рейтинг
12
22.07.11
Дисциплины мира off-road: Big FootBig Foot |
Монстр-траки родились в 1975 году. Их папой стал Боб Чэндлер (Bob Chandler) — простой американский парень из городка Сент-Луис, штат Миссури.
Боб работал строителем, но хобби его были внедорожные покатушки (знакомо, да?). По-другому и не назовешь тогдашние встречи американских фанатов офф-роуда.
Первый Big Foot на встрече американских фанатов офф-роуда 1970-х гг.
Никаких известных ныне дисциплин еще не придумали, по выходным любители полного привода просто собирались за городом и устраивали заезды «кто кого» по лужам и болотам.
Вечерами Боб тюнинговал свой семейный пикап Ford F-250, задирая кузов, усиливая подвеску, устанавливая колеса все большего диаметра. Постоянной проблемой были специфические запчасти для машины. Джиперский тюнинг-стафф несложно купить сейчас, но тогда он был редкостью. Найти что-то подходящее было очень тяжело, особенно в провинциальном Сент-Луисе.
В итоге Боб уволился с работы и открыл собственный магазин запчастей и автомастерскую внедорожного тюнинга под названием Midwest Four Wheel Drive. А свой пикап использовал как передвижной рекламный стенд. Тут уж привлечь к машине внимание стало важной задачей и в конце концов Ford F-250 обзавелся самыми большими колесами, которые можно было найти — 48-дюймовыми (1,2 м). Колеса были такими огромными, что сама собой пришла мысль — а нельзя ли теперь на этой машине переехать другую машину?
Сказано — сделано! Боб договорился с хозяином автокладбища и проехал по двум старым легковым кузовам, сняв этот трюк на видеокамеру. Вышло так, что этот ролик изменил не только жизнь Боба, но и индустрию развлечений США.
Вообще-то видео должно было служить рекламой бизнеса Чэндлера, однако эффект от него оказался неожиданным — в магазине покупателей не прибавилось, но владельца пикапа стали просить еще раз что-нибудь или кого-нибудь переехать своими гигантскими катками.
Боб не отказывал и устраивал мини-шоу, придумывая все новые трюки: повалить забор, отбуксировать трактор и т.д.
Затем шоу увидели промоутеры гонок NASCAR и пригласили Чэндлера «зажечь» на его монстр-пикапе между заездами спортивных автомобилей.
И все завертелось
Чэндлер уже не участвовал в провинциальных покатушках. Постепенно он начал превращаться в звезду. Развивался и семейный пикап. Размер колес дошел до 66 дюймов (170 см!), соответственно усиливалась подвеска, элементы трансмиссии, форсировался двигатель. Попутно Боб стал изобретателем формулы 4х4х4 — полный привод, полная управляемость.
Поворотные задние колеса позволили освоить еще один трюк — вращение на месте.
Вскоре у Ford F-250 появилось имя собственное — Big Foot, а затем двойник, построенный Бобом уже специально для участия в шоу. Чэндлера начала спонсировать Ford Motor Company (и делает это до сих пор, кстати). По всей стране начали появляться последователи. Пикапы на больших колесах получили название Monster Trucks. Начались первые соревнования между монстрами.
А Боб Чэндлер, в отличие от многих других первопроходцев, сумел сохранить лидерство в созданном им начинании. В настоящий момент он является собственником компании Bigfoot 4x4, Inc., построившей два десятка монстр-траков, а также президентом MTRA (Monster Truck Racing Association) — организации, проводящей соревнования монстр-траков.
Рожденные ползать
Корпоративная легенда гласит, что первый монстр получил свое имя после беседы Боба Чэндлера со своим другом Роном. «Почему пикап так часто ломается?» — спросил Боб. «It's because of your big foot (потому что у тебя большая лапа)», — ответил Рон.
Ford F-250 на самом деле ремонтировался после каждого выступления. Виной тому, в первую очередь, огромный вес колес. Сломанные рессоры, погнутые рулевые тяги, вырванные серьги, срезанные зубья редукторов — Чэндлер сам был главным клиентом своего магазина.
На пикапе оставалось все меньше и меньше серийных деталей, но обычных компонентов для внедорожного тюнинга быстро стало не хватать. Приходилось придумывать уникальные решения.
К концу 80-х годов Big Foot, как и другие траки-чемпионы, представлял собой ужасающее зрелище: усиленная железнодорожными рельсами рама, десятки стальных косынок и распорок, многослойные рессоры, мосты от военных грузовиков и т.д. Вес этих машин доходил до 10 тонн!
Даже с форсированными моторами, оснащенными впрыском закиси азота, о зрелищных прыжках речи не шло. Монстры, конечно, могли давить старые машины и возиться в грязи, но публика уже хотела большего.
Тут Боб Чэндлер опять стал законодателем мод, т.к. он первым создал монстр-трак «с нуля», по принципу гоночных машин: легкая пространственная рама из труб, пластиковые наружные панели, центральное расположение двигателя, пружинная подвеска.
В настоящее время все пикапы для шоу строятся именно так. И теперь они могут летать!
Конструкция монстров
Монстр-траков на сегодняшний день построено уже больше 100 штук. Внешне все они крайне разнообразны, а вот конструктивно друг от друга отличаются не больше, чем болиды Формулы 1 разных команд.
Читать подробнее про конструкцию монстров.
Читать подробнее про конструкцию монстров.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)