рейтинг
7
10.05.16
Горьковский Автомобильный ЗаводНеофициальная экскурсия на ГАЗ |
Просто съездить в Нижний Новгород за новым Соболь 4х4 было бы скучно, поэтому мы сумели оказаться на Горьковском Автомобильном Заводе в неофициальной обстановке, без пресс-туров и увидеть жизнь ГАЗа так, как она есть.
Без переодетых в новые, еще смятые по складкам комбинезоны сотрудников, без наведенного лоска. Спешу поделиться полученными впечатлениями.
На входе в сборочный цех людей встречают информационные стенды о количественных и качественных показателях работы цеха.
Это не для прессы, это для себя, вместе с остальными стендами, где отражено все, включая показатели травматизма.
По количеству замечаний к качеству сборки автомобилей составляется специальная таблица. Результаты проверки переносятся на более простой информационный стенд и доводятся до персонала.
Тема выборочных и дотошных проверок качества была позаимствована у западного бренда, но на ГАЗе прижилась и работает. Все данные проверок фиксируются и передаются ответственным для устранения замечаний или минимизации их.
Проверил стенд информации о качестве сборки ГАЗелей и Соболей. Стрелочка в зеленом секторе, значит на Соболе 4х4 можно смело уезжать с завода домой.
В одном сборочном цеху собираются и легкие коммерческие и грузовые автомобили ГАЗ. Кроме ГАЗовских моделей здесь собирается и фургон Mercedes-Benz Sprinter.
Первое, что бросается в глаза в цеху, это очень светлое помещение. После сборочных цехов МАЗа, больше похожих на пещеру троллей в свете керосиновых светильников, это просто очень комфортное помещение с очень хорошей системой вентиляции.
Старые модели ГАЗ до сих пор пользуются спросом, особенно версии с полным приводом. Рядом с заслуженными трудягами собирается и новый ГАЗон NEXT.
Сборка автомобилей начинается с основы — рамы, которые подвозятся в начало конвейера целыми поддонами и загружаются на ленту.
Рамы перекладываются деревянными проставками с целью минимизации опасности повредить лако-красочное покрытие.
Рама грузится на конвейерную ленту «вверх ногами», чтобы облегчить установку узлов подвески и трансмиссии.
Закрепленный к раме листок содержит всю необходимую информацию для сборщиков о комплектации будущего автомобиля.
Согласно информации о комплектации на раму устанавливаются узлы и детали. На одном конвейере собираются и предыдущие модели легких коммерческих ГАЗов и ГАЗель NEXT.
Передние рессоры и балка — это будет обычная ГАЗель, которая по-прежнему активно приобретается корпоративными и частными покупателями.
Затягивание креплений узлов осуществляется пневматическим инструментом, но самое главное ждало нас позже.
После затягивания крепления с помощью пневматики сборщик взял динамометрический ключ и проверил затяжку всех болтов, которые находятся в его сфере ответственности.
Продолжение сборки осуществляется после переворота рамы на специальном посту.
В момент переворачивания звучит звуковой и загорается световой сигнал об опасности. Только после этого в присутствии сотрудника осуществляется переворот.
В сборочном цеху находится совсем немного комплектующих. На ГАЗе используется система логистики, позволяющая подвозить к местам сборки только необходимое количество деталей.
Редукторы гидроусилителя ZF аккуратно уложены в ожидании установки на автомобили.
Сейчас на заводе ГАЗ на автомобили семейства ГАЗель еще устанавливаются все три типа двигателей. В ближайшем будущем на конвейере останется только новый экологичный бензиновый мотор Evotech 2.7 и турбодизель Cummins 2.8.
Турбодизель Cummins 2.8 с установленной на него КПП передвигается к сборочному конвейеру.
Второе, что удивило на заводе ГАЗ, это большое количество молодых сотрудников и большое количество женщин. Женских рук на конвейере около 40% и по неофициальным данным, качество сборки у женщин выше, чем у мужчин. Вот вам и равноправие!
Окончательная комплектация шасси перед установкой кабины или кузова.
На заводе ГАЗ не просто приветствуется ротация рабочих мест для того, чтобы не допустить «привыкания», но и поощряется материально.
На подготовленное и укомплектованное шасси устанавливается кузов или кабина. Этот процесс называется «женитьба» или «свадьба».
Полностью уйти от использования импортных комплектующих заводу пока не удается, но завод пошел своим путем. Например, договорился, что импортные радиаторы TRM будут не закупаться, а производиться в России под тем же брендом.
Радиаторы TRM производятся иностранным брендом на территории России. Отличный способ альтернативы импортозамещению с качественными комплектующими.
Многие посты сборки оснащены компьютерами контролирующими момент затяжки и даже количество затяжек и смену инструмента. Если, например, одна гайка будет не закручена устройство не даст продолжить работу со следующим автомобилем.
Компьютер, контролирующий момент затяжки колесных гаек. После этого можно было не проверять гайки на новом Соболе, но контроль показал, что все протянуто как надо.
На последних постах устанавливаются последние комплектующие и декоративные элементы.
После установки бамперов и декоративных элементов автомобили готовы для заправки техническими жидкостями.
На соседнем конвейере собираются грузовики ГАЗ. Интересно, что ГАЗон NEXT и ГАЗель NEXT имеют один и тот же модуль кабины, а дальше комплектуются только разными капотами для грузового и легкового автомобиля.
ГАЗон NEXT уже мало похож на советский автомобиль старых моделей.
С конвейера готовые автомобили проходят контроль работы всех систем. Из партии готовых автомобилей каждый день выбирается контрольный экземпляр, который проверяется по многим параметрам и по итогам проверки получается тот самый информационный стенд с баллами.
Контрольный стенд DURR обеспечивает проверку тормозов и других систем.
Новая ГАЗель NEXT привлекла наше внимание. Объем внутреннего пространства, доступность запасных частей и ремонта в сочетании с ценой делают ее очень интересным вариантом для бизнеса.
Руководители компании Автовентури рассматривают ГАЗель NEXT. Грузовые ГАЗели уже используются на мега-складе тюнингового оборудования, возможно скоро появится и модель NEXT.
Естественно, что я тут же перефразировал весь коммерческий потенциал Некста в свое русло — какой бы там получился автодом! Столько пространства и по доступной цене.
Новые борта грузовичков теперь оснащаются новыми замками, более удобными и комфортными в эксплуатации.
Теперь перебираемся в сварочный цех. Здесь нас ждал сюрприз — кузова новых ГАЗелей NEXT изготавливаются на полностью роботизированном конвейере, почти без участия человека.
На первом этапе робот сваривает дно будущего фургона ГАЗель NEXT.
Когда стоишь около полностью автоматического поста сварки, где роботы захватывают и подают на «стол» детали, чувствуешь себя немного жутковато. У робота хватит радиуса действия, чтобы дотянуться и схватить тебя за голову. Фантастические фильмы про восстание машин сразу становятся ближе и реальней.
Подача деталей для сварки кузова полностью автоматизирована, как и весь процесс сварки.
Около роботизированного конвейера нет людей. Если где-то происходит сбой, система встает в аварийный режим и ожидает контроля и устранения причины сбоя от человека.
Работа с роботами требует не только большей ответственности от персонала, но и более высокой квалификации. Это уже не гаечным ключом крутить гайки.
Сварочный конвейер может работать с разными скоростями. Нас впечатлила работа в медленном режиме, а сотрудники рассказывали, что в скоростном режиме это выглядит очень феерично. От скорости работы конвейера зависит количество выпускаемой продукции.
Деталь ждет, пока подающий робот возьмет ее и установит в нужное место, а сварочный робот произведет сварку четко в установленных местах.
В конце сварочного конвейера выходит уже готовый кузов ГАЗели NEXT. Выглядит это очень необычно — ни одного человека и вот он, почти готовый автомобиль.
Сварочный конвейер не только не требует дополнительных действий от человека, но и закрыт от случайного вмешательства человека или создания опасной ситуации для жизни и здоровья зазевавшегося.
Прогулка по заводу ГАЗ была очень полезным и приятным дополнением к главной задаче, с которой я приехал на завод — забирать новенький Соболь 4х4 для нового проекта внедорожного кемпера для работы и отдыха.
К сожалению, новой ГАЗели NEXT пока нет в варианте с полным приводом, но когда такая модификация появится, это будет очень интересный вариант.
Я еще не тестировал грузовой фургон ГАЗель NEXT, но обязательно это сделаю в ближайшее время. Автомобиль получился интересным, что подтверждается их количеством на дорогах России.
Если не заморачиваться с внедорожными возможностями, то для постройки автодома заднеприводной версии с электронно блокируемым межколесным дифференциалом будет достаточно. А какой цвет!?
Кроме сборочного конвейера нам удалось побывать и в музее ГАЗ. Но, об этом чуть позже. Не забывайте заходить на сайт OffRoadClub.Ru или подписываться на новости, чтобы следить за всем самым интересным.
Новый шильдик ГАЗ. Спросил открутить и поставить на Соболя. Не разрешили. Впрочем, Соболь это олдскул, а NEXT пусть красуется новым значком.
От души благодарю руководство завода ГАЗ, сотрудников завода и музея и лично Павла Ерасова за разрешение посетить завод и музей, помощь в организации экскурсии, сопровождение и интересные рассказы о жизни завода.
В качестве заключения хочу просто порадоваться, что отечественный автопром не загибается, а поднимает голову, представляет новые модели и модернизирует выпускаемые. Достаточно знать историю Москвича или ЗиЛа, чтобы понять эту радость. У нас еще есть что-то свое и это не только ракеты, танки и самолеты.
***
Что еще почитать:
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)