости, а сама крепость представляет чисто номинальный интерес. Или мы уже устали от достопримечательностей.
Дома в Карсе действительно есть такие, что, проснись утром с похмелья около одного из них, подумаешь, что оказался где-то в провинциальном городке России.
В городе сохранились дома, построенные ещё тогда, когда здесь балом правили русские, хотя город постоянно и переходил из рук в руки.
Грузия: Ахалцихе и Монастырь Сафара (Сапара)
Собравшись в горный монастырь, прочитали, что туда принято возить с собой продукты. Заехали в магазин, взяли коробку печенья, конфеты, макароны, муку, масло и поехали в горы.
До монастыря ехать от Ахалцихе совсем недалеко. По хорошей погоде можно проехать и на недоприводе, но вот в дождь не стоит — местами глина и можно неплохо поюзить на краю симпатичного обрыва.
В монастыре отдали привезенное и получили целую горсть свечей. Поставили их всем, чтобы здоровье было и чтобы путешествия не кончались. Уж очень не хочется на пенсию, на завалинку с самокруткой. Лучше вот так, по горам, по долинам.
В колокольне монастыря сохранилось множество записей времен СССР, есть датированные даже 35-м годом. Вроде видел еще 29-й год, но что-то не могу найти среди фотографий. В любом случае, вандалы здесь потрудились на славу рассказать о своем «подвиге».
В монастыре стоит правильный для этих мест автомобиль — Toyota Land Cruiser 105 в таком состоянии, в котором найти почти не возможно. Как будто только пару месяцев назад из салона выехал. На другой машине по плохой погоде тут делать нечего.
В самом Ахалцихе восстановлена городская крепость. Из неё сделали место для прогулок: внутри сцена, рестораны и отель. Часть крепости можно посетить бесплатно, часть по билетам.
Не то чтобы это увидеть надо, но если нечего делать, то погулять там обязательно стоит.
Грузия: Мцхета и Гудаури
Забронировали номер в Мцхете в самом центре, но подумать не могли, что будем жить прямо перед главным собором, а с нашего балкона практически можно дотянуться до стен.
В самом соборе попали на службу. Ничего не понятно, но как поют! Грузин, который не умеет петь, точно не настоящий. Помните в Мимино? Это не Телявив, это Теляви, Грузия… не клади трубку, давай споем?!
Чтобы не переходить границу с Россией в пик возвращающихся туристов, забронировали себе номер с видом на вершины в Гудаури. И, двигаясь в направлении России, случайно встретили наш потерянный четвертый экипаж.
Вместе пообедали, обсудили маршруты и разбежались. Мы — ночевать с домашним вином и вершинами гор в окне, а экипаж Барсукова — на границу. Вопреки всему, границу они прошли менее чем за час, но мы побили все рекорды и на следующий день для въезда в Россию нам потребовалось около 20 минут.
Дальше доезд до Москвы с заездом в Беслан, в печально известную школу №1.
В качестве эпилога стоит отметить, что путешествие удалось. За всю дорогу получилось увидеть столько всего, что до сих пор ещё не верится, что мы уже дома, УАЗы разгружены и почти отмыты, а в голове уже планы следующих маршрутов.
Справочно: |
||
Пробег путешествия Каппадокия 2015 составил чуть больше 7000 км. По одометру УАЗиков — 7800 км, но спидометр врет примерно на 10% в большую сторону.
УАЗ Патриот съел за путешествие 692 литра дизельного топлива. Пикап ехал другой дорогой, но общие затраты оказались примерно такими же.
В России топливо самое дешевое, потом идет Грузия, потом Турция, где солярка по цене Европы.
Не сложно подсчитать, что примерный расход УАЗ Патриот с дизельным ЗМЗ-514 составил меньше 10 литров. Если учитывать, что местами поднимались высоко в горы, ездили по бездорожью с загруженными багажниками, то выходит очень даже неплохо.
Именно для длительных и частых путешествий дизельный двигатель УАЗ оправдывает себя на все 100%. Не жалеем о сделанном выборе. Плюс дизель намного лучше тянул в горах и даже не заставлял задумываться на обгонах.
|
||
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)